На рубеже XIX–XX вв. в истории отечественной гуманитарной науки произошли два важных примечательных события ― были созданы постоянно действующие заграничные исторические центры: в 1895 г. ― Русский археологический институт в Константинополе, который возглавил византинист Ф. И. Успенский, а в Риме научную работу начал осуществлять ученый корреспондент Российской академии наук, должность которого была учреждена в конце 1902 г. Идея направить в Рим представителя Академии наук возникла в связи с докладной запиской министру иностранных дел министра-резидента при Святом престоле А. П. Извольского от 4 (16) апреля 1895 г. В ней он писал о том, что после решения папы Льва XIII открыть Ватиканский архив (1881) для широкого круга исследователей сюда направили своих представителей и начали систематические исследования ученые различных стран Европы, и предлагал организовать в Риме постоянно действующий Русский исторический институт, наподобие уже открытого в Константинополе. Из-за отсутствия необходимых средств для осуществления этого проекта он был отложен, но все же одобрен и принят в конце 1902 г. решением Государственного совета и затем утвержден Николаем II. Предполагалось, что ученый корреспондент Академии наук отправляется в Рим с тем, чтобы впоследствии организовать там Институт. В качестве возможного претендента рассматривался П. О. Пирлинг (1840–1922), хорошо известный к этому времени автор трудов по истории отношений между Россией и Святым престолом, видный исследователь итальянских архивов и библиотек. Он был русским подданным, но являлся членом Общества Иисуса (иезуитом), а главное ― был католиком и не имел тесных связей с Академией наук. В итоге на должность ученого корреспондента был избран бывший профессор русской истории Юрьевского (Дерптского) университета Е. Ф. Шмурло (1854–1934), который также имел опыт работы в итальянских архивах. Для координации его работы была создана Постоянная историческая комиссия из членов Историко-филологического отделения, которая составила Положение об обязанностях и службе ученого корреспондента и Предварительную инструкцию. Деятельность ученого корреспондента в Риме включала в себя: выработку конкретного плана исследований, основанного на общих принципах Предварительной инструкции и Положения; выявление, копирование архивных материалов из итальянских архивов и библиотек, описание документальных собраний итальянских архивов и библиотек по русской истории, подготовку к публикации, издание материалов в двух сериях изданий ― «Россия и Италия», «Памятники культурных и дипломатических сношений России с Италией»; формирование библиотеки (которая должна была обеспечивать специальной литературой не только самого ученого корреспондента, но и российских ученых, прибывающих в Рим), составление ее каталога; создание палеографической коллекции (для предварительного ознакомления лиц, направляемых Академией наук для работы в итальянских архивах); подготовку различных справок по запросам отдельных исследователей. Хотя должность ученого корреспондента была выборной ― срок одной каденции составлял пять лет, в течение всего периода ее существования, с 1903 по 1924 гг., четыре раза избирался Е. Ф. Шмурло. Во время Первой мировой войны его деятельность осложнялась финансовыми и организационными трудностями, которые особенно усилились в 1918 г., когда он получил от Академии последнюю выплату. В 1918–1920 гг. отношения Шмурло с Академией практически прекратились, а затем в течение некоторого времени носили спорадический характер. Свой последний отчет ученый корреспондент представил ей в 1923 г.
В рамках теории многофазной фильтрации рассматривается задача тепломассопереноса в тающем снежном покрове. Доказана единственность решения регулярной одномерной задачи.
В 1901–1903 годах, являясь викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Ямбургским, Сергий (Страгородский) по благословению священноначалия был председателем Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге. Эти собрания стали значимой страницей в истории как церковно-государственных отношений, так и в целом религиозной мысли в России. Церковь пошла на собрания в надежде поиска общего языка с интеллигенцией. Однако инициаторы собраний стремились оказать такое влияние на Церковь, которое привело бы к коренной трансформации системы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В ходе собраний от Церкви фактически требовали разрыва с самодержавной государственной властью и опоры на новый внесословный слой интеллигенции. Последняя прямо провозглашалась самой передовой общественной силой. Предполагалось, что переориентация Церкви на поддержку интеллигенции должна привести к смене церковного идеала с «загробного» на «земной», то есть к благословению социально-общественных изменений социалистического характера. При этом сами организаторы собраний стремились к гораздо более глубоким преобразованиям. Они считали существующую Российскую Церковь «исторической», то есть отжившей, неполной, стремились обустроить свою новую церковь «Третьего Завета», ожидали нового откровения Святого Духа, придя в конце концов к идее «апокалипсической революции», призванной изменить весь мир. Особое место в «новом религиозном сознании» инициаторов собраний занимала идея «святой плоти», предполагавшая, с одной стороны, активное вовлечение светской культуры в церковность, а также оправдание обновлённой церковью культуры, с другой стороны — принципиально иной, нежели у Церкви, взгляд на семью с акцентом на святости не таинства брака, а самого плотского сожительства. Создание новой церкви предполагало и радикальное обновление догматики. Для обсуждения этой проблемы в ходе Религиозно-философских собраний был поставлен вопрос о возможности «догматического развития», то есть трансформации самой основы церковных догматов. Идеи, развивавшиеся на собраниях, можно характеризовать в качестве революционных. Епископ Сергий (Страгородский) перед лицом этих вызовов не только стойко отстаивал церковное политическое, социальное, нравственное и догматическое учение, но и проявлял большой такт и сдержанность по отношению к участникам собраний. Тем не менее преодолеть до конца круг сформировавшихся на собраниях религиозно-революционных идей ему не удалось. Фактически те же идеи в значительной степени были характерны для церковного обновленчества, с которым митрополиту Сергию (Страгородскому) пришлось бороться два десятилетия спустя. Опыт, полученный в ходе противостояния разрушительным идеям на Религиозно-философских собраниях, помог митрополиту Сергию в его борьбе с обновленцами.
В 2021-2023 гг. в Екатеринбурге издано 3 тома авторских очерков, посвященных развитию сферы культуры столицы Урала. Выпуск обзорных текстов инициирован Управлением культуры Администрации Екатеринбурга. На 864 страницах с использованием архивных материалов, уникальных исторических и современных фотографий представлен «дух развития искусств» – музыки, театра и кино в Томе 1, скульптуры, живописи и архитектуры в Томе 2, литературы, художественного образования и системы просвещения – в Томе 3. Выбранный жанр – авторские очерки – оригинален и продуктивен. Тексты являются формой подведения итогов, фиксации успехов в развитии екатеринбургской/свердловской сферы культуры. Трехсотлетний юбилей Екатеринбурга (научно можно категоризировать город как региональную или периферийную столицу), прошедший в 2023 году, – повод для рефлексии и дальнейшего планирования.
Богато иллюстрированные, подарочного вида книги глубоки и оригинальны с точки зрения аналитики развития сферы культуры. Авторами стали ведущие академические исследователи и сотрудники крупнейших культурных институций Екатеринбурга – Свердловского областного краеведческого музея, УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Музея истории Екатеринбурга, Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского.
С использованием общенаучных методов исследования – критического метода, методов синтеза и анализа – в тексте рецензии дан краткий обзор всех трех томов очерков, охарактеризованы достоинства издания, дана критика.
Одним из фундаментальных положений права на защиту является право на единую позицию с адвокатом-защитником. Качественная юридическая помощь должна исключать умышленное замалчивание о выявленных нарушениях либо упущениях органов предварительного расследования и суда, «альтернативную защиту» и игнорирование позиции доверителя, оставаясь лишь на позиции консультирования по возникающим у участника вопросам.
В статье проведен анализ судебной практики о признании судом несоответствия или несогласованности позиции адвоката с подсудимым существенным нарушением права на защиту. Результаты анализа показали, что иногда высказывание иной с доверителем позиции является злоупотреблением права, направленным на затягивание сроков вступления итогового решения суда в законную силу. Предложены некоторые пути решения по своевременному изобличению защитника.
О жизненном и творческом пути замечательного педагога и человека Елены Степановны Петровой.
Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.
Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.
Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.
В данной статье Алексея Александровича Морозова впервые публикуется русский перевод Cлов III–IV из аскетического произведения Евагрия Понтийского «Прекословящий» («Антирретик»). Речь идет о «Третьем слове против сребролюбия» и «Четвертом слове о помыслах беса печали». Русский перевод, сделанный с сирийской версии текста, сопровождается кратким предисловием, в котором автор дает жизнеописание Евагрия и обзор его основных произведений. Особое внимание уделено структуре трактата «Прекословящий», его датировке, а также рукописной традиции и современным переводам текста.
В статье рассматривается вопрос единства теории и практики в предупреждении педагогической запущенности несовершеннолетних как социально-психологической проблемы. Среди исследователей, рассматривающих данную проблему с точки зрения социально-психолого-педагогического аспекта необходимо выделить работы В. С. Головина, В. И. Войтко. Свой вклад в раскрытие этой проблемы внесли отечественные специалисты И. П. Башкатов, В. П. Пирожков, В. И. Игнатенко и др. В пенитенциарной науке рассматривали этот вопрос Бойко И. Б., Казак Б. Б., Казакова Е. Н., Калашникова Т. В., Петрова А. Б., Вилкова А. В., Зауторова Э. В., Кузнецова И. А., Литвишков В. М., Сысоев А. М., Ушатиков А. И. и др. Цель исследования – выработать у педагогически запущенных несовершеннолетних привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха с помощью методов формирования определенных качеств сознания личности (убеждение, дискуссия, положительный пример); организации практической деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод упражнений, создание воспитывающих ситуаций; методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание); методов контроля, самоконтроля и самооценки. Задачи исследования: провести анализ подходов к изучению проблемы в предупреждении педагогической запущенности в научной литературе; раскрыть природу в предупреждении педагогической запущенности; провести теоретический анализ особенностей проявления в предупреждении педагогической запущенности.
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ЕС И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ЕС – АФРИКА: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАКЕТА ИНИЦИАТИВЫ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОРОТА»*
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ЕС-КИТАЙ: УЖЕСТОЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ