Научные переводы «Да-сюэ» в России XIX века: сопоставление подходов Н. Я. Бичурина и Д. П. Сивиллова (2024)

Статья представляет сравнительный анализ двух переводов конфуцианского текста «Да-сюэ», выполненных выдающимися российскими синологами Н. Я. Бичуриным и Д. П. Сивилловым в XIX веке. Целью исследования является сопоставление подходов ученых к переводу и интерпретации классического китайского философского текста. Материалом исследования служат рукописи переводов и оригинальные китайские канонические книги. Результаты исследования демонстрируют высокую научную точность обоих переводов при различии в подходах. Перевод Бичурина, основанный на учебном пособии эпохи Цин, отличается богатством комментариев и культурологических пояснений. Работа Сивиллова, опирающаяся на оригинальный текст «Да-сюэ», характеризуется лаконичностью и верностью оригиналу. Анализ выявляет различия в переводческих стратегиях ученых. Бичурин стремился к более буквальному переводу и сохранению культурно-специфических элементов, тогда как Сивиллов адаптировал текст для русского читателя. Оба перевода внесли значительный вклад в развитие методологии научного перевода китайской классики в России XIX века. Исследование подчеркивает ценность этих работ для изучения конфуцианской философии и истории российского китаеведения. Результаты исследования могут найти применение в современных переводческих практиках и в преподавании истории китаеведения.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 13, № 10 (2024)
Автор(ы): Лю Мяо
Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ОПЫТ 5 ЛЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ (2024)

Ключевым условием оказания своевременной и качественной медицинской помощи является наличие достаточного количества квалифицированных медицинских кадров. При этом общей для современных систем здравоохранения проблемой становится кадровый дефицит и, как следствие, высокая нагрузка на медперсонал, сопряжённая с риском врачебных ошибок и профессионального выгорания. Другая проблема связана с развитием медицинских технологий и оборудования, а также цифровизацией множества процессов, что требует от медработников постоянного расширения своих компетенций. Отсюда - необходимость поиска решений, касающихся, во-первых, привлечения и стимулирования медицинских кадров, во-вторых, снижения нагрузки на врачебный и средний медицинский персонал и, в-третьих, повышения квалификации медицинских специалистов. В статье представлен обзор направлений научных исследований, которые в целях решения указанных проблем в рамках московской государственной системы здравоохранения проводятся под эгидой НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы (НИИОЗММ ДЗМ). Представлены результаты исследований, касающиеся качества медицинского образования; развития системы наставничества; работы институтов оценки квалификации медицинских специалистов; повышения роли и расширения функций медицинских сестёр; использования в медицинских организациях труда работников без медицинского образования; траекторий профессионального и карьерного роста медицинских специалистов; развития компетенций для работы с пациентами иной этнокультурной и конфессиональной принадлежности; повышения эффективности сопровождения пациентов с несколькими хроническими заболеваниями; роли медицинских работников в формировании у населения приверженности принципам здорового образа жизни; условий труда и движения кадров в столичном здравоохранении; оценки интеллектуального потенциала медицинских организаций.

Издание: НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Выпуск: Том 27 № 4 (2024)
Автор(ы): Александрова Ольга Аркадьевна, Ярашева Азиза Викторовна, Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович
Сохранить в закладках
НАИМЕНОВАНИЯ ОРУЖИЯ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И. А. БУНИНА "ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ": СОСТАВ, СЕМАНТИКА, ФУНКЦИИ (2024)

В художественном произведении появление слов-названий оружия, как и упоминание о нем, имеет определенные цели и выполняет важные задачи, когда оружие становится частью хронотопа, где разворачиваются дальнейшие события, важной деталью в характеристике героя (персонажа), его внешнего вида или его поведения. Нередко оно включается в сюжет произведения, предопределяя судьбы героев. Оружейная лексика - слова-названия оружия (сабля, шашка, револьвер), его деталей (курок), производимые с помощью оружия действия (стрелять) или их отглагольные дериваты (выстрел) - позволяет писателю параллельно с основной темой произведения вести оружейную тему, которая дает возможность по-новому увидеть содержание и смысл многих рассказов, понять их структуру и охарактеризовать социокультурную составляющую. Именно такой подход к оружейной теме можно наблюдать в рассказах И. А. Бунина. Небольшой по объему материал - 17 лексем, входящих в состав семантического поля ОРУЖИЕ, - позволяет автору показать важность роли оружия в повседневной жизни того русского мира, который изображал писатель. В большинстве случаев Бунин использует оружейную лексику в номинативной функции и показывает обыденность применения самих артефактов их обладателями. Без оружия невозможна жизнь дворянской усадьбы и русского офицерства. Оружие выступает как средство наказания непослушных или давления на них, способ защиты от хищных зверей. Его используют как средство давления и ценят его эстетическую сторону. В некоторых случаях оружейная лексика содержит коннотативные семы, благодаря чему писатель показывает чуткость русского человека к семантическим различиям слов-синонимов. И. А. Бунин показывает читателю, что в жанре рассказа действуют свои законы, отличающиеся от законов драматургии. Обращение с оружием как средством убийства универсально и свойственно представителю любого этноса и любой культуры. Оружие несет в себе смертельную опасность для живого, отнимая жизни одних и ломая судьбы других. Каждый выстрел оставляет свой след: убитое из азарта животное или застреленный из ревности человек вызывают ответное наказание - судебное или Божье. Так, анализ оружейной тематики рассказов И. А. Бунина, проведенный под лингвокультурологическим углом, позволяет понять философию писателя.

Издание: ВЕРХНЕВОЛЖСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Фархутдинова Фения Фарвасовна, Киеу Ань Ву
Сохранить в закладках
НАЗВАНИЯ ТОРГОВЫХ ЦЕНТРОВ: МЕЖДУ УРБАНОНИМАМИ И РЕКЛАМНЫМИ ИМЕНАМИ (2024)

В статье рассматривается вопрос о «пограничном» состоянии новой для русского языка категории имен собственных - названий торговых центров. Новизна исследования состоит в том, что в нем впервые определяется ономастический статус названий торговых центров, проводится развернутый анализ корпусов таких названий, собранных по Рыбинску и Ярославлю, а также по крупным городам Российской Федерации. Автором определен ономастический статус названий торговых центров, указаны особенности, позволяющие отнести их к урбанонимам и рекламным именам. В статье проанализированы существующие ойкодомонимические термины, дан их перечень, указано, что термин торговый центр стал родовым для рассматриваемой группы объектов. Автором отмечено, что при номинации объектов преобладают условно-символический и символический принципы номинации, что указывает на связь названий торговых центров с рекламными именами. Доля идентифицирующих названий также довольно высока, что свидетельствует о желании номинаторов вписать оним в сложившуюся урбанонимическую систему города. Автор статьи приходит к выводу о том, что в системе рассматриваемых названий торговых центров сложились две тенденции: (1) встраивание названия в существующий урбанонимикон с учетом его своеобразия и (2) создание названий, не связанных с существующим городским ономастическим пространством. Проведенный анализ корпусов онимов подтвердил пограничный статус рассмотренных имен собственных, преобладание в них черт урбанонимов.

Издание: ВЕРХНЕВОЛЖСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Разумов Роман Викторович
Сохранить в закладках
НЕОЛОГИЗМЫ ШКОЛЬНОГО СЛЕНГА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ВАРИАНТЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА РЕСПУБЛИКИ КОТ-Д’ИВУАР (2024)

В статье представлен анализ использования неологизмов арго нуши в территориальном варианте французского языка республики Кот-д’Ивуар на материале диалогов учащихся колледжей и лицеев. Для обозначения лексического пласта, который характеризует язык данной возрастной категории, как правило используются термины молодежный или подростковый сленг, однако в более узком понимании специфики языка учащихся с нашей точки целесообразно рассматривать понятие школьного сленга. В материале, на котором основано исследование, присутствуют тексты диалогов и полилогов, произносимых во время уроков с участием учителя. Данный пласт лексики представляет особый интерес, поскольку те трудности в освоении стандартного французского языка, с которыми сталкиваются школьники, приводят к более активному использованию арго нуши как сочетанию французского, местных языков диула и бауле, а также заимствований из английского и испанского языков. Особая школьная терминология - это чаще всего неологизмы, в основе которых наблюдается слияние перечисленных языков; кроме того, это особые формы для обозначения учебных дисциплин, именования учителей, преподающих ту или иную дисциплину; это лексика, связанная с прогулами занятий, отметками, поведением и т. д. Целью данного исследования является определение специфических черт образования неологизмов школьного сленга, который основан на языке (арго) нуши, плотно вошедшем не только в молодежную культуру, но и в политику, рекламу, СМИ. Основным методом исследования является лексико-семантический анализ неологизмов арго нуши, связанных с обучением в школе и лицее. Основными результатами исследования стали наблюдения о нарушениях структуры стандартного французского языка, о количественном соотношении лексем арго нуши и заимствованной лексики в диалогах между учащимися или между преподавателем и учениками.

Издание: ВЕРХНЕВОЛЖСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Бойчук Елена Игоревна
Сохранить в закладках
некоторых вопросах проектирования новых и реинжиниринга действующих процессов воспитательной, социальной и психологической службы в соответствии с принципами и стандартами клиентоцентричности в ФСИН России (2024)

В статье рассматриваются отдельные вопросы внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России, применительно к потенциальному переформатированию процессов воспитательной, социальной и психологической службы. Делается акцент на потенциале реализации принципов и стандартов клиентоцентричности в ФСИН России. рассматривается комплексный характер процесса проектирования новых и реинжиниринга действующих процессов в организации.

Издание: АНТРОПОГОГИКА
Выпуск: № 4 (16) (2024)
Автор(ы): Дикопольцев Дмитрий Евгеньевич
Сохранить в закладках
НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА И ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ КЛИМАТА (2024)

Анализируется проблема глобального потепления климата и попытки её решения, в том числе с помощью низкоуглеродной энергетики. Успешность решения проблемы зависит от степени понимания процессов, её вызывающих. Поскольку всё больше данных говорит о естественных причинах колебания климата, а из антропогенных факторов наибольший вклад в потепление вносит тепловое загрязнение, а не антропогенный рост углекислого газа в атмосфере, то низкоуглеродная энергетика при всех её позитивных качествах не способна решить проблему потепления климата.

Издание: ЖИЗНЬ ЗЕМЛИ
Выпуск: том 46, № 1 (2024)
Автор(ы): Снакин Валерий Викторович
Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)

В статье исследуются теоретические парадигмы и тенденции в изучении международных организаций, фокусируясь на их роли в глобальном управлении и подчеркивая важность международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, в решении глобальных вызовов, включая изменение климата, терроризм и бедность. Эти организации не только способствуют международному сотрудничеству, но и играют ключевую роль в поддержании мира и безопасности. В статье отмечается, что международные организации стали более разнообразными и специализированными. Они охватывают широкий спектр областей, включая политику, экономику, социальное развитие и защиту прав человека. Также обсуждается растущее влияние международных неправительственных организаций, которые теперь играют значимую роль в международных делах. Одной из ключевых тем является легитимность и автономия международных организаций. Автор утверждает, что их независимость обеспечивает им важную роль в глобальном управлении, а профессионализм и экспертные знания способствуют усилению их влияния. В статье также затрагивается вопрос соперничества великих держав, которое влияет на эффективность и легитимность международных организаций. В этой статье также рассматривается теоретическая парадигма исследований международных организаций в аспекте перехода от традиционного понятия «международная организация как независимая переменная» к «международной организации как зависимой переменной», и исследуются такие вопросы, как стратегическая конкуренция между великими державами, автономия международных организаций, угасание интереса к построению теории и дисциплинарное беспокойство. В заключении подчеркивается, что развитие международных организаций связано с изменениями в международной политической и экономической среде, продолжение их исследования важно для понимания глобальных тенденций и улучшения системы управления.

Издание: МИР РУССКОГОВОРЯЩИХ СТРАН
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Чжан Цзэмин
Сохранить в закладках
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ (2024)

Цель статьи заключается в раскрытии методологических оснований и методов исследования процесса развития функциональной грамотности сельских школьников при его научно-методическом сопровождении опорной школой. В статье дается обоснование и характеристика применения таких методов исследования, как анализ теоретических источников по проблеме исследования, моделирование, изучение педагогического опыта, анкетирование. Дается описание инновационного опыта опорной школы города Котельнича Кировской области - инновационной площадки Научного центра Российской Академии Образования при Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского - по методическому взаимодействию с сельскими школами образовательного кластера. В статье раскрывается значение корпоративной подготовки для создания единого методического пространства образовательного кластера, содержится описание результатов анкетирования педагогов образовательного кластера по проблеме развития функциональной грамотности школьников, в котором приняли участие 94 респондента. Обосновывается и раскрывается деятельность опорной школы по научно-методическому сопровождению педагогов, исходя из выявленных в процессе анкетирования дефицитов. Опорной школой организуются научно-методические семинары, проводятся заседания координационного совета, создаются успешные образовательные практики, предлагаются индивидуальные консультации для учителей сельских школ, предложены информационные и методические материалы на сайте школы. На данном этапе исследования определены его промежуточные результаты, которые стали предметом обсуждения на заседаниях методических объединений, педагогических советов, научно-методических конференциях. В статье делается вывод о том, что современный педагог на основе теоретической и практической подготовки способен успешно решать новую дидактическую задачу - развивать функциональную грамотность школьников.

Издание: ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Селиванова Ольга Геннадьевна, Пономарева Екатерина Николаевна
Сохранить в закладках
НАЧАЛА МЕТАФИЛОСОФИИ: ГЕНРИХ СТРУВЕ VS. МОРРИС ЛАЗЕРОВИЦ (2024)

Признание метафилософии отдельной самостоятельной философской дисциплиной заставляет обратить внимание не только на различные варианты ее понимания и собственного статуса, но и на историю ее возникновения и развития. Считается, что начало метафилософии как исследования природы философии было положено несколькими статьями М. Лазеровица, хотя вскользь упоминаются и некоторые иные философы. В исследовании дается характеристика стремления Лазеровица понимать метафилософию как взгляд на философию «извне» и демонстрируется провал данной попытки: на деле его метафилософия представляет собой позицию «внутри» самой философии. Автор исследования утверждает, что начало философии философии следует связать с работами русского и польского философа Генриха Струве и предлагает широкую реконструкцию его подхода. Сопоставление работ указанных философов позволяет выявить их общую стартовую точку, в качестве которой выступает констатация наличия в философии множества разногласий, то есть того, что было названо Кантом «скандалом» в философии. Выявлены и различия двух подходов, в частности, философия философии Струве является предварением всякой философии вообще, направленной, при сохранении разных точек зрения отдельных философов, на выработку «общего мировоззрения». В качестве предмета своей философии Струве называет историко-критический разбор современного ему состояния философии, разъяснение предмета, задач, целей, стремления и метода философии; в число «начал» философии входит и исследование отношения философии к другим «явлениям умственной жизни». Помимо Лазеровица и Струве автор указывает и на других философов (например, Ж. Маритена, И. Эрна, Е. Калиновского, Т. Ойзермана), в круг интересов которых входят метафилософские проблемы, а подробное изучение их работ может помочь увидеть определенную историческую традицию метафилософии.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
Выпуск: Т. 28 № 3 (22 ст.) (2024)
Автор(ы): Скрипник Константин Дмитриевич
Сохранить в закладках
Нейропластичность, музыка и мозг (2024)

Изучение влияния музыки на мозг человека является одной из важных проблем нейронауки, т.к. позволяет расширить наше представление о нейропластичности мозга.

Цель исследования — изучение особенностей структурной организации мозга профессиональных музыкантов.

Материалы и методы. С помощью магнитно-резонансной томографии исследовали 27 мозгов (54 полушария) мужчин-музыкантов, женщин-музыкантов и людей, не имеющих отношения к музыке. Все исследуемые были в возрасте 20–30 лет, без неврологических и психических заболеваний. Измеряли объём серого вещества и толщину коры различных корковых формаций в правом и левом полушариях мозга.

Результаты. Установлены принципиальные изменения строения мозга профессиональных музыкантов (мужчин и женщин) в сравнении с мозгом людей, не имеющих отношения к музыке. Отмечены особенности макроскопического строения триангулярной области речедвигательной зоны Брока мозга музыкантов. Установлено увеличение объёма серого вещества мозга музыкантов и его отдельных корковых формаций, в частности, верхней височной извилины, речедвигательной зоны Брока, гиппокампа, верхней теменной дольки и ряда других структур. Показано увеличение толщины коры корковых структур мозга музыкантов в сравнении с мозгом немузыкантов.

Заключение. Систематические занятия музыкой изменяют структурную организацию мозга, установлено значительное увеличение объёма серого вещества и толщины коры различных корковых формаций в правом и левом полушариях мозга музыкантов по сравнению с людьми контрольной группы.

Издание: АННАЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ
Выпуск: № 1, Том 18 (2024)
Автор(ы): Боголепова Ирина Николаевна, Кротенкова Марина Викторовна, Коновалов Родион Николаевич, Агапов Павел Алексеевич, Малофеева Ирина Григорьевна, Бикмеев Александр Тимерзянович
Сохранить в закладках
НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ: ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФСКОГО УЧЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ А.А. БЛОКА (2024)

В исследовании рассматривается трансформация художественного мировоззрения А.А. Блока от эстетики символизма и «чистого искусства» к принятию народной правды и пониманию необходимости выражать чаяния народа, явно проявившихся в революционных событиях начала XX в. Показано, что это произошло во многом под влиянием поздних философских произведений Л.Н. Толстого. В исследовании доказывается, что ключевые образы творчества Блока революционного периода восходят к поздним художественным произведениям Толстого, прежде всего к роману «Воскресенье». Толстой в последнем романе XIX в. обнажил несостоятельность существующего уклада жизни, решительно разрушил иллюзию возможности справедливого устройства общества вне божественного закона сострадательной любви. При этом Толстой признавал необходимость радикального изменения общества, но понимал это изменение не как политический акт, не как социальную трансформацию, но как глубокий религиозно-нравственный переворот, меняющий весь уклад народной жизни. Вслед за Толстым Блок считает, что этот переворот полностью аналогичен тому преобразованию жизни, который произошел в эпоху рождения христианства, был вызван приходом Иисуса Христа. Именно поэтому образ Христа и размышления об этом образе становятся важными для творчества Блока революционной эпохи. Новый Христос, о котором размышляет Блок, должен стать инициатором, «вождем» религиозного переворота, но его движущей силой может быть только народ. Эта идея была выражена в поэме «Двенадцать», в финале которой Иисус Христос идет во главе отряда красногвардейцев. В творчестве Блока после 1905 года камерность и интимность его художественного пространства окончательно преодолеваются, лирический герой открывает для себя широкий мир, полный драматизма и противоречий. Изображение страдающего народа, идущего по своему голгофскому пути и готового к революции, становится центральным в творчестве поэта, и оно, безусловно, навеяно образами, характерными для позднего творчества Толстого.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ
Выпуск: Т. 28 № 2 (24 ст.) (2024)
Автор(ы): Матвеева Инга Юрьевна
Сохранить в закладках