Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.
Цель. В статье даётся характеристика основных трансформационных особенностей современных социальных взаимоотношений, связанных с коррозией идеи гуманизма, тенденцией потери человеком своей идентичности и отчуждением от своей сущности.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Установлено, что новая социальная реальность неразрывно связана с цифровой революцией, которая не только породила идеи трансгуманизма, но и повлияла на практические изменения человека как биологического существа. Глубинные трансформации связаны с воздействием информации на сознание и память людей. Заменой реальных форм общения между людьми становится блогерство как общение с виртуальным искусственным субъектом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Авторы статьи приходят к выводу, что современная социальная реальность – это становление цифрового человека и цифрового общества как проявление псевдогуманизма.
Цель. Оценка сущности философских осмыслений, пониманий и места Рене Декарта и Исаака Ньютона в становлении и развитии теории света.
Процедура и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа, исторический, диалектический подходы для реконструкции истории науки и философии.
Результаты. Приведены две гносеологические позиции в понимании теории света. Из экспериментов и суждений философов складывалась область знаний – физика. Декарт и Ньютон были философами и учёными, на новаторских идеях которых построена современная оптика, осуществляются конструирование и производство оптических приборов для всех сфер жизнедеятельности человека. Декарт в области естествознания занимался геометрической оптикой. Главным достижением Рене Декарта стало изложение закона о преломлении света. На основании сформулированного закона Декарт дал впервые правильное объяснение радуги. Благодаря Декарту появилась теория оптических приборов, а геометрическая оптика после Декарта стала отделом геометрии. Исаак Ньютон преодолел в практике научных исследований противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, он широко использовал в исследованиях математические методы и дедуктивный метод. Ньютон развил корпускулярную теорию света, открыл явление дисперсии света в призме.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в эпистемологию и методологическое основание философии науки и техники.
Принятие решений при резких изменениях внешней среды предприятия может происходить в ситуации ограничений временных интервалов. При недостатке времени на такие решения могут повлиять когнитивные искажения, свойственные руководителю. Цель настоящей работы - уточнить влияние когнитивных искажений на субъективное восприятие вероятности наступления тех или иных событий при принятии решений, на анализ и оценку рисков, потребительского поведения и т. п. для дальнейшей разработки и реализации антирисковых управленческих воздействий. Исследование опирается на методологический инструментарий операциональной теории управления уровнем риска, основы поведенческой экономики, разработанные в трудах Д. Канемана и А. Тверски, и так называемую теорию двух систем (Системы 1 и Системы 2). Рассмотрены примеры когнитивных искажений при принятии решений под воздействием Системы 1. Описаны результаты эксперимента, направленные на выявление количественных оценок восприятия вероятности наступления событий по визуальному ряду изображений, предъявленных испытуемым, с включенной Системой 1 и подавленной Системой 2. Дана оценка решениям прогностических задач. Подчеркнуто, что представляется разумным принять во внимание все проблемы, выявленные в ходе эксперимента, и провести новую серию экспериментов с уточненными условиями. Расширение и уточнение научного понимания субъективного восприятия вероятности экономическими агентами может помочь пересмотру многих теорий в области подготовки принятия управленческих решений и потребительского поведения. Предложены рекомендации для внедрения антирисковых управленческих воздействий с включением Системы 2 для минимизации влияния когнитивных искажений на принимаемые решения.
В статье представлен анализ формирования и развития у обучающихся высших военный учебных заведений способностей к сохранению государственной тайны, раскрывается социально обусловленный процесс, протекающий в ходе подготовки курсантов и продолжающийся в течение последующей практической офицерской деятельности.
Обосновывается идея о том, что эффективность исследуемого процесса достигается в военном вузе за счет применения личностно-ориентированного подхода, анализируется его педагогическая сущность, содержание и принципы реализации в обучение и воспитании курсантов.
При этом главное внимание сосредотачивается на реализации требований принципов учета индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностей обучающихся, поддержки творчества, активности, самореализации и инициативы; развития самостоятельности, критического аналитического мышления, самоорганизации, самоконтроля, умения осознанно и адекватно оценивать результаты своей деятельности, ставить цели и определять способы их достижения, готовности брать на себя ответственность за свой выбор; эффективного выстраивания диалогичных и доверительных отношений между преподавателем и обучающимся, который выражается в педагогическом сотрудничестве.
Актуальность осмысления роли финансовой политики в условиях глобального геополитического и макроэкономического кризисов делает перспективным с научной точки зрения обращение к переосмыслению исторического опыта, накопленного в области финансового регулирования в прошлом. Одним из таких примеров исторического опыта прошлых лет являются финансовая деятельность В. Н. Коковцова и проводившийся им курс на обеспечение бюджетного равновесия, экономию государственных финансовых средств и накопление золотого запаса страны. При всей важности данных направлений в финансовой политике конкретные методы, способы и динамика ее осуществления должны соответствовать вызовам времени и особенностям переживаемого периода. В связи с этим в исследовании раскрывается мера соответствия (несоответствия) этих методов, способов и динамики финансовой политики и конкретно - предложенной В. Н. Коковцовым программы вызовам времени. Раскрыт экстраординарный характер «периода В. Н. Коковцова», обусловленный значимыми политическими и экономическими событиями того времени. Целью исследования является анализ и оценка финансовой политики В. Н. Коковцова, ее сильных и слабых сторон, конкретных направлений, причин неудач и долгосрочных социально–экономических последствий. Задачами исследования выступает анализ бюджетной и налоговой политики, а также политики формирования золотых резервов страны. В исследовании использованы диалектический и историко–ретроспективный подходы, методы структурно–функционального и программно–целевого анализа. В результате исследования дана критическая оценка исходных теоретических установок и практических результатов консервативной финансовой политики В. Н. Коковцова, выделены наиболее проблемные аспекты этой политики в период 1904-1914 гг. (годы министерства В. Н. Коковцова).
На основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Государственного архива Тверской области, Российского государственного архива древних актов, из личного архива автора, из справок паспортных служб территориальных управлений внутренних дел, иллюстративных материалов рассматривается формирование родословной схемы фамилии Путин, являющейся родословной Президента РФ В. В. Путина.
Целью статьи являются информирование научной общественности об исследовании рода Путиных: – по личным записям автора – с 1969 г.; первому полученному документу от начальника отдела ономастики Института языкознания АН СССР, д. ф. н. А. В. Суперанской «Парадигма внутрисемейных отношений рода Путин» – с 1986 г.; подписанному договору с Ассоциацией генеалогов Уральского историко-родословного общества «на создание родословной росписи рода Путиных» – с 1992 г.; информированию общественности официальным изданием Ассоциации генеалогов «Документы и материалы», г. Пермь – с 1994 г. Сайт: www. putin-rod. ru – c 2013 г.
Научная новизна статьи заключается в том, что она основывается на малоизвестных документах государственного и частного хранения, позволивших составить максимально полную на современном этапе картину жизни людей фамилии Путин в разных поколениях и ветвях. Актуальность статьи особенно важна в текущее время перемен потому, что люди стремятся представить образ будущего в поколениях потомков.
Сегодня изучению билингвизма уделяется много внимания, в результате чего возникают различные подходы к определению самого понятия, типов и видов этого явления. В статье рассмотрен феномен бикультурной личности в условиях естественного и искусственного билингвизма. Естественный билингвизм рассматривался на примере двуязычной семьи. Представлены результаты лингвистического эксперимента, проведенного на кафедре лингвистики государственного университета «Дубна» для описания процесса формирования бикультурного компонента при искусственном билингвизме.
Цифровая культура существенным образом изменила формы и способы коммуникации в современном обществе, в том числе и в сфере научных исследований. В статье рассматривается типология форм академической коммуникации, которая существует в условиях цифровой культуры технического вуза. Проанализированы существующие форматы научной коммуникации, интерактивные виды общения между преподавателями и студентами. Сделан выводы о культурной вовлеченности студентов, определены причины падения интереса студентов к коммуникации и их связь с культурным аспектом.
Фрейминг выступает результативной стратегией политической коммуникации, позволяющей коммуникатору оказывать воздействие на формирование общественного мнения и принятие решений. Механизм фрейминга используется в ходе президентской кампании с целью создания привлекательного имиджа кандидата в глазах избирателей. В статье рассматриваются основные фрейминговые конструкции, использованные в публичных заявлениях Эмманюэля Макрона в ходе его президентской кампании 2022 г. во Франции. Использование фреймов «народ-эксперт», «продолжение успехов», «обычный человек», «лучшая альтернатива» оказывали благоприятное имиджевое воздействие на выборах 2022 г., в результате которых Макрон повторно занял пост президента Франции.
Одним из методов диагностики аналоговых схем является метод справочника неисправностей. Суть этого метода заключается в том, что выбранные тестовые воздействия подаются на вход схемы, после чего анализируется ее реакция в контрольных точках. На основе полученных результатов составляется справочник неисправностей электронного средства
В работе рассматриваются феномен художественного комментария истории в творчестве А. Н. Толстого. Целью исследования является определение факторов, влияющих на содержание художественного комментария истории в литературных произведениях. В результате структурно-семиотического и интертекстуального анализа исторических произведений А. Н. Толстого выделены и охарактеризованы основные виды реализации художественного комментария истории, функцией которого является выражение авторской позиции к историческим реалиям и отражение исторического фона в литературном произведении.