Предметом исследования выступает рефлексия о категориях «политического» и «государственного» в контексте политической философии и политической антропологии. Объектом исследования является сравнительный анализ концепций природы государственности и её эволюции в трудах политического философа Т. Гоббса и антрополога П. Кластра. В работе рассматриваются ключевые противоречия между гоббсовской моделью государства как инструмента подавления «войны всех против всех» и кластровской критикой государственности как механизма насильственного доминирования над безгосударственными сообществами. Рассмотрение представлено в приложении к оптике понятия “политического” К. Шмитта. Особое внимание уделяется методологическим различиям в интерпретации “государственного”, “политического” и оценкам отношений власти. Также уделяется внимание натуралистическому мотиву в интерпретациях авторов, а именно элементам интерпретации “природы человека”. Методом исследования избран сравнительный междисциплинарный анализ с элементами дискурс-анализа с привлечением элементов структуралистского подхода. Научная новизна исследования заключается в выявлении в современной антропологической мысли, анализирующей социально-политический уклад амазонских индейцев, собственной рефлексии о “политическом”. Демонстрируется, что ей свойственен акцент на рассмотрении натуралистических оснований мифопоэтического представления коренных американцев в качестве валидных политико-философских установок, определяющих политическую организацию сообществ. Посредством сопоставления со взглядами Т. Гоббса и приложения оптики К. Шмитта, она вводится в пространство политической философии как специфическая традиция представления догосударственных обществ. Актуализируется вопрос об определении “человеческой природы” в основе парадигм “политического” и традиций, описывающих генезис государственности в политической философии и антропологии. Основным выводом исследования является демонстрируемая на основе рассмотрения двух противоположных представлений о природе государственного автономность “политического”. Подтверждая тезис К. Шмитта о различии природы “политического” и пространства государственного, статья проводит краткую деконструкцию античного соположения государства-полиса и политики.
Введение. В статье рассматривается динамика преобразований в современном российском высшем образовании в контексте трансформации его «превращенных форм». Актуализирована проблема некорректного использования некоторых инокультурных образовательных образцов и отечественного деструктивного опыта с учетом специфики региональных сибирских вузов.
Постановка задачи. Авторы предлагают остановиться на таких фрагментах, как отрицательное влияние компетентностно-ориентированной образовательной модели на методический контент образовательного процесса и некоторые «псевдонаучные» тенденции вузовской науки. Все это, на наш взгляд, можно отнести к элементам «превращенных форм» современной отечественной образовательной реальности.
Методика и методология исследования. В работе применялись традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервью), системный и структурно-функциональный подходы, сравнительный и ретроспективный анализ и др. В качестве эмпирической базы использованы данные социологического опроса преподавателей гуманитарных дисциплин и юридических специальностей четырех новосибирских вузов, а также результаты их интервьюирования, выявляющие объективные экспертные оценки.
Результаты. В статье на основании последних экспертных источников и выступлений отечественных методологов и стратегов образования (регулятора) уточняются прогнозы использования компетентностно-ориентированной образовательной модели в условиях отказа от болонской системы. Определяются внутренние противоречия системы, связанные прежде всего с инверсиями, существенным образом влияющими на формирование ее превращенных форм. Показано, что в таком виде, каком она существует сейчас, компетентностная модель образования излишне формализована, методологически уязвима и поэтому токсична для современного качественного образовательного процесса. При рассмотрении вузовской науки на примерах показана ее излишняя бюрократизация и формализация, особенно в рамках дисциплин гуманитарного цикла, засилье псевдонаучных конференций и, соответственно, «мусорных» сборников статей и других публикаций, оформленных исключительно для отчетности, которые не могут интересовать специалистов, так как не имеют ничего общего с научной разработкой актуальных социальных проблем.
Выводы. Анализируя лишь некоторые элементы «превращенных форм» в современном российском высшем образовании, можно констатировать, что образовательная реальность, по мнению экспертного сообщества (а нами опрошено 120 преподавателей сибирских вузов), ставит вопросов значительно больше, чем дает ответов на них. Каждая проблема становится предметом оживленных дискуссий, в ходе которых уточняются и экспертные позиции, и деятельность регулятора, влияющие на тенденции развития конкретных направлений реформирования отечественного образования.
В статье рассмотрены проблемы формирования суверенной национальной модели образования на основе традиционной системы морально-нравственных ценностей, в которой одним из ключевых критериев состоятельности образовательной системы наряду с трансфером знаний и технологий являются ее аксиологические характеристики. Проанализировано влияние государства на образовательную сферу в связи с развитием рыночных реформ. Отмечено, что ценность образования как такового в настоящее время измеряется уровнем адаптивности как образовательного учреждения, так и выпускника к условиям жизни, определенным рыночными законами. Этому способствовали новая система финансирования учебных заведений, изменение статуса научно-педагогических работников, изменение системы управления наукой и образованием. Не умаляя значения ряда несомненных достижений реформирования образования в современной России, автор обращает внимание на целый ряд уже сформировавшихся угроз и противоречий, которые требуют своего разрешения; в частности, критически оцениваются сложившиеся практики выравнивании ролевых позиций преподавателя и обучающегося в образовательном процессе и наращивания горизонтальных связей обучающихся. На смену принципа индивидуализма и потребительски-достиженческим ориентирам в жизнь возвращаются в первую очередь нравственные императивы и традиционные смыслы. Современная парадигма сохранения российской государственности и народосбережения выводит миссию образовательных учреждений по воспитанию молодого поколения на новый уровень сложности. Важнейшую роль в трансформации системы образования играет академическая культура вуза. Она представляет собой сложное и многоуровневое взаимодействие всех участников образовательного процесса, в котором существует набор практик обучения и формируется ценностно-смысловой мир выпускника как специалиста, индивидуума и гражданина. Исследованы узловые проблемы академической культуры в современных российских вузах с точки зрения аксиологии.
Рассмотрено культурологическое понятие традиции. Показано, что основное содержание традиции состоит в передаче от одних субъектов к другим паттернов внешних и внутренних действий и тем самым в обеспечении воспроизводства определенных форм деятельности в культуре. Функции традиций в культуре состоят в том, что они выступают как основание деятельности, позволяя осуществлять новации на уже имеющейся базе; консолидируют сообщества на всех уровнях, от малых групп (семейные традиции) до цивилизационного единства; служат механизмом интеграции индивида в культуру и формирования его идентичности. Дано описание формирования традиций в культуре с позиций социального конструктивизма. Традиции могут целенаправленно создаваться и внедряться в жизнь общества, вплоть до практики «изобретения традиций», но станет ли традиция частью культуры, зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является органичность предлагаемой формы социального действия общему укладу и базовым ценностям культуры. Успешно приживаются традиции, которые отвечают уже сформировавшимся потребностям сообщества, например, в социально поддерживаемом и общезначимом способе выражения тех или иных эмоциональных переживаний. Таким образом, традиция является объективно-субъективным феноменом, обладающим как целевой, так и ценностной рациональностью, причем при длительном существовании традиции в культуре приоритетной становится именно ценностная рациональность. На этой основе предложено определить некоторые традиции отечественного образования как соответствующие его базовым ценностям.
В статье рассматриваются подходы к типологии систем природопользования Псковской и Калининградской областей. Проведен сопряженный анализ состояния видов и изменения условий природопользования за период с 1939-1940 по 2020-2022 гг. и определены основные факторы и закономерности динамики масштабов и структуры природопользования регионов. Природные условия и ресурсы относительно стабильны и являются рамочным фактором динамики природопользования регионов. Основные причины смены направления развития природопользования регионов - изменения внешней и внутренней политической и социально-экономической ситуации: Великая Отечественная война, меры по восстановлению экономики СССР, экономический застой середины 1970-х гг., крах Советского Союза, взаимные санкции со странами ЕС и меры по развитию экономики России. Качественное изменение систем природопользования исследуемых регионов обусловлено принятием экологических приоритетов хозяйствования, сохранения природных ландшафтов и обеспечения экологического баланса территории. На основе оценки роли функциональных видов природопользования разработана типология районов на исторические срезы. За последние 80-85 лет в исследуемых регионах произошли следующие изменения в структуре природопользования: диверсификация видов использования природно-ресурсного потенциала административных районов, произошла общая экологизация природопользования.
Сотрудничество в науке имеет фундаментальное значение и часто считается необходимым условием для повышения качества исследований. Определение меняющихся тенденций международного взаимодействия ученых ‒ одна из наиболее актуальных задач наукометрии. Цель исследования: определение трендов совместной публикационной активности российских авторов с основными странами-партнерами. Задачи исследования: 1) сравнение динамики изменения потоков совместных публикаций российских ученых с коллегами из стран объединения «БРИКС плюс» и из некоторых западных стран и Японии; 2) определение «веса» массивов публикаций согласно их уровню цитируемости на мировом фоне. Объект исследования: массив российских публикаций в соавторстве с учеными из стран «БРИКС плюс», а также ‒ из ряда западных стран и Японии. Информационная база: открытый ресурс OpenAlex. В ходе исследования обнаружено, что соавторство российских ученых с представителями группы западных стран и Японии активно снижается по всем областям знания, хотя в количественном выражении до сих пор находится на высоком уровне. Уровень цитируемости документопотоков в соавторстве с представителями из этой группы стран оказался выше среднемировых показателей по 14 из 26 научных областей. Несмотря на то что совместная публикационная активность со странами «БРИКС плюс» находится пока на низком уровне, средний уровень цитируемости публикаций с представителями этой группы стран в 12 областях знания превышал среднемировые показатели, что говорит об ощутимом выгодоприобретении от научного сотрудничества с этими странами. С представителями этой группы стран наблюдался (в большей или меньшей степени) рост совместной публикационной активности по всем областям знания. Изучение двусторонних публикационных связей показало, что соавторство с российским коллегами вносит большой вклад в национальную науку этой группы стран и особенно ‒ Белоруссии и Казахстана.
Первая мировая война, революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война 1918-1920 гг. оставили неизгладимый след в истории России. Эти годы отличались крайней противоречивостью и полнотой драматизма. В орбиту этих событий были вовлечены многие народы Российской империи, в том числе и туркмены, которые принимали непосредственное участие в этих драматических событиях. Однако, несмотря на важные перемены, произошедшиe на туркменской земле после ее включения в состав Российской империи, сами туркмены в своем развитии продолжали оставаться почти на стадии общинно-родового строя. В силу этого туркменская элита не всегда понимала суть происходивших вокруг военно-политических событий. Поэтому в начальный период Гражданской войны подавляющее большинство туркмен выступало за старую власть, так как к ней уже успели привыкнуть, а наименьшая ее часть - за власть большевиков. В статье на основе ранее неопубликованных источников из фондов государственных и ведомственных архивов прослеживается жизненный путь одного из активных участников Гражданской войны в Туркменистане 1918-1920 гг., народного вождя из Тедженского оазиса Эзис хана Чапыкова (1887-1919), в биографии которого до сих пор присутствует немало «белых пятен». На основе этих материалов уточнены отдельные детали биографии указанного деятеля, связанные с его участием в братоубийственном противостоянии и трагической гибели в 1919 г. Теоретическая основа исследования -сочетание военной антропологии, проблемного и сравнительно-исторического методов. Подводя итоги, автор дает оценку личности Эзис хана на фоне противоречивой эпохи, в которую жил этот военный и политический деятель.
В статье рассмотрены вопросы развития инфраструктуры региональных систем среднего профессионального образования, а также территориальная доступность профессиональных образовательных организаций для молодежи. В рамках исследования авторы рассматривают соблюдение государственных гарантий реализации права молодежи на профессиональное образование в части обеспеченности бюджетными местами в образовательных организациях среднего профессионального образования и местами в общежитиях, а также допустимое значение удельного веса числа зданий государственных профессиональных образовательных организаций, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основанием для исследования послужили Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р1 и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 г.2 В результате проведенного исследования авторами были выявлены регионы, находящиеся в группе риска по доступности среднего профессионального образования. Расчеты проводились с учетом демографического прогноза и миграции молодежи. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Создание бренда является одним из основных компонентов маркетинга и важнейшим процессом для специалистов в этом направлении. В современном мире бренд позволяет увеличить прибыльность и объем продаж предлагаемых услуг/товаров. Сегодня в условиях конкуренции тема брендинга становится одним из главных факторов, которые способствуют определению успешности той или иной территории. Анализ современного состояния территориального туристского брендинга регионов России стал основной целью исследования. Результаты исследования показали, что территориальные бренды в России еще не окончательно развиты, некоторые регионы до сих пор не используют все преимущества концепции брендинга. Несмотря на то, что некоторые популярные туристские российские направления смогли создать свой собственный бренд, к сожалению, они не смогли добиться уникальности и изобразить на нем все свои достоинства и особенности. На сегодняшний день брендирование территорий России находится на стадии развития. Для более эффективного продвижения своих регионов властям необходимо подробнее изучить все преимущества концепции брендирования и для развития туристской деятельности сформировать свой уникальный региональный туристский бренд. В ведущих туристских регионах страны уже ведется активная работа в области формирования единого туристского бренда. В частности, в Краснодарском крае был представлен новый логотип курортов региона, транслирующий всесезонность и круглогодичность туризма различных направлений.
Цель статьи состоит в том, чтобы определить является ли геополитическое позиционирование Европейского союза (ЕС) и дискурс «цифрового суверенитета» отказом от нормативного проекта ЕС. Объектом исследования является нормативная сила ЕС. Предметом исследования является цифровая политика ЕС. Автор рассматривает положения теории нормативной силы Яна Маннерса и приводит критику теории другими исследователями. Особое внимание уделяется принципам действия нормативной силы Евросоюза в цифровой политике. Также рассмотрены легитимность нормативной силы ЕС через теорию ролей, геополитизация цифровой политики ЕС и влияние геополитического поворота на нормативную силу ЕС. В статье обсуждается концепция «цифрового суверенитета» в контексте нормативной силы и сочетаемости геополитического ЕС с прежним образом. Дискурс «цифрового суверенитета» ЕС анализируется как попытка активировать новую международную норму в противовес моделям регулирования Интернета в Китае и США. Приводятся аргументы в пользу мнения, что «цифровой суверенитет» - новое проявление нормативной силы ЕС. В работе применены методы теоретического исследования, а именно: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и классификация. Новизна исследования заключается в анализе нормативной силы Европейского союза в контексте регулирования цифровой политики и создания новых стандартов управления цифровой сферой. Вкладом автора в исследование темы является рассмотрение нормативной силы ЕС через призму теории ролей и проявления адаптивности по отношению к внешним вызовам. Новизной исследования является анализ “цифрового суверенитета” как проявления нормативной силы ЕС. Основным выводами приведенного исследования являются: 1) Новый геополитический курс ЕС в цифровой политике не означает отказ от нормативного проекта ЕС и смену парадигмы. Принципы могут принимать разные формы для соответствия мировой конъюнктуре, но ядро в виде европейских ценностей остается неизменным и используется как основа для создания регулирующего законодательства. 2) Использование дискурса «цифрового суверенитета» и более жесткая риторика позволяют ЕС вписаться в новый геостратегический мир и получить возможность и дальше экспортировать европейские ценности и стандарты. 3) «Цифровой суверенитет» - дискурсивное выражение нежелания ЕС занимать одну из крайних позиций, олицетворенных в подходах США и Китая.
В последние годы возросло применение дистанционного зондирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для мониторинга техногенно нарушенных земель, а направления применения расширились. И в настоящее время было проведено несколько обзорных исследований, посвященных конкретно техногенно нарушенным землям. Однако недостаточно систематических и всесторонних исследований применения беспилотных воздушных судов в мониторинге техногенно нарушенных экосистем. Целью данной работы являлось изучение технологии дистанционного зондирования Земли с применением беспилотных воздушных судов для контроля техногенно нарушенных земель Кемеровской области - Кузбасса. Впервые проанализировали тенденции применения беспилотных воздушных судов для дистанционного зондирования техногенно нарушенных земель. Основными аспектами сценариев применения дистанционного зондирования с беспилотных воздушных судов являются мониторинг растительности, физический и химический мониторинг почвы, мониторинг деградации почвы и мониторинг нарушений окружающей среды. Существующие ограничения и направления развития применения беспилотных воздушных судов были обобщены. Приведенные материалы будут полезны для лучшего понимания возможностей применения дистанционного зондирования с помощью беспилотных воздушных судов не только для мониторинга нарушенных земель угольных участков, но и в научных исследованиях биологических объектов экологических наблюдений.
Предметом исследования является политика технологического сдерживания в международных отношениях XXI века, рассматриваемая как совокупность механизмов ограничения доступа к передовым технологиям и производственным возможностям. Объектом анализа выступают экспортный контроль, санкционные меры, инвестиционные барьеры и другие формы технологических ограничений, применяемых в глобальной борьбе за стратегическое преимущество. Особое внимание уделяется политике Соединённых Штатов в отношении КНР, направленной на изоляцию Китая от критически важных компонентов - включая полупроводники, технологии ИИ, суперкомпьютеры и высокоточные станки. Автор анализирует, как меняются формы и цели этих механизмов в условиях формирования технонациональных блоков, когда взаимозависимость уступает место фрагментированной конкуренции. Также рассматриваются институциональные механизмы, такие как CFIUS, режим Вассенаарского соглашения, правовые подходы. В рамках работы исследуются также российские подходы к обеспечению технологического суверенитета в условиях внешнего давления. Методология исследования основана на междисциплинарном подходе, включающем сравнительный политико-экономический анализ, элементы стратегических исследований, контент-анализ нормативных документов и экспертных публикаций, а также кейс-стади конкретных механизмов технологического сдерживания, применяемых США, Китаем и другими странами. Основными выводами проведённого исследования являются следующие: политика технологического сдерживания представляет собой не просто набор ограничительных мер, но системную стратегию изменения мировой техноэкономической архитектуры. Автор демонстрирует, что санкции и экспортный контроль приобрели устойчивый институциональный характер, формируя новую форму принуждения без применения силы. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление логики перехода от универсалистского техноглобализма к конфигурации «техносуверенитетов», в рамках которой каждая держава стремится к автономии в производстве и контроле ключевых технологических цепочек. Новизна исследования заключается в концептуализации технологического сдерживания как особого политического режима взаимодействия, сочетающего элементы экономического давления, правового регулирования и международной коалиционной мобилизации. Работа систематизирует международную практику технологических ограничений и предлагает аналитическую рамку для оценки их последствий для глобальной безопасности и устойчивости.