ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦИФРОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (2025)

Различия в уровне владения английским языком, проявляющиеся в глобальных образовательных контекстах, требуют критического пересмотра методологической эффективности; традиционные педагогические подходы всё чаще демонстрируют свою недостаточность в сравнении с современными коммуникативными требованиями. Целью данного исследования было определить сравнительную эффективность цифровых и традиционных ресурсов в обучении английскому языку и выявить оптимальные подходы к интеграции для повышения уровня владения языком среди российских учащихся. Методологической основой послужил квазиэкспериментальный дизайн - 120 участников, распределённых по трём возрастным группам (подростковая подгруппа (15-17 лет), группа лиц студенческого возраста (18-22 года), взрослые учащиеся (23-40 лет). Эксперимент проходил на протяжении шести месяцев, при этом экспериментальная группа использовала цифровые платформы (Duolingo/ электронные ресурсы/ онлайн инструменты), а контрольная группа - традиционные подходы (учебники/ очное обучение/ печатные материалы). Количественные результаты показали преимущество цифровых технологий в кумулятивной оценке (82% против 75%, p≈0,016), приобретении словарного запаса (10%, p<0,01), понимании речи на слух (5%, p≈0,04) и мотивационной вовлечённости (87% против 60%, отметивших высокий интерес); преимущества в работе обратно коррелировали с возрастом: подростки продемонстрировали преимущества цифровых технологий (7-10%), молодые люди - умеренное улучшение (5%), а взрослые - незначительную разницу (<3%). Традиционные подходы сохранили превосходство в точности произношения, содействии саморегуляции (5% сообщили о снижении вовлечённости по сравнению с 10% в группе лиц, проходящих обучение в цифровом формате) и структурированной прогрессии. Учащиеся подросткового возраста показывали максимальную пользу (7-10% по всем компетенциям); молодые взрослые - умеренные улучшения (5%); зрелые учащиеся приблизились к методологической эквивалентности (<3%, p>0,05). Полученные результаты подтверждают необходимость стратегически выверенной методической интеграции - распределения ресурсов в зависимости от навыков (цифровые технологии для освоения лексики/ слухового восприятия; традиционные подходы для развития произношения) и пропорционального соотношения в зависимости от возраста (60/40→40/60 цифровых/традиционных технологий в зависимости от уровня развития). Цифровые ресурсы оптимально используются для развития лексики, рецептивных навыков/ мотивации; традиционные подходы приоритетны для артикуляционного совершенствования/ дисциплинарного усиления - с выверенной по возрасту пропорциональностью (соотношение 60/40 цифровых и традиционных ресурсов для подростков; 50/50 для молодых взрослых; 40/60 для зрелых учеников) и выбором методик в зависимости от навыков.

Издание: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО
Выпуск: Т. 11 № 2 (2025)
Автор(ы): Абиева Натаван Рагимовна
Сохранить в закладках
ЭВФЕМИСТИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ ИНВАЛИДНОСТИ В НЕМЕЦКИХ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ (2025)

Цель исследования состоит в выявлении и лингвистическом описании средств эвфемизации понятия «инвалидности» в немецкой статье «Florian wäre in Werkstatt für Behinderte fast versauert - dann brach er aus» (Флориан так бы и работал в мастерской для инвалидов, однако он избрал другой путь), посвящённой социальной и трудовой адаптации молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. В работе анализируются средства эвфемизации такой социальной темы как инвалидность. Материалом исследования послужила статья по теме инвалидности из немецкого электронного издания информационно-политического еженедельного журнала «Focus», содержащая прямые и косвенные варианты номинации инвалидности. В германистике не было предпринято попыток лингвистического описания средств эвфемизации публицистического дискурса по теме инвалидности в Германии на материале одной статьи. В ходе исследования были выявлены эвфемизированные и неэвфемизированные варианты номинаций темы инвалидности в таких сферах как «инвалиды», «социальная эксклюзия людей с инвалидностью», «преодоление социальной эксклюзии». В работе решаются такие исследовательские вопросы как: какие номинации актуальны для публицистического дискурса? Какие языковые единицы предпочтительны с точки зрения человека с инвалидностью? Проведённый анализ позволил выявить тот факт, что автор статьи активно использовал эвфемизмы, так как прямые наименования данного явления могут привести к коммуникативному дискомфорту, и, следовательно, нуждаются в политкорректной эвфемистичной замене. Материал также показал, что человек с инвалидностью, о котором шла речь в статье, реже обращался к эвфемизации, рассказывая о своём детстве, семье, жизненных трудностях, профессии. Выявленные в работе эвфемистически окрашенные слова и выражения могут пополнить синонимичный ряд лексем для обозначения инвалидности: Behinderte, Behinderung, behindert sein, Nichtdazugehören.

Издание: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИМО
Выпуск: Т. 11 № 1 (2025)
Автор(ы): Шелехова Роза Сергеевна
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ КЛАССЕ (2025)

В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 1-1 (2025)
Автор(ы): Куромысова Мария Алексеевна, Мариупольская Татьяна Геннадиевна
Сохранить в закладках
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ) (2025)

В статье исследуются экстралингвистические факторы формирования фразеологизмов. На примерах устойчивых выражений русского и английского языков показано, как языковые средства взаимодействуют с внеязыковыми факторами, формируя их уникальную семантику и экспрессивность фразеологизмов. В ходе анализа фразеологического корпуса авторами был сделан вывод о том, что на возникновение фразеологизмов в языке влияют культурные традиции, исторические события, социальные изменения, а также сам человек в целом.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Чулкова Вера Ивановна, Кокорина Ксения Александровна
Сохранить в закладках
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ НА УРОЖАЙНОСТЬ СУХОЙ МАССЫ КОРМОСМЕСИ (2024)

Применение методов статистики и эконометрического моделирования имеет свою специфику при анализе данных, полученных по результатам агробиологических исследований. Исследуя такой показатель как урожайность культур, осуществляя отбор факторов, влияющих на нее, аналитик сталкивается с проблемой необходимости включения в регрессионную модель объясняющих переменных, имеющих неколичественную форму выражения, связанных с применением для обработки семян различных микробиологических препаратов. Подобная проблема решаема путем использования в моделях фиктивных переменных. Цель исследования - разработка методологических подходов к построению регрессионной многофакторной модели, включающей как количественные, так и качественные объясняющие переменные, описывающей количественно зависимость урожайности кормосмеси для коров от этих факторов. Материалы и методы. В основе методологии решения данной исследовательской задачи были положены фундаментальные подходы, опубликованные в научных работах ученых, освещающих проблемы использования эконометрических моделей с фиктивными переменными. Основой исследования является комплексный подход к применению математико-статистических методов анализа зависимостей между переменными, моделирования и прогнозирования, а также экспериментальные результаты изучения уровня урожайности сухой массы кормосмеси в зависимости от содержания в почве азота и использования микробиологических препаратов «Бисолби-Т» и «Экстрасол», полученные за четыре осуществленных укоса летнего периода 2023 года. Результаты. Исследование и количественное описание влияния микробиологических препаратов «Бисолби-Т» и «Экстрасол» при различных концентрациях в почве азота на урожайность сухой массы кормовой смеси, позволили получить эконометрические двухфакторные модели, в которых фактор - применение препарата для предварительной обработки семенного материала, был включен как фиктивная переменная. На основе полученных в ходе исследования статистически значимых регрессионных моделей, учитывающих периоды и циклы скашивания кормосмеси, были вычислены ожидаемые значения ее урожайности при нормативной концентрации азота в почве, выполнена сравнительная оценка эффективности исследуемых препаратов. Заключение. Применение методов статистического анализа данных с построением регрессионных моделей при проведении агробиологических исследований имеет определенную специфику. Возможность включения в регрессионную модель фиктивных объясняющих переменных позволяет исследовать и количественно оценить влияние неколичественных факторов на урожайность сельскохозяйственных культур. Получение статистически значимых моделей является основой прогнозирования уровня урожайности и принятия решений при выборе оптимальных вариантов внесения концентраций удобрений, определение предпочтений в отношении используемых для повышения продуктивности культур микробиологических добавок, расчет перспективных значений урожайности кормосмеси в зависимости от периода ее скашивания. Все это имеет стратегическое значение при планировании объемов производства кормов для сельскохозяйственных животных и величины затрат предприятий на осуществление своей деятельности, в частности для составления бюджета затрат на корма.

Издание: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 21 № 5 (2024)
Автор(ы): Шихова Оксана Анатольевна
Сохранить в закладках
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЛЕД И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАНАХ АЗИИ (2024)

Цель исследования заключается в выявлении влияния информационно-коммуникационных технологий и мер, предпринимаемых телекоммуникационными компаниями Китая, Японии и Южной Кореи, на состояние окружающей среды этих стран.

Материалы и методы. В качестве меры оценки состояния окружающей среды используются показатели экологического следа (на основании данных Global Footprint Network) и выбросов парниковых газов (по данным International Energy Agency) для этих стран, На основании отчетов об устойчивом развитии (Sustainability Reports) телекоммуникационных компаний этих стран (China Mobile, SK Telekom, KDDI и других) рассматриваются их стратегии в области охраны окружающей среды и достижения нулевого углеродного следа. Влияние информационно-коммуникационных технологий оценивается с помощью показателей количества пользователей интернета, фиксированного доступа в интернет, пользователей мобильной связи на 100 человек населения страны, доли ИКТ-товаров и услуг в общем количестве экспорта и импорта стран, а также индекса роста ИТ-инвестиций в частном секторе для Японии. Для каждой страны построена корреляционная матрица зависимости уровня логарифма экологического следа (Y) от логарифмов перечисленных показателей, выбраны факторы, в наибольшей степени влияющие на Y и не являющиеся мультиколлинеарными. По отобранным показателям построены модели множественной регрессии для каждой страны и оценены их параметры.

Результаты. Для Китая и Южной Кореи получена положительная эластичность экологического следа от количества пользователей мобильной связи (для Китая) и фиксированного широкополосного доступа в интернет (для Южной Кореи). Кроме того, импорт ИКТ-товаров в страну снижает ее экологический след, а экспорт ИКТ-услуг из страны ведет к росту показателя. Для Японии получены отрицательные эластичности показателей сектора ИКТ для экологического следа страны, что связано с предпринимаемыми телекоммуникационными компаниями мерами по снижению собственного потребления электроэнергии и других ресурсов, а также широким использованием возможностей цифровых технологий для энергосбережения в других секторах экономики Японии. Заключение. Для Китая и Южной Кореи получились значимые зависимости экологического следа страны от распространения цифровых технологий, и их диффузия влечет за собой увеличение показателя. Пока это влияние не очень велико, но следует учесть широкое распространение мобильной связи 5G в этих странах, что может существенно увеличить долю сектора ИКТ в экологическом следе стран. В то же время телекоммуникационные компании Японии содействуют защите окружающей среды.

Издание: СТАТИСТИКА И ЭКОНОМИКА
Выпуск: Т. 21 № 4 (2024)
Автор(ы): Дубинина Марина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ЭТНОСПОРТ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ (2024)

В статье рассматривается роль этноспорта и традиционных народных игр в актуализации этнокультуры; акцентируется внимание на потенциале этнических спортивных практик в сохранении культурного наследия, укреплении межнационального общения и развитии физических и нравственных качеств личности. Авторы статьи обращаются к анализу традиционных видов спорта, встроенных в культурный контекст региона как механизму социализации и транслятору культурных ценностей. В статье анализируются педагогические аспекты реализации образовательных задач средствами этноспорта, принципы отбора народных игр для учебно-воспитательного процесса. Приводится классификация традиционных игр мордовского народа по их целевой направленности и их значение в образовательном пространстве Республики Мордовия.

Издание: История. Культурология. Политология
Выпуск: Номер 3 (2024)
Автор(ы): Логинова Марина Васильевна, Матвеев Дмитрий Александрович
Сохранить в закладках
ЭФ ФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ (2025)

В статье представлен опыт разработки и внедрения эффективной модели проектной деятельности в образовательной среде колледжа. Рассматриваются ключевые этапы реализации проектного подхода, инструменты и методы организации учебной и внеучебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется интеграции проектной деятельности в учебные программы, формированию у студентов навыков командной работы, критического мышления и решения практических задач, что соответствует требованиям современного рынка труда.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Миронов Сергей Александрович
Сохранить в закладках
Электромагнитные свойства Mn-Zn ферритов, модифицированных низкоэнергетическим электронным пучком (2020)

Исследованы электромагнитные характеристики двухслойных градиентных структур Mn-Zn ферритов, полученные электронно-лучевой обработкой. Проведен теоретический анализ и экспериментальное исследование полученных структур «немагнитный проводник–феррит», характеризующиеся повышением коэффициента затухания и уменьшением коэффициента отражения электромагнитной волны в 1,3–1,6 раза. Показана возможность получения тонких приповерхностных слоев, обедненных цинком, с повышенной электропроводностью.

Издание: Прикладная физика
Выпуск: №2 (2020)
Автор(ы): Каранский Виталий Владиславович, Смирнов Серафим Всеволодович, Климов Александр Сергеевич, Саврук Елена Владимировна
Сохранить в закладках
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ, ИНТЕРФЕРЕНЦТЕРАПИИ. НАДСОСУДИСТОЙ ЛАЗЕРОТЕРАПИИ И АППАРАТНЫХ СТАТО-КИНЕТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК У ПАЦИЕНТОВ С ДЕГЕНЕРАТИВНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПОЗВОНОЧНИКА В ПОЗДНИЙ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (2023)

Проблема разработки эффективных реабилитационных программ для пациентов, перенесших операции по поводу межпозвонковых грыж позвоночника высоко актуальна. Развитие болевых синдромов и неоптимальных отдаленных результатов оперативных вмешательств диктует необходимость включения в реабилитационные комплексы, наряду с разными формами лечебной физкультуры, современных методов физиотерапии в поздний послеоперационный период. Результаты проведенного рандомизированного клинического исследования у пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника через 4-6 недель после операции свидетельствуют о преимуществах реабилитационного комплекса, включающего магнитную стимуляцию, интерференцтерапию и общую лазерную терапию по надсосудистой методике на фоне аппаратных стато-кинетических нагрузок с биологической обратной связью по сравнению с использованием программы, не включающей физиотерапию. Это проявляется более значимым уменьшением болевого синдрома, увеличением силы мышц спины, улучшением показателей микроциркуляции, что приводит к повышению двигательной и повседневной активности у пациентов основной группы. Представляется также важным, что все включенные в комплекс методики продемонстрировали высокую степень безопасности. Таким образом, внедрение в широкое практическое здравоохранение разработанной реабилитационной программы позволит существенно повысить качество жизни и улучшить отдаленные результаты хирургического лечения пациентов с дегенеративными заболеваниями позвоночника.

Издание: RUSSIAN JOURNAL OF ENVIRONMENTAL AND REHABILITATION MEDICINE
Выпуск: № 1 (2023)
Автор(ы): Кончугова Татьяна Венедиктовна, Кульчицкая Детелина Борисова, Гущина Надежда Витальевна, Рябков Евгений Николаевич, Стяжкина Елена Михайловна
Сохранить в закладках
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ (2024)

В статье рассматривается проблема формирования у школьников рефлексивных умений на уроке иностранного языка в школе; обосновывается значимость их формирования для познавательно-коммуникативной деятельности учащихся; описываются пути развития рефлексивных умений у школьников на уроке иностранного языка; раскрываются функции рефлексии в образовательном процессе по иностранному языку; приводится перечень видов рефлексии; дается развернутая характеристика эмоциональной рефлексии учащегося и предлагаются приемы обучения, направленные на формирование умений эмоциональной рефлексии на разных образовательных уровнях в школьном иноязычном образовании; раскрываются критерии и показатели сформированности у школьников умений эмоциональной рефлексии средствами иностранного языка.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Чернышов Сергей Викторович
Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ "КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (2024)

В статье рассматривается эволюция содержания понятия «коммуникативная компетенция» применительно к иноязычной подготовке студентов технических вузов. Представленные определения показывают постепенный переход от понимания данного понятия исключительно с позиций лингвистической и межкультурной компетенции к пониманию важности профессионального компонента в структуре данной компетенции.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Преснухина Ирина Александровна
Сохранить в закладках