В статье исследуется роль нейросетей и многоагентных систем как ключевых технологических компонентов формирующейся экономики в условиях перехода к интегральному киберинформационному обществу. Авторы определяют нейросети как специфические электронно-программные организационные модули, обладающие целостной техноэлектронной сущностью, и описывают трехэтапный процесс их формирования: создание электронной архитектуры, первичное обучение и интеграцию в структуру общественных отношений. Рассматриваются проблемы на каждом этапе развития нейросетей и их функциональная роль в современном обществе. Особое внимание уделено формированию многоагентных систем на основе нейросетей, представляющих собой саморазвивающиеся IT-интеллектуальные кластеры. Анализируется применение программных роботов в ключевых сферах экономики: финансовых технологиях, здравоохранении, логистике, промышленности и электронной коммерции. На примере здравоохранения детально рассмотрены особенности и перспективы использования программных роботов. Авторы прогнозируют расширение применения многоагентных систем в образовании, юриспруденции, сельском хозяйстве, городском управлении и повседневной жизни, подчеркивая их потенциал для автоматизации процессов, повышения эффективности и персонализации решений.
Статья посвящена рассмотрению понятия «мезосисмема» в контексте управления социально-экономическим развитием, а также приведены методика оценки и методы управления развитием социальноэкономическими мезосистемами. В статье предложены ряд методик, которые позволят оценить уровень развития социально-экономических систем для дальнейшей разработки мероприятий с целью повышения эффективности управления ими.
Системная экономика рассматривает понятие «мезоэкономика» преимущественно в контексте хозяйственной сферы, фокусируя внимание на региональном измерении [Клейнер 2006]. При этом целесообразно расширить концептуальные рамки, включив в сферу мезоэкономических исследований следующие аспекты:
– отраслевые кластеры и экосистемы – группы взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных единой отраслевой специализацией, общими технологиями и рынками;
– локальные экономические системы – автономные территориальные образования, обладающие собственными ресурсами, производственной базой и инфраструктурой, но взаимодействующие с внешней средой;
– глобальные цепочки создания стоимости – сети взаимосвязанных предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность по производству и распространению товаров и услуг в глобальном масштабе. Разработка теоретических основ мезоэкономики позволит не только изучать, но и управлять этими объектами, способствуя повышению эффективности экономической системы в целом. Для этого потребуется привлечение междисциплинарного подхода, объединяющего методы системного анализа, экономики, социологии и других наук. Таким образом, мезообъекты выводят современную экономику за рамки неоклассической парадигмы, открывая новые горизонты для исследования и практического применения. Системная экономика, расширенная на основе предложенных концептов, служит перспективной теоретической базой для построения мезоэкономических моделей и разработки эффективных механизмов управления.
В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.
Мед – удивительное по своим питательным и целебным свойствам ценное вещество. С давних времен люди употребляют его в пищу, используют для лечения. Осознавая полезные свойства меда, разные народы старались обогатить этими свойствами напитки, такие как сыто, медовый квас и медовуха. Последняя являлась праздничным напитком у некоторых народов, в том числе у славян. На современном рынке слабоалкогольных напитков можно встретить сравнительно скромный (по сравнению с другими алкогольными напитками) ассортимент медовухи с различными составами и рецептурами изготовления. В статье приводится краткий обзор медовухи как продукта, рассматриваются различные технологии ее приготовления, проводится анализ современного рынка медовухи и прогнозов касательно его будущего.
В статье рассматриваются три миниатюры, изображающие миф о рождении Зевса на острове Крит, из трех разных греческих рукописей. Оригинальное изображение находится в византийской рукописи XI в., содержащей античный текст дидактической поэмы об охоте Кинегетика Оппиана из Апамеи III в. н. э. Вторая миниатюра, которая является ее копией, находится в ренессансной итальянской рукописи XVI в. венецианского писца Бартоломео Занетти. Третья миниатюра, скопированная в Париже в 1554 г. анонимным миниатюристом, работавшим вместе со знаменитым каллиграфом критского происхождения Ангелосом Вергикиосом, с итальянской копии, кардинально меняет художественное решение протографа. В итоге миниатюра парижской рукописи превращается в настоящий картоид, вписывающий в мифологическое пространство Крита элементы его актуальной географии – крупнейшие города времени господства над островом Венеции. Византийское изображение перерабатывается в ренессансный мини-шедевр.
Целью исследования является анализ мониторинга земель в сложных инженерно-геологических условиях Южного берега Крыма. Методы. Мониторинг выполнялся на базе геофизического метода естественных импульсов электромагнитного поля Земли (ЕИЭМПЗ). Результаты. На основании проведенного мониторинга было установлено, что участок имеет зоны с различной концентрацией напряжений, что показывает возможную неустойчивость массивов горных пород исследуемой территории. Выводы. Данные исследования дают возможность избегать негативных последствий в условиях строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.
Авторы анализируют и раскрывают основные составляющие модели развития креативного стиля мышления студента-музыканта в образовательном процессе вуза с целью выявления эффективных путей достижения обучающимся творческого преобразования окружающей действительности в целом и музыкального искусства в частности.
В статье рассматривается влияние музыкального ландшафта современного города Казани на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Описывается музыкально-звуковое пространство учреждений культуры, разнообразие форм, методов, событий, нацеленных на возрастную категорию младших школьников, способствующих формированию их музыкально-познавательного интереса, эстетического вкуса, расширению музыкального кругозора, развитию музыкально-творческих способностей. Дана характеристика музыкального ландшафта и рассмотрены сопряженные с ним понятия «культурный ландшафт», «звуковой ландшафт», «фоноландшафт», «звуковое пространство». Представлен анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблему формирования интереса, музыкального интереса, музыкально-познавательного интереса. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены учащиеся начальных классов общеобразовательных школ города Казани. Экспериментальная группа младших школьников была погружена в музыкально-звуковое пространство города Казани, согласно специально разработанной программе, которая была реализована с учетом предложенных педагогических условий. Проведенное исследование показало эффективность влияния музыкального ландшафта современного города на воспитание музыкально-познавательного интереса младших школьников. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего планирования музыкально-звукового пространства современного города, формирования репертуарной политики учреждений культуры, организации событийных мероприятий, учитывающих разную возрастную категорию горожан.
Цель статьи состоит в обосновании и апробации методики проведения и оценивания социально-коммуникативных умений, формируемых с помощью деловых игр на примере игры «Близнецы и клоны». Разработка анкеты, выявляющей уровень сформированности требуемых умений, проводилась на основании анализа научных публикаций, посвящённых созданию критериально-оценочного аппарата и специфике психологических этапов обучения будущих архитекторов. Были предложены критерии оценивания уровня сформированности социально-коммуникативных умений в соответствии с тремя этапами их формирования: выявление мотивации к осуществлению социально-коммуникативных практик в архитектурном проектировании (1 этап); наличие опыта включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование при участии преподавателя (2 этап); наличие опыта самостоятельного включения социально-профессионального взаимодействия в учебное проектирование (3 этап). В эмпирических исследования приняли участие более 80 студентов архитектурного факультета Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов продемонстрировали эффективность разработок. Деловая игра привела к значительному (на 15-20%) улучшению социально-коммуникативных навыков у 90% участников, особенно в части мотивации к профессиональному общению и опыта использования его в учебных проектах. В устных опросах студенты также положительно оценивают новый опыт. Научная новизна работы заключается в том, что впервые была предложена поэтапная система оценивания социально-коммуникативных умений архитектора, проведено сравнение уровня владения социально-коммуникативными умениями архитектора до и после интеграции контекстной деловой игры в учебный процесс. В развитии исследования планируется расширение интеграции социально-коммуникативных практик в процесс профессионального обучения студентов, освоение успешного опыта архитекторов и приобретение творческой самостоятельности при использовании социально-профессиональных коммуникаций в архитектурной деятельности.
В статье рассматриваются параллели между фотографией и таксидермией и проблемы рецепции моментальной фотографии как способа получения и коммуникации научных знаний профессиональным сообществом таксидермистов на рубеже XIX–XX вв. Дискуссии вокруг использования фотографических изображений в качестве визуальной опоры для изготовления чучел позволяют пролить свет на конфликт между различными подходами к визуализации природы в период господства научной парадигмы объективности, описанной в основополагающей работе Лоррейн Дастон и Питера Галисона. Как показывает статья, в равной степени приверженные идеалу объективности таксидермисты могли приветствовать расширение знаний о механике движений животных, достигаемое благодаря фотографии, или сбрасывать полученную таким образом информацию со счетов как несущественную. В статье описываются позиции каждой из сторон и анализируются факторы, способствовавшие их формированию. Споры о применимости фотографии в целом и моментальной фотографии в частности в качестве образца для изготовления чучел иллюстрируют подвижность границ и напряженные отношения между наукой и искусством, инновацией и каноном, визуальным и материальным, репрезентацией феноменов и коммуникацией их сути для широкой аудитории.
В статье рассматриваются заголовки сообщений о криминальных происшествиях, опубликованных на сайте URA. news. Они носят информационный характер и представляют собой номинацию, «имя» текста, выражая его содержание в сжатой форме. Отличительная черта подобных заголовков – объективное отражение события (криминального происшествия). На сайте встречаются в основном заголовки сообщений о криминальных происшествиях двух типов: сообщение о криминальном происшествии и сообщение о реакции государственных структур / правоохранительных органов на криминальное происшествие. В статье анализируются заголовки первого типа – сообщения о криминальных происшествиях. Они построены по жесткой схеме, задающей как содержание, так и место каждого элемента в предложении: место – субъект(ы) – преступное действие – объект(ы). В подобных заголовках широко используются различные манипулятивные средства и приемы: особые способы номинации субъекта или объекта действия; проецирование фокуса внимания на общность, к которой принадлежит субъект, и наоборот; детализация описания (субъекта, действия и т. д.); прием интимизации общения с читателем; прием разрушения стереотипов. Основная цель использования манипулятивных средств и приемов, позволяющих автору выразить свою оценку происходящего и транслировать ее читателю, – влияние на восприятие степени вины преступника с помощью фокусирования внимания читателя на определенных обстоятельствах происшествия.
Статья посвящена анализу ментальных моделей, формирующихся в свою очередь на базе определенных эпистемических статусов у людей, принимающих решение о вакцинации от инфекционных болезней. Исследование строится на данных, полученных в ходе опроса представителей разных социальных и возрастных групп – обладателей наивного (обыденного) сознания, не имеющих специальных познаний в области медицины. Участниками дискурса авторы статьи считают не только традиционную диаду «врач-пациент», а также и авторов медиа и интернет контента, зачастую именно они являются ответственными за эпистемическое состояние индивида, которое формирует ту или иную ментальную модель по отношению к позиции доказательной и официальной медицине. В статье также производится анализ лексики участников опроса путем формирования облаков тегов.