Дан обзор новых наиболее интересных результатов, представленных на ежегодной XLV Международной Звенигородской конференции по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу, состоявшейся со 2 по 6 апреля 2018 года в городе Звенигороде Московской области. Проведен анализ развития и достижений основных направлений исследований в области физики плазмы в России и их сравнение с работами за рубежом.
Цель настоящего исследования состоит в разработке концептуальной модели управления социальной сферой Росгвардии. Предлагаемая модель ориентирована на систематизацию процессов внедрения передовых технологий, преодоление ограничений, характерных для традиционных методов работы, а также на адаптацию системы управления к современным требованиям общества. Внедрение современных технологий в системы управления социальной сферой является необходимым условием для снижения существующих дисбалансов и обеспечения легитимности проводимых преобразований. Такие изменения направлены на повышение эффективности, прозрачности и адаптивности управленческих процессов, что особенно актуально в условиях цифровой трансформации государственных и ведомственных структур. В статье подчеркивается важность гармоничного сочетания технологического прогресса, человекоцентричного подхода и особенностей функционирования военной организации. При этом особое внимание уделяется учету рисков, связанных с киберугрозами, этическим вопросам и культурным аспектам, влияющим на процессы цифровой трансформации в социальной сфере ведомства. В статье объединены теоретические подходы к целям и задачам Росгвардии с системным анализом, что позволило рассмотреть ведомство как многоуровневую структуру, характеризующуюся сложными внутренними и внешними связями. Применение комплексной методологии обеспечило всестороннее понимание функционирования организации в ее многогранном контексте. Компаративный анализ был использован для сопоставления опыта гражданских систем (на примере Москвы) и военных организаций, что позволило выявить пробелы в цифровизации Росгвардии. Метод моделирования позволил систематизировать ключевые элементы цифровой трансформации и предложить модель цифровизации управления социальной сферой Росгвардии. Данная сфера объединяет государственные, ведомственные и коммуникационные технологии с целью повышения эффективности управления. Исследование выявило фрагментарный и выборочный характер цифровизации в Росгвардии, что обусловлено ограничениями в ресурсах, нормативно-правовой базе и спецификой организационных процессов. В структуре ведомства новые цифровые решения преимущественно применяются в области коммуникаций, тогда как аналитические и операционные функции по-прежнему выполняются вручную. В рамках исследования была разработана и внедрена концептуальная модель управления процессами цифровой трансформации, направленная на систематизацию и оптимизацию этапов имплементации инновационных технологий в социальную сферу Росгвардии. В статье акцентируется то, что цифровые технологии в условиях нарастающей сложности и связанности современного мира становятся ключевым инструментом управления. Он дополняет традиционные методы принятия решений. Сложившейся механизм выработки решений требует переосмысления социальных и управленческих процессов. Автор предлагает концептуальный подход к управлению социальной сферой, в котором технологическая эффективность органично сочетается с принципами социальной инклюзивности. Все перечисленные аспекты приобретают особую значимость для повышения уровня доверия сотрудников и военнослужащих Росгвардии к системе управления социальной сферой и обеспечения безопасности в условиях цифровой трансформации государственных институтов.
В статье рассмотрен наиболее вероятный макроэкономический прогноз развития нашей страны в краткосрочной перспективе, в условиях которого создание нового высокотехнологичного сегмента народного хозяйства представляется особенно актуальным. Раскрыта целесообразность в структурных изменениях в российской космической промышленности в части борьбы с космическим мусором, выполнена их экономическая оценка для последующей коммерциализации в интересах Госкорпорации «Роскосмос» с учётом нарастающих устремлений международных участников в этой сфере.
Настоящая статья посвящена осмыслению сущности “Большой Игры” (The Great Game) – политики сдерживания развития России англосаксонскими элитами и державами, насчитывающей уже более двух столетий, классиками русской школы геополитики. Автор статьи рассматривает геополитические концепции основоположников цивилизационного подхода и цивилизационной геополитики – Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, представителей панславизма (Р. А. Фадеева, И. И. Дусинского), военно-стратегического направления (Д. А. Милютина, А. Е. Вандама, А. Е. Снесарева), евразийства (П. Н. Савицкого), Ю. С. Карцова, В. П. Семенова-Тян-Шанского, П. Н. Дурново.
Автор подчеркивает, что развитие русской геополитической мысли происходило в условиях отсутствия политического заказа со стороны государства, а также политических и экономических элит на выработку геополитической стратегии развития России и осуществления ее внешней политики. К сожалению, констатирует автор, многие идеи классиков русской школы геополитики (в частности по осмыслению ими сущности, содержания и динамики “Большой Игры”) оказались невостребованными правящими кругами и правительствами, среди которых было много лиц, англофильской ориентации, продвигающих идеи союзнических отношений с Англией в ущерб национальным интересам России.
В то же время, отмечает автор статьи, осмысление сути и особенностей развития событий “Большой Игры” представителями русской школы геополитики в значительной степени осуществлялось фрагментарно, часто в аспекте анализа многовекового цивилизационного противостояния России и романо-германского культурно-исторического типа (западноевропейской великой культуры, цивилизации), а не чисто континенталистских концепций.
К авторам, осмысляющих в своих произведениях сущность и знаковые события “Большой Игры”, относятся: представители панславизма – Н. Я. Данилевский, И. И. Дусинский, Р. А. Фадеев; представители военно-стратегического направления – А. Е. Снесарев и А. Е. Вандам; Ю. С. Карцов и П. Н. Дурново. Остальные классики русской школы геополитики обращались к данной проблематике выборочно, в рамках других интересующих их тем.
В статье рассматриваются некоторые аспекты организации продовольственных органов царским правительством в период Первой мировой войны. Описываются поиски правительства, направленные на улучшение их работы при заготовке хлеба и продуктов питания для армии и гражданского населения, на введение разверстки зерновых хлебов и фуража. Выясняются причины, срывавшие государственные поставки. Системно описываются реакция органов власти на возникшие проблемы и ее усилия, направленные на урегулирование продовольственного вопроса. Цель работы - проанализировать создание правительством продовольственных органов, обеспечивающих продуктами питания армию и гражданское население, рассмотреть эволюцию системы по снабжению продовольствием в России. На основе изучения архивных материалов, опубликованных документов, анализа обширного научно-исследовательского корпуса текстов, обзора периодической печати рассмотрен поиск преодоления трудностей, которыми сопровождались попытки правительства наладить снабжение населения страны всем жизненно необходимым. В статье проанализированы причины проблем с поставками хлеба и других продуктов питания населению, а также механизмы борьбы царского правительства с возникшими трудностями. Для анализа материалов мы использовали системно-структурный и сравнительно-исторический методы. Таким образом, объективные недостатки государственной системы правительство пыталось восполнить за счет улучшения организации поставок продовольствия, что способствовало усилению государственного регулирования, установлению твердых цен только на продукты сельского хозяйства и что привело к сокращению товарной доли, производимой в России зерновой продукции.
В статье на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ и опубликованных источников рассматривается советский опыт информационно-пропагандистского воздействия на противника в период окружения и уничтожения немецкой группировки в районе Корсунь-Шевченковского котла. Данная тема актуальна в связи с проведением специальной военной операции на Украине, а также фрагментарной изученностью в отечественной и зарубежной историографии. Цель исследования - показать организацию и содержание советской спецпропаганды в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции (24 января - 17 февраля 1944). Основу источниковой базы статьи составили делопроизводственные материалы органов спецпропаганды Красной армии, опросы военнопленных, воспоминания непосредственных участников событий. Для достижения цели исследования автор использовал историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, проблемно-хронологический методы. Благодаря совокупности избранных методов исследования удалось выявить факторы, влиявшие на проведение советской спецпропаганды, рассмотреть ее организационную структуру, показать ключевые различия в советской спецпропаганде от имени Красной армии и от имени НКСГ / СНО, а также основные формы и средства информационно-психологического воздействия на личный состав окруженной группировки. Органы спецпропаганды осуществляли информационно-психологическое воздействие на противника, окруженного войсками 1-го и 2-го Украинских фронтов возле Корсунь-Шевченковского, вплоть до его уничтожения. В результате комплекса проведенных мероприятий по склонению солдат и офицеров противника к сдаче в плен в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции не удалось добиться его организованной капитуляции. Однако были получены положительные результаты в групповой и индивидуальной сдаче в плен. Значительную роль в этом сыграли привлеченные к данной работе немецкие военнопленные антифашисты из НКСГ / СНО.
Среди наиболее сильно влияющих на социальный капитал личности факторов выделяют количество и качество социальных контактов, наличие образования и внутренние установки индивида. Человек с большим социальным капиталом более решителен и готов к изменениям, потому что уверен в собственных силах и умении адаптироваться к новым условиям жизни. В статье исследуется вопрос взаимосвязи величины социального капитала и местонахождения индивида. Регионы Российской Федерации различны по качеству жизни. Между ними также существует пространственное и цифровое неравенство, которое проявляется как в неравных доходах населения, так и в разных условиях жизни, климате, доступности современных технологий. Жители каждого региона имеют неравные возможности в удовлетворении своих бытовых потребностей. Стремление индивида изменить текущий порядок вещей с помощью переезда в другой регион можно представить как показатель величины социального капитала. Чем решительнее индивид настроен изменить свою реальность, тем более развит его социальный капитал. Оценка желаний и стремлений производилась через анализ поисковой активности пользователей Интернета в разных регионах России. Были отобраны 6 лидеров и 6 аутсайдеров рейтинга субъектов России по качеству жизни. Жители регионов с самым низким качеством жизни больше остальных заинтересованы в получении высшего образования. Для них оно является реальной возможностью совершить переезд в другой регион и изменить свою жизненную позицию. Таким образом, проявляется парадоксальная ситуация: чем в более худших условиях живёт индивид, тем лучше у него развит социальный капитал.
В представленной работе анализируются перспективные направления цифровой трансформации предприятий народных художественных промыслов с целью обеспечения их устойчивого развития в современных условиях. В статье рассмотрены инновационные решения для оптимизации бизнес-процессов. Особое внимание уделено необходимости активного внедрения цифровых технологий и сотрудничеству с молодыми специалистами для повышения конкурентоспособности и экономической устойчивости отрасли. В частности, рассматриваются риски сохранения традиционных промыслов без модернизации в условиях динамично меняющейся экономической среды.
Настоящая статья посвящена осмыслению сущности “Большой Игры” (The Great Game) – политики сдерживания развития России англосаксонскими элитами и державами, насчитывающей уже более двух столетий, классиками русской школы геополитики. Автор статьи рассматривает геополитические концепции основоположников цивилизационного подхода и цивилизационной геополитики – Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, представителей панславизма (Р. А. Фадеева, И. И. Дусинского), военно-стратегического направления (Д. А. Милютина, А. Е. Вандама, А. Е. Снесарева), евразийства (П. Н. Савицкого), Ю. С. Карцова, В. П. Семенова-Тян-Шанского, П. Н. Дурново.
Автор подчеркивает, что развитие русской геополитической мысли происходило в условиях отсутствия политического заказа со стороны государства, а также политических и экономических элит на выработку геополитической стратегии развития России и осуществления её внешней политики. К сожалению, констатирует автор, многие идеи классиков русской школы геополитики (в частности по осмыслению ими сущности, содержания и динамики “Большой Игры”) оказались невостребованными правящими кругами и правительствами, среди которых было много лиц, англофильской ориентации, продвигающих идеи союзнических отношений с Англией в ущерб национальным интересам России.
В то же время, отмечает автор статьи, осмысление сути и особенностей развития событий “Большой Игры” представителями русской школы геополитики в значительной степени осуществлялось фрагментарно, часто в аспекте анализа многовекового цивилизационного противостояния России и романо-германского культурно-исторического типа (западноевропейской великой культуры, цивилизации), а не чисто континенталистских концепций.
К авторам, осмысляющих в своих произведениях сущность и знаковые события “Большой Игры”, относятся: представители панславизма – Н. Я. Данилевский, И. И. Дусинский, Р. А. Фадеев; представители военно-стратегического направления – А. Е. Снесарев и А. Е. Вандам; Ю. С. Карцов и П. Н. Дурново. Остальные классики русской школы геополитики обращались к данной проблематике выборочно, в рамках других интересующих их тем.
Данная статья подготовлена коллективом авторов социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках подготовки к 270-летию Московского университета. В основу статьи легли обработанные и проанализированные данные социологического исследования “МГУ глазами студентов социологического факультета”, проведённого сотрудниками социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова в декабре 2023 года. В рамках исследования опрошено в общей сложности 679 студентов. В дополнение к количественной составляющей, важной частью исследования стал анализ эссе студентов, в которых они описывали свои впечатления от поступления и обучения в МГУ. Цель исследования заключалась в том, чтобы на базе анализа мнений студентов о критериях выбора вуза для получения высшего образования, о различных аспектах собственно образовательного процесса и перспективах трудоустройства, создать целостное представление об отношении обучающихся к Московскому университету, о его миссии в развитии России и российской науки, а также об их собственных жизненных траекториях. В рамках исследования было изучено мнение студентов относительно определяющих факторов при выборе ими вуза для поступления, проанализированы причины, которые способствовали их выбору непосредственно Московского университета в качестве места для получения высшего образования. Была показана взаимосвязь между выбором студентами Московского университета и опытом обучения в МГУ их родственников или друзей, проранжирована значимость элементов университетской жизни, в том числе внеучебной деятельности, имеющих наибольшее значение для студентов. Отдельно в статье были рассмотрены вопросы, связанные с трудоустройством выпускников и ожиданиями от будущей профессии.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования подростков, проведенного автором по базе данных, предоставленной общероссийскими детскими организациями. Использован метод онлайн-опроса (Google Forms). Выборка фокусированная стихийная. Объем выборки 183 респондента. Возраст респондентов от 12 до 18 лет. Результаты представлены с использованием методов описательной статистики и многомерного анализа данных. В качестве методологической базы исследования применена концепция социализационной нормы. Преждевременная социализация рассматривается как раннее обретение детьми и подростками социальных функций взрослого человека и представляет социализационное отклонение, которое не всегда трактуется как девиация. Обсуждена специфика социологических исследований подростков, выявлен ряд ограничений применения анкетного опроса в качестве инструментария при исследовании этой возрастной группы. Показано мнение подростков о доступности формулировок анкеты при проведении опроса старшеклассников методом фокус-группового интервью, по итогам которого ряд вопросов были переформулированы, а некоторые и вовсе исключены из анкеты. Представлен анализ отношения подростков к различным проявлениям преждевременной социализации: беременности девочек-подростков, ранним сексуальным связям, вступлению в брак до окончания школы, курению, употреблению алкогольной продукции, зарабатыванию собственных денег, пирсингу и татуировкам и др. Выявлено мнение респондентов о причинах мелких правонарушений подростков, употребления табака и алкогольной продукции подростками, беременности девочек-подростков. Автор делает следующие выводы: отношение подростков к негативным проявлениям преждевременной социализации характеризуется преобладанием нейтрально-негативных оценок. В выборе отношения подростков к некоторым социально неодобряемым проявлениям преждевременной социализации, которые не подвергаются выраженной стигматизации в обществе, - преобладают нейтральные и даже позитивные оценки. Среди основных причин проявлений преждевременной социализации подростки выделяют: личностные особенности, желание испытать острые ощущения и проблемную ситуацию в семье.
Введение. В современную философскую оптику попадают феномены, раскрывающие антропологическую субъектность как самого человека, так и в отношении с другими. Эти феномены тем не менее могут рассматриваться и самостоятельно. В статье мы рассмотрим некоторые из них, которые, как нам кажется, выходят на первую линию в настоящее время: одиночество, усталость и доверие. В философско-антропологических подходах мыслителей двадцатого и двадцать первого веков (Х. Арендт, М. Шеллер, М. Хайдеггер, Бён-Чхоль Хан и другие) усматривается ответ на вопрос о том, кто такой человек: каковы его место, мера и влияние в новой структурной реальности, которую он создаёт. Материалы и методы. Материалом для исследования стали работы отечественных и зарубежных философов, которые были проанализированы с использованием герменевтического, философско-компаративистского методов. В частности, были изучены конкретные характеристики, описывающие связь человека с окружающей реальностью. Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что человек становится личностью при условии осмысленной работы, что обуславливается предлагаемым ему выбором в условиях фрагментарности общества. Из-за частичного, разрозненного, фрагментарного процесса взаимодействия человека с обществом первый склонен не столько к обогащению своей личности, сколько к потребительскому времяпровождению. Через категорию доверия это звучит следующим образом: у того, кто доверяет, больше времени прожить жизнь полно, поскольку он знает, чего ему не хватает, и понимает, как этим можно пользоваться в жизни. Несмотря на кажущийся негативизм, усталость положительно стимулирует человека к осознанию имеющихся навыков и социального опыта, а также является «паузой», т. е. адаптацией накопившегося опыта. Обсуждение и заключения. Масштабные социальные потрясения приводят личность к состоянию отчуждённости, что выражается в стремлении к одиночеству, при этом ощущение усталости может стать ключом к изменению ситуации. Современное общество говорит, что субъект может сделать, что звучит как вера в способности человека выполнить ту или иную задачу. Однако подобное размывание границ «не\могу» ведёт к тому, что возрастает уровень продуктивности и в некоторой степени изнурённости, которая в конечном счёте может привести к переживанию одиночества и снижению доверия к окружающим людям. Большая самостоятельность приводит к апатии, в том числе к труду, которая отстраняет от окружающего мира, потому ведет к уменьшению доверия. Однако ключевым превентивным механизмом в современном обществе может стать дистанцированность в форме усталости, которая предъявляет обществу не сколько равнодушие, сколько совершенное волевое решение «прерваться на перерыв», а значит, ожидание от общества доверительного отношения.