Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы. Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфовых концертов. Представленные в статье архивные документы - письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента - позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.
Театрализация инструментального исполнительского процесса - одна из ведущих черт современного музыкального искусства. Инструментальный театр как жанр является основополагающим в творчестве ряда авторов ХХ-ХХI вв., способствуя объединению в одной композиции музыки, литературы, пластики, мимики, акробатики и других элементов театрализации исполнительского процесса. Данная статья посвящена анализу ряда сочинений Фараджа Караева, связанных с принципами инструментального театра. В процессе их анализа акцентируется внимание на генезисе и становлении идей театральности в творчестве композитора, на которые оказали влияние концепции синтеза искусств Самуэля Беккета. Уточняется, что в произведениях, представляющих жанр инструментального театра, композитор превращается в своего рода режиссера, в обязанности которого входит не только создание музыкального материала, но и точное его соотношение с визуальным, а иногда и вербальным компонентами. В качестве примеров рассмотрены опусы «В ожидании…», «Эстафета», «Немного музыки для Джорджа Крама», «Положение вещей», (К) ein kleines Schauspiel… При восприятии сочинений, написанных Ф. Караевым в жанре инструментального театра, слушатель / зритель должен обладать определенными сенсорными особенностями. Констатируется, что триединство «вслушивание - вглядывание - вчувствование» должно составлять необходимое условие восприятия акционистских произведений композитора, представляющих инструментальный театр.
Статья посвящена вопросам исполнения инструментальных менуэтов в западноевропейской музыкальной культуре XVIII столетия. В конце XVII в. Этьен Лулие опубликовал описание изобретенного им «хронометра» - маятникового устройства, предназначенного для фиксации темпа музыкальных композиций. Авторы различных точных и относительно точных дометрономических систем определения темпа исполнения музыкальных произведений оставили, в числе прочих, указания по выбору темпа инструментальных менуэтов и менуэтов для танцев. В числе этих авторов - Мишель Лафийяр, (1705), Луи Леон Пайо, граф Д’Онсамбрей (1735), Жак Александр де ля Шапель (1737), Иоганн Иоахим Кванц (1752), Анри Луи Шокель (1759 и 1762). В процессе изучения текстов старинных материалов и документов, а также в результате сравнительного анализа трудов исследователей XX в. авторы статьи пришли к выводу, что в западноевропейском музыкальном искусстве XVIII в. параллельно существовали либо два типа инструментального и танцевального менуэта с принципиально различными (прежде всего, темповыми) исполнительскими характеристиками, либо две принципиально разные исполнительские традиции, не ограниченные строгими хронологическими и географическими рамками.
В исследовании представлена попытка типологизации обширного корпуса месс, созданных на рубеже XV-XVI вв., содержащих заимствования из нескольких первоисточников. Данная практика, получившая широкое распространение в указанное время, весьма разнородна. Выделяются три типа подобного рода сочинений: первый, где цитируются соответствующие напевы григорианских монодических месс, второй, где такая соотнесенность отсутствует, а также смешанный. Материалом исследования стали будничные мессы (“Missa de feria”) итальянских и франко-фламандских композиторов, “Missa de Sancto Donatiano” Я. Обрехта, “Missa dominicalis I” Л. Зенфля. На их примере показаны специфические методы работы с первоисточниками при их консекутивном или симультанном введении, анализируются гармонический, ладовый и фактурный аспекты звуковысотной организации. Как итог, определяются общие для каждого типа поликантусных месс принципы. В композициях первого типа выявляется тематическая и ладовая разобщенность. В них своеобразное единство характерно для традиции в целом: мессы с одинаковыми названиями (“Missa de feria”, “Missa de Beata Virgine” и прочие) нередко имеют как общие первоисточники, так и, соответственно, ладовые центры. Во втором и смешанном типах, напротив, композиционная работа направлена на создание и тематической, и ладовой общности цикла.
Представлен анализ опыта подготовки бакалавров кафедры информационных технологий по профилю «Безопасность информационных систем», определены тенденции развития этого направления подготовки и обоснование требований дальнейшего его развития с учетом современных повышенных требований к ИТ-проектам по безопасности и доверию к ним. При проведении исследований использовался системный анализ для анализа требований к специалистам ИТ и ИБ в условиях повышения уровня требований к надёжности, безопасности и уровня доверия к разрабатываемому программному обеспечению. Полученные результаты позволят провести коррекцию учебного плана и рабочих учебных программ для совершенствования компетенций выпускников по профилю «Безопасность информационных систем» в области обеспечения информационной безопасности ИТ-проектов и уровня доверия к ним.
Статья посвящена исследованию субъективных представлений старшеклассников о своем теле и эмоциях. Для этого была использована авторская анкета с 18 незаконченными предложениями, которая моделировала различные ситуации. Исследование проводилось с использованием качественного метода анализа ответов на анкету. Результаты показали, что старшеклассники имеют сложное отношение к своему телу и эмоциям, и что многие из них испытывают чувство дискомфорта и неуверенности в своем внешнем виде. Однако, были выявлены и позитивные представления о своем теле и эмоциях, которые связаны с заботой о своем здоровье и комфорте. В целом, статья затрагивает проблему нарушений пищевого поведения, социального влияния на представления о красоте и здоровье.
В статье рассматриваются теологические установки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), связанные с Книгой Мормона, главным сакральным текстом корпуса Священных Писаний церкви, наряду с Библией. Указываются некоторые особенности теологии мормонизма, которые заставляют отнести ЦИХСПД в отдельное направление в протестантизме. Приводятся некоторые примеры связанные с отношением к животным в теологии, кодексе здоровья и символике.
В статье представлен обзор работ, посвященных феномену повседневности и подходам к его изучению, в современном отечественном литературоведении. Проведен краткий анализ социологических, исторических, культурологических и философских трудов, раскрывающих повседневность с разных точек зрения. Определения повседневности ученых-литературоведов подтверждают междисциплинарный подход к изучению повседневности, в их работах прослеживается влияние исследователей-философов, социологов и историков. Выделены ключевые аспекты повседневности, к которым чаще всего обращаются литературоведы при анализе художественных текстов: свойства повседневности, хронотоп повседневности, эстетизация повседневности, оповседневнивание. Отмечено многообразие предлагаемых определений повседневности и отсутствие единой методологии ее изучения в гуманитарных науках в целом и в литературоведческом дискурсе в частности, что говорит о необходимости выработки единой структурированной теории повседневности.
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) требует теоретического осмысления с точки зрения стратегических изменений в содержании и формах образования: с одной стороны, использование ИИ в образовании открывает новые возможности для повышения качества образования, с другой стороны, ИИ заменит многие виды деятельности человека в его профессиональной карьере и личной жизни. В связи с этим возникают следующие вопросы: какие способности человека являются специфически человеческими и не могут быть заменены возможностями ИИ? Каковы стратегические последствия внедрения ИИ в нашу жизнь для сферы университетского образования или других уровней и форм образования, в том числе в зависимости от специфики отдельных дисциплин? Наша цель - обобщить и представить выводы, сделанные на основе исследования различий между ИИ современного типа и человеческим интеллектом, с акцентом на выявление специфики человеческого интеллекта и поддержку его развития в системе образования. Мы рассматриваем возможность создания такого типа ИИ, который способен заменить даже те человеческие способности, которые не может заменить нынешний тип ИИ.
В настоящее время ведется работа, связанная с формированием нового национального проекта «Экономика данных», который направлен на инновационное развитие российской экономики на базе внедрения и использования цифровых технологий и является логическим продолжением уже функционирующего с 2019 г. национального проекта «Цифровая экономика». Под действие нового национального проекта попадают бизнес, государственные структуры, социальная сфера, что требует модернизации имеющихся управленческих решений и инструментов, а также разработки новых подходов к их реализации для обеспечения роста экономики и развития социальной сферы. Следует отметить, что до сих пор в научном мире отсутствует единое понимание экономики данных, также не исследованы основные характеризующие ее аспекты. Авторы статьи рассматривают такие основополагающие категории и инструменты цифровой экономики, как цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость, цифровые технологии и др., и делают вывод об их сохранении и преобразовании в новой экосистеме экономики данных с учетом достижения новых целей функционирования экономики. В статье представлена авторская модель перехода от цифровой экономики к экономике данных с учетом как имеющихся, так и новых ее компонентов. Также авторы уделяют внимание построению интеграционной схемы «наука-образование-технологии-производство», базирующейся на цифровых данных и цифровых технологиях, что будет способствовать развитию высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики. Исследование процесса перехода от цифровой экономики к экономике данных позволяет сделать вывод о закономерности данного процесса, его значимости для развития экономики России. Переход к экономике данных позволит вывести экономику России на новый уровень развития и обеспечить технологический суверенитет.
Обсуждается эконометрическое оценивание влияния на валовой внутренний продукт (ВВП) России реального первичного дефицита (бюджетного импульса) и реальных расходов бюджета. В качестве основной характеристики состояния национальной экономики приняты годовые уровни темпа прироста реального ВВП страны в период с 2006 по 2021 г. В работе построена эконометрическая модель этой характеристики. В состав объясняющих переменных модели включены значения темпа прироста основных факторов производства и, в частности, реальный первичный дефицит бюджета (бюджетный импульс) и темп прироста реальных расходов бюджета. Основные результаты работы состоят в следующем. Во-первых, на темп прироста реального ВВП России значимо положительно влияют и реальный первичный профицит бюджета (бюджетный импульс - в определении Минэкономразвития России), и темп прироста реальных расходов бюджета. Во-вторых, такие неблагоприятны события, как мировой финансовый кризис, санкции западных стран, пандемия, существенно негативно воздействуют на экономику России, снижая темп прироста реального ВВП в среднем на 2% в год.
В статье рассматриваются результаты проведенного исследования по формированию у военнослужащих Росгвардии умений и навыков противодействия провокационным поступкам при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Описаны последствия противоправного провокационного влияния на военнослужащих в ходе несения службы.
Представлены методы исследовательской работы и положения целевой педагогической программы для решения задач формирования у военнослужащих Росгвардии умений и навыков противодействия провокационным поступкам при выполнении задач защиты общественного порядка.
Изложены содержательные положения комплекса реализованных и проведенных с военнослужащими мероприятий по командирской и боевой подготовке в ходе военно-политической работы подразделений.
Приведена структура исследуемого процесса формирования умений и навыков по теме исследования.
Описаны критерии и показатели рассматриваемого педагогического процесса, с помощью которых проводились замеры опытно-экспериментального исследования.
Авторами предлагаются направления совершенствования подготовки для повышения ее эффективности.