29 мая 2025 г. состоялось заседание Совета экспертов «Цефиксим (современный пероральный цефалоспорин III поколения компании Сандоз) и его место в клинической практике», в состав которого вошли представители ведущих российских научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, ведущие эксперты в области антибиотикорезистентности, пульмонологии, оторинолариногологии и педиатрии: академик РАН, доктор медицинских наук, профессор С. Н. Авдеев, член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор Р. С. Козлов, доктор медицинских наук, профессор В. М. Свистушкин, доктор медицинских наук, профессор А. И. Синопальников, доктор медицинских наук, профессор О. В. Зайцева, доктор медицинских наук, профессор И. Н. Захарова, доктор медицинских наук, профессор С. К. Зырянов, доктор медицинских наук, профессор Е. П. Карпова, доктор медицинских наук, профессор Г. Н. Никифорова, доктор медицинских наук, профессор С. В. Рязанцев, кандидат медицинских наук И. В. Андреева, кандидат медицинских наук А. В. Дехнич, кандидат медицинских наук Е. В. Довгань, кандидат медицинских наук О. У. Стецюк.
Цель. Использование новых технологий в интеллектуальных системах водного транспорта (ИСВТ), сопряжено с дополнительными рисками безопасности, которые обусловлены появлением новых типов угроз. Входящие в состав ИСВТ автоматизированные системы корпоративного и технологического управления являются объектами критической информационной инфраструктуры (КИИ). Это накладывает на ИСВТ повышенные требования безопасности. Программно-аппаратные комплексы, реализующие данные решения, в настоящее время находятся в состоянии активной разработки. Во многих случаях физическое макетирование объектов ИСВТ в разумные сроки затруднительно и экономически нецелесообразно. Эффективное решение данных вопросов обеспечивают современные методы имитационного моделирования. Они позволяют создавать цифровые прототипы объектов ИСВТ и ИСВТ в целом в безопасных виртуальных средах, на что было направлено исследование, результаты которого представлены в статье. Методы. Использованы методы системного анализа, исследования операций, имитационного моделирования, обеспечения безопасности ИСВТ. Результаты. Рассмотрена эволюция имитационного моделирования и приведена терминология в данной области. Определены типовые объекты КИИ в составе ИСВТ и объекты для цифрового моделирования. Проведен анализ средств создания цифрового испытательного стенда анализа безопасности объектов КИИ ИСВТ. Приведены описание цифрового испытательного стенда анализа безопасности объектов КИИ ИСВТ и примеры функционирования. Заключение. Представленный в работе цифровой испытательный стенд позволяет встраивать в свою среду как существующие, так и создаваемые отечественные защищенные программно-аппаратные комплексы, решать задачи по управлению рисками безопасности функционирования объектов ИСВТ. Это обеспечивает возможности применения стенда на различных этапах жизненного цикла объектов КИИ ИСВТ. Дальнейшее развитие стенда связано с разработками цифровых двойников акваторий внутренних водных путей, отечественных программно-аппаратных комплексов объектов КИИ ИСВТ, средств защиты объектов КИИ ИСВТ от компьютерных атак и методов гибридного управления их безопасностью.
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре
Статья посвящена изучению феномена централизации метафизического нарратива традиционной архитектуры Китая. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что в период раннего Средневековья в буддийских, даосских и конфуцианских текстах стало фигурировать понятие «триады учений», что свидетельствует об осознании китайскими мыслителями того факта, что, взаимно влияя друг на друга, эти течения сформировали единый метафизический нарратив, определяющий культурный код как традиционной архитектуры Китая, так и китайской культуры в целом.
В статье рассматривается роль цифрового капитала в составе управления организацией. Определены преимущества использования цифрового капитала, которые позволяют более эффективно производить планирование, обмениваться данными, контролировать поставки, максимально снижать затраты, совершать оптимизацию рабочих процессов, помогая людям в достижении целей с меньшими усилиями, а также максимально увеличивать прибыль компании. Рассмотрены четыре формы цифрового капитала, которые в совокупности определяют продуктивность его использования: материальный актив компьютерного капитала, нематериальный актив цифрового капитала, информационный капитал и интеллектуальный капитал. Изучено понятие комплементарных активов в виде цифрового, человеческого, организационного капитала. Эти ресурсы дополняют друг друга. Повышение эффективности одного актива способствует увеличению отдачи от инвестиций в другой. Цифровой капитал представляет собой наиболее изменчивую группу активов, которая является драйвером цифровой трансформации в составе цифрового управления организациями, воздействуя на изменение человеческого и организационного капитала в составе компании.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью корректировки подходов к взаимодействию между гражданином и государством, эффективным инструментов которой выступает цифровая трансформация системы социальных услуг. Несмотря на предпринимаемые меры по внедрению цифровых решений и сервисов в деятельность социальной сферы, Россия пока отстает от более развитых государств в данных процессах. В статье представлены перспективы развития данных процессов с учетом их эффектов на общество и используемых технологий.
Агропромышленный комплекс России в последние годы переживает масштабную трансформацию, обусловленную внедрением цифровых технологий и инновационных методов ведения сельского хозяйства. Цифровизация выступает ключевым фактором повышения производительности, устойчивости и конкурентоспособности отрасли в условиях глобальных экономических вызовов и экологических изменений. В статье рассматриваются основные направления цифровизации АПК, включая точное земледелие, применение агродронов, технологии интернета вещей (IoT), роботизацию, использование больших данных и искусственного интеллекта. Анализируются экономические эффекты внедрения цифровых решений, включая снижение издержек, увеличение урожайности, улучшение качества продукции и оптимизацию логистики. Особое внимание уделяется барьерам и рискам цифровой трансформации, таким как высокая стоимость оборудования, дефицит квалифицированных кадров и цифровое неравенство регионов. Рассматривается роль государственной политики и образовательных инициатив в развитии цифрового сельского хозяйства в России. Представлены примеры успешных проектов и кейсов из различных регионов. Сделан вывод о необходимости комплексного системного подхода для эффективного развития цифрового агросектора как стратегического приоритета.
В статье рассматривается ценностный потенциал слов и выражений, воплощающих концептуальное поле русского. Цель нашего исследования — рассмотреть особенности коннотативно-оценочных приращений указанных слов и выражений в медийном дискурсе на примере наречия по-российски. Использована методика когнитивно-дискурсивного анализа корпусных данных. Материалом исследования являются словарные интерпретации наречия по-российски, представленные в толковых словарях русского языка, а также контексты употребления слова, извлеченные из газетного корпуса в составе Национального корпуса русского языка. Объем исследованного корпусного материала — 230 контекстов, выбранных из 223 текстов. В языковой семантике наречия по-российски выделяется два смысловых пласта: представление о том, как принято в России как в государстве, и представление о том, как принято у русских. Оба смысловых пласта являются нейтральными, внеоценочными. При этом анализ корпусных данных позволил выявить у этого слова возникающую в медиадискурсе позитивную и негативную оценочность, имплицируемую ближайшим и дальнейшим контекстным окружением. Показано, что контексты позитивно-оценочных употреблений связаны с положительно оцениваемыми говорящим явлениями в жизни страны или русского народа, которые он соотносит с представлением об их соответствии национальным идеалам и ценностям. В свою очередь установлено, что контексты негативно-оценочных употреблений обусловлены идеей, что в жизни страны и в жизни народа могут быть и явления, отклоняющиеся от нормы, неправильные, не соответствующие национальным ценностным приоритетам, представлениям говорящего о том, как должно быть. Делается вывод о значительных возможностях наречия по-российски служить маркером контекстуальной положительной и отрицательной оценочности, что позволяет получить важные сведения о том, какие именно типичные ценности и поведенческие установки носителей русского языка в области концептуализации представлений о России и о русских объективированы в их речевых практиках.
В методике преподавания иностранного языка насчитывается несколько десятков методов, формирующих общую тактическую модель обучения. Все они получили различную степень распространения и глубину теоретического обоснования. Благодаря интенсивному развитию информационно-коммуникационных технологий и высокой степени компьютеризации, существующие методы обучения постоянно совершенствуются, поднимая учебный процесс на качественно новый уровень.
В современных реалиях, обусловленных активным процессом цифровизации обучения, аудиовизуальные инструменты становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Они способны с успехом компенсировать отсутствие языковой среды, необходимой для усвоения языка.
Цифровизация образовательного пространства по иностранному языку означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения на базе высокотехнологичного аудиовизуального контента.
Цель данной статьи - рассмотреть цифровые аудиовизуальные материалы в качестве образовательных инструментов в обучении иностранному языку на примере аудиовизуального метода. Обладая рядом преимуществ перед другими методами, современный аудиовизуальный метод имеет целью обучение иноязычному общению с использованием цифровых средств зрительной и слуховой наглядности. Аудио, видео и текстовые материалы помогают разнообразить процесс обучения и улучшить процесс восприятия иноязычной речи.
Актуальность. На фоне трансформации гражданского самосознания в период социальной нестабильности государство обращается к активности граждан, и многие граждане готовы и стремятся проявить активность для преобразования жизненного пространства. С другой стороны, не все склонны к такого рода активности. В силу этого важным является выявление ценностей личности, способствующих просоциальной активности.
Цель. В работе изучалось различие ценностной сферы (десять базовых ценностей по Ш. Шварцу) у студентов вузов, вовлеченных в волонтерское движение и не участвующих в нем.
Выборка. Участники исследования: студенты Тюменского государственного и Курганского государственного университетов, обучающиеся по направлению «Психология»: 172 человека (32 юноши, 140 девушек) от 18 до 39 лет (Мвозраст= 21,25; SD = 3,96).
Методы. Опросник ценностей Ш. Шварца (в адаптации В. Н. Карандашева). Скрининговый опрос: пол, возраст, наличие/отсутствие опыта занятий волонтерской деятельностью, вид волонтерской деятельности. Наличие и характер различий проверялись посредством двухвыборочного критерия Колмогорова — Смирнова.
Результаты. Студенты, участвующие в волонтерской деятельности и не участвующие в ней, обладают схожей структурой ценностей личности, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. На уровне нормативных идеалов наиболее значимыми выступают ценности универсализма, самостоятельности и доброты, на уровне индивидуальных приоритетов — ценность безопасности. Статистически значимые различия студентов-волонтеров от тех, кто волонтерской деятельностью не занимается, состоит в выраженности ценности доброты на уровне нормативных идеалов и ценности традиции на уровне индивидуальных приоритетов.
Выводы. Существуют различия в структуре индивидуальных предпочтений и нормативных идеалов ценностей у студентов, которые вовлечены в волонтерское движение и не участвующих в нем. Основные различия заключаются в ценностях доброты, которые более выражены у студентов, участвующих в волонтерской деятельности.
Автор анализирует необходимость допрофессиональной педагогической подготовки, влияющей на качество отбора и дальнейшей подготовки кадров. В статье раскрывается понятие «психолого-педагогическая культура», компоненты психолого-педагогической культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию ценностно-смыслового компонента психолого-педагагогической культуры личности, отмечая, что он является системообразующим в формировании и развитии данного вида культуры. Цель данной работы состоит в создании модели ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры. В статье приводится анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в 2023-2024 годах в г. Барнаул Алтайского края. В исследовании приняли участие 324 школьника 10-11 классов, обучающихся по психолого-педагогической направленности или другим видам. Для всестороннего изучения ценностно-смыслового компонента были проведены следующие методики: 1) «Система жизненных смыслов» (В. Ю. Котляков), 2) «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев, в адаптации Е. Н. Осина, Н. В. Кошелевой), 3) Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД) Е. Б. Фанталовой, 4) Ценностный опросник (Ш. Шварц, в адаптации Н. М. Лебедевой), 5) Диагностика ценностных ориентаций подростков (В. Ф. Сопов Л. В. Карпушина), 6) «Самоактуализационный тест» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз), 7) Мини-эссе «Мое отношение к педагогической профессии». По результатам факторного анализа, проведенного с опорой на первичные данные, были выделены 15 факторов, включенных в состав ценностно-смыслового компонента. В статье представлена итоговая модель ценностно-смыслового компонента психолого-педагогической культуры личности старшеклассников.
Инициатива «Пояс и путь» - предложенный Пекином формат международного сотрудничества посредством строительства сухопутных и морских коридоров, соединяющих Китай с другими странами и регионами. Одним из ее направлений выступает Цифровой Шелковый путь (ЦШП), стратегической целью которого заявлено сокращение цифрового разрыва и улучшение цифровой связанности стран-участниц. Пандемия COVID-19 привела к активизации ЦШП, что обусловливает актуальность изучения его практического внедрения в разных регионах мира.
Цель исследования - анализ концептуальных оснований ЦШП, а также возможностей и ограничений реализации проекта в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Автор опирается на концепцию технологического лидерства, что позволяет рассмотреть ЦШП как альтернативный формат сотрудничества, продвигаемый Китаем для реформирования международных отношений в цифровой сфере. Поскольку это бросает вызов технологическому доминированию Запада, в первую очередь США, эвристическую ценность имеет также теория властного транзита. Методологическую основу исследования составляет широкий спектр общенаучных методов политического анализа. Основными источниками для эмпирического анализа служат правительственные документы, материалы аналитических центров, международных организаций и форумов, статистические данные, интерактивные карты, выступления официальных должностных лиц и т. д. Получены следующие результаты: прослежена эволюция концепта «Цифровой Шелковый путь» в официальном политическом дискурсе КНР; систематизированы научные работы по теме; выделены ключевые элементы данной инициативы; определены возможности и ограничения ее внедрения в регионе ЛАКБ; охарактеризована реакция США на активизацию китайско-латиноамериканского сотрудничества в цифровой сфере. Автор пришел к выводу, что ЦШП играет важную роль в реализации стратегической задачи по превращению КНР в технологическую сверхдержаву, поэтому с большой долей вероятности он станет основой сотрудничества в рамках «Пояса и пути».