Научный архив: статьи

Формирование навыков анализа и интерпретации русской авторской пунктуации у иностранных студентов-филологов (2025)

Введение. В современных условиях обучения русскому языку как иностранному особую актуальность приобретает проблема формирования у иностранных учащихся навыков анализа и интерпретации авторской пунктуации. Несмотря на значимость пунктуационной грамотности для полноценного понимания художественного текста, данный аспект обучения часто остается недостаточно разработанным. Цель исследования – формирование у иностранных учащихся умений анализировать и интерпретировать авторские пунктуационные решения в текстах.

Материалы и методы. Применен теоретико-аналитический метод, позволивший уточнить понятие «авторская пунктуация» на основе анализа лингвистической литературы и оценить состояние разработки проблемы обучения навыкам интерпретации авторской пунктуации в методической литературе по русскому языку как иностранному и стилистике. Использовался метод дескриптивного анализа и сплошной выборки: отобраны и классифицированы примеры авторской пунктуации из художественных текстов, а также сконструированы собственные, по типам знаков препинания и стилистическим функциям. Особое внимание уделено анализу влияния пунктуационных решений на реализацию авторского замысла.

Результаты исследования. Представлены упражнения для изучения авторской пунктуации в рамках русского языка как иностранного. Обозначены цели упражнений. На базовом уровне студенты только знакомятся с темой, а глубокое освоение возможно на продвинутом этапе (B2-C1).

Обсуждение и заключение. Новизна исследования заключается в разработке методики анализа и интерпретации авторской пунктуации для иностранных учащихся и создании системы упражнений для развития этих навыков в рамках стилистического анализа. Методические решения могут быть интегрированы в программы для студентов-филологов, способствуя развитию их лингвистической и коммуникативной компетенций.

Издание: ОГАРЁВ-ONLINE
Выпуск: № 3 (220), Том 13 (2025)
Автор(ы): Ширшикова Елизавета Николаевна
Сохранить в закладках
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ (2023)

В данной статье изучены ключевые аспекты физической подготовки сотрудников ОВД, способствующие успешному выполнению профессиональных задач. С трансформацией преступности и развитием общества, появляется и необходимость в противодействии преступности и контроле жизни общества для безопасности нашего государства. Наибольший рост преступлений связан с насильственными преступлениями различной тяжести и характера. Это могут быть убийства, избиения, грабежи и множество других преступлений, которые подходят под описание данной категории. Установлено, что особую сложность в подготовке слушателей и в освоении ими необходимых навыков представляет собой конечно же в первую очередь возраст слушателей. Безусловно следует принимать это во внимание, так как контингент слушателей состоит в основном из мужчин средних лет, чья физическая активность и показатели с годами не становятся лучше, также, как и возможность освоения ими определенных приемов или иных навыков. Не следует отрицать, что в большей степени специальная физическая подготовка сформирована таким образом и ориентирована в большей степени на молодых людей, которые в будущем только собираются поступить на службу в министерство внутренних дел. В свою очередь это означает, что многие требования сформулированы таким образом, чтобы отобрать наиболее достойных кандидатов, которые показывают наилучшие результаты. Однако, специфика работы преподавательского состава, имеющего дело с возрастными слушателями, заключается в необходимости и умении мотивировать слушателей к прохождению своей дисциплины с высокой ответственностью и самоотдачей, а также умении находить общий язык со слушателями и обладать умениями индивидуальной работы с каждым из них. И здесь уже возникает другая проблема, а именно авторитет преподавателя. Поэтому чтобы предупредить возникновение таких ситуаций, преподавателю необходимо четко показать свою позицию касательно взаимоотношений в коллективе и отношения к его дисциплине, показать, насколько фундаментальной является его дисциплина, а также несомненно обладать качествами лидера, который может взять на себя ответственность и вести весь свой коллектив к намеченной цели.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Бештоев Рустам Олегович
Сохранить в закладках
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ (2023)

В данной статье изучены цели, задачи и пути совершенствования физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников полиции. Физическая подготовка выступает неотъемлемой частью жизни каждого полицейского, позволяющая сохранить здоровье, повысить работоспособность и укрепить духовно-нравственные качества личности. Для контингента обучающихся в стенах образовательных организаций МВД России дисциплина «Физическая подготовка» имеет особое значение, поскольку ее освоение направлено на достижение достаточного уровня физической подготовленности для успешного выполнения своих служебных обязанностей. Установлено, что изменения, которые коснулись непосредственно образовательных организаций МВД России были обусловлены не только вышеперечисленными изменениями во всей образовательной системе, но и внешними факторами и обществом. В эпоху стремительного развития общества и технических новшеств изменились и требования к органам внутренних дел, непосредственной задачей которых является защита общества от преступных посягательств и несправедливости. Кроме того, внедрение современных технологий в практику физической подготовки сотрудников полиции ставит перед преподавательским составом образовательных организаций МВД России задачу формировать у слушателей мотивацию к обучению как таковому. Однако в учебном процессе одной мотивации зачастую недостаточно, слушатели образовательных организаций должны осознавать необходимость в предоставляемых знаниях, хотеть учиться и быть обучаемыми, постоянно тянуться к новым знаниям для того, чтобы повысить эффективность своей работы, а не для прохождения аттестации и сдачи экзаменов. Сделан вывод о том, что на современные технологии необходимо обратить внимание, поскольку это понятие объемное и может подразумевать использование, например, современных педагогических технологий или же цифровизацию учебного процесса и т. д. При использовании новых педагогических технологий речь идет о формировании инновационных методик и систем образовательного процесса. Самое главное необходимо понимать, что это затрагивает в первую очередь преподавателей, которые пытаются вводить новые методики, черпают знания из истории и опыта других стран и специалистов, либо пытаются разработать свою уникальную методику.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Нагоев Рустам Русланович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ (2023)

В данной статье изучены методики овладения боевыми приемами борьбы и формирование на их основе физической подготовленности у слушателей образовательных организаций МВД России. Установлено, что основным критерием для успешного применения приемов борьбы является правильная и отточенная техника, однако физические показатели также играют немаловажную роль. В этой связи, когда слушатели напрямую сталкиваются с тем, что недостаточная физическая подготовленность не позволяет им освоить в полной мере приемы борьбы, они прикладывают значительные усилия для решения данной проблемы. Однако, основное в данном контексте даже не это, а то, что сами по себе приемы борьбы это такие же упражнения как подтягивания или работа с гирей, когда слушателям, приходится прилагать усилия и задействовать силу и другие аспекты своего физического развития для совершения движение. Только в данном случае, в виде утяжелите выступает партнер, или макет, на котором выполняются различные приемы. Кроме того, использование приемов борьбы способствует развитию физических показателей слушателей и помогает им стать более сильными и выносливыми. Сделан вывод о том, что проблема плохой физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России может приводить к серьезным последствиям, таким как пропущенные преступления, плохая реакция на опасные ситуации, травмы и недостаточная эффективность работы. Кроме того, слабая физическая подготовка также может негативно повлиять на образование лидерства и дисциплину в полицейском корпусе. Для решения проблемы необходимо внедрение систематической тренировки по физической подготовке, а также повышение стандартов набора и отбора кандидатов на военную службу в полицейском корпусе. Если не разработать новейшие методики использования информационных технологий, которые будут эффективны не только сегодня, но и в дальнейшем будущем, то в скором времени мы не сможем наверстать упущенное и побороть преступность в каком бы виде она не выражалась.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Крымшокалов Ашамаз Заурович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (2023)

В данной статье изучены физические качества, которые слушатели образовательных организаций МВД России развивают в целях поддержания высокого уровня работоспособности и здоровья. Известно, что главным аспектом в формировании и развитии физических качеств слушателей образовательных организаций МВД является здоровый образ жизни. Это включает в себя правильное питание, регулярные физические нагрузки, достаточный отдых и сон. Образовательные организации МВД могут проводить соответствующую работу по пропаганде здорового образа жизни среди своих слушателей. Специалисты физической культуры и спорта отмечают, что основными физическими качествами, которые формируются и развиваются у слушателей образовательных организаций МВД России, являются: сила - способность противостоять сопротивлению и перемещать тяжелые предметы, используя мышечное напряжение; выносливость - способность сохранять физическую активность в течение продолжительного времени, справляться с усталостью и восстановиться после нагрузки; ловкость - способность быстро и гибко двигаться, изменять направление движения, управлять своим телом; быстрота - способность быстро реагировать на ситуации, двигаться быстро и точно; гибкость - способность сгибаться и растягиваться, поддерживать нормальный уровень подвижности и гарантировать безопасность при выполнении операций. Для развития указанных качеств, необходимы определённые упражнения. Существует ряд методик и упражнений, которые позволяют лучше проработать определенные группы мышц или отдельные показатели. Однако, также необходимы различные методики и различные виды спорта для развития разных показателей физической силы. Невозможно будет прибегая только к одной методике или виду спорта развить все качества до определённого уровня. Так или иначе один из показатели будет проседать, и чтобы нивелировать эти показатели необходимо использовать определенные методики и упражнения из различных видов спорта.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Губжоков Анзор Хадисович
Сохранить в закладках
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИИ (2023)

В данной статье изучены ключевые аспекты, способствующие совершенствованию профессионально важных физических качеств у обучающегося контингента слушателей - сотрудников ОВД на занятиях по физической подготовке посредством упражнений из физической культуры и занятий спортом. Профессионально важными физическими качествами являются те качества, которые напрямую влияют на успешное выполнение поставленных перед полицейским служебных задач. А именно такие показатели как сила, выносливость, гибкость, ловкость и быстрота. Как показывает практика и требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, физическая подготовка, несомненно, важна и стоит неким особняком. Однако, существующая методика и некоторые системы, которые чаще всего используемые преподавателями, направлены на формировании минимальных физических показателей, которые являются своеобразным порогом входа для прохождения обучения и освоения различных приемов и движений. Но этого не всегда достаточно, так как в профессиональной деятельности правоохранителям приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые не позволяют преподавателям прибегая к классическим методам подготовить слушателей. Установлено, что физическая культура и спорт являются основой любой методики, которая используется при физической подготовке слушателей в стенах образовательных организаций. Спорт в том числе оказывает сильное влияние и на психологическую подготовку слушателей. Ввиду специфики контингента, преподаватели физической подготовки отдают предпочтение различным игровым видам спорта. Эти виды спорта включают командные игры, такие как футбол, баскетбол, волейбол, а также индивидуальные игры, такие как теннис, настольный теннис, бадминтон, и др. Игровые виды спорта способствуют улучшению кардиоваскулярной системы, улучшению дыхательных функций, повышению уровня энергии и повышению настроения. Сделан вывод о том, что физическая культура и спорт являются важнейшими элементами поддержания здорового образа жизни. Упражнения и занятия спортом позволяют поддерживать физическую форму, укреплять сердечно-сосудистую систему и организм в целом.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Афов Алихан Хажмуратович
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА" (2023)

В данной статье изучены ключевые аспекты формирования у слушателей образовательных организаций МВД России мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В образовательных организациях МВД большое значение придается развитию и укреплению здоровья и физических показателей слушателей. Слабая физическая подготовленность напрямую сказывается на успешности деятельности сотрудников органов внутренних дел, их статусе, заслугах и необходимости уважительно отношение к их представителям. Поэтому, для достижения надлежащего уровня физического совершенства требуется выработка привычки занятия спортом и поддерживания своего состояния, путем систематического получения нагрузок и выполнения разнообразных комплексов упражнений. Важным компонентом для постоянного занятия спортом является правильная мотивация, представляющая собой совокупность внутренних и внешних факторов для достижения поставленных целей. Установили, что одним из ключевых аспектов мотивации слушателей в области физической подготовки является выбор оптимальной методики занятий. Применяемые методы должны соответствовать уровню обученности слушателей, а также их целям и интересам. Например, использование инновационных технологий в процессе обучения, таких как интерактивные видеоматериалы, компьютерные игры и прочее, может повысить мотивацию слушателей и заинтересовать их участие в занятиях. Однако, помимо выбора оптимальной методики, необходима и правильная организация занятий. Сделан вывод о том, что вероятность того, что получится решить проблему с мотивацией слушателей в любом ее проявлении раз и на всегда крайне мала, однако это не значит, что не надо уделять ей внимание и продолжать ее игнорировать. Необходимо выработать действенную методику по повышению мотивации и использовать ее на систематической основе независимо от текущего уровня мотивации слушателей.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Кодзоков Азнаур Хасанович
Сохранить в закладках
Фонетические особенности моздокского и бесленеевского диалектов кабардино-черкесского языка (сходства и различия) (2025)

Проведено исследование моздокского и бесленеевского диалектов кабардино-черкесского языка. В статье представлены результаты сопоставительного анализа данных диалектов: рассматриваются вопросы их сходств и отличий относительно друг друга и литературного языка. В качестве материалов привлекаются труды выдающихся кавказоведов, занимавшихся изучением данной темы. Источником выступили новые записи речи носителей обоих диалектов, собранные в период 2022—2024 годов на территории их проживания. Уделяется особое внимание консонантному составу, где обнаруживаются согласные, которые отсутствуют в литературном языке, но имеют сходное звучание в исследуемых диалектах. Актуальность работы обусловлена тем, что назрела необходимость изучения современного состояния данных вариантов кабардино-черкесского языка путем сбора и анализа нового полевого материала. Новизна исследования видится в том, что впервые за последние несколько десятков лет производится переосмысление диалектных особенностей вариантов кабардино-черкесского языка. Доказано, что в обследованных диалектах используются несколько сходных по произношению звуков взамен литературных: чI, чIъ, щIъ вместо щI, г вместо дж, жь вместо ж и тому подобное. Также каждый диалект проявляет и свои специфические свойства использования согласных звуков.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 4 (2025)
Автор(ы): Афаунова Анджела Анатольевна, Шериева Нина Гумаровна
Сохранить в закладках
Федеральные земли Австрии в трансрегиональном сотрудничестве с регионами и странами Востока в XX—XXI веках (2025)

Рассматривается вопрос формирования и развития трансрегиональных отношений федеральных земель Австрии со странами и регионами Востока. Уделяется внимание взаимодействию земель с федеральным правительством в сфере формирования региональных внешнеполитических стратегий. Представлены результаты анализа нормативных основ международной и внешнеполитической деятельности регионов Австрии (проведено исследование национального законодательства). Поднимается вопрос о традиционных тесных связях австрийских регионов с партнерами из сопредельных государств. Отдельно рассмотрено партнерство с отдаленными восточными территориями: китайскими провинциями, японскими префектурами, Ираном, Турцией, Израилем, государствами Ближнего Востока. Исследование базируется на авторской комплексной методологии, включающей принципы динамизма, системности и целостности, историко-системный и историко-сравнительный подходы, а также теоретические основы теории многоуровневого управления и федерализма. Установлено, что приоритетным партнером для многих австрийских земель является Китай. Показано, что при этом в качестве партнеров выступают разные провинции Китая в соответствии с ресурсной и инфраструктурной базой регионов Австрии.

Издание: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ
Выпуск: Том 14, № 3 (2025)
Автор(ы): Муслимова Екатерина Олеговна, Нестеров Александр Геннадьевич, Катунцев Владимир Андреевич
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ КОСМОПЛАНЕТАРНОЙ ЭКОНОМИКИ: ЭКОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (2025)

В статье обосновывается необходимость философского осмысления космопланетарной экономики. Синтез космической и планетарной экономики представлен в биосферном (глобально-экологическом) контексте, основы которого были заложены классическими трудами академика В. И. Вернадского. Философия русского космизма (от С. А. Подолинского до Н. Н. Моисеева), философия «экономики ноосферы» (Л. Ларуш), философия человеческой революции (А. Печчеи) позволили осмыслить проблемы космопланетарной экономики в контексте подхода человечества к точке бифуркации в середине XXI века. Отмечена эвристичность эконологического дискурса анализа современного экономического уклада. Сделан вывод о несоответствии современной экономики в ее космопланетарном измерении прежним теоретическим конструкциям. Обосновано, что космопланетарная экономика, состоявшись понятийно, выходит на уровень метатеоретического постулирования

Издание: ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Артемьева Алена Алексеевна, Смирнов Григорий Станиславович
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ ПОНИМАНИЯ: РАННИЕ ФОРМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ (2025)

Философия понимания — одно из направлений современной эпистемологии. В эпистемологическом контексте о понимании рассуждают в связи с мышлением, сознанием и познавательной деятельностью. При этом познание как способность человека воспринимать естественный порядок мира и придавать смысл вещам, процессам и событиям как раз и означает ту самую способность понимания, о которой рассуждают философы, придавая этому феномену теоретическое значение и философский смысл. Понимание соотносят не только с познанием, но и с интерпретацией. Причем соотношение понимания и интерпретации квалифицируется как основной предмет философской герменевтики. Исторически наиболее ранние формы интерпретаций, о которых пойдет речь в данной статье, показывают, как шел процесс осмысления содержания того, что понято и чему придавался особо значимый смысл в познании вещей и событий, в понимании образов сновидения, авторитетных высказываний, текстов. На примере различных культурно-исторических традиций истолкования делается вывод о значении понимания устного слова в становлении методологии интерпретации

Издание: ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Шульга Елена Николаевна
Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНОЛОГИИ НООСФЕРНОГО АУДИТА: ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ (2025)

Статья продолжает разработку концепции аудита человеческого качества в контексте представлений о гуманитарной экспертизе. В качестве базовой методологии авторы ориентируются на системный подход (язык тернарного описания). Проанализированы и соотнесены понятия «гуманитарная экспертиза» и «аудит человеческого качества». Уточнены дефиниции понятий «техносферный аудит» и «ноосферный аудит», осуществлен компаративный анализ указанных терминов. Ноосферный аудит определен как концепция, относящаяся к постнеклассической научной картине мира. Определены координаты ноосферного аудита в системе бинарных оппозиций когнитивного аудита и аффективного аудита, констатирующего аудита и формирующего аудита. Выявлены философские основания концепции ноосферного аудита

Издание: ВЕСТНИК ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): АСЛАНЯН АРТЕМ ОГАНЕСОВИЧ, СМИРНОВ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках