ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, В СЛУЧАЯХ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА (2024)

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства. Анализируются нормативные правовые акты, регламентирующие правовые и организационные аспекты подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Обращается внимание на ситуации, которые возникают в практической деятельности оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): ТОМИЛИН СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
Сохранить в закладках
КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (2024)

Современная траектория развития российского вузовского образования предполагает создание взаимосвязанной системы «образовательное учреждение - научный центр - практическая деятельность».

В контексте этой системы авторы анализируют перспективы развития современного юридического образования, причем за основу взята подготовка специалиста по дисциплине «криминалистика».

Отмечен не только высокий потенциал развития системы преподавания криминалистики, но и наличие перспективных методик, включающих применение искусственного интеллекта.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): Ткачук Татьяна Алексеевна, МИХАЙЛОВ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОРРУПЦИИ, ИДЕОЛОГИИ И МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (КОНСТАТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ) (2024)

Статья посвящена постановке проблемы необходимости изучения коррупции как социокультурного феномена в матрице современного общества через криминологическую трансформацию ее видов в изменяющейся парадигме развития с учетом идеологии в детерминации коррупции и антикоррупционного механизма противодействия.

Выявленный автором недостаток в криминологических исследованиях коррупции, механизма коррупционных преступлений и идеологии антикоррупционного противодействия предопределил востребованность в формировании новых подходов в изучении и предложениях предупреждения коррупции.

В заключение автор предлагает рассматривать предупреждение коррупции комплексно с позиций идеологического, культурного, правового воздействия, что станет основой для разработки модели механизма и системы субъектов противодействия коррупции; формирования концепции антикоррупционной идеологии в современной государственной политике и поckужит фундаментальным базисом разрешения обозначенной проблематики в юридической науке.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): СТЕБЕНЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ (2024)

Статья посвящена особенностям предупреждения преступлений несовершеннолетних лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Рассмотрены основные категории преступлений, совершаемые несовершеннолетними, предложены рекомендации по снижению уровня подростковой преступности на современном этапе.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): РАДЧЕНКО КСЕНИЯ НИКОЛАЕВНА, СМБАТЯН ЕВГЕНИЯ АРТАКОВНА
Сохранить в закладках
ИСТОРИОГРАФИЯ ПОДХОДОВ К КОМПЕТЕНЦИЯМ СПЕЦИАЛИСТО (2024)

Профессиональная деятельность связана с наличием и уровнем развития компетенций, а также с переходом профессионального образования к компетентностному. Необходимость повышения всех уровней образования в направлении ориентации на компетенции, актуализации компетенций для отдельных профессий, связанных с изменениями требований рынка труда, специализации профессий и изменения веяний времени. Для студентов, как будущих специалистов в своей области, в значительной степени необходимо развитие компетенций, характерных для будущей профессии, и в условиях быстро меняющихся реалий конечно требуется регулярная актуализация списка профессиональных компетенций. Цель исследования - изучение истории возникновения и подходов к понятию компетенций. Проведенное нами теоретическое исследование было направлено на изучение вопросов - на сколько новых и малознакомых компетенций, с чем перекликается его суть, какие подходы к пониманию компетенций обнаружены у разных авторов и так далее, как уже давно наука говорит о компетенциях, и какие ориентиры были для этой сферы профессиональной деятельности. В результате исследования выяснилось, что вопрос о способностях человека к конкретной профессиональной деятельности поднимался еще в Древнем Египте. В конце 19 и до 20 века эти вопросы уже активно изучались с использованием научных методов, появился профотбор. Во втором полушарии 20 века речь идет о профессиональных качествах, которые развивались и использовались параллельно. Развитие, происходящее в 21 веке, потребовало изменений, и на первом этапе на государственном уровне были вписаны в регламентирующие документы по профессиональному образованию. Однако концепции и список компетенций не являются статическими и претерпевают изменения и уточнения. Рынок труда очень динамичен и диктует свои правила, прогрессивные технологии меняют подходы ко многим профессиям - все это обязывает пересмотреть список компетенций будущих профессионалов на предмет их востребованности в этом меняющемся мире.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Автор(ы): Шаламова Оксана Олеговна, Шаламов Герман Валерьевич
Сохранить в закладках
КОМПЕТЕНТНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ВУЗА (2024)

Современные тенденции и ориентации в образовании, в становлении обучающегося как профессионала, развития его личности в аспекте индивидуальных предпочтений предполагают наличие развитых универсальных навыков, способствующих эффективному самоуправлению и самореализации в разных сферах, умению оперативно и осознанно выполнять разные функции. Целью данного исследования является конкретизация понятия «функциональная грамотность», и выявление соотношения между понятиями «функциональная грамотность» и «компетентность самоменеджмента». В результате исследования раскрыта сущность понятия «компетентность самоменеджмента» как интегративное, динамическое качество личности, ориентированной на саморазвитие, определяющее способность и готовность специалиста к самоорганизации, управлению собственными ресурсами для достижения успехов в образовательной, профессиональной и личной жизни; показана многоаспектность этого феномена. Обосновано, что компетентность самоменеджмента является одним из видов функциональной компетентности современного человека. В исследовании использовались теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме, сравнительно-сопоставительный анализ обобщенного и личного педагогического опыта в формировании компетентности самоменеджмента как вида функциональной грамотности); эмпирические (формирующий эксперимент, диагностические методы); статистические.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Автор(ы): Черных Наталья Сергеевна
Сохранить в закладках
Энергетический переход и борьба с изменением климата в Индии (2024)

Аннотация. В настоящей статье рассматривается комплексный подход Индии к вопросам энергетического перехода и климатической справедливости через политику, законодательные основы и международное сотрудничество. На протяжении многих лет Индия работает над выполнением своих обязательств по борьбе с изменением климата, сокращая интенсивность выбросов и наращивая мощности возобновляемой энергетики в рамках таких соглашений, как РКИК ООН, Киотский протокол и Парижское соглашение. Среди значимых результатов можно отметить долю возобновляемой энергетики, которая достигла 40% в 2023 г., а также постановку амбициозных целей по достижению 500 ГВт мощностей на основе возобновляемых источников энергии к 2030 г. Индия способствует внедрению возобновляемых источников энергии и устанавливает такие обязательства, как Обязательства по закупке возобновляемой энергии и Правила открытого доступа к “зеленой” энергии на основании прогрессивного законодательства, например, Закона об электроэнергетике 2003 г. и Закона об энергосбережении 2001 г. Кроме того, такие инициативы, как Национальная миссия по “зелёному” водороду и Интеллектуальные сети электроснабжения, направлены на решение специфических вызовов, связанных с интеграцией возобновляемых источников энергии, включая стабильность сетей и хранение электроэнергии. Статья подчеркивает необходимость срочного обеспечения климатической справедливости в Индии для борьбы с трудностями, с которыми сталкиваются социально уязвимые группы населения перед лицом глобального кризиса. Благодаря синхронизации энергетической политики и Целей устойчивого развития ООН Индия демонстрирует приверженность к честному и справедливому переходу к низкоуглеродной экономике.

Издание: Правовой энергетический форум
Выпуск: №4 (2024)
Автор(ы): Ченгаппа Муккатира Палангаппа
Сохранить в закладках
ЛОКАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ АДАПТИВНОМ ОБУЧЕНИИ В ВУЗЕ (2024)

Контроль за компетентностью обучающихся в профессиональном обучении имеет решающее значение для успешности образовательного процесса. Педагогические тесты позволяют оценить уровень знаний студентов, компьютерное тестирование, активно применяемое в последних двух шагах, обеспечивает адаптивность, объективность и поэтапную обработку данных. Система образования России соблюдает требования рынка труда, учитывающие разнообразные аспекты. При переходе на дистанционное обучение мы столкнулись с трудностями при использовании дистанционных технологий. Цель исследования - совершенствование методики создания тестовых заданий для повышения качества образовательного процесса. Проведенное нами теоретическое исследование показало, что компьютерное развитие получило широкое применение в сфере здравоохранения в последних двух достижениях. В Оренбургском государственном университете применяется интерактивная система сетевого подключения. В ходе выполнения внедрения системы АИССТ нами были выявлены следующие особенности: необходимость интернет-доступа и отсутствие возможности формирования вопросов для фонда тестовых заданий. Мы разработали программу для работы в автономном режиме. Она упрощает процесс создания и редактирования тестовых заданий, автоматизирует оформление и повышает объективность тестирования. Таким образом, написанная программа модернизирует особенности системы АИССТ, позволяет улучшить методическую работу преподавателя и обеспечивает непрерывное образование, адаптированное под структуру студентов.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Автор(ы): Токмаков Александр Александрович, Солнышкина Ирина Владимировна
Сохранить в закладках
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ: СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

Статья посвящена рассмотрению особенностей применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Авторами анализируются положения нормативных правовых актов в области регулирования указанного института и практики его применения с целью выявления наиболее вероятных причин отказа судов в удовлетворении ходатайств осужденных. В результате проведенного исследования сделаны выводы и сформулированы рекомендации, позволяющие повысить вероятность положительного решения суда о целесообразности применения указанного вида освобождения от отбывания наказания в отношении конкретного осужденного.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: №1 (2024)
Автор(ы): ПИКИН ИВАН ВИКТОРОВИЧ, ПИЧУГИН СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ, ТАРАКАНОВ ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИК В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ (2024)

Формирование профессионально-значимых качеств будущих юристов в учебном процессе вуза обеспечивается погружением в различные виды деятельности, которые моделируют, имитируют или реализуют элементы трудовых функций в ситуациях практики. Юридическая деятельность предполагает широкой коммуникативный контекст проявления профессиональной ментальности и профессиональной идентичности в различных ситуациях общественной жизни. В этой связи в вузовскую подготовку будущих юристов интегрируются различные внеучебные практики из событийности юридической работы, социальной и общественной жизни. В педагогическом дискурсе понятия «общественная практика» и «социальная практика» трактуются неоднозначно. Терминологическая неопределенность открывает возможность сопоставления вариантов дефиниции и их критического анализа. Общественные и социальные практики в ряде случаев используют как синонимы, в то же время между ними обнаруживаются и различия. Классификация видов общественных и социальных практик конкретизирует их роль в профессиональном становлении будущего юриста. Основаниями классификации могут стать такие критерии как профессиональная и образовательная значимость, границы и субъекты коммуникации, открытость и рефлексивность, способ варьирования и другие. В опыте юридической подготовки известны профессионально-ориентированные, профессионально-нейтральные, профессионально-рискованные и профессионально-деструктивные общественные практики. Наибольшее значение для педагогического процесса юридического вуза имеет установление профессиональной и образовательной роли той или иной практики. Педагогическое исследования роли общественных и социальных практик позволяют выявить наиболее значимые и продуктивные, определить необходимость и риск вовлечения будущего юриста в практику, найти оптимальную степень включенности студента, а также установить заинтересованность вуза в развитии общественных и социальных практик как части педагогического процесса юридического образования.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Автор(ы): Панов Андрей Анатольевич
Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОМУ АНГЛИЙСКОМУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МИРОВОЙ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ХОДЕ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ЮРИСТА (2024)

Приоритеты развития высшего образования лежат сегодня в области усовершенствования профессиональной подготовки выпускников вузов по всем направлениям, в частости, совершенствования уровня владения английским языком специальности. Особое внимание высшей школы уделяется развитию трудовых функций будущих специалистов, здесь речь идет о будущих юристах, поэтому обращение к изучению мировой судебной практики при обучении юридическому английскому видится логичным и перспективным. Установлено, что разработчики текущего ФГОС ВО рекомендуют вузам и кафедрам учитывать трудовые функции специалистов, верифицированные в соответствующих профессиональных стандартах, при конструировании содержания образования по учебным дисциплинам. Поэтому целью данного исследования выступило изучение методического потенциала обращения к прецедентам мировой судебной практики в рамках Общего и Международного права в ходе обучения юридическому английскому языку студентов очной формы обучения юридических факультетов в области развития их трудовых функций. Накопленный опыт конструирования образовательного трека по английскому языку специальности для будущих юристов на примере Финуниверситета г. Москва и проведенный краткий анализ научных работ педагогов-исследователей позволили установить, что в ходе разработки содержания образования по иностранному языку возможно опираться на четыре трудовые функции юриста, заявленные в Проекте профессионального стандарта «Юрист», что соответствует идеям предметно-интегрированного подхода. Вышеобозначенное обусловило обращение к методическому потенциалу узкопрофессионального метода юридического анализа правовой проблемы - IRAC метод - при обучении юридическому английскому языку будущих юристов с опорой на их трудовые функции. Раскрывается потенциал применения IRAC метода при развитии трудовых функций юриста в ходе изучения юридического английского, с опорой на: коммуникативный метод, учебный суд, кейс метод и дискуссию. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы в исследуемой области и позволяют наметить возможные перспективные направления развития в обозначенной области.

Издание: ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Автор(ы): Морозова Анна Леонидовна
Сохранить в закладках
Тенденции формирования и развития энергетического права БРИКС (2024)

БРИКС продолжает активно развиваться, формируя совместные подходы к сотрудничеству в различных направлениях, среди которых энергетическое сотрудничество имеет существенное значение. В рамках диалога, конструктивных дискуссий представители государств-членов БРИКС обсуждают текущее состояние, проблемные аспекты международного взаимодействия по различным направлениям, определяют перспективы дальнейшего развития сотрудничества. Каждый год работы БРИКС, проводимые мероприятия вызывают справедливый интерес. В течение 2024 года – в год председательства Российской Федерации в БРИКС – прошло много мероприятий по различным направлениям сотрудничества в сфере энергетики. По результатам встреч, дискуссий сформулированы заслуживающие внимания предложения, которые могут существенно повлиять на дальнейшее укрепление энергетического правопорядка и развитие международных энергетических связей.

Текущее международно-правовое регулирование в сфере энергетики в рамках БРИКС на сегодняшний день осуществляется на двусторонней основе между государствами-членами БРИКС, которые предусматривают различные формы сотрудничества в отраслях энергетики. Анализ заключенных межправительственных соглашений между государствами-членами БРИКС показывает, что данные соглашения на сегодняшний день можно подразделить на несколько условных групп: соглашения о сотрудничестве в нескольких отраслях энергетики; соглашения о сотрудничестве в двух отраслях энергетики; соглашения о реализации энергетического проекта в одной отрасли энергетики. Следует отметить схожесть принципов международного сотрудничества в сфере энергетики, закрепленных в действующих заключенных международных договорах государств-членов БРИКС, что является хорошей предпосылкой для того, чтобы в последующем такие принципы стали основными принципами и во взаимоотношениях с другими государствами-членами БРИКС.

Издание: Правовой энергетический форум
Выпуск: №4 (2024)
Автор(ы): Романова Виктория Валерьевна
Сохранить в закладках