Статья посвящена краткому анализу действующего законодательства и практики реализации правоотношений в связи организацией и деятельностью научных журналов, в том числе международных научных журналов. Автор анализирует юридическую технику законодательства и юридическую практику регистрации и оборота научных журналов в Российской Федерации, на основании чего выявляет наиболее общие закономерности данных процессов, а также вносит предложения по совершенствованию юридической техники правовой организации и деятельности научных журналов в современной России.
Статья посвящена анализу фикции как уникального юридического феномена. В ней приведены этапы становления и развития теории юридических фикций, прослежены научные подходы к интерпретации природы и сущности юридических фикций. Автор обращает внимание на многообразие свойств (граней) рассматриваемого феномена, которые он проявляет на различных этапах механизма правового регулирования, и делает вывод о его многоликости, динамичности и огромном регулятивном потенциале. Выделяются специфические признаки юридических фикций, анализируются подходы к классификации юридических фикций. Выявляется роль юридических фикций в механизме правового регулирования.
Проблема юридической ответственности государственных служащих Министерства иностранных дел Российской империи важна для исторического исследования. Изучение механизмов контроля за высокопоставленными чиновниками, влияющими на внешнюю политику, важно для понимания правопорядка, существующего в прошлом. Рассмотрение этой темы позволяет анализировать нюансы правопорядка в сферах, определяющих внешнюю политику страны в эпоху Российской Империи. Понимание сложности социально-политического контекста того времени предполагает проведение детального анализа форм и методов, которыми пользовались высокопоставленные чиновники для осуществления своей деятельности.
Юридическая терминология занимает одно из ключевых мест в развитии словарного состава XIX века. Она активно используется в том числе представителем славянофильского направления И. С. Аксаковым, который сформировался в среде правоведов и непосредственно усвоил идеи, определяющие отечественную традицию юриспруденции. Тексты славянофилов, принадлежащих к одному из основных направлений, формирующих общественно-политический климат в России 40-60-х годов, остаются практически не описанными лингвистами. Место И. С. Аксакова в медиапространстве XIX века как автора, который вывел славянофильские идеи в широкий круг публичной полемики, а также активность семантического развития лексики в публицистике обусловливают актуальность исследования. Особенности осмысления данным автором юридической лексики исследуются на примере языковой рефлексии (которая в публицистике маркирует «чужое» и «свое» слово в полемике с оппонентами). С целью определения роли языковой рефлексии в выражении авторского осмысления юридической лексики анализируется смысловое взаимодействие в контекстах объектов языковой рефлексии (слов легальный, легальность, обозначающих основы права), иных лексико-фразеологических средств и так называемых рефлексивов. Делаются выводы о формировании новых идеологических коннотаций рассматриваемых слов, связанном с их религиозно-нравственным осмыслением.
Статья посвящена юристам и юридической деятельности, которую осуществляли в Российской империи. В XVIII веке впервые закрепляются функции и возлагаются обязанности осуществлять от имени государства юридически значимые действия, принимать участие в процедурах. Одним из первых юристов, о котором известно науке, был Павел Трофимович Китицын - юрисконсульт Министерства внутренних дел и Министерства императорского двора во второй половине XIX века.
Полем научных интересов автора являются вопросы формирования юридической этики и юридической культуры обучающихся в образовательном процессе вуза. В процессе профессиональной педагогической деятельности в образовательном процессе вуза особое внимание автором уделяется формированию у будущих юристов юридической этики и профессиональной культуры. Автор проводит исследование феномена профессиональной культуры юриста, акцентирует внимание на формулировке понятия как интегративного качества личности, заключающегося во владении профессиональными юридическими знаниями и правовыми теориями, сформированными личностными качествами - ценностями, морально-этическими нормами, культурными концептами, психологической устойчивостью, необходимыми в реализации профессиональной деятельности. Помимо этого, определен компонентный состав профессиональной культуры юриста, включающий интеллектуальный, ценностный морально-этический и деятельностно-практический компоненты и показано взаимовлияние компонентов. Отдельно отмечен ценностный морально-этический компонент и его этическая составляющая. Исследован феномен юридической этики с указанием на его развивающийся характер. Концептуальные положения феномена не являются однозначно закрепленными, но в процессе развития общества и юридической практики трансформируются и обогащаются правовыми, моральными и этическими идеями. Исследуемые феномены являются развивающимися, и их формирование зависит от развития общества, общественных отношений, ценностей, морально-этических норм, юридической практики и юридического опыта в различных сферах юридической деятельности и т. д.
В статье рассматриваются вопросы теории юридического дискурса: определение, функции и свойства. Авторы обращают внимание на многоаспектный характер правовых коммуникаций.
Исследование посвящено изучению специфики вариативности английского языка в условиях глобализации современного сообщества. В работе доказано, что вариант английского языка, адаптируясь к реалиям местных языков и культур, приобретает новые социолингвистические свойства. Целью исследования является выявление специфики такого варианта английского языка, как южноафриканский вариант английского языка, образованный в ходе контактного взаимодействия британского английского языка и автохтонных языков и культур ЮАР. Ключевые свойства исследуемого варианта английского языка выявляются на основе методов анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительного анализа, метода компонентного анализа. Ключевое внимание уделяется историческому процессу формирования и развития английского языка и его роли в жизни ЮАР. Сложный характер длительного исторического межъязыкового и межкультурного взаимодействия привел к образованию неоднородной структуры общества ЮАР, в котором на одной территории проживают европейцы, многочисленные местные народы, индийцы и их потомки. Сложная дифференциация общества ЮАР определила уникальное разнообразие языков, диалектов, социолектов, среди которых английский язык обладает особым социальным престижем и объединяет все другие языки. Обладая многокомпонентной структурой, социолингвистическая дифференциация общества способствовала появлению и функционированию на одной территории серии видов южноафриканского варианта английского языка, к которым принадлежат: английский язык чернокожих южноафриканцев, английский язык белокожих южноафриканцев, английский язык цветных южноафриканцев. Английский язык каждой социолингвистической группы обладает уникальными особенностями, проявляющимися в большей степени на фонетическом уровне.
Три стихотворения Ю. Верховского были опубликованы в 1913 г. в ежедневной газете «Русская молва» (1912-1913). Новонайденный материал позволяет дополнить наши представления о писателе и о газете. Сотрудничество Верховского с «Русской молвой» до сих пор никак не было освещено, а газета как самостоятельный феномен остается малоизвестной исследователям. В статье републикуются и анализируются стихотворения Верховского, уточняется его место как поэта и филолога в русском символизме, интерпретируется его стихотворная перекличка с Н. Недоброво, который и сам выступил в «Русской молве» с рецензиями на книги Вяч. Иванова и Д. Скалдина. Можно видеть отчетливую модернистскую (позднесимволистскую) ориентацию газеты, на страницах которой продолжался спор о символизме, начатый в 1910 г. Газета предстает как действенный участник литературного процесса, публикует материалы об акмеизме и футуризме, информирует читателей о литературе, художественной критике и литературоведении европейских стран. Можно сказать, что статья А. Блока «Искусство и газета» стала действительно программной для «Русской молвы», которой удалось достичь высокого уровня литературного и театрального отделов благодаря привлечению к сотрудничеству многих видных поэтов и филологов. Стихотворения Верховского, опубликованные в газете, подтверждают наше представление о нем как о неоклассике в символизме, об его умеренном новаторстве и позволяют говорить о ценности газеты «Русская молва» как самостоятельного историко-литературного феномена, который еще должен быть подробно изучен.
В статье предлагается возможность понимания юридической герменевтики как формы бытия права. Классический подход к герменевтике права подразумевает установление изначального смысла нормы и её максимально корректную адаптацию. Предлагаемый подход основан на том, что толкование нормы как процесса задаёт контекст правовых практик, и этот контекст определяет, в свою очередь, бытие правовой нормы.
В РГУ имени С. А. Есенина на факультете русской филологии и национальной культуры 15 декабря прошла организованная кафедрой русского языка и методики его преподавания ХХV олимпиада по культуре русской речи для студентов неязыковых факультетов, ставшая в 2023 году межрегиональной, в которой приняли участие более 20 команд высших и средних специальных учебных заведений
В статье рассматривается выдающееся произведение Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни „Кутадгу Билиг“ с целью анализировать его мысли об этике добродетели и лидерстве. Дидактическая поэма „Кутадгу Билиг“, основанная на древнем жанре „Зеркала для принцев“ („Mirrors for Princes“), отражает средневековый тюрко-исламский философский дискурс о добродетельном лидерстве, в котором главные герои поэмы ведут глубокие дискуссии о справедливости, морали и мудрости, разъясняя их значение в контексте политического лидерства. Более того, в статье показано, как Кутадгу Билиг раскрывает важную роль этических и интеллектуальных добродетелей для формирование будущих политических правителей как добродетельных лидеров на основе культивирования этика добродетели. Как отмечается в статье, этика добродетели занимает центральное место в учении Юсуфа, а „Кутадгу Билиг“ была написана, чтобы осветить путь к мудрости в эффективном управлении и этическом принятии решений для молодых политических правителей. В первой части статьи рассматривается моральные и этические взгляды Юсуфа в контексте добродетельного лидерство и его утопические взгляды о „добродетельном правителя“ (Кюн Тогди) в „Кутадгу Билиг“, фокусируясь на его этических и интеллектуальных качествах. Во второй части статьи рассматривается позитивные эффекты добродетельного лидерства с точки зрения Юсуфа. Особое внимание уделяется четырем принципам Юсуфа в „Кутадгу Билиг“ - справедливость, счастье, мудрость (или интеллект) и умеренность, которые рассматриваются в контексте этика добродетели. Более того, в статье предпринята попытка, связать идеи Юсуфа о добродетельном лидерстве с мыслями исламского философа аль-Фараби.