Актуальность темы исследования состоит в оценке родительским сообществом обеспечения доступности среднего профессионального образования (СПО) в субъектах Российской Федерации.
В научной статье обсуждается проблема доступности СПО с позиции нормативных требований и конституционных гарантий, анализируется мнение родителей (законных представителей) по различным видам доступности образования (правовая, административная, содержательная, географическая, финансовая).
Цель проведения исследования состоит в выявлении «узких мест» в процессах обеспечения доступности образования в образовательных организациях СПО посредством определения возможностей реализации права обучающихся на получение достойного профессионального образования, а также на выявление нарушения прав абитуриентов при приеме в образовательные организации СПО.
В проведенном исследовании использовались такие инструменты и методы, как стратификация, выборочный метод, онлайн-анкетирование, контент-анализ научных публикаций по теме доступности образования в образовательных организациях СПО, аналитическое обобщение мнения родителей (законных представителей) об обеспечении доступности СПО, а также статистической информации по организациям СПО в субъектах Российской Федерации.
Выдвинута и подтверждена гипотеза удовлетворенности родительского сообщества в обеспечении прав детей при приеме в образовательные организации СПО, а также доступности образования.
Новизна исследования заключается в оценке правовой, административной, содержательной, географической и финансовой доступности СПО родительским сообществом, что позволило сформулировать практические результаты для повышения эффективности мероприятий, направленных на соблюдения прав детей в целях получения профессионального образования.
Практическая значимость работы состоит в предложении разработки региональной информационной системы доступности профессионального образования с соответствующими показателями, в проведении ежегодного мониторинга доступности СПО, по результатам которого целесообразна разработка превентивных мер, направленных на защиту прав обучающихся СПО на получение профессионального образования.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.