Сведения о трематодах рыб Мингечевирского водохранилища практически отсутствовали. Паразитологические исследования 341 экз. рыб, относящихся к 25 видам, проведенные в 2016-2022 гг. в этом водоеме выявили 26 видов трематод.
Из них 9 видов завершают свое развитие в рыбах, а 17 видов - в рыбоядных птицах. Отмечена зависимость фауны трематод различных трофических групп рыб от состава их пищи.
Фауна трематод рыб была богаче на участках, расположенных у устьев рек, впадающих в водохранилище, а также в меньшей степени на участке у места выхода реки Куры из водохранилища.
На участках, расположенных далеко от этих мест, фауна трематод сильно обеднена. Среди всех отмеченных трематод восемь видов являются возбудителями болезней рыб, а один вид опасен для человека.
Анализируется эволюция театральных пространств от античности до наших дней. Описывается история строительства Самарского элеватора, приводятся результаты исследования современного состояния его и близлежащей территории. Раскрывается концепция организации театрального пространства вертикального типа в условиях существующего здания. Дается описание предложения по преобразованию конструктивной структуры элеватора и по архитектурно-планировочной организации его внутреннего пространства с учетом приспособления к новой функции – вертикального театра.
Творчество французского композитора Эрика Сати представляет уникальное явление в истории музыкального искусства. Находясь на острие противоречий эпохи «fin de siècle» (c фр. «конец века»), Сати предвосхитил такие направления в музыкальном искусстве XX века, как импрессионизм, сюрреализм, конструктивизм, минимализм. Авторские ремарки в нотном тексте являют собой специфический аспект творчества композитора. В данной статье осуществляется попытка рассмотрения специфики их функционирования в фортепианных сочинениях Сати в контексте феномена паратекста. Термин «паратекст» был введен французским литературоведом Жераром Женеттом для обозначения тех составляющих литературного текста, которые, не принадлежа основному тексту, находятся на границе последнего и составляют вместе с ним общую картину произведения. Несмотря на то что термин «паратекст» изначально был применен по отношению к литературному тексту, представляется справедливым использование его и при анализе музыкальных сочинений. Авторские ремарки, являющиеся, исходя из концепции Женетта, перитекстуальными элементами музыкального произведения, в фортепианном творчестве Сати приобретают автономное значение и задают метамузыкальный уровень сочинений. Исходя из этого, представляется необходимым применение комплексного подхода к анализу фортепианных пьес Сати, учитывающего роль перитекстуальных элементов в творчестве композитора, что позволит выявить новаторские черты его сочинений. В качестве примера в статье рассматриваются перитекстуальные элементы нескольких фортепианных пьес Сати раннего и зрелого периодов творчества.
В статье представлены результаты исследования процессов трансформации территориальных туристско-рекреационных систем Крымского полуострова, а также их современного состояния. Эволюция территориальных туристско-рекреационных систем на Крымском полуострове прошла через многочисленные этапы своего развития и имеет долгую и богатую историю. Так, Крымский полуостров был местом притяжения и курортом для аристократических слоёв населения, затем стал развиваться массовый туризм. В советское время Крым был одним из самых популярных курортов в СССР. Сегодня территориальные туристско-рекреационные системы Крымского полуострова находится в стадии трансформации. Формирование и развитие таких систем является приоритетным направлением в нашей стране. В данной статье проанализирована динамика объёма туристского потока на Крымский полуостров, рассмотрена история развития туризма как массового направления на Крымском полуострове, охарактеризованы туристско-рекреационные районы Крымского полуострова и их специализация. При помощи проведённой дифференциации туристско-рекреационных районов Крымского полуострова по туристскому потенциалу выявлены туристские зоны, отличающиеся друг от друга туристско-географическим положением, туристско-рекреационным потенциалом, что позволило выделить проблемы региона в сфере туризма. Одной из проблем является нехватка инфраструктуры для приёма туристов, особенно в популярных туристско-рекреационных районах. Также возникают проблемы с загрязнением окружающей среды и нарушением экологического баланса из-за массовой концентрации туристов в наиболее известных туристско-рекреационных районах Крыма.
Цель исследования — выявить причины возникновения движения «шестидесятников» в культуре и искусстве Советского Союза. Основное разделение причин осуществляется в виде исторических и культурных предпосылок. В статье рассмотрены основные исторические события и явления, предрасполагавшие к формированию периода «оттепели», влияние Сталинского периода на взгляды «шестидесятников». Уделено внимание основным характеристикам мировоззрения отечественных творцов середины XX в. Упомянуты основные творческие достижения «оттепельного» периода, а также влияние неореалистической эстетики на творчество «шестидесятников». Отмечается возможность влияния «оттепельного» кинематографа на современное отечественное искусство. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению произведений периода оттепели, отмечающим влияние исторических событий на формирование нового мировоззрения в различных сферах искусства и культуры, таких как литература, живопись, театр, кино. В результате обозначен исторический и культурный контекст, а также определены основные предпосылки, оказавшие влияние на формирование движения шестидесятников в искусстве Советского союза.
Цель исследования - показать эффективность применения грамматико-переводного метода обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье проанализированы достоинства и недостатки применения грамматико-переводного метода при преподавании английского языка в Российском государственном университете туризма и сервиса и продемонстрирована эффективность данного метода. Научная новизна работы состоит в том, что впервые на основе практики преподавания английского языка студентам направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» определены основные преимущества и недостатки грамматико-переводного метода. В результате доказано, что грамматико-переводной метод обучения английскому языку особенно эффективен при условии параллельного использования коммуникативного метода. Установлено, что на разных этапах обучения английскому языку один из этих методов доминирует. Также отмечается, что на эффективность применения грамматико-переводного метода при преподавании студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело», влияют исходный уровень владения студентами английским языком и цели занятий: изучение и повторение грамматических правил или изучение профессиональной лексики для устной коммуникации. Среди преимуществ грамматико-переводного метода - создание необходимой базы для понимания и усвоения грамматической системы английского языка, обучения навыкам письма (в том числе делового) и чтения текстов общей тематики и профессиональной направленности. К недостаткам грамматико-переводного метода можно отнести низкий уровень усвоения профессиональной лексики и слабые коммуникативные навыки студентов как на общеразговорном, так и на профессиональном уровне.
Жанр романса возник еще в период классицизма и постепенно закрепился в Западной Европе и особенно в России в конце XVIII- начале XIX века. Романс представляет собой синтез поэзии, вокала и инструментальной музыки, отражая изысканный и возвышенный характер искусства. Мелодии передают особенности внутреннего мира персонажей, а фортепианное сопровождение играет важную роль, объединяясь с исполнителем в единое целое. К середине XIX в. сложились западноевропейские национальные романсовые традиции: австро-немецкая (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Х. Вольф), французская (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), норвежская (Э. Григ, Х. Хьерульф). Китайские композиторские песни (романсы), основанные на классической поэзии, начали появляться в 1920-х годах, и среди его выдающихся авторов были Ляо Шанггуо, Хуанг Цзы и Тан Сяолинь. Степень развития этого жанра в разные периоды была неодинакова: «золотая эпоха» с 1920 по 1930 гг.; в 1940-е гг. - расширение жанрово-стилевого пространства и обогащение жанровых признаков; а с 1980-х гг. по настоящее время начался период возрождения китайской художественной песни. В итоге данный жанр достиг разнообразия стилей и форм, отражая влияние древних и современных, восточных и западных элементов, что подчеркивает его выдающееся культурологическое значение. Объектом исследования является процесс эволюции китайских композиторских песен на основе классической поэзии. Предмет исследования - китайская композиторская песня XIX - начала XXI вв. в процессе ее развития. Выявлены общие и особенные черты рассматриваемого жанра в контексте западноевропейской композиторской традиции, что составляет новизну данной статьи.
Интенсивное развитие внутреннего туризма способствует появлению новых его видов. Одним из перспективных направлений является музыкальный туризм, имеющий значительный потенциал для своего развития в современной России. Теоретический анализ ряда тенденций, характеризующих современное состояние российской экономики и культуры, позволяет представить факторы, способствующие раскрытию этого потенциала. Экономической основой выступает развитие творческих и креативных индустрий, к числу которых относится и туризм; использование принципов и технологий экономики впечатлений как новой модели потребления, способной трансформировать нематериальные характеристики услуги в экономическую ценность. Социокультурные детерминанты развития музыкального туризма заключаются в сохраняющихся принципах постмодернистской культуры, позволяющих создавать новые культурные продукты путем нестандартного объединения имеющегося арсенала культурных элементов или использования их в совершенно новом формате; в прочных традициях и высоком качестве отечественного музыкального искусства и наличии аудитории, воспитанной этими традициями и способной к восприятию и оценке музыкальных произведений различных форм и жанров; в существенной трансформации в сторону роста и разнообразия культурных потребностей реальной и потенциальной аудитории как искусства, так и туризма. Цементирующим фактором всех названных процессов выступает децентрализованная государственная культурная политика, способствующая активизации культурного потенциала территорий и сглаживанию региональных культурных и экономических диспропорций. Музыкальный туризм, вбирающий черты и особенности креативных индустрий и искусства, может существенно расширить рынок туристских предложений, удовлетворяя потребности как любителей музыки, так и путешественников, способствуя экономическому и культурному развитию регионов.
Статья призвана познакомить с зарождением, формированием на протяжении веков многообразной столовой утвари, которая наряду с кулинарными пристрастиями японцев играла определяющую роль в трапезе. Приводятся сведения по истории гончарства в Японии, в частности столовой посуды. Не касаясь гастрономической составляющей, на первый план выносятся художественные особенности столовой утвари, ее декорирования, специфика подачи блюд. Использованные данные доказывают, что эстетический аспект застолья не менее важен, чем гастрономический. В процессе формообразования керамисты и мастера лаковой деревянной посуды шли, отталкиваясь от разумности, естественности, конструктивной логики, и в результате из их рук выходили произведения художественной значимости. Стекло, как правило, на японском столе отсутствует, если только не подают, например, устрицы на льду. Тогда уместна стеклянная посуда, благодаря которой достигается ощущение прохлады. Цель данного исследования - показать, что при сервировке стола четко соблюдаются конструктивные особенности посуды, сочетающейся с содержимым. Задача реализуется через демонстрацию различных геометрических форм посуды. Миниатюрные блюдечки, в том числе в виде ракушек, листочков, вееров идут под острые приправы, которые кладут в небольшом количестве. Для жареных и вареных блюд используются углубленные тарелки с загнутыми вверх краями. Еда сферической конфигурации подается на квадратной или шестигранной посуде, прямоугольной - на круглой. В работе использовалась система методов, позволившая конкретизировать детали: исторический, сравнительно-типологический, аналитический. Статья расширяет границы понимания того, что японская столовая посуда кроме утилитарного значения имеет большой художественный смысл. Доказывается, что целесообразность и красота - альфа и омега японской бытовой посуды.
В данной статье рассматривается экономический и сравнительный анализ работы учреждения профессионального образования в сфере туризма в Таджикистане. Основная цель исследования заключается в оценке текущей ситуации в системе подготовки кадров для туристической индустрии, а также в выявлении существующих проблем и возможностей для её дальнейшего роста. В процессе работы осуществляется исследование финансовых, организационных и образовательных процессов в организациях, предлагающих профессиональное образование в сфере туризма, принимая во внимание международный опыт и рыночные тенденции. В частности, акцентируется внимание на сравнительном анализе местных учебных заведений с подобными учреждениями других стран Центральной Азии и России. Это позволяет выявлять как преимущества, так и недостатки таджикских учреждений, а также разрабатывать рекомендации для их совершенствования. В ходе исследования были предложены пути для улучшения образовательных программ, повышения квалификации специалистов и оптимизации сотрудничества с туристической сферой. Работа акцентирует внимание на основных проблемах, таких как нехватка квалифицированных преподавателей, старые учебные материалы и недостаточная связь с актуальными потребностями трудового рынка. В качестве решения этих вопросов предлагаются конкретные меры, включая обновление учебных планов, повышение квалификации преподавателей, внедрение современных технологий в учебный процесс и улучшение инфраструктуры учебных заведений. Работа направлена на повышение эффективности профессиональной подготовки и соответствие образовательных стандартов требованиям современного туристического рынка. Ожидается, что результаты исследования будут полезны для преподавателей, исследователей, а также практиков в сфере образования и туризма, заинтересованных в улучшении системы профессиональной подготовки.
В данной статье рассмотрены понятия «карьера» и «мотивация» с целью понимания важности и своевременности этапов роста сотрудника гостиничного предприятия. На основе теорий мотивации даётся интерпретация этапов карьерного пути, а также обосновывается связь потребностей человека и его жизнедеятельности, не исключая его профессиональное становление. Для более содержательного обоснования понятия «мотивация» авторами статьи обосновывается необходимость применения в гостиничной сфере двух видов мотивации - материальной (денежной) и нематериальной (премий, бонусов и т.п.) и некоторых её форм (похвалы и др.). Ценным в данной научной статье являются разработанные авторами рекомендации для работодателей с целью совершенствования деятельности, ориентированной на решение карьерного вопроса сотрудников своей компании.
В статье рассматриваются теоретические основы культурного самоопределения личности через анализ экзистенциальных вопросов бытия как поиск и реализацию смысла жизни, предназначение себя в культуре. Делается краткий обзор видов самоопределения, историко-методологический анализ становления и развития теории культурного самоопределения личности в контексте расширения предмета экзистенциальной педагогики. Экзистенциальная идея в теории культурного самоопределения личности, по мнению автора статьи, состоит в том, что сущность человека не задана изначально культурой, а обретается в процессе индивидуального поиска собственной культурной идентичности. Раскрывается сущность феномена «культурное самоопределение личности» как непрерывного процесса качественной целенаправленной выработки внутренней позиции к окружающей поликультурной среде, позволяющей наиболее эффективно осуществлять различные виды активности в условиях социокультурной неопределенности; предлагается в его компонентный состав включить такие таксоны, как кросс-культурную сферу, ценностно-смысловую картину мира, глобальное отношение личности к культуре и ее поликультурную самоорганизацию; в качестве механизма развития понимать логическую последовательность процедур, определяющую внутреннее устройство личностного явления (механизм имеет спиралевидный путь и вбирает в себя принцип цикличности и линейности, реализуя такие стадии, как поиск→оценку→выбор→проекцию). Также в статье развивается идея о том, что культурное самоопределение является системообразующей категорией образования, выступает как базовый образовательный процесс и достигаемый в его ходе результат. В заключение делается вывод о том, что повышение значимости культурного самоопределения личности в контексте антропологического признания свободы, связанного с экзистенциальным выбором бытия человека в условиях социокультурной неопределенности и плюрализма ведет к необходимости разработок педагогических концепций, методического корпуса, что служит целью дальнейшего научного поиска автора статьи.