В статье рассматриваются вопросы психологических факторов готовности к выполнению видов инженерных задач у студентов технических направлений подготовки. Особое внимание уделяется личностным характеристикам будущих специалистов технического профиля, которые обеспечивают развитие способностей в определенном направлении инженерной деятельности. Фокус внимания авторов сосредоточен на мотивационно-ценностных характеристиках будущего специалиста технического профиля: внутренняя и внешняя мотивация, личностные ценности саморазвития, креативности, достижений, материального благополучия, сохранения индивидуальности, интерес в области электро- и радиотехники, а также типы направленности на инженерную деятельность - научно-исследовательский, проектно-конструкторский, производственный и организаторский. Исследование посвящено выявлению устойчивой взаимосвязи мотивационного-ценностных показателей и направленности на виды инженерной деятельности у обучающихся технического профиля. Проведено эмпирическое исследование с применением методик «Направленность на вид инженерной деятельности» (О. П. Годлиник),«Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир), аксиологическая направленность личности (А. В. Капцов, Л. В. Карпушина),«Карта интересов Голомштока» (А. Е. Голомшток, модификация О. П. Мешковская и др.) и метода ранговой корреляции Спирмена (rs). Новизна исследования заключается в том, что установлены мотивационно-ценностные корреляты для каждого вида направленности на инженерную деятельность. Выявлено, что для обучающихся технического профиля прагматические личностные ценности более значимы, чем гуманистические. По результатам проведенного исследования получены основные выводы: мотивационные показатели преобладают в направленностях на научно-исследовательский и организаторский виды инженерной деятельности; для направленности на научно-исследовательский и организаторский виды наибольшую значимость имеет выраженность мотивации достижения успеха и внутренней положительной мотивации; для направленности на проектно-конструкторский вид наибольшую значимость имеет ценность материального благополучия; для направленности на производственный вид наибольшую значимость имеет снижение прагматической ценности достижений; гуманистическая ценность саморазвития характерна только для направленности на организаторский вид инженерной деятельности; прагматическая ценность достижений в обратной взаимосвязи характерна только для направленности на производственный вид инженерной деятельности
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.