Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Тема поиска идентичности на сегодня является одной из самых актуальных как для дизайна, так и для всех креативных индустрий. В процессе своего развития данный тренд проходит несколько этапов и формируется в разных направлениях дизайна. Одним из таких направлений можно назвать конкурсы предметного дизайна, которые имеют своей целью не только показать актуальное состояние современного проектирования, но и продемонстрировать перспективы его развития. Этому посвящен Всероссийский конкурс-биеннале «Придумано и сделано в России» (далее Конкурс), молодежная номинация которого предлагает начинающим дизайнерам представить свое видение развития предметного дизайна, продемонстрировать собственный почерк и особенности творческого подхода. По прошествии нескольких сезонов Конкурса можно проанализировать последние тренды творческого эксперимента в дизайне и сформировать представление о векторах его развития в России: исследование этнической культуры, поиск локальной идентичности, переосмысление исторического и культурного наследия, экология.
При разработке дизайна выставочных экспозиций с помощью текстиля можно решать большое количество функциональных, декоративных и художественных задач. На примере материалов Всемирной выставки Экспо–2020 (Дубай, Объединенные Арабские Эмираты, 01.10.2021–31.03.2022) анализируются особенности применения текстиля для создания оригинальных художественно-проектных решений выставочных павильонов. Элементы текстиля могут выступать в качестве формообразующей структуры и декоративных элементов фасадов в архитектурных решениях павильонов. В интерьере экспозиции — это драпировки-кулисы, текстильные перегородки и панели, способные зонировать пространство. Мягкие экраны для видеопроекций создаются посредством применения тканевых материалов. Для получения оригинальных дизайн-решений для видеоинсталляций применяются ленты, нити, канаты, многослойные полупрозрачные шифоны и другие текстильные элементы с различными свойствами фактуры поверхности. Текстиль как объект культурного наследия привносит в выставочное пространство концептуальные идеи сохранения национальной самобытности и идентичности. Крупная текстильная инсталляция способна стать композиционной доминантой экспозиции с глубоким концептуальным значением. Результаты исследования актуальны для профессионалов в области экспозиционного дизайна, современного искусства и дизайна текстиля.
Храм Воскресения Христова, или музей-памятник «Спас на Крови», известен мозаичным убранством. Статья посвящена истории реставрации мозаик интерьеров и фасадов, проводившейся в последней четверти ХХ в. силами бригады мастеров cпециального научно-производственного объединения «Реставратор», которую возглавлял художник-мозаичист Виктор Александрович Шершнев (1937–2002).
Цель исследования. Современные средства и методы обучения, как правило, неявно опираются на модель «черный ящик». В отличие от нее, модель «белый ящик» имеет явные дидактические преимущества. К сожалению, их сложно реализовать в образовательном процессе в связи с отсутствием доступных способов конструирования этой модели. Целью исследования является разработка технологии конструирования модели «белого ящика» в виде структурно-ментальной схемы расчетных задач в области элементарной физики. Эта технология предполагает использование вычислительных примитивов для построения задачных схем путем их суперпозиции. Материалы и методы. Разработка технологии конструирования модели «белый ящик» в виде структурно-ментальной схемы расчетных задач в области элементарной физики. Использование вычислительных примитивов для построения задачных схем путем их суперпозиции. Определение сложности конкретной задачи через количество примитивов, участвующих в «маршруте» хода решения. Организация обучения студентов по модели «белый ящик» с визуализацией процесса формирования умений решать расчетные задачи. Результаты. Схемы имеют возможность обеспечить прочность и полноту формирования умения решать задачи у обучаемого. При этом многообразие маршрутов и набор весов его путей составляют информационную модель обучения. В качестве примера представлены структурно-ментальные схемы по теме «тепловые явления». Они показывают необходимость использования нескольких типов примитивов, в частности, примитивов-функций, примитивов-суммы. Структурно-ментальные схемы позволяют организовать обучение студентов по модели «белый ящик», визуализировать процесс формирования и развития у обучаемых умений решать расчетные задачи, тем самым обеспечивая контроль и самоконтроль учебной деятельности. Заключение. Опираясь на положения ментального подхода, предложена технология построения структурно-ментальных схем, представляющих когнитивный образ мыслительной деятельности по решению расчетных задач. Базовой основой технологии являются вычислительные примитивы, с помощью которых конструируются задачные схемы путем их суперпозиции. Сложность конкретной задачи определяется количеством примитивов, участвующих в «маршруте» хода решения. Предложенная технология применима для построения структурно-ментальных схем расчетных задач в различных предметных областях.
В статье преследуется цель предложить авторское видение оснований формирования системы субъектов миграционных правоотношений и саму систему субъектов миграционных правоотношений, основываясь узкой интерпретации понимания миграционного правоотношения, подвергнуты критике имеющиеся подходы к вопросу классификации субъектов миграционных правоотношений, имеющейся в современных научных исследованиях.
В результате исследования предлагаются объективные критерии построения системы субъектов миграционных правоотношений, которые заключаются в объективных закономерностях возникновения миграционных процессов и трех стадий прохождения миграции населения, а также возникающих в этой связи объективных социальных связей (общественных отношений), нуждающихся в нормативном правовом регулировании.
Выводы: предложенный подход позволяет выделить автору три основные группы субъектов миграционный правоотношений и сформировать их классификацию их в рамках каждой из указанных основных групп субъектов, что позволяет охватить всех возможных участников рассматриваемых видов общественных отношений.
В статье приводится подробный анализ терракотовых предметов, найденных в погребениях некрополя Танаиса. Представлены аналогии данным находкам, происходящие из античных городов и поселений Боспорского царства. Все терракотовые статуэтки датируются I - III вв. н. э., происходят из детских погребений, большинство из которых было ограблено в древности. Вероятно, по религиозным представлениям жителей древнего Танаиса, терракоты служили проводниками в потусторонний мир, а также своеобразными жертвами хтоническим богам. Они имеют культовое значение и свидетельствуют об эллинизации высших слоев жителей Танаиса.
Статья посвящена подробному рассмотрению инвентаря трех погребений из грунтового некрополя Волна 1, раскопанного в юго-западной части Таманского полуострова (Темрюкский район Краснодарского края) в 2015 - 2018 годах. Речь идет о погребениях из раскопок 2016 года (детском, мужском, женском), в которых найдены аттические керамические вазы: расписные (чернофигурные, в технике Сикса), чернолаковые, с кораллово-красной облицовкой. В комплексе 211 вместе с останками ребенка найден аттический чернофигурный лекиф Мастера Афины с изображением гибели Кайнея, позднеархаическая бихромная фиала ахеменидского типа, чернолаковая чаша, железный предмет. В погребении 172 найден мужской костяк в «позе всадника», железный стержень, фиала-мезомфал с декором в технике Сикса (изображены три бегущих Минотавра и надписи), железные наконечники стрел, бронзовое украшение или застежка, протофасосская амфора, чернофигурный килик Безлистной группы («чаша с глазами», изображены Дионис и члены фиаса) и железный меч. В погребении 273 скелет определен, как женский, там найдены: бронзовое зеркало, пряслице, бусина, чернолаковый килик, красноглиняная миска, чернофигурный лекиф с пальметтами и две мисочки (одна чернолаковая, другая с кораллово-красной облицовкой). В статье предлагается интерпретация находок (как формы сосудов, так и содержания росписей), созданных гончарами и вазописцами афинского Керамика и найденных в погребениях на азиатской стороне Боспора.
В работе предпринимается попытка реконструкции тактических приемов боспорского войска в III - VI вв. н. э. на суше, море и при осаде. Представляется, что тактика боспорских воинских контингентов в период поздней античности находилась под влиянием соседствующих с Боспором этнических групп. Связано это с демографическим и социальным кризисом Боспора, и зависимостью от выходцев из варварской среды Северного Причерноморья, которые в указанное время составляют костяк боспорской армии. Развитие тактических приемов боспорского войска в указанный период можно разделить на два этапа: до появления гуннских племен в Северном Причерноморье и после. На первом этапе ключевую роль играла сармато-аланская конница и ее взаимодействие с силами пехотного ополчения. На втором этапе сармато-аланская тактика становится неэффективной, вместе с гуннами в Северном Причерноморье доминирует гуннская тактика. Боспор старается инкорпорировать в состав своей армии гуннские наемные отряды.
В статье рассматривается современный практико-ориентированный подход к формированию профессиональных педагогических умений и навыков при подготовке учителя изобразительного искусства во время выполнения академических заданий по живописи натюрморта акварелью. Современный подход и инновации заключаются в применении метода фотофиксации последовательности ведения академической работы и систематизации полученных данных в виде презентации. Данный метод позволяет сохранить этапы работы, анализировать их и в дальнейшей педагогической деятельности делиться опытом с учениками. В исследовании автор определяет значение традиций и инноваций в современной системе художественного образования. Целью исследования является обоснование значимости внедрения технологий в образовательный процесс по живописи натюрморта акварелью с сохранением и усвоением традиций академических знаний для практического применения прикладных знаний в профессиональной педагогической деятельности. В ходе исследовании выявлено, что применение инновационного метода «фиксации последовательности ведения работы» в живописи натюрморта акварелью способствует росту профессиональных педагогических умений и навыков. В процессе выполнения базисных учебно-творческих задач, направленных на достижение академической грамотности изображения и усвоение технических навыков работы акварелью, автор рекомендует внедрять задачи, ориентированные на развитие методико-педагогических умений, что является элементом воздействия на воспитание современного учителя изобразительного искусства.
В статье рассматриваются сложные отношения притяжения-отталкивания известных прозаиков и драматургов начала XX в., впервые анализируются именно творческие диалоги, скрытые в подтексте конкретных произведений разных жанров. Авторы доказывают, что поэма Горького «Человек» - это не только выражение писательского видения человека в движении времени, но еще и ответ Андрееву на его описания сущности человека, на его понимание экзистенциальных проблем, ранее затронутых в их памятных устных спорах, а также в таких андреевских рассказах, как «Ложь», «Мысль». Большое внимание уделяется разногласиям, выраженным в драматургии, тому, что не позволило драматургам осуществить намерение написать совместную пьесу об интеллигенции. В частности, отмечается, что мировоззренческие разногласия, сказавшиеся и на форме, и на содержании пьес «Дети солнца» Горького и «К звездам» Андреева логично отразились на обращениях к злободневности одного и на обращениях ко вневременному другого, характерных для творчества обоих художников слова в целом и существенно разводивших их. В третьей части статьи сопоставляются романы прозаиков. Доказывается, что «Сашка Жегулев» Андреева - это полемический ответ современника на «Мать» Горького, с нарочитым заимствованием для его создания ряда узнаваемых фабульных линий, деталей, других художественных частностей. Таким образом, по идейному замыслу андреевское сочинение в некотором смысле представляет собой роман «Антимать». В заключение авторы приходят к выводу, что непреходящее значение творчества Андреева зиждется на его исключительно метафорической поэтике, скрытого сравнения, тогда как Горький чаще обращался к поэтике метонимической, переноса, что отчасти снижает актуальность отдельных его произведений в исторической перспективе.
Предметно-интегрированное обучение иностранному языку (CLIL) представляет собой подход к обучению, имеющий двоякую цель: дать учащимся возможность получать знания по предмету (например, по географии или химии) и одновременно освоить иностранный язык (например, английский). Данный подход к обучению иностранному языку, несмотря на его относительную известность, не вполне осмыслен будущими учителями как иностранного языка, так и учителями специальных дисциплин. Таким образом, в рамках реализации проекта «Билингвальное образование в ГСГУ» мы решили изучить, как студенты-бакалавры предвыпускных курсов смотрят на данный подход к преподаванию и готовы ли они к работе в таком формате. Наши исследования показывают, что реализация методологии CLIL кажется студентам сложной задачей, главным образом, из-за необходимости решать две задачи: учить и предмету, и языку, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на подготовку учителей и рабочую нагрузку. В то же время CLIL рассматривается студентами как подход, который не только способствует контекстуализации изучения языка, но и мотивации учащихся и учителей.