В сегодняшних макроэкономических и политических условиях необходимо определить позитивные направления и целевые установки демографической политики, которые будут способствовать повышению уровня благополучия населения и улучшению его качества жизни, в связи с этим, соответственно расширять использование понятия «демографическое благополучие» при мониторинге и анализе. Демографическая наука пока не использует понятие «благополучие», хотя определённые признаки его имплементации из психологии и социологии отмечаются [1]. Демографическое развитие регионов является важным аспектом исследования, поскольку оно напрямую связано с социально-экономическим состоянием и перспективами дальнейшего развития северных территорий, которые позволят улучшить демографическое благополучие и справиться с вызовами, стоящими перед современным обществом. Цель исследования заключается в представлении методического инструментария анализа современных тенденций демографического развития северных регионов на основе комплексных показателей, позволяющих оценить «демографическое благополучие» по качественным и количественным характеристикам населения. Предпринята попытка апробации методологии оценки демографического благополучия на основе трёх критериев: рождаемости, смертности, мобильности населения. В результате работы определена типология регионов России, учитывающая их демографические особенности и различия. Выделены группы регионов со сходными трендами и демографическими характеристиками, что позволяет более точно оценить уровень демографического развития и сравнить его между регионами. Статья адресована представителям государственных органов власти, научным работникам, преподавателям и студентам, интересующихся различными аспектами разработки и реализации государственной демографической политики России.
Статья посвящена анализу результатов мониторинга рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности в вузах РФ. На основе мониторинга авторы приходят к ряду выводов, характеризующих общие тенденции в содержании программ воспитания и особенности синхронизации программ воспитания и основных профессиональных образовательных программ высшего образования, а также позволяющих описать содержание массовых практик воспитательной деятельности вузов посредством построения профилей календарных планов: содержательного, субъектного, хронологического, дифференциального, инновационного, технологического и динамического. Проанализированы программы воспитания и планы воспитательной деятельности 300 вузов различной ведомственной принадлежности. Массив данных содержал более 56-и тысяч компонентов календарных планов воспитательной деятельности. Авторами выявлены следующие значимые характеристики содержания и структуры рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной деятельности вузов РФ: представленность в практике всего спектра направлений воспитания; высокая степень готовности ООВО к решению поставленных на государственному уровне задач; недостаточный учет в практиках вузов динамических характеристик запроса студента в процессе обучения в вузе, а также особенностей разных групп студентов (в основном события ориентированы на всех студентов и повторяются ежегодно); доминирование профессионалов в статусе авторов и организаторов основных событий, мероприятий, программ; значительно большая представленность в пространстве внеаудиторной деятельности событий культурно-творческой направленности при очень незначительной представленности профессионально-ориентированных событий трудового воспитания; некоторая замкнутость воспитательной системы вуза на себе, недостаточность внешних связей и событий, имеющих целью включение студентов во внешние сообщества; доминирование мероприятивного подхода в практиках воспитания, что создает неравномерный хронологический профиль воспитательной деятельности с активными и пассивными фазами.
С расширением площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) они вошли в состав многих городов. ООПТ могут играть важную роль в экономических и социальных направлениях местного развития, однако методология изучения вовлеченности ООПТ в жизнь местного населения недостаточно проработана, что определило цель статьи. Предлагается на основе мнения населения, проживающего на сопредельных с ООПТ территориях, и в рамках региона, выявлять особенности культурно-досугового и экономического поведения граждан на ООПТ. Методология апробирована на городских округах Оренбурга, Брянска и Краснодара.
В результате опроса выявлено мнение населения о конкретных ООПТ этих городских округов. В среднем ООПТ посещают от 20% до 40% местного населения, которые, преимущественно, находятся от 3 до 5 часов на ООПТ. Более половины местных посетителей ООПТ пользуются услугами питания. Оплата спортивно-досуговых услуг характерна в большей степени для жителей Оренбурга и Брянска. По мнению местных жителей, за одно посещение на ООПТ они расходуют в среднем от 1,1 до 3,6 тыс. рублей. Согласно заявленной населением частоте посещения ООПТ, расходы на одного человека в месяц могут находиться в диапазоне от 13 рублей до 7,9 тыс. рублей. С учётом данных экономической статистики и результатов анкетирования оценены годовые расходы местных жителей на ООПТ, которые по городу Оренбургу составили 1,4 млрд рублей (0,9% доходов населения на территории Оренбурга), 2,1 млрд рублей (1,6%) в Брянске и 8,7 млрд рублей (1,7%) в Краснодаре. Предложенный авторами подход аналитической обработки результатов опросов и сопоставления разных источников информации позволяет расширить данные по муниципальным образованиям.
В представленной статье отмечается влияние социальных процессов (информатизация, цифровизация, трансформация общества) на цифровую трансформацию образования. В этой связи происходит глобализация учебного пространства, раскрывается широкий спектр возможностей перехода к новой парадигме профессионального образования. Отмечается связь этого процесса с изменением условий возникновения, способов перемещения, потребления, сохранения информации, влияющей на сознание людей. В статье анализируются психологические и педагогические факторы, влияющие на социальные процессы, происходящие в современном обществе. Отмечаются тенденции цифровой трансформации образования. Анализируются методологические подходы, связанные с профессиональной подготовкой студентов вуза, показана их взаимосвязь и взаимодетерминация. Обосновывается актуальность инновационного методологического подхода, отражающего специфику цифрового поколения обучающихся. Отмечаются особые психолого-педагогические характеристики современных студентов. В подходе учитывается внедрение и реализация цифровых технологий, выявляются принципы, закономерности стратегии, тактика и технология применения управленческих решений с учетом особенностей объекта педагогической науки. Анализ традиционных методологических подходов педагогической науки позволяет определить характеристики медийно-ориентированного подхода как инновационного. Выявляется методологическая основа. Определяется стратегия, тактика и технология его реализации. Обосновывается тот факт, что представленная разработка и реализация медийно-ориентированного подхода становится образовательной стратегией, результат которой - содержательная и ценностная основа, базирующаяся на системе определенных принципов. Обосновывается логика определения содержания медийно-ориентированного (инновационного) подхода. Устанавливается принципиальное направление вектора исследования. В заключении формулируется содержание философского, общенаучного и частнонаучного уровней методологии инновационного подхода в профессиональной подготовке студентов вуза.
В статье рассмотрено значение и образовательный потенциал применения метода case-study в процессе преподавания курса «Политические технологии» студентам-политологам. Внедрение метода ситуационного анализа в качестве основы практической подготовки политологов на семинарских занятиях позволяет сформировать совокупность базовых компетенций, отвечающих запросам и уровню развития современного общества и политики. Предварительная теоретическая подготовка по дисциплине «Политические технологии», осуществляемая в форме традиционных академических лекций, обеспечит студентам наличие необходимой базы для развития практических и творческих навыков анализа ситуации и ориентирования в ней. Метод case-study был реализован на пяти семинарских занятиях по дисциплине, представлял собой погружение в конкретную профессиональную ситуацию, содержащую одну или несколько проблем. Коллективная отработка навыков решения практической задачи позволила создать модель поведения в стандартной ситуации, а анализ ситуации способствовал созданию педагогических условий для определения других вариантов решения профессиональной проблемы. Целью настоящей статьи выступает описание модели работы по дисциплине «Политические технологии» с применением метода case-study как средства формирования компетентного выпускника-политолога, обладающего практическими навыками ориентации в реальной профессиональной ситуации, навыками анализа ситуации, управления, принятия эффективного решения профессиональной проблемы. Описанные в статье занятия проводились по следующим темам: «Политический анализ», «Технологии создания и деятельности политических партий», «Избирательные технологии», «Технологии политического лидерства», «Информационные технологии в современной российской политике». Каждое занятие имеет особенный набор целей и задач развития и формирования разных видов компетенций. Общий перечень формируемых компетенций определяется следующими навыками: аналитические, практические, коммуникативные навыки, навыки самоанализа и прогнозирования.
В статье рассматриваются вопросы исследований и практического опыта в области мультисенсорного маркетинга: умение составлять маркетинговые стратегии и реализовывать их на основе экспериментальной деятельности; прогнозировать, какие виды рекламы, дизайна продуктов, упаковки будут вызывать сильные эмоциональные отклики, создавать эффективные и аттрактивные маркетинговые планы, применимые с учётом особенностей поведения потребителей услуг, оказываемых в ресторанном бизнесе, в функционирующих публичных или общественных сервисных пространствах. Представлена характеристика одной из ключевых функций мультисенсорного маркетинга - мультисенсорного брендинга. Рассматривается ресторанная концепция пространственного восприятия человеком определённой территории или общественного пространства на примере использования приёмов и методов в области креативных рекламных технологий «кейса Фуд-Холл». Показаны эффективные приёмы и методы мультисенсорного подхода при проектировании общественных пространств и функциональной среды ресторанных помещений. В процессе проведённого исследования и практической деятельности выявлено, какие виды рекламы, дизайна продуктов, упаковки будут вызывать сильные эмоциональные реакции, создавать эффективные и привлекательные маркетинговые решения в процессе проектирования общественных пространств питания и ресторанных концепций.
Мировой рынок услуг - это сектор мировой экономики, где осуществляется купля-продажа разных видов услуг. Услуги, представляя собой динамично развивающуюся отрасль, играют важную роль как в национальной, так и в мировой экономике, способствуя не только удовлетворению тех или иных потребностей людей и роста их благосостояния, но и содействуя привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, повышению конкурентоспособности отдельных предприятий и стран и т.д. Мировой рынок услуг отличается от товарного рынка вследствие особенностей производства и потребления самих услуг. Однако не все услуги могут быть объектом мирового рынка, а только те, которые относятся к категории «торгуемые услуги», т. е. они могут производиться в одной стране, а приобретаться - в другой. При этом в условиях глобализации мирового хозяйства и развития научно-технического прогресса всё большее число услуг переходит в разряд торгуемых услуг, и они отражаются в платёжном балансе страны. К их числу относятся и туристские услуги, которые включаются в статью платёжного баланса «Поездки». Услуги, несмотря на все барьеры, стоящие перед ними в последние годы (экономические, политические, медико-биологические и др.), продолжают оставаться в числе наиболее успешных секторов мирового хозяйства. В связи с этим, изучение структуры и тенденций развития сферы услуг способствует выработке более эффективной социально-экономической политики в стране.
В статье были проанализированы работы нескольких значимых авторов, которые внесли решающий вклад в исследование сущности теории метафоры и ее понимание. Охарактеризованы особенности методологий. Особое внимание уделяется поэтическим текстам, написанным в конце 20-го и начале 21-го века. Анализируются русские поэтические тексты: в этих текстах выявлены метафоры, отражающие специфику исследуемого культурно-исторического периода. Каждый народ обладает определенным объемом знаний. Часть этой информации содержится в культурных кодах. Данные коды содержатся в метафорических конструкциях и нуждаются в расшифровке. Выявляется смысловое содержание поэтической метафоры, а также содержащаяся в ней культурологическая информация. Что подчеркивает наличие скрытого значения в метафорических конструкциях, где зашифрованы этнокультурные и исторические события, представляющие социокультурную обстановку эпохи. Данное исследование актуально взаимосвязью языка и культуры, где содержатся элементы, являющиеся источником сохранения исторической информации и культурного наследия нации. Важное значение для этих процессов имеет поэтическая метафора как один из наиболее распространенных художественных тропов.
В статье представлены масштабы маятниковой трудовой миграции по данным Всероссийской переписи населения-2020 и статистического бюллетеня «Итоги выборочного обследования рабочей силы в России». Авторами рассмотрены и систематизированы последствия маятниковой трудовой миграции, представленные на уровне территории, работодателя и работника, которые могут иметь как отрицательное, так и положительное воздействие. Для территории-реципиента маятниковые мигранты становятся источником трудовых ресурсов, налоговых отчислений, что можно оценивать положительно. Условно негативным можно считать рост нагрузки на транспортную инфраструктуру, ухудшение экологической ситуации, неточности в оценке демографического потенциала. На уровне работодателя за счёт маятниковой миграции решаются проблемы кадрового обеспечения, особого статуса маятниковые мигранты не имеют, поэтому работодатель может нести риски нарушения трудовой дисциплины, которые регулируются в общем порядке. Что касается уровня работника, то оценка последствий зависит от жизненного контекста, который определяет баланс преимуществ и издержек такой трудовой стратегии, а именно от размера заработной платы, должности и статуса, продолжительности перемещений и расстояния до работы, семейных обстоятельств, а также вынужденности или добровольности совершаемых поездок. В заключительной части статьи представлена методика оценки экономических последствий от внешней маятниковой трудовой миграции по регионам России.
В условиях активно развивающихся современных технологий, преподаватели дополнительного иноязычного образования (ДИО) могут предложить детям использовать на уроках аутентичные широко доступные материалы. Такой подход позволяет изучать язык таким, каким он является на самом деле, ближе понять иноязычную культуру. Интерактивные методы изучения позволяют преподавателю ДИО заинтересовать учащихся и замотивировать на плодотворную работу.
Приведены схема и описание работы рычажного пневматического преобразователя для линейных измерений с регулируемыми проходными сечениями каналов истечения воздуха через входное и измерительное сопла. Дана структурная схема преобразования измерительного сигнала, сформулирована цель работы - определение метрологических параметров исследуемого преобразователя (диапазонов измерений и чувствительности) на основе моделирования их статических характеристик при различных значениях конструктивных параметров. Приведены результаты сравнительного анализа метрологических характеристик исследуемого и известного преобразователя типа сопло-заслонка с регулируемым измерительным соплом.
Предлагается математическая вероятностно-статистическая модель расчета вероятности безотказной работы изделий общетехнического машиностроения, например, таких как редукторы, насосы, электрические моторы и т.д. по результатам измерений вектора информационных параметров в режиме реального времени эксплуатации, т.е. в условиях, когда решение о продолжении процесса эксплуатации должно быть принято до момента времени поступления нового наблюдения. Предлагаемая модель не привязана к конкретному изделию и поэтому может быть использована для широкого круга машиностроительных изделий.