Цель. Настоящее исследование ставит своей целью обосновать необходимость нравственной воспитательной работы в рядах российского общества посредством сохранения и поддержания в постоянной активности значимой компоненты социальности – исторической памяти.
Процедура и методы. Подвергаются культурологическому, герменевтическому, социально-философском анализу феномены современной отечественной истории – всероссийская патриотическая акция «Бессмертный полк», архитектурный объект «Главный Храм Вооружённых сил РФ».
Результаты. Делается вывод об исключительной символической и исторической значимости данных явлений, об особенностях национального менталитета, раскрывающегося в этих реализованных концептах.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе впервые с социально-философских, герменевтических и аксиологических позиций проведено исследование особенностей иеротопических феноменов современной России на примере акции «Бессмертный полк» и Главного Храма Вооружённых сил Российской Федерации.
Выдающийся австралийский учёный Лесли Холмс определил движения против коммунистического правления в Европе как «революции отторжения». Он рассуждал так: граждане знали, против чего они выступают, но не знали, что они хотят вместо этого. Одной из характерных черт недавних выборов в Западной Европе является то, что они демонстрируют общее неприятие политических партий, которые определяли «правые» и «левые» электоральные позиции с момента окончания Второй мировой войны. В Великобритании Консервативная и Лейбористская партии лишились значительной части поддержки традиционного электората. Партии Марин Ле Пен во Франции, Джорджи Мелони в Италии, Сары Вагенкнехт в Германии, Виктора Орбана в Венгрии бросают вызов внутренней неолиберальной политике и внешнеполитическому курсу, основанному на постулатах НАТО. Вписывается ли в эту картину избрание Дональда Трампа президентом США?
Статья посвящена анализу проблемы формирования современной реальности, а также осмыслению современных антропологических изменений в контексте фундаментальных принципов синтетической парадигмы философии. Главная цель работы заключается в демонстрации формирования основных религиозных принципов, которые оказали значительное влияние на последующие изменения в ментальной сфере человека. В основе анализа лежит идея того, что религиозные убеждения являются одним из ключевых факторов, определяющих наши взгляды, ценности и поведение в современном мире.
Проведен подсчет естественного возобновления основных лесообразующих пород в различных лесных сообществах на территории Алтайского государственного природ-ного заповедника, произрастающих в непосредственной близости на берегах, прилегающих к Телецкому озеру.
Естественное возобновление лесов варьирует в зависимости от их типологии и местополо-жения (экотопов) на ключевых участках. Леса представлены в основном хвойными породами: сосной обыкновенной (установлено на 8 из 11 ключевых участков (КУ), количество подроста на 7 из них достаточное); кедром сибирским, который в данный момент не образует устойчивого яруса в вертикальной дифференциации лесов (представлен на 4 КУ) и при хорошей сохранности и жизнеспособности может стать содоминантом в смешанной темнохвойно-светлохвойной тайге и выступить как индикатор смены лесообразователей в вековой динамике тайги; лиственницей сибирской (имеется на двух КУ в достаточном количестве); пихтой сибирской (отмеченной на 2 КУ). Из лиственных пород на 2 КУ в подросте встречается береза повислая.
в работе приведена краткая история сбора фенологических наблюдений через участие населения России. Представлен обзор современных фенологических акций. Описан опыт участия жителей и сотрудников Алтайского заповедника в едином фенологическом дне. Приведены результаты регионального единого фенологического дня «Пробуждение маральника в Республике Алтай». Дана оценка общих закономерностей процесса вегетации рододендрона даурского (Rhododendron dauricum L.) на территории Республики Алтай в мае 2023 г.
Статья посвящена проблеме этнонима Ῥουσ- в византийской письменности, который фиксируется в X-XI в., причем либо в составе прилагательного, либо в источниках, испытавших русское влияние, а затем исчезает до XV в. В связи с этим встает вопрос о том, существовал ли в действительности этноним Ῥούσιος, который зафиксирован у Лиутпранда Кремонского, но может объясняться влиянием латинского языка. Внимание читателей привлекается к этнониму Ῥούσιοι в списке народов, покоренных Александром Македонским, известном в двух рукописях редакции γ греческого «Романа об Александре». Несмотря на присутствие в этом списке ряда фантастических народов, Ῥούσιοι относятся к числу реальных «варваров» и, вместе с Χουνάβιοι, принадлежат к самому позднему его слою, датируемому Х в. Ряд аргументов заставляет отождествить их с Русью. Таким образом, появляется первое свидетельство этнонима Ῥούσιοι на чисто греческой почве. С другой стороны, употребление раннего этнонима Ῥούσιοι позволяет отнести ко времени до XII в. данный список народов из редакции γ греческого «Романа об Александре», самые ранние рукописи которой датируются XIV в.
В работе проведена оценка естественного возобновления сосны обыкновенной под пологом леса в условиях сосняков мшистых. Дано описание качественных и количественных характеристик подроста, оценено их соответствие действующим Правилам лесовосстановления. Определено, что в условиях национального парка «Бузулукский Бор» естественное возобновление сосны имеет положительные тенденции к накоплению, при этом на него влияет значительное количество различных негативных факторов, обусловленных условиями местопроизрастания. В работе предложены рекомендации по сохранению накапливающегося подроста, а также мероприятия, позволяющие увеличить количество подроста и его благонадежность.
В статье исследуются вопросы участия российских подростков 15-летнего возраста в международном мониторинговом исследовании PISA, анализируются полученные результаты в области естественно-научной грамотности, сформулирован ряд выявленных проблем низких результатов российских школьников и предложены направления работы по совершенствованию преподавания предметов естественно-научного цикла, что составляет практическую значимость данной статьи.
В статье рассматривается случайная выборка из коллекции топонимов с территории Казахстана, которые могут иметь монгольское происхождение. Массив топонимов разделен на три группы в зависимости от типа номинируемых объектов: 1) названия населенных пунктов - ойконимы; 2) названия водных объектов - гидронимы; 3) названия ландшафтных объектов - оронимы. При наличии дублированных топонимов (ойконим и наименование природного объекта) предпочтение отдается названию природного объекта - с учетом обычного направления переноса топонимов. Раскрывается значение монгольских названий в казахском языке, производится их мотивационный, словообразовательный и этимологический разбор. Верифицируются старые и предлагаются новые гипотезы о происхождении этих названий. Выявляются основные проблемы, с которыми сталкиваются этимологи-топонимисты, анализируются неудачные этимологические решения предшествующих авторов. На разобранном материале видны ошибки следующих типов: 1) обращение к таким формам топонимов, которые в действительности попали в современный казахский язык в русифицированном виде; 2) невнимание к ранним фиксациям топонимов; 3) пренебрежение закономерностями фонетических изменений в казахском и монгольских языках и их относительной хронологией, а также рассмотрением возможностей фонетической адаптации заимствований в соответствии с устройством фонологических систем языка-источника и принимающего языка. В статье делается попытка стратификации топонимов по времени и источнику заимствования. Каждый случай разбирается с точки зрения основных возможностей заимствования топонимических единиц: была ли данная лексическая единица заимствована как топоним или же она появилась в казахском языке как апеллятив, а затем вошла в состав топонима уже как собственно казахская лексическая единица. Анализ приводит к выводу о преимущественно позднем характере казахской топонимики собственно монгольского происхождения (т. е. тех топонимов, которые заимствованы из монгольских языков уже в этом качестве) и ее связи с границами двух исторических монгольских государств - Джунгарского и Калмыцкого ханств.
Статья посвящена известному татарскому певцу, заслуженному деятелю искусств ТАССР, народному артисту РТ Рафаэлю Ильясову. Работая в Комитете радиовещания и телевидения старшим редактором, заведующим отделом музыкального вещания, Рафаэль Зарифович вел активную музыкально-общественную деятельность по пропаганде татарской, отечественной и зарубежной музыки. Был инициатором осуществления фондовых записей произведений татарских композиторов и татарской народной музыки в исполнении ведущих певцов и музыкантов. Работу на радио он совмещал с активной концертной деятельностью, став поистине народным артистом, любимым зрителями и слушателями не только в Республике Татарстан, но и далеко за ее пределами.
Русское название эрзи и мокши мордва (с XII в.) является экзоэтнонимом и не имеет источника в мордовских языках. Распространенное мнение об образовании его с помощью русского собирательного суффикса -ва не соответствует действительности: такого суффикса, который бы сочетался с именными основами, в древнерусском языке, по всей видимости, не существовало. Грамматический анализ рус. мордва позволяет прийти к выводу о том, что форма возникла в рамках парадигмы склонения существительных на *-ū из первоначального этнотопонима *морды. Ранние фиксации этого слова - топоним Μορδία у Константина Багрянородного (X в.) и этноним Mordens (< гот. *mordja-/*mordi-) у Иордана (VI в., информация IV в.) - также подтверждают прототип *mordi-, который принято возводить к иран. *marta-/*mart(i)i̯a- ‘человек, смертный’, но конкретные пути заимствования иранского слова остаются неясными. Этнонимическая модель «‘человек, люди’ → автоэтноним» для обществ, стоящих на стадии раннего политогенеза, непродуктивна, и в иранской ономастике *marta- в чистом виде как этноним никогда не использовалось. Источником рассматриваемых слов является иранский этноним (изначально, возможно, соционим) *må̄rdi-: ав. marəδa-, Μάρδοι / Ἄμαρδοι античных авторов, букв. «убийца» - название кочевых воинственных иранских племен, живших во второй половине I тыс. до н. э. в Южном и Восточном Прикаспии вплоть до низовьев Амударьи и, вероятно, севернее. Перенос его в Поволжье произошел в первые века н. э. с миграцией воинских групп, оставивших на правобережье Волги ниже устья Оки памятники андреевско-писеральского типа. От этих иранцев этноним (соционим) *må̄rdi- был заимствован готами (Mordens), от них попал к византийцам (Μορδία), а из греческого языка не позднее первых веков II тыс. н. э. - в древнерусский (*морды > мордва).
В данной публикации собраны официальные документы, воспоминания и переписка современников путешествия императрицы Екатерины II по Волге в 1767 г., которые наиболее полно и подробно рассказывают о поездке российской царицы в Казань и успешном и плодотворном взаимодействии центральных и губернских властных институтов в решении различных общеимперских и местных вопросов управления страной.