Данная работа посвящена анализу “театральной” природы человека, проявляющей себя в повседневной культуре общения. Работа сосредоточена на осмыслении трех потенциальных направлений - антропологическом, биолого-психологическом, философском; задействованы понятия «повседневной театральности» и «театральной» природы человека как наиболее близкие концептуально. «Повседневная театральность» характеризуется как комплексный открытый самоорганизующийся феномен адаптации, приспособления человека к внешним и внутренним вызовам; как феномен, проявляющий «театральную» природу человека и реализующий ее экзистенциальный потенциал в социуме; как феномен с ярко выраженной социальной, коммуникативной, социокультурной направленностью, реализующий себя в повседневной культуре общения. Антропологическое направление исследования позволяет отследить первые (ранние) примеры применения повседневного «театрального» взаимодействия людей, характер взаимодействия, специфику, атрибутику, влияние феномена на культуру (религиозную и обыденную). Биолого-психологическое направление помогает заметить особую связь биологического, психического отражения и отражения «повседневной театральности» как регуляторов адаптивного поведения. Философское направление помогает формулировать вопросы и выстраивать проблемное поле «повседневной театральности» как философской проблемы. Исследование предполагает междисциплинарный подход к проблеме. Среди востребованных методов следует отметить аналитический, компаративистский, историко-культурный; методы обобщения и аналогии. Актуальность работы обуславливается философским осмыслением специфики «театральной» природы человека, проявляющей себя в контексте «повседневной театральности» как философско-антропологического феномена. Многообразие подходов к исследованию театральности дает внушительное количество трактовок, тем не менее работ, посвященных «театральной» природе человека, проявляющейся в контексте «повседневной театральности», недостаточно. В данном исследовании, в связи с актуализацией повседневной театральности как философской проблемы, озвучиваются темы иллюзии, видимости, кажимости, грезы как ведущих элементов «театральной» природы человека. Подчеркивается значимость для “повседневной театральности” феномена «Другого», их особая связь, способствующая типу общения, при котором становится возможным коммуникативное «скольжение» по образам друг друга без погружения в «Другого»; а «театральная» природа в таком общении помогает человеку выстраивать образы «Другого», выглядеть «Другим», тем самым обеспечивая коммуникацию и самореализацию в обществе.
Введение. Современная социокультурная ситуация продолжает развиваться под влиянием процессов глобализации как в политическом, экономическом, социокультурном, так и в лингвокультурологическом аспектах. Однако в настоящее время наблюдается поворот к деглобализации, что отмечают многие исследователи (Ю. П. Денисов, Я. Б. Комарова, О. О. Комолов и др.). Наряду с влиянием на многие сферы жизнедеятельности социума, особенно систему образования, глобализационные и деглобализационные процессы воздействуют на формирование языковой культуры личности.
Постановка задачи. Цель статьи – исследовать, как отразилось влияние глобализационных и деглобализационных процессов на формировании языковой культуры личности в современной системе образования.
Методика и методология исследования. Методологической основой статьи выступает анализ исследований, посвященных проблемам глобализации; деглобализации; формирования языковой культуры личности и влияния глобализационных и деглобализационных процессов на ее становление в системе современного образования.
Результаты. В статье представлен результат анализа исследований феноменов глобализации и деглобализации. Приводятся определения понятий «глобализация» и «деглобализация», отмечены различные концепции глобализации, включая информационные (сетевые). Рассматривается роль глобализационных и деглобализационных процессов в формировании языковой культуры личности в современной системе образования. Отмечается, что глобализационные и деглобализационные процессы оказывают влияние на язык, языковую культуру личности. Акцентируется внимание на тенденции расширения деглобализационных процессов и их влиянии на феномен языковой культуры личности.
Выводы. Глобализация трактуется двояко: с одной стороны, как «целостный объективный, философски обоснованный культурно-исторический процесс», с другой – «как субъективистски-идеологизированное действие, отождествляемое с американизацией/макдонализацией и вестернизацией». Глобализационные процессы оказывают существенное воздействие на формирование языковой культуры личности, которое на уровне языка проявляется 1) в функционировании большого пласта англоязычной лексики в разных языках, в том числе русском (английский язык выступает сейчас в качестве так называемого глобального языка); 2) возникновении множества вариантов английского языка (языковых гибридов) (Runglish, Spanglish, Indlish, Cinglish, Singlish, Franglais и т. д.), своего рода псевдоязыков, гибрида английского и национальных; 3) дифференцированном функционировании англоглобалицизмов в современных СМИ; 4) внедрении англоязычной лексики в различные языковые системы, которое ведет к распространению англосаксонской культуры (главным образом американской); 5) стирании границ между национальными языками и культурой. Деглобализация способствует повороту в сторону значимости национальных языков и культуры, обращению внимания государственных структур на восстановление их главенствующей роли в процессе формирования языковой культуры личности.
Введение. Специфика работы университетских служб психологического сопровождения образования связана с помощью молодым и взрослым людям, включенным в образовательные отношения, по поводу возникающих в связи с психологическим неблагополучием или с задачами обеспечения психологического благополучия задачами.
Постановка задачи. Цель исследования – анализ основных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Новизна исследования связана с попыткой интегративного осмысления макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия современных студентов.
Методика и методология исследования. Метод исследования – теоретический анализ макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия у студентов современных университетов.
Результаты. Проблематика психологического благополучия студентов вузов – одна из наиболее изученных, однако, имеет ряд нерешенных и неизученных проблем, включая анализируемую. Проблемы учета макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия выступают одними из наиболее значимых для обеспечения качества образования. Приведены отечественные и зарубежные исследования макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов. Выделены макросоциальные и микросоциальные факторы психологического (не)благополучия студентов современных университетов.
Выводы. Учет макросоциальных и микросоциальных факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов позволяет организовать целенаправленную, системную, адекватную сущности стоящих перед субъектами образования и образованием в целом проблем психологическую работу по предотвращению и разрешению проблем, конфликтов и кризисов личностного, межличностного и учебно-профессионального становления и развития. Это предполагает как оперативную диагностику, так и систематический мониторинг ведущих факторов психологического (не)благополучия студентов современных университетов, а также на их основе разработку и применение совокупности мер и программ, позволяющих усилить позитивные и ослабить негативные факторы образовательного процесса университета.
В статье рассмотрены вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории курсантов Новосибирского высшего военного командного училища через научно-исследовательскую деятельность путем подготовки и участия в международной олимпиаде по информатике курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Специфический характер образовательного процесса в военном вузе накладывает определенные ограничения на индивидуализацию обучения. В этих условиях олимпиады дают курсантам возможность самовыражения и самореализации, способствуют получению глубоких знаний в области информационных технологий. Процесс подготовки к олимпиаде включает в себя несколько этапов. Во-первых, был осуществлен отбор новых участников команды различными методами, включая собеседование и контрольные мероприятия. Во-вторых, определены цели подготовки команды с учетом анализа работы в предыдущем учебном году, организована систематическая подготовка участников команды по утвержденному тематическому плану и личным планам участников команды. Для нового набора команды были организованы регулярные занятия по направлениям олимпиады. Подготовка участников предыдущего года проводилась на основе их индивидуальных планов. В процессе обучения основным видом задач были комплексные задания опережающего типа, требующие самостоятельного выполнения в ограниченное время с последующим коллективным обсуждением. Для мониторинга использовались различные формы контроля: тестирование, запланированные комплексные контрольные работы и внеплановые проверочные работы, проектные задания. Для получения практического опыта курсанты принимали участие во внешних конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В-третьих, были проанализированы итоги выступления сборной команды училища на олимпиаде. Важным условием успешной подготовки является создание психологических условий и установление партнерских отношений между преподавателями и курсантами. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.
Эпоха Просвещения характеризуется страстными околонаучными дискуссиями, в которых участвовали не только ученые, но и представители самых различных общественных кругов. Такие науки, как физика и астрономия, становятся увлечением и развлечением, в домашних условиях ставятся научные эксперименты, на проведение которых приглашают друзей и знакомых, организуются любительские научные курсы. В статье освещается, как отразились эти процессы в живописи XVIII столетия. Наука рассматривается не только в качестве распространенного сюжета в произведениях изобразительного искусства, но и как сила, способная влиять на художественную теорию и практику. Предметом исследования стало и сосуществование форм научного, религиозного и «мифологического» мышления, поскольку в означенную эпоху все эти формы оставались актуальными, несмотря на опосредованность последней из них. Привлечен широкий визуальный материал, позволяющий увидеть увлечение и даже любование наукой как общеевропейскую тенденцию, к которой была приобщена и Россия. Методология исследования предполагает сочетание социологического подхода, а также разнообразных методов, используемых в искусствоведении. Необходимость работы с оригинальными тестами XVIII века подразумевала использование источниковедческого анализа. Исследователи, особенно зарубежные, проявляли интерес к теме взаимодействия искусства и науки, однако полномасштабного исследования на эту тему до сих пор не было осуществлено. Данная статья, хотя и не претендует на полноту, однако затрагивает весьма значимые и пока малоизученные темы. Автору удалось показать многообразие аспектов отражения научной сферы эпохи Просвещения в зеркале живописи. Демонстрируется, как интерес к науке помещал живописца в контекст постоянных исканий и приводил к неожиданным открытиям и результатам. Практически впервые привлекается внимание к тому, что в диалог искусства и науки были вовлечены очень многие мастера того времени, гораздо более многочисленные, чем кажется на первый взгляд, а понимание научной проблематики становилось признаком интеграции художника в европейскую культурную среду, симптомом его благополучной социализации.
Введение. Ценология – новое научное направление, возникшее более сорока лет назад, изучающее ценозы разной природы (техно-, био-, эко-, космо-, социоценозы). Выяснено, что объекты ценозов самоорганизуются в гиперболические ранговые распределения (ГРР) на всех масштабных уровнях. Техногенная самоорганизация описана Б. И. Кудриным. Ранее сообщалось о самоорганизации космических объектов (спутники планет, планеты, звезды, звездные скопления, галактики, скопления галактик) в ГРР на всех космических уровнях и фрактальном характере этого процесса (Р. В. Гурина). Был сделан вывод о детерминированном характере этих процессов: Бог не играет в кости. Происходят ли подобные процессы в сфере образования? Цель настоящего исследования – найти ответ на этот вопрос.
Постановка задачи. Обобщение и анализ результатов изучения ГРР образовательных систем за период 2002 – 2024 гг.; классификация ГРР по масштабным уровням.
Методика и методология исследования. Индукция, дедукция, аналогия; графическое построение и аппроксимация ГРР с помощью компьютерных программ; сравнение ГРР методом Пирсона.
Результаты. Приводятся примеры из графической доказательной базы за этот период: рейтинги учащихся, образовательных учреждений городов, стран. Как оказалось, все они – классические гиперболы разной крутизны. В процессе анализа результатов выявлен синергетический фрактальный характер организующихся в ценозы образовательных объектов, подобно био- и техноценозам, что составляет новизну и научную ценность исследования. При этом фрактальность является неотъемлемым свойством образовательных ценозов, так же, как и у техноценозов. В отличие от фракталов Мандельброта самоорганизация объектов в образовании, как и в технике осуществляется на разных иерархических уровнях не по геометрическому, а по ценологическому типу – в ГРР. Рассмотренная совокупность образовательных объектов распределена по пяти масштабным уровням и образует фрактальную мегасистему, модель которой представлена в виде уровневой схемы.
Выводы. Полученные результаты являются вкладом в теорию и практику ценологии – нового научного направления, распространившегося на сферу образования; принцип Парето 80/20 является логическим следствием закона ГРР.
Введение. Формирование и совершенствование учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных целей образовательных процессов в современных вузах, важным направлением научных исследований и практико-прикладных разработок.
Постановка задачи. Цель исследования − анализ проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности (самоопределения) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методика и методология исследования. Методы исследования − теоретический анализ и синтез результатов исследования проблем формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Методологическую основу исследования составили системный подход к осмыслению формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты. В настоящее время стоят теоретические задачи разработки интегративной модели формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ведущую роль в этом процессе играют ценностно-смысловые и активно-деятельностные аспекты учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их соотнесение.
Выводы. Автор суммирует результаты исследования формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечаются теоретическая значимость и научная новизна разработок в области формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы теоретического и эмпирического изучения проблемы формирования и развития учебно-профессиональной и личностной идентичности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связаны с задачами повышения качества и результативности высшего профессионального образования.
Введение. Статья посвящена исследованию психологических особенностей феномена самообучения на материале самостоятельного изучения иностранных языков.
Постановка задачи. Целью исследования выступило выяснение вопроса о психологических аспектах самообучения иностранным языкам в контексте аутодидактической коммуникации. Методика и методология исследования.
Методологической основой работы выступили отечественные подходы, рассматривающие деятельность по самообучению в качестве полноценной специфической деятельности, предполагающей развитие субъектности и смысловых установок ее участников. Рассмотрены варианты соотношения и частичного сопряжения процессов дидактической и аутодидактической коммуникации. Эмпирической основой исследования послужил опросный метод. На выборке респондентов, которую составили самостоятельно обучающиеся иностранному языку, получены данные по мотивационному и операциональному аспектам аутодидактической коммуникации. Исследование затрагивало внешние, социально-ориентированные аспекты аутодидактической коммуникации, рефлексируемые аутодидактами цели, мотивы и смыслы самообучения, а также предпочитаемые ими стратегии самообучения.
Результаты. В исследовании констатируется коммуникативная избирательность и самодостаточность аутодидактов, внутренняя противоречивость их мотивов, побуждающих к самообучению, что связано с трудностями становления субъектности в условиях аутодидактической коммуникации. Можно констатировать, что изученные нами аутодидакты в большей степени действуют как «педагоги для себя», нежели в качестве «субъектов аутодидактической коммуникации». Внешний, социально-психологический аспект аутодидактической коммуникации, как показывают результаты исследования, не является ведущим в принятии субъективного решения начать самообучение. Его влияние опосредовано системой личностных смыслов и индивидуальных предпочтений аутодидактов.
Выводы. Предпочитаемые аутодидактами стратегии самообучения преимущественно основываются на коммуникации с текстами и иными носителями информации, межличностный аспект обучения при этом значительно редуцирован и обнаруживается лишь в опосредованном, «снятом виде» как расширение возможностей будущей, вероятной коммуникации на изучаемом языке. Дальнейшие исследования по этой проблеме будут способствовать усилению психологических ресурсов аутодидактической коммуникации, их более грамотному использованию в процессе самообучения. Изученные на материале самообучения иностранным языкам психологические закономерности и условия аутодидактической коммуникации могут в будущем быть применимы к более широкому кругу учебных предметов.
В статье рассмотрены проблемы формирования комфортных и благоустроенных набережных в городской среде. Предметом исследования является система факторов освоения туристских и рекреационных ресурсов в организации территории набережной, статистические данные о наиболее важных направлениях, требующих внимания при создании единой городской среды с учетом транспортной доступности и пешеходной безопасности. В последние годы все более актуальной становится тема создания комфортных общественных пространств в городах. С увеличением потока туристов для городов, расположенных на берегах водоемов, особую актуальность приобретают также вопросы экологической безопасности, защиты городской среды от загрязнения и бережного сохранения природных комплексов, озелененных территорий и рекреационных пространств набережных. Приоритетными при создании общественных городских пространств становятся задачи функциональной организации прибрежных зон, их комфортности и эстетической привлекательности для горожан, выходящих на прогулку, туристов и отдыхающих. Набережные в городе выполняют важнейшую оздоровительную функцию, являясь источником свежего воздуха, их защитные зеленые коридоры создают условия для проветривания городской застройки, озелененные пространства вблизи водоемов повышают качество жизни в городе. Приведены результаты опроса населения с целью определения этапов благоустройства, реализация которых отвечает представлениям горожан и туристов о комфортной и востребованной прибрежной территории. Показано, что недостаточно организованная в плане благоустройства прибрежная полоса не может выполнять функции туристско-рекреационной зоны с прогулочными маршрутами и местами для отдыха. Даны предложения по улучшению формирования эстетического облика, восстановления и оздоровления природной среды вокруг водного объекта с учетом инженерной защиты от неблагоприятных воздействий, организации инфраструктуры набережных в комплексе с инженерно-коммунальными и транспортными факторами городской среды. В районе набережных может быть предусмотрено строительство жилья, офисов, кафе, магазинов, пунктов сервиса при сохранении визуальных связей с водными пейзажами и восстановлении биоразнообразия. Новизна исследования заключается в том, что анализ факторов освоения морских набережных позволил выделить ряд проблем, которые необходимо решать, прежде всего, для создания комфортабельного и удобного пространства с сохранением природного и экологического баланса. Морские набережные могут не только приносить пользу горожанам, но и давать инвестиции в бюджет.
В современном мире туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, выполняющая значимые социальные и культурные функции. Вместе с тем массовое развитие туризма имеет множество негативных последствий, требующих поиска новых путей для их устранения или минимизации. В результате сформировался ряд концепций (устойчивый и ответственный туризм) и видов туризма (экологический туризм, этно-социальный туризм), ключевыми принципами которых является экологичность, бережное отношение к природным и культурным ресурсам, взаимодействие туристов и туристских организаций с местным населением и учет его интересов. Необходимость реализации этих принципов в практической туристской деятельности привела к возникновению новых видов туризма, к числу которых относится и фототуризм. Не менее важной причиной появления нестандартных видов туризма является трансформация запросов потребителей, их вектор на разнообразие и инновационность. Помимо анализа концептуальных основ возникновения фототуризма в статье предложено авторское определение этого вида, приведены стандартные (возраст, количество участников, продолжительность, степень комфортности) и специфические основания классификации фототуризма. Среди последних наиболее важными являются форма проведения (наличие или отсутствие теоретических занятий) и объект фотосъемки (пейзажный или жанровый). Проанализированы специфика фототура как туристского продукта, особенности его разработки и организации, необходимость учета таких факторов, как сезонность, время суток для съемок, подбор специального снаряжения и оборудования. Дана характеристика целевой аудитории, состоящая из фотолюбителей и профессиональных фотографов. Статья может представлять интерес как для исследователей в области новых видов туризма, так и для практиков туристской сферы, реализующих инновационные направления и программы.
Проблема развития субъектности взрослых людей, обучающихся по программам дополнительного образования, занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Фундаментальной целью дополнительного образования является психологическое обеспечение профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников дополнительных программ обучения. Интегральным фактором, побуждающим к получению дополнительного образования и осмысленной вовлеченности в учебную деятельность, является личность обучающегося. Успешность выстраивания личности в образовательном процессе зависит от ее активной субъектности и автономности. Актуальность исследований проблемы субъектности обусловлена трудностями, которые связаны с неоднозначностью понимания данного понятия в психологии образования и педагогике высшей школы. Перспективным направлением исследований является уточнение понятия субъектности личности, возможности ее развития в дополнительном образовании в синтезе междисциплинарной матрицы психолого-педагогического знания. Множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции взрослых обучающихся предоставляет философия. Статья посвящена осмыслению феномена субъектности личности в западной философии. Теоретическое исследование направлено на обогащение междисциплинарного дискурса по проблеме субъектности, ее содержания и развития в условиях дополнительного образования взрослых путем анализа трех тенденций в эволюции субъектности: от Протагора и софистов до метафизики Декарта и антиметафизической формы философствования на примере постмодернизма. Автором выдвигается тезис о том, что философия может быть успешно интегрирована в современную педагогику и дидактику высшей школы. Расширение научного дискурса по проблеме субъектности в психолого-психологических исследованиях актуализирует обсуждения таких тем как новая онтология и гносеология дополнительного образования, логика, этика, эпистемология, которые имеют приоритетное значение для самоопределения взрослого человека, его ценностей и смыслов, интеграции процессов и “миров”, что, по сути своей, является именно философским проектом. Трансформация системы дополнительного образования взрослых должна быть направлена на обеспечение ее целостности для холистической социализации взрослых людей. Достижение этой цели предполагает интеграцию формального, неформального и информального образования, а также формирование философского мировоззрения выпускников дополнительных программ обучения. Необходимо использовать потенциал как теоретической, так и практической философии.
Использование «фирм-однодневок» в преступной деятельности, и особенно в сфере экономики приобрело закономерный характер. Фиктивные организации стали не только правовой, но и социальной проблемой. Предметом исследования выступает комплексный анализ современного состояния преступности, в частности касательно совершения незаконной банковской деятельности, связанной с незаконным обналичиванием и транзитированием денежных средств путем вовлечения «фирм-однодневок», а также анализ государственных регуляторов, использующихся для борьбы с данной категорией преступлений. Объектом исследования выступают непосредственно сами «фирмы-однодневки» как социальное явление, а также государственные и иные регуляторы, способствующие выявлению и пресечению их деятельности. Цель исследования - дать характеристику «фирмам-однодневкам» и выделить их основные черты, определить наиболее актуальные и значимые для правоприменительной практики проблемы в данной сфере и пути их решения. Для достижения цели использованы методы анализа, синтеза, обобщения, контент-анализа документов, сравнительный, формально-логический и системный методы. Новизна исследования обусловлена междисциплинарным подходом к рассмотрению института «фирм-однодневок», в который включается уголовно-правовой, криминологический и экономический критерий. В работе систематизированы основные признаки номинальных организаций на основе анализа правовых доктрин, судебной практики и статистки государственных органов, и как результат сформировано общее понятие «фирм-однодневок». Результатами исследования стало определение роли «фирм-однодневок» в схемах незаконной банковской деятельности, а также детальный анализ современных автоматизированных сервисов и систем, которые используются для выявления и пресечения деятельности фиктивных организаций. В работе приведены и проанализированы масштабы ущерба, причиняемого деятельностью номинальных фирм, включая прямую взаимосвязь между оборотом денежных средств в стране и долей ВВП, а также рассмотрена роль межведомственного взаимодействия при расследовании данной категории преступлений и оценена эффективность государственных регуляторов.