Статья посвящена проблеме фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности. На основе анализа оперативно-розыскной практики анализируются способы фальсификации оперативно-служебных документов, а также делается вывод о возможности фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности не только должностными лицами оперативно-розыскных органов, но и конфиденциальными источниками.
Цель. Обосновать возможности применения теории трансакционных издержек в качестве научно-методической основы определения формы и способа выхода российских компаний на внешние рынки.
Процедура и методы. Теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных учёных, посвящённые как экономической теории в целом, так и институциональному направлению экономической науки, в частности. В ходе исследования применены следующие научные методы: библиографический анализ, системный анализ, а также методы дедукции и индукции, сравнения и аналогии.
Результаты. В научной статье представлены ключевые характеристики теории трансакционных издержек, дано краткое описание особенностей внешнеэкономической деятельности российских компаний, представлен инструментарий теории трансакционных издержек в интересах определения наиболее эффективных форм внешнеэкономической экспансии. Авторами сделан вывод о том, что в свете доминирования в российской экономике сырьевых компаний, для которых характерна вертикальная интеграция, применение теории трансакционных издержек видится особенно актуальным.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленный в статье материал расширяет и дополняет теорию трансакционных издержек, применительно к внешнеэкономической деятельности российских предприятий.
Цель. Целью данной работы является оценка влияния заключения региональных торговых соглашений (РТС) на благосостояние стран, выраженное в ВВП на душу населения.
Процедура и методы. Автор проанализировал научные труды и обнаружил, что оценка последствий заключения региональных торговых соглашений неоднозначна. В исследовании применены методы обобщения, интерпретации результатов и корреляционный анализ. Результаты. Анализ исследований выявил серьёзные расхождения в оценке влияния заключения РТС на благосостояние населения. Проведённый корреляционный анализ с выборкой в количестве 196 стран показал, что число заключённых страной региональных торговых соглашений прямо взаимосвязано с ВВП на душу населения, при этом коэффициент корреляции составляет 0,5. Не выявлено наличия корреляции между количеством РТС и темпами прироста ВВП на душу.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты показывают, что необходим более дифференцированный анализ интеграционной практики (РТС); в практической деятельности безусловно позитивная оценка интеграции должна смениться более взвешенным и сдержанным подходом.
В статье анализируются особенности действия отдельных принципов судебного разбирательства, когда участниками гражданского судопроизводства выступают лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Особое внимание уделено устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства. По мнению автора, реформирование судопроизводства внесло не всегда оправданные, но при этом существенные коррективы во все указанные принципы, фактически уничтожив один из нормативных принципов судебного разбирательства по гражданским делам - принцип непрерывности. При этом благодаря непрерывности судейского восприятия обстоятельств дела, устности, непосредственности такового восприятия, судьям обеспечивается целостное представление об исследуемых доказательствах, позициях сторон и других лиц, участвующих в деле, и их представителей. Функции правосудия пока еще рано передавать кому бы то ни было, кроме судей и судов, особенно невозможно таковое даже в отдаленном будущем в делах об усыновлении, эмансипации, определении места жительства ребенка и порядка общения с ним и т. п., т. е. практически во всех делах с участием несовершеннолетних.
Цель исследования состоит в выявлении специфических черт диссертационной культуры антиковедов 1940-х годов на основе изучения Введений к диссертациям, защищенным в Ленинградском государственном университете. Новизна заключается в рассмотрении квалификационных сочинений на ученую степень как отдельного вида историографического источника, исходя из целеполагания самих соискателей. Актуальность обусловлена количественным ростом в последнее десятилетие исследований по истории диссертационной культуры, однако историографами не было предложено удовлетворительной программы анализа самих диссертаций. Автор устанавливает, что если на раннем этапе имелась определенная свобода в структурировании диссертаций, компоновке и изложении вводной части, то с конца 1940-х годов в связи с развернувшимися идеологическими кампаниями усиливаются формальные требования к представляемым на диспут научным сочинениям. В результате образуется разрыв в едином нарративном пространстве диссертаций: Введение по выдвинутым в нем положениям как бы обособляется от основного текста. Оно становится насыщенным враждебной по отношению к «буржуазной» науке лексикой и цитатами из марксистской литературы. Актуализация темы, постановка задачи, историографический обзор приобретают идеологический характер. Эти элементы становятся критериями оценки всего проведенного исследования.
В стенах Русского музея в период с 1917 по 1934 год работало много ученых самых разных направлений: историков искусства, этнографов, историков, археологов. Большинство из них получали образование в Санкт-Петербургском (Петроградском, Ленинградском) университете. Именно поэтому так важно рассмотреть взаимосвязь данных социальных институтов с точки зрения подготовки университетом специалистов, работавших в Русском музее, это является целью нашей работы. Исследование по данной тематике проводится впервые. Задачи работы: изучить научные интересы, численность и персональный состав сотрудников Русского музея в 1917-1934 годах, которые получали образование в Санкт-Петербургском (Петроградском, Ленинградском) университете. Благодаря базе данных «Биографика СПбГУ» и реализуемым проектам, в которых участвовал автор, была произведена выборка специалистов, окончивших университет, и рассмотрены выпускники, чья научная деятельность была связана с исторической наукой и/или работавших в эти годы в университете по совместительству. По итогам работы было определено общее число выпускников-историков университета, работавших в стенах Русского музея в 1917-1934 годах, доля женщин среди сотрудников музея, средний возраст музейных работников и их основные научные интересы.
В статье раскрываются актуальные аспекты механизма разработки и принятия уголовно-процессуальных решений по делам о преступлениях, совершаемых должностными лицами. Демонстрируется наличие закономерной связи между присутствием в деле должностного лица в качестве подозреваемого или обвиняемого и характером уголовно-процессуальных решений. Эти решения представляют собой осознанный выбор и обдуманное намерение ответственных лиц по поводу дальнейших действий, направленных на разрешение правовых ситуаций в рамках уголовного дела. Характер и содержание таких решений оказываются под влиянием различных факторов, включая особый статус должностных лиц как специальных субъектов преступления.
Актуальность. Современные условия развития общества инициируют внедрение в школы новых образовательных задач, предполагается, что обучение должно строиться не только на формировании знаний, но и на организации и развитии опыта творческой деятельности. Именно поэтому следует разнообразить учебный процесс внедрением различных инновационно-образовательных технологий. Это поможет учащимся мыслить по-новому и творчески подходить к решению поставленных задач.
Цель исследования – развитие творческих способностей учащихся путем внедрения в образовательный процесс инновационно-образовательных технологий.
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями современного педагогического процесса. Данная специфика определила в качестве основополагающих следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, включенное наблюдение, обобщение полученных данных.
Результаты исследования. Применение инновационных технологий дает массу возможностей как учителю, так и ученику. Учитель с их помощью может решить различные образовательные задачи. Ученик может сам, пробуя, ошибаясь и выходя на правильный путь, идти к решению той или иной проблемы, идти к поставленной цели, что, в свою очередь, является предпосылкой формирования творческих качеств личности. Использование предложенных методов благоприятно влияет на учащихся, так как у них развиваются творческие способности, уверенность в себе, самостоятельность, активность, логическое мышление, они избавляются от стереотипов и барьеров. Применение инновационных технологий насыщает процесс обучения необходимыми эмоциями, создает атмосферу для продуктивной работы.
Выводы. Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе способствует: расширению общекультурного кругозора учащихся; развитию их интеллектуальных и творческих способностей, исследовательских и организационных умений, деловых и коммуникативных качеств; формированию ценностных ориентаций, гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в обществе.
Впервые дана подробная характеристика деятельности Василия Александровича Трошина - первого директора музея «Марциальные воды». Актуальность темы обусловлена возрастающим в последние десятилетия интересом к местной (локальной) истории и к биографике. Новизна исследования заключается в выявлении и введении в научный обиход сведений о малоизвестном и незаслуженно забытом представителе карельской демократической интеллигенции, в молодости активном участнике революции 1905-1907 годов в Карелии, а в послевоенный период краеведе и основателе музея «Марциальные воды» В. А. Трошине. Материалом для статьи послужили архивные источники из личного фонда В. А. Трошина, хранящиеся в Научном архиве Карельского научного центра РАН. Их изучение позволило выявить многие эпизоды его долгой и бурной жизни, вклад в развитие краеведения, школьного образования и музейного дела в Карелии. Сделан обзор оставленных В. А. Трошиным мемуарных работ и показано их значение для изучения истории культурно-просветительской деятельности учителей и краеведов Олонецкой губернии и Карельской Трудовой Коммуны, музейного дела в Карелии, а также политической истории Русского Севера.
В статье исследуются научные подходы к определению понятий «виктимность» и «виктимизация». Доказывается, что российская криминальная виктимология на современном этапе своего развития сформировала научный дискурс в отношении исследуемых понятий, демонстрируя единообразие в толковании терминов и выработав достаточно емкие и точные определения. Научную и практическую значимость уточнения категориально-понятийного аппарата криминальной виктимологии автор обосновывает целью определения основ виктимологической безопасности и защищенности личности и общества, виктимологической политики и направлений общей и индивидуальной виктимологической профилактики, социального контроля над преступностью.
В статье проанализированы положения законодательства об информационных технологиях и о защите информации, касающиеся вопроса создания, функционирования и нормативного регулирования государственных информационных систем. Автором рассмотрены информационные системы, которые функционируют в уголовно-исполнительной системе.
Актуальность. Проблема участия православного духовенства в выборах в Государственную думу Российской империи остается по-прежнему одной из самых сложных и малоизученных.
Целью исследования является изучение реакции светской периодической печати на участие православного духовенства в выборах во II Государственную думу.
Материалы и методы. Объектом исследования является представленное в светской периодической печати мнение представителей различных общественно-политических кругов об участии православных священников в выборах в Государственную думу. Исследование выполнено методами контент-анализа, сравнительного анализа и типологии на материалах ведущих периодических изданий Российской империи (как партийных, так и внепартийных). Результаты исследования. Выявлено, как представители различных общественных кругов относились к участию православного духовенства в выборах в Государственную думу. Выделены следующие ключевые моменты, по которым шла дискуссия в периодической печати: роль духовенства в политическом процессе, участие духовенства в деятельности партий, отношение к делу священника Г. С. Петрова, православное духовенство и итоги выборов в Государственную думу.
Выводы. Православное духовенство рассматривалось как важный актор в избирательной кампании. Для правых изданий священники выступали их союзниками, с помощью которых планировалось провести в Думу как можно больше монархистов. При этом отдельные представители правой печати были против участия священников в выборах. Для кадет, социалдемократов и близкой к ним периодической печати священники выступали проводниками политической воли бюрократии, стремившейся увеличить число консервативно настроенных депутатов в Думе.