ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДАННЫМИ ТЕКУЩЕГО УЧЁТА НАСЕЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ПЕРЕПИСИ-2020 (2023)

В статье проведён анализ данных о численности населения по федеральным округам, субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации, полученным из двух разных официальных источников Росстата на близкие даты: данные текущего учёта населения на 1 января 2022 г. и данные Всероссийской переписи населения 2020 г., контрольным моментом которой являлось 1 октября 2021 года. Так как численность населения меняется медленно, эти данные существенно различаться не должны. В действительности выявилось, что численность населения по стране в целом по разным данным различается более чем на 1% (на 1,6 млн человек в пользу данных переписи). Чем ниже уровень административного деления, тем различия больше. На уровне некоторых муниципальных образований Российской Федерации соответствующие различия составляют почти 2 раза. Причём примерно с равной частотой встречаются как муниципальные образования, в которых по данным переписи численность населения значительно больше, чем по данным текущего учёта, так и с противоположной ситуацией. В статье выявлено, в каких административных единицах страны различия между данными переписи и текущего учёта населения наиболее велики, с чем связаны различия в ту или иную сторону. Наибольший «перевес» численности населения в пользу переписи выявился в муниципалитетах Центрального федерального округа (особенно в Московской городской агломерации), а максимальный «недостаток» населения по сравнению с данными текущего учёта перепись выявила в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 26 № 4 (2023)
Автор(ы): Ванькина Ирина Николаевна, Симагин Юрий Алексеевич, Муртузалиева Джамиля Джавидовна
Сохранить в закладках
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В АСПЕКТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ: ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Г. РУБИНШТЕЙНА (2024)

Статья посвящена исследованию феномена синтеза искусств в творчестве А. Г. Рубинштейна. Автор акцентирует внимание на малоизученном направлении претворения выдающимся русским композитором ориентальных мотивов в оперном и камерно-вокальном жанрах. Проблематика синтеза искусств в творчестве Рубинштейна разрабатывается в контексте панорамы отечественного искусства XIX столетия. Устанавливается интегрирующее влияние восточного элемента как важнейшей черты русской музыкальной школы XIX века. Особенное внимание уделяется взаимодействию русской, восточной и европейской традиций в творчестве композитора. Определяются истоки обращения Рубинштейна к зарубежной культуре, связанные в том числе с особенностями жизни музыканта в юные годы. В исследовании автор опирается на широкий корпус трудов отечественных и зарубежных ученых, в той или иной степени освещающих проблему синтеза искусств в творчестве Рубинштейна. Выявляется традиционная для российской культуры тенденция преемственности, нашедшая отражение в музыке композитора, осмысливается влияние богатого и многообразного художественного наследия Рубинштейна на композиторов более поздних периодов. С позиции синтеза искусств анализируются такие значимые в отечественном музыкальном искусстве произведения, как оперы «Дмитрий Донской», «Фераморс», «Демон», цикл «Двенадцать персидских песен». Анализируя подходы Рубинштейна к воплощению в музыкальном искусстве образов, созданных русскими и зарубежными поэтами, автор особенно подчеркивает тенденцию композитора к сохранению заложенной творцами в литературных текстах национальной самобытности. Устанавливается многопластовость синтетических решений Рубинштейна в оперном и камерно-вокальном жанрах, определяемая потребностью композитора в синтезировании не только различных видов искусств, но также лирической и своеобразной этнической (восточной) сфер.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Свистунова Вирджиния Анатольевна
Сохранить в закладках
Точки контакта малого бизнеса в историческом городе (2024)

Проблема развития Самарского исторического поселения продолжает оставаться в центре внимания архитектурного сообщества города и значительной части его жителей. Историческая среда в данной статье рассматривается в социально-экономическом и коммуникативном аспекте. Выявляются пространственные и материальные ресурсы исторической застройки, способствующие контакту производителя и поставщика с потребителем. Точки контакта находятся как в информационном поле, так и в непосредственном общении на территории общественных пространств. К методическому инструментарию, использованному в статье привлечены разработки из области маркетинга.

Издание: INNOVATIVE PROJECT
Выпуск: том 9, № 16 (2024)
Автор(ы): Белкова Василина Андреевна, Орлова Наталья Александровна, Орлов Дмитрий Николаевич
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ-ЭМИГРАНТОВ XX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА А. Г. ШНИТКЕ (2024)

В статье рассматриваются судьбы композиторов, вынужденно покинувших Россию в начале и конце XX века. Каждому из них пришлось найти ответ на вопросы: «Что такое Родина? Что такое чужбина?». Четвертая волна эмиграции охватила ведущие творческие силы страны. За границей оказалось большинство композиторов-авангардистов: С. А. Губайдулина, А. Пярт, Г. Канчели, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке. Для А. Г. Шнитке отъезд стал возможностью вырваться из оков цензуры, но именно он послужил импульсом к интенсификации диалога с потенциальными слушателями. Общение происходило в двух формах: интервью и через музыкальный язык новых произведений. Анализ структуры книги А. В. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке» позволил выявить сходство логики построения книги с драматургией сочинений, а рассмотрение посвященного М. Л. Ростроповичу, Ю. А. Башмету и Г. Кремеру «Концерта на троих» обнаружить автоцитаты, которые можно истолковать как обращение к исполнителям и слушателям.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Автор(ы): Рыбкова Ирина Владимировна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2024)

В статье рассматривается процесс внедрения бенчмаркинга в работу туристского предприятия. Даётся трактовка данной категории, её отличие от термина «бенчмаркетинг». Предлагается список зарубежных и российских авторов, занимающихся данной проблемой. Рассматриваются типы бенчмаркинга, которые могут применяться в туристской деятельности. В процессе внедрения бенчмаркинга предлагается учитывать определённые особенности, характерные для туристской отрасли: нельзя сравнивать предприятия из разных по турпотоку регионов, занимающихся различными видами туризма, имеющих разную целевую аудиторию. В методиках указывается различное количество этапов, с помощью которых можно провести бенчмаркинговый анализ туристского предприятия. В статье указаны четыре и семь этапов, которыми можно воспользоваться при внедрении бенчмаркинга в туристское предприятие. На примере конкретной туристской фирмы проведён бенчмаркинговый анализ, выявлена определённая проблема и фирма эталон на данном рынке. Предложены рекомендации по усовершенствованию работы турфирмы и приближение её параметров к фирме-эталону.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): КАЛАБКИНА Ирина Михайловна, ЗАВЬЯЛОВА Дарья Дмитриевна
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛИОТЕК В ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ (2024)

Поиск современной инфраструктуры для развития креативной экономики обусловил необходимость формирования институтов современной инфраструктуры развития креативных индустрий, обеспечивающих информационную и образовательную поддержку создания и продвижения креативных продуктов. Сформированный для реализации задач развития креативных индустрий в России проект Министерства культуры «Гений места», учитывая значительный потенциал общедоступных библиотек, в качестве института инфраструктуры развития креативных индустрий определил модельные и модернизированные библиотеки, а также определил необходимость закрепления за каждой библиотеки кураторов, функциями которых определены проведение образовательных семинаров, формирующих современные компетенции производителей продуктов в области создания, продвижения и распределения продуктов креативных индустрий. Это обуславливает необходимость трансформации модельных и модернизированных библиотек в инфраструктурный институт, за счёт появления новых функций, работников, технологий образовательной деятельности в сфере креативных индустрий, что требует научного обоснования их сущности. В статье проведённый анализ публикаций по теоретическим подходам к определению понятия «гений места», сравнительный анализ деятельности библиотек Красноярского края и Республики Крым как участников проекта «Гений места», позволил выявить проблемы трансформации библиотек в инфраструктурный институт развития креативных индустрий, которые в дальнейшем будут использованы для научного обоснования предложений по совершенствованию деятельности библиотек, как инфраструктурных институтов, релевантных отличиям условий региональных библиотек.

Издание: СЕРВИС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Выпуск: Т. 18 № 2 (111) (2024)
Автор(ы): БУТОВА Татьяна Георгиевна, ЧЕРКАСОВА Юлия Ивановна, БУРКАЛЬЦЕВА Диана Дмитриевна, ДАНИЛИНА Елена Петровна, ДАНЧЕНОК Лариса Александровна, НИЯЗБЕКОВА Шакизада Утеулиевна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТМОБ (УМНАЯ ТОЛПА) В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ БРЕНДОВ. (2024)

В статье представлен результат авторского анализа теоретических подходов к формулированию сущности понятия «смартмоб», а также осмысления концепта данного определения в современной цифровой экономике. Предложена парадигма понимания проблем и перспектив применения технологии «смартмоб» (умная толпа) в продвижении брендов и предприятий. Раскрыта система внедрения данной технологии в цифровом пространстве, а также приведён обзор лучших практик применения умных толп в целях маркетингового продвижения передовых российских и мировых брендов. В том числе рассмотрен опыт торговых предприятий, на примере компании OffPrice и ряда туристских предприятий. Переосмыслена роль «смартмоб» (умной толпы) не только в политическом, но и экономическом дискурсе. Доказаны высокая эффективность применения технологии в специальных коммуникационных проектах.




Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): РОМАНИШИНА Татьяна Сергеевна, КАРАСЕВА София Олеговна
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС О ПРИРОДЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЛИГИЯ ИЛИ НАУКА СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (2024)

В статье представлен взгляд на корпоративную культуру как альтернативу научного подхода развития организации. Ее специфика в гостиничном бизнесе благодаря мировым гостиничным цепям приобрела не только свою безальтернативность, но и благодаря своим компонентам близость по своей сути к религии. Задача исследования в рассмотрении пути развития отеля не только через применение элементов корпоративной культуры, но и с помощью научного взгляда на управление персоналом гостиницы. Не умаляя достоинств корпоративной культуры в гостинице, которая несет радость своим сотрудникам от выполнения большой общей задачи, возможности расти и обмениваться опытом, пробуя свои силы в гостиницах сети в разных странах, надо отметить, что чем глубже погружение в состояние сопричастности компании, тем сложнее потом выходить из него и искать свои уникальные черты, чтобы двигаться дальше. Так постепенно мы подходим к ответу на вопрос, а есть ли что-то другое, кроме корпоративной культуры у гостиницы для повышения кадрового потенциала. Ведь критика хороша, даже полезна, но нужно предложить альтернативное решение проблемы, если имеющиеся, пусть и не эффективное подвергается критике и обструкции. И решение может быть в научном взгляде на управление персоналом.

Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 2 (2024)
Автор(ы): УШАКОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ТЕАТРАЛЬНАЯ КАЗАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2024)

Казалось, что Великая Отечественная война, несшая с собой смерть и разруху, должна была заставить замереть всю культурною жизнь страны. Но нет. Она не только не остановилась, а стала более насыщенной, лишь изменив окраску на более строгий, суровый цвет. Казань не осталась в стороне. Эти настроения коснулись и ее театральной жизни. Те формы, которые она приобрела в военные годы, выражали гражданскую позицию актеров и отличались разнообразием. Концертные бригады, в состав которых входили артисты казанских драматических и оперного театров и филармонии, выезжали к бойцам на передний край сражений. Мобильные художественно-артистические коллективы для поднятия боевого духа давали концерты на призывных пунктах, заводах и фабриках города, в госпиталях. Благотворительные вечера и лотереи проводились актерами казанских театров, как для сбора денег на нужды обороны, так и для поднятия общего оптимистического настроя тружеников тыла и сельских жителей. Актеры и работники сцены дежурили в госпиталях, выполняя функции сиделок и санитаров, несли вахты противовоздушной обороны. Помимо этого, театры продолжали и свою основную, сценическую деятельность, включая в свой репертуар пьесы, главными мотивами которых были патриотизм, гуманизм и дружба народов. Все ресурсы театров города были отданы общенародному делу - делу борьбы за победу над фашизмом.

Издание: СЕРВИС PLUS
Выпуск: Т. 18 № 3 (2024)
Автор(ы): ХАЙРУЛЛИНА Гульнара Мансуровна
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ: КАК ОНИ ИЗМЕНЯЮТ ОТРАСЛЬ (2024)

Данная статья представляет ретроспективный анализ технологических инноваций в индустрии туризма. Авторы исследуют влияние современных технологий, таких как мобильные приложения, виртуальная реальность и аналитика данных, на изменения в туристическом бизнесе. Анализируются положительные и отрицательные аспекты внедрения новых технологий в отрасль, а также представлены рекомендации по эффективному использованию инноваций в туристическом бизнесе. Также рассматриваются потенциальные направления технологического развития и их влияние на будущее индустрии туризма.



Издание: ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
Выпуск: Т. 18 № 1 (2024)
Автор(ы): Шпильман Н.В., Юдина Е.В., Козаев Т.В.
Сохранить в закладках
ТИПОЛОГИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-УЧЕБНЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЧЕЛОВЕКОЗНАНИИ (2024)

В статье по истории отечественного человекознания дифференцируются основные научные школы социальной психологии, среди которых характеризуется становление трех старейших, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым. В статье подробно прослеживается генезис основных научных школ, условия их возникновения, вклад в формирование отечественного человекознания. Детально проанализировано возникновение и развитие научной школы, возглавлявшейся известным ученым профессором МГУ им. М. В. Ломоносова - Г. М. Андреевой, прослежено взаимодействие крупнейшей в стране научно-учебной школы этого профиля с учеными Ленинграда, Ярославля, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Краснодара и др. В статье также впервые показано взаимодействие трех старейших научных школ, созданных в вузах Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьминым, А. А. Бодалевым, с другими школами и подходами, которое привело к формированию социально-педагогической психологии как инновационной области современного человекознания. Проведен сравнительный анализ изучения социальной психологии познания в школах Г. М. Андреевой и А. А. Бодалева и показан их вклад в интегративную когнитологию и современную педагогику высшего профессионального образования. Научная новизна статьи состоит в том, что в работе впервые логика развития отечественной вузовской социальной психологии изучается науковедческими методами (культуролого-хронологического, институционально-персонологического и предметно-тематического анализа). По результатам сравнительного анализа типологии рассмотренных социально-психологических подходов делается общий вывод. Если в творчестве Е. С. Кузьмина доминировал социально-производственный профиль, то А. А. Бодалев и его школа изучали с экзистенциально-антропологических позиций личностно-коммуникативные аспекты восприятия и понимания человека человеком в общении. Параллельно с этим Г. М. Андреева выстроила систему когнитивно-личностной и коммуникативно-деятельностной социальной психологии экзистенциально-гносеологического познания. Тем самым Г. М. Андреева и А. А. Бодалев внесли существенный вклад в изучение социально-психологических аспектов современной бурно развивающейся интегративной когнитологии. Отмечается, что развитие и анализ достижений научных школ требует дальнейшего специального историко-научного изучения. Показаны значение и роль рефлексивно-персонологического подхода к науковедческому изучению жизнетворчества известных ученых.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Семенов Игорь Никитович
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК РЕСУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК (2024)

Цифровая трансформация современного общества приводит к активному использованию новейших технологий во всех сферах жизни. Интеграция искусственного интеллекта в образовательную сферу может быть полезна для решения разнообразных задач, включая задачи системы образования. Целью исследования является обзор существующих технологий искусственного интеллекта в контексте их применимости в профессиональной деятельности школьного учителя, а также анализ влияния этих технологий на профессиональное развитие учителя. Для достижения цели был применен теоретический анализ, а также классификация и обобщение. В статье приведены различные классификации технологий искусственного интеллекта: по критерию способности решать разнообразные задачи и обучаться на их опыте (узкий, сильный и суперсильный), по методу анализа данных (машинное обучение, нейронные сети, глубокое обучение), по способу генерации данных и решения задач (традиционный и генеративный ИИ). Рассмотрены принципы работы и примеры использования трех основных моделей генеративного искусственного интеллекта: генеративно-состязательных сетей, вариационных автоэнкодеров и моделей на основе трансформера. Представлена авторская классификация технологий искусственного интеллекта, учитывающая типы и примеры задач, решаемых с помощью искусственного интеллекта в образовании. Научная новизна статьи заключается в разработке подхода, в котором технологии искусственного интеллекта создают возможности для самосовершенствования и самообразования учителя. Практическая значимость заключается в разработке списка программ и технологий искусственного интеллекта (как зарубежных, так и отечественных), которые учителя могут применять в своей профессиональной деятельности. Программы разделены по четырем направлениям: программы для создания текстов, изображений, аудио и видеозаписей.

Издание: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Илюшин Леонид Сергеевич, Торпашёва Надежда Александровна
Сохранить в закладках