Модернизм в русском православии. Проблема антропологии (2025)

Статья доказывает, что модернистская православная антропология не является систематической наукой о человеке, как учила Церковь на основе исихастского богословия. По этой причине ее нельзя назвать ересью. Этот вывод сделан на основании анализа работ русских философов: Дмитрия Мережковского, Владимира Соловьева, Николая Бердяева, а также духовных лиц: Митрополита Антония (Храповицкого), Отца Сергия (Булгакова), отца Александра (Шмемана) и митрополита Антония (Блума). Взгляды упомянутых лиц являются стилем мышления, который имеет многосторонний и методологически неоднородный характер.

Издание: РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Выпуск: Том 6, № 1 (2025)
Автор(ы): Ковальска-Стус Ханна
Сохранить в закладках
Модернизм — модернизация — секулярная глобализация: об итогах Международной научной конференции "Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия" (Москва, 3-4 февраля 2025 г.) (2025)

Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и кафедра истории Церкви провели в международную научную конференцию «Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия». Впервые в России научное мероприятие было целиком посвящено христианскому модернизму, который рассматривался в широком хронологическом и конфессиональном контексте с привлечением католического, протестантского и православного материала. В предлагаемом обзоре мы остановимся на докладах, поднявших наиболее принципиальные вопросы, связанные с предложенной для обсуждения темой.

Издание: РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Выпуск: Том 6, № 1 (2025)
Автор(ы): Симонов Вениамин Владимирович, Запальский Глеб Михайлович, Зоитакис Афанасий Георгиевич, Метлицкая Зоя Юрьевна, Жданова Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
Модернизм — модернизация — секулярная глобализация: об итогах Международной научной конференции "Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия" (Москва, 3-4 февраля 2025 г.) (2024)

Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) и кафедра истории Церкви провели в международную научную конференцию «Христианский модернизм: истоки, развитие, противоречия». Впервые в России научное мероприятие было целиком посвящено христианскому модернизму, который рассматривался в широком хронологическом и конфессиональном контексте с привлечением католического, протестантского и православного материала. В предлагаемом обзоре мы остановимся на докладах, поднявших наиболее принципиальные вопросы, связанные с предложенной для обсуждения темой.

Издание: РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Выпуск: Том 5, № 4 (2024)
Автор(ы): Запальский Глеб Михайлович, Зоитакис Афанасий Георгиевич, Метлицкая Зоя Юрьевна, Жданова Екатерина Сергеевна
Сохранить в закладках
Мягкая сила и Cool Japan: формирование национального имиджа Японии (2025)

В данной статье рассматривается стратегия «Cool Japan» как один из инструментов мягкой силы Японии в процессе построения национального имиджа страны. Статья фокусируется на механизмах, с помощью которого стратегия Cool Japan реализуется как часть внешней политики и публичной дипломатии для усиления культурного и политического влияния страны. Рассматриваются основные компоненты стратегии мягкой силы Японии - аниме, манга, видеоигры, Олимпийские игры, туризм. В работе также исследуется, как стратегия способствует созданию уникального национального имиджа, влияющего на восприятие Японии в различных регионах мира и способствующего ее интеграции в глобальную культурную и экономическую сферу. В статье анализируется эффективность стратегии в контексте современных международных и региональных вызовов. Для достижения целей исследования в статье применяется междисциплинарный подход, включающий элементы теории международных отношений и социокультурной теории. В качестве основных методов исследования используются: контент-анализ, кейс-стадии, исторический и сравнительный анализ. Новизна данной работы заключается в комплексном анализе «Cool Japan» как стратегии мягкой силы, направленной на переосмысление и перестройку национального имиджа Японии. В статье предлагается уникальный взгляд на мягкую силу в контексте японской внешней политики, а приводится оценка эффективности реализации «Cool Japan» на региональном и глобальном уровнях. Стратегия «Cool Japan» стала катализатором успешного ребрендинга Японии, что позволило стране пересмотреть и обновить своё восприятие в глазах мирового сообщества. В результате Япония смогла трансформировать традиционные стереотипы и создать более современный и привлекательный имидж, который акцентирует внимание на её культурных достижениях и инновационном потенциале. Аниме и манга, как центральные элементы японской поп-культуры, стали глобальными феноменами, активно потребляемыми в различных странах мира. Эти культурные продукты не только способствуют повышению интереса к Японии, но и становятся важными компонентами в формировании позитивного имиджа страны. Также, несмотря на исторические факторы и политические разногласия, страны Восточной Азии, такие как Китай и Республика Корея, активно потребляют японскую культурную продукцию. Этот факт свидетельствует о том, что японская мягкая сила успешно преодолевает барьеры и завоевывает признание в регионе.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Матосян Агапи Элмаровна
Сохранить в закладках
Монография Е. М. Розенблюма "Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция". Рецензия (2024)

Монография Е. М. Розенблюма “Рождение христианской агиографии: мученичество в христианской литературе от Поликарпа до Пруденция” представляет собой научное исследование, посвященное эволюции жанра христианской агиографии, в частности, повествований о мученичестве, в ранний период христианства. Книга рассматривает развитие этих текстов от ранних примеров, таких как житие Поликарпа Смирнского, до произведений Пруденция.

Издание: РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ
Выпуск: Том 5, № 1 (2024)
Автор(ы): Родионова Юлия Валентиновна
Сохранить в закладках
Методика обучения стрельбе на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях МВД РФ (2025)

Предметом исследования выступает методика обучения стрельбе курсантов образовательных организаций МВД РФ. Обучение стрельбе является одной из ключевых составляющих огневой подготовки в системе МВД РФ. В условиях современного общества, где уровень преступности и угроза терроризма продолжают оставаться актуальными, важность подготовки сотрудников правоохранительных органов становится все более очевидной. Эффективное овладение навыками стрельбы не только способствует повышению профессионализма сотрудников, но и играет решающую роль в обеспечении безопасности граждан и поддержании правопорядка. В этой связи, методика обучения стрельбе в образовательных организациях МВД РФ требует особого внимания, тщательной проработки и постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с изменениями, происходящими в стране и в мире. В рамках проведенного исследования применялись методы сравнительного анализа, наблюдение, синтез, дедукция, опрос, анкетирование и другие. Актуальность исследования обусловлена растущими требованиями к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в условиях современного общества, где навыки обращения с огнестрельным оружием становятся критически важными для обеспечения личной и общественной безопасности. Исследование охватывает ключевые аспекты, включая основы стрельбы, организацию учебного процесса и оценку результатов, что делает его вклад в совершенствование огневой подготовки особенно значимым для повышения профессионализма и готовности сотрудников к выполнению служебных задач. Авторами предпринята попытка выявления основных проблемных вопросов обучения стрельбе и сформулированы рекомендации по улучшению стрелковых показателей курсантов, что является ключевым элементом их профессиональной подготовки. Применение выдвинутых рекомендаций, по мнению авторов, поспособствует оптимизации процесса обучения курсантов образовательных организаций МВД РФ.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Благодатин Анатолий Борисович, Логачев Олег Владимирович, Ураков Дмитрий Игоревич
Сохранить в закладках
Моно- и поликристаллические пленки германия и германий-олова, легированные атомами галлия в процессе газофазного (2025)

Моно- и поликристаллические пленки Ge и GeSn, in situ легированные атомами Ga, которые испарялись из источника Ge: Ga, выращивали методом HW CVD на подложках Si(100) и SiO2/Si(100). Методами рентгеновской дифракции, а также методами холловских измерений и CV-профилометрии исследованы их структурные и электрические свойства. При соиспарении легирующей примеси (Ga) из сублимирующего источника Ge: Ga в газофазном осаждении Ge с разложением GeH4 на «горячей нити», внедрение атомов Ga в растущую пленку контролировали путем изменения температуры подложки от 300 до 500 С или соотношения потоков Ga и Ge. Для повышения потока атомов Ga из источника Ge: Ga в нем формировали зону расплава, что позволило увеличить концентрацию дырок в поликристаллических пленках GeSn: Ga до 5,41019 см-3.

Издание: ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИКА
Выпуск: №4 (2025)
Автор(ы): Шенгуров Владимир Геннадьевич, Титова Анастасия Михайловна, Алябина Наталья Алексеевна, Денисов Сергей Александрович, Чалков Вадим Юрьевич, Бузынин Юрий Николаевич
Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ И ВЫГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРИЗОВАННЫХ ГРУЗОВ ВО ВНЕПОРТОВЫХ УСЛОВИЯХ (2024)

В статье представлена методика планирования перевозки и выгрузки контейнеризованных грузов во внепортовых условиях, направленная на достижение наиболее эффективного по трудозатратам результата.

Отмечается, что эффективность использования средств морского транспорта для обеспечения перевозок в значительной степени зависит от наличия и технического состояния портов и портовых сооружений.

Исследование способов подготовки необорудованного морского побережья для организации временных перегрузочных пунктов имеет актуальное значение в связи с постоянной необходимостью осуществления снабженческих перевоок в арктические пункты назначения. В специфических условиях Арктической зоны Российской Федерации особую специальную подсистему перевозок формирует регулярный северный (экспедиционный) завоз.

Подчеркивается, что несмотря на значительный объем научных исследований в области транспортного обеспечения частные задачи научного обоснования транспортно-технологических систем перевозок во внепортовых условиях в настоящее время исследованы недостаточно.

Обоснована необходимость разработки новых технических решений для выполнения рассматриваемой задачи с учетом того, что современные условия реализации перевозок грузов предполагают в общем случае применение двух технологических схем транспортировки контейнеризованных грузовых единиц из трюма судна в прибрежную зону в каждом из пунктов назначения перемещением каждой отдельной единицы с использованием плашкоута или вертолета. Для повышения эффективности функционирования транспортно-технологической системы перевозок во внепортовых условиях в дополнение к существующим предлагается альтернативная схема, основанная на использовании саморазборных понтонов (лихтеров) при выгрузке грузов на необорудованное побережье.

Отмечается, что методика планирования перевозки и выгрузки контейнеризованных грузов во внепортовых условиях базируется на том, что частным объектом исследования являются технологические схемы транспортировки определенных объемов партий контейнеризованных грузовых единиц различных категорий, реализуемые в рамках заданного пункта назначения.

В статье представлены исходные данные и расчетные характеристики, используемые в процессе реализации методики, а также структура разработанной методики, описанной в виде блок-схемы. В предложенной методике выполнено вычисление комплексного показателя предпочтительности для каждой рассматриваемой технологической схемы. Рассматриваемая методика позволяет определить наиболее предпочтительную технологическую схему из набора альтернативных схем.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
Выпуск: Т. 16 № 1 (2024)
Автор(ы): ГОРЕНЬКОВА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (2025)

Темой исследования являются большие системы водного транспорта, в частности порты, судоходные компании, судостроительные и судоремонтные предприятия, логистические центры, шлюзованные судоходные каналы, регулируемые внутренние водные пути, которые как объекты автоматизированного управления предъявляют следующие требования к его надежности: обеспечение на необходимом уровне безопасности и надежности отдельных технических узлов и подсистем и информационных потоков, циркулирующих в человеко-машинном контуре управления в условиях нарастающей цифровизации транспорта (аналогичное требование должно быть установлено для разрабатываемого программного обеспечения); использование облачных технологий хранения больших данных, что требует учета на стадии проектирования защитных мероприятий как технического, так и алгоритмического характера; разработка на стадии проектирования методики обобщенной интегрированной прогнозной оценки надежности АСУ как основы рассмотрения альтернативных вариантов ее структуры и состава ввиду функциональной разнородности широкого спектра технических устройств, входящих как в субъект, так и в объект управления. Отмечается, что при этом должна быть учтена высокая подверженность объектов воднотранспортной системы многообразным рискам и уязвимостям, как сезонным, так и постоянно действующим (тем самым определяется актуальность разработки метода построения интегральной оценки надежности АСУ для объектов водного транспорта как цели исследования). В рамках общей задачи предлагается решение следующих вопросов: определение размерности и структуры интегрального показателя; включение качественно описываемых уязвимостей, имманентно присущих объекту управления и контуру управления; построение математической модели функционирования проектируемой АСУ; построение на этой основе имитационной модели управления с целью анализа «узких мест», в наибольшей степени влияющих на ухудшение оценки; использование теоретико-вероятностной методики активного управления рисками на стадии рассмотрения альтернативных вариантов отдельных частей проекта. Методологическую основу исследования составляют общие положения прикладной теории вероятностей, теория планирования эксперимента на имитационной модели, оптимизация проектного показателя надежности средствами математического программирования. Результатом работы является метод построения интегрального показателя проектной надежности контура автоматизированного управления для больших систем водного транспорта, агрегирующего вероятности проявления разнородных уязвимостей технических узлов, информационных уязвимостей в точках выхода в облачную среду и потенциальных ошибок в программном обеспечении.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
Выпуск: Т. 17 № 3 (2025)
Автор(ы): КОРОТКОВ ВИТАЛИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) (2024)

Дальневосточные территории и в том числе Хабаровский край характеризуются миграционным оттоком населения. Мотивирующим фактором является стремление конкретного гражданина или семьи качественно повысить уровень доступных благ. Доступность услуг организаций первичного звена здравоохранения является составляющим критерием качества жизни. В статье отмечено, что современный этап развития системы здравоохранения включает плановый системный подход к модернизации первичного звена здравоохранения посредством расширения сети таких учреждений, в том числе в сельской местности. Размещение таких объектов в соответствии с установленным нормированием характеризует рациональное территориальное планирование в сфере здравоохранения. В статье проведен анализ фактического размещения объектов первичного звена здравоохранения в сельской местности на примере Хабаровского муниципального района Хабаровского края на предмет соответствия требованиям нормирования в соотношении с плановыми программными документами в сфере модернизации первичного звена здравоохранения, а также нормативным аспектом качества жизни населения. Сделан вывод о качественно новом подходе к модернизации первичного звена здравоохранения; реализация мероприятий (в том числе инвестиционных проектов) в рамках национального проекта «Здравоохранение» дает свои положительные результаты.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Карев Александр Станиславович
Сохранить в закладках
МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДЕЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)

Актуальность темы определяется необходимостью оценки заделов и перспектив, а также выявления отличительных характеристик мобилизационного научно-технологического развития России для дальнейшего исследования и анализа результативности усилий и мер государства по достижению целей Стратегии научно-технологического развития. В условиях санкционного давления и принудительного разрыва производственных цепочек и инновационных циклов проблемы развития науки и технологий внутри страны приобретают особую остроту и требуют взвешенных и прогрессивных мер по их решению. Научно-практический интерес для исследователей и широкой общественности представляют выводы авторов, выраженные в оценке заделов и обосновании перспектив научно-технологического развития страны, которые могут использоваться в дальнейших исследованиях, а также в практической деятельности органов власти, осуществляемой в данной сфере. Методологию статьи составляют теория мобилизационной экономики, сравнительный и эмпирический, структурный анализы. Общим результатом применения данных подходов является развитие теории мобилизационной экономики в части условий санкционного давления как новой причины обращения к мобилизационному типу развития, а также формирование особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы на основании совокупности заделов и перспектив научно-технологического развития. Цель статьи - исследование заделов научно-технологического развития как переходящего комплекса результативных доминант для обеспечения непрерывности научно-технологического развития и определение условий их применимости в совокупности с приоритетами научно-технологического развития на новом этапе мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления. На основании сформированных особых условий мобилизационного развития научно-технологической сферы авторами сделан вывод о закономерности и обоснованности придания мобилизационного характера научно- технологическому развитию страны в среднесрочной перспективе, требующего изменения содержания государственного воздействия и объёмов ресурсов, концентрируемых в сфере науки и технологий.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Медведева Надежда Васильевна, Маслюк Наталья Альбертовна
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ СХЕМ ОБРАБОТКИ НАСЫПНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ НА МОРСКОМ ТЕРМИНАЛЕ (2025)

Темой исследования является всесторонняя оценка эффективного управления цепями поставок насыпных грузов в большегрузных контейнерах на морские контейнерные терминалы в целях накопления и отгрузки на морские суда.

Актуальность темы вызвана тем, что контейнеризация широко охватившая различные категории грузов, оставила без внимания массовые относительно недорогие насыпные грузы, для перевозки которых успешно используются мягкие контейнеры малой грузоподъемности, требующие для хранения крытых помещений, которыми, как правило, контейнерные терминалы не оборудуются.

Отмечается, что постановка задачи обусловлена необходимостью синхронизации логистических потоков, в силу того что управление функциональной схемой терминала требует системного подхода к разработке модели движения смежных видов транспорта, задания ритма подачи автомобилей и вагонов под выгрузку и погрузку и учета ряда других факторов.

Подчеркивается, что моделирование схем обработки контейнеров на морском терминале находится в прямой зависимости от его пропускной способности, расчет которой базируется на оценке емкости складских площадей порта, в границах которых может быть принято к обработке и хранению определенное количество контейнеров, а также от наличия средств механизации, необходимых для их обработки.

В предлагаемой работе рассмотрена возможность организации технологических процессов терминала на основе сокращения контейнеро-мест в зоне хранения в различных условиях работы транспортной системы, а именно в условиях задержки судна под погрузкой в силу метеорологических или иных причин.

Сделан вывод о том, что предлагаемые схемы обработки контейнеров могут способствовать сокращению издержек участников транспортного процесса, не нарушая заданных сроков поступления и обработки грузов, обеспечивая ритмичность и надежность технологических операций на морском терминале.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА
Выпуск: Т. 17 № 3 (2025)
Автор(ы): ИЗОТОВ ОЛЕГ АЛЬБЕРТОВИЧ
Сохранить в закладках