ЖЕНСКОЕ И ЖЕНОПОДОБНОЕ: ВОСПРИЯТИЕ ГЕНДЕРНЫХ НОРМ В АНГЛО-НОРМАНДСКОМ ИСТОРИОПИСАНИИ XII ВЕКА (2025)

В статье рассматривается то, как англо-нормандские хронисты первой половины XII в. писали о порицаемом мужском и женском поведении. Предметом изучения стали сочинения самых значимых историков эпохи – Уильяма Мальмсберийского, Иоанна Вустерского, Генриха Хантингдонского и Ордерика Виталия. Автор статьи приходит к выводу, что рассмотренные в статье сюжеты с участием героев, чье поведение не соответствует нормативному маскулинному и фемининному, имели в рамках исторического нарратива целью не только наставление, предостережение и развлечение читателей, но и являлись важным инструментом объяснения переломных событий английского прошлого.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): СИРОТКИНА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППЕ КАК ФАКТОРЫ РЕАГИРОВАНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ У СТУДЕНТОВ (2024)

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязей стилей поведения в межличностном конфликте у студентов с разными типами жизненной направленности и характером проявления себя в группе. Установлено, что склонности к соперничеству в ситуации конфликта сопутствует направленность личности на себя, независимость и принятие борьбы в группе, а склонности к приспособлению к партнеру в конфликтной ситуации - низкий уровень личностной независимости и направленность на поддержание взаимоотношений в группе. Стиль «избегание» в межличностном конфликте сопряжен с невозможностью принятия борьбы в группе.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): ГОРБАНЁВА Е.В.
Сохранить в закладках
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ КНР КАК ПРИМЕР ТЕХНОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА (2025)

В 2024–2025 годах железнодорожный транспорт КНР продолжил свое развитие. Инженеры-разработчики продемонстрировали новые инновационные технологии, реализованные в сфере железнодорожного транспорта, среди которых несколько ключевых проектов, запущенных или находящихся в разработке в последние годы. В их число входит строительство первой междугородней магистрали между городами Чанша и Люян, основанной на технологии Maglev. Стоимость строительства составит порядка 10,44 млрд юаней. Также рассматривается пробная эксплуатация полностью автоматизированной линии метро в Чэнду и выпуск первого в мире водородного городского поезда, при эксплуатации которого достигаются нулевые выбросы углерода и эффективное пониженное энергопотребление. Китайскими компаниями Anshan Iron and Steel Group Company Limited и CRRC Dalian были разработаны гибридные тепловозы, имеющие значительные преимущества с точки зрения производительности и экологичности — они оснащены двойной системой питания и централизованными блоками управления, могут интеллектуально переключать режимы питания в соответствии с различными сценариями и условиями работы, достигая экономии топлива более 30%. Проведены демонстрационные испытания сверхскоростного поезда по технологии Maglev, способного развивать скорость до 1 тысячи км/ч. Все эти проекты подчеркивают стремление Китая интегрировать экологически чистые технологии и автоматизацию в систему железнодорожного транспорта, тем самым улучшая эффективность и сокращая углеродный след. Китай активно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, что способствует развитию высокоскоростного и экологически чистого пассажирского транспорта. Эти инициативы отражают не только технологические достижения, но и стремление страны к устойчивому развитию и модернизации ведущей инфраструктурной отрасли страны — железнодорожного транспорта.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): СЕРГИЕНКО Е.Е.
Сохранить в закладках
Жизненный мир студентов-инвалидов в инклюзивном кампусе: tempora mutantur (2024)

Введение. Для обширной научной базы по проблематике инклюзивного высшего образования характерен класс исследований, в основном теоретических, с акцентом на критике социальных и материальных барьеров, препятствующих доступу инвалидов к образованию. Статья предлагает вариант решения проблемы разрыва между теорией и практикой инклюзивного высшего образования и приводит основания, доказывающие, что безбарьерность не решает полностью проблему социализации студентов-инвалидов. Впервые в предметной области предлагается решение педагогической проблемы развития общественных ценностей личности студентов с инвалидностью на основе изучения их жизненного мира. Исследование носит междисциплинарный характер.

Материалы и методы. Научная аргументация базируется на средовом подходе и положениях личностно-развивающей педагогики. Исследование проведено в русле феноменологического подхода; применены авторские методики опроса и глубинного интервью. В исследовании участвовали 157 студентов с инвалидностью и 12 экспертов. Для выявления характерных особенностей жизненного мира обучающихся, проживающих в кампусе вуза и вне его, в исследовании применен метод сравнительно-сопоставительного анализа.

Результаты исследования. Выявлены существенные различия в конструировании жизненного мира студентов-инвалидов, проживающих в кампусе 1, и студентов, проживающих вне кампуса. Проживание в кампусе связано со множеством коммуникаций, способствующих формированию у студентов общественных ценностей личности, для проживающих вне кампуса (преимущественно с родителями) эффект социализации не так очевиден. Впервые в предметной области получены результаты, характеризующие различия в представлениях студентов-инвалидов об учебе, досуге, отношениях к окружающим и перспективах своего постдипломного развития. Показаны типичные проблемы, связанные с проживанием в кампусе/вне кампуса.

Обсуждение и заключения. Исследование подтвердило гипотезу об обусловленности развития общественных ценностей личности студента интенсивностью коммуникаций в пространстве совместной деятельности студентов с инвалидностью с социальным окружением в вузе. Затронутая проблема связана с рядом вопросов, перспективных для научного освещения. Статья может представлять интерес для исследователей и практиков инклюзивного образования.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Сахарчук Елена Сергеевна, Юдина Елена Николаевна
Сохранить в закладках
ЖИЛАЯ ПОСТРОЙКА XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА В БЕЛОМ ГОРОДЕ (ИЗ РАСКОПОК ИА РАН В ЗОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕЛЕГРАФА) (2025)

Статья посвящена рассмотрению жилой постройки, выявленной в ходе археологических работ на территории Центрального телеграфа. Дается подробное описание проведенных исследований. Анализ стратиграфических данных и керамического материала позволил определить время бытования постройки как XVI век и связать ее гибель с пожаром 1611 года. Постройка попала в зону исследования не полностью – большая ее часть была уничтожена при строительстве подземной парковки в XX веке. Тем не менее сочетание натурных полевых исследований, письменных и картографических источников позволяет восстановить конструктивные особенности постройки. Это классическая для Москвы XVI–XVII веков трехкамерная постройка в виде связи «изба-сени-изба» или «изба-сени-клеть» с печью в жилой части. О статусе обитателей постройки говорит печь, покрытая красными широкорамочными изразцами, а также фрагменты импортных стеклянных сосудов.

Издание: ПОДЛИННИК. ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ
Выпуск: № 3 (7) (2025)
Автор(ы): МАКСИМОВА А.А.
Сохранить в закладках
Жизненные формы, экологическая приуроченность и ареалогическая характеристика жужелиц (Coleoptera, Carabidae) агроландшафта в условиях лиманно-плавневого природного комплекса северо-Западного Кавказа (2019)

Целью настоящей работы являлось изучение особенностей формирования карабидофауны агролдандшафта, анализ спектра жизненных форм, хорологических комплексов и типов ареала, а также биотопического преферендума видов в условиях лиманно-плавневого природного комплекса Северо-Западного Кавказа в 2016-2018 гг. По результатам наблюдений установлено высокое разнообразие экологических групп жужелиц района исследований, включающих виды с предпочтением лесных, луговых, полевых, приводных, болотных, степных и солончаковых стаций. В спектре жизненных форм по типу питания зоофаги преобладают над миксофитофагами. Всего агроценозы района исследований населяют жужелицы 17 групп жизненных форм. По результатам хорологического анализа выделены виды с экстраголарктическими мультирегиональными, широкими полисекторными и полизональными, европейскими и еврокавказскими лесными, степными, широкотетийскими, широкосредиземноморскими, восточно-средиземноморским, европейско-средиземноморскими, широкоэвксинскими, западнокавказскими и северозападнокавказским типами ареалов. По отношению к влажности жужелицы района исследований являются мезофилами, мезо-ксерофилами, мезо-гигрофилами и гигрофилами.

Автор(ы): Сердюк Владислав Юрьевич, Замотайлов Александр Сергеевич, Бондаренко Александр Сергеевич
Сохранить в закладках
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА ИНЖЕНЕРА (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) (2024)

Статья посвящена изучению жанрово-стилистических особенностей инженерного дискурса. На материале немецкоязычных статей инженерной направленности посредством метода когнитивной и прагматической интерпретации содержания дискурса предпринимается попытка его осмысления с позиций единства его когнитивной и коммуникативной функций. С точки зрения заявленной проблематики, примыкая к работам по когнитивной лингвистике, лингвистической прагматике и дискурсологии, статья является актуальной.

Издание: ДОКЛАДЫ БАШКИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 9 № 4 (2024)
Автор(ы): КЛЁСТЕР АННА МИХАЙЛОВНА
Сохранить в закладках
ЖАНРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ГИМНА В СЛОВАРНОМ ФОРМАТЕ (2025)

Статья обобщает наиболее существенные жанрологические знания о гимне. В ней перечислены архаические образцы жанра разных регионов и стран, подробно изложена античная гимнографии в основных тенденциях и персоналиях. Подчеркнута преемственность европейской гимнической традиции - античной. Определены источники европейского религиозного гимна и прослежена его история, упомянуты известные творцы литургической поэзии, представленной различными модификациями гимна. На широком стихотворном материале исследован светский гимн в его тематическом, стилевом и функциональном многообразии. Отмечены факты циклизации гимна и его композиционное участие в художественном произведении.

Издание: ФИЛОLOGOS
Выпуск: № 2 (65) (2025)
Автор(ы): Иванюк Борис Павлович
Сохранить в закладках
ЖАНРОВАЯ СТИХОТВОРНАЯ КЛАССИКА ИНДИИ, КИТАЯ И КОРЕИ: СЛОВАРНЫЙ ФОРМАТ (2025)

Статья репрезентирует на широком материале стихотворные жанры индийской, китайской и корейской поэтической классики. Прослеживается их генезис и персонифицированная история, их влияние на национальную и инонациональную жанровую традицию. Обозначены основные тематические мотивы жанров, их соотнесенность с литературным и другими контекстами. Особое внимание уделено поэтике жанров, ее различным вариантам. По необходимости подчеркивается типологическое сходство с жанрами европейской поэзии.

Издание: ФИЛОLOGOS
Выпуск: № 1 (64) (2025)
Автор(ы): Иванюк Борис Павлович
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (2025)

Статья содержит теоретический анализ проблемы формирования мотивационной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки, которая бы опиралась на такое комплексное качество, как жизнестойкость. По мнению автора, жизнестойкость является более общим понятием по отношению к понятию стрессоустойчивости. Что, в свою очередь, определяет способность личности противостоять разнообразным стрессам, которые неизбежно возникают при выполнении профессиональных обязанностей. Автор указывает на связь стрессоустойчивости с мотивационным комплексом, а, именно, с уровнем и видом мотивации: внутренней и внешней, положительной и отрицательной. И подчеркивает важность для эффективного решения профессиональных задач в структуре личности таких комплексных качеств, как стрессоустойчивость и жизнестойкость. В статье дается отсылка к ряду работ отечественных и зарубежных авторов, в которых осуществляется анализ этих понятий. И обосновывается актуальность изучения психологических характеристик, которые входят в состав свойства жизнестойкости. В процессе эмпирического исследования автор обнаруживает связь между степенью готовности к профессиональной деятельности у студентов выпускных курсов и степенью удовлетворенности профессией у трудоустроенных выпускников с уровнем жизнестойкости и определенными стратегиями стресс преодолевающего поведения. Определено также различие в оценке жизненных ситуаций как возможности обучения у студентов, пока не имеющих собственного профессионального опыта, и у молодых специалистов. Полученные результаты ставят вопрос о необходимости формирования жизнестойкости как профессионально важного качества, в том числе и как условия эффективной профессиональной деятельности без высокого риска эмоционального выгорания.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 1 (69) (2025)
Автор(ы): Колосова Ирина Геннадьевна
Сохранить в закладках
ЖЕНСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ И ФЕМИНИСТСКИЕ ПРАКТИКИ В ВИЗУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (2024)

Введение. Проблема «женского вопроса в искусстве» является актуальной сегодня. «Гендерное искусство» или «женское искусство» - один из трендов современных арт-выставок. Благодаря арт-феминизму на сегодняшний день женщины-художники в полной мере могут проявить свой талант, что вызывает большой интерес к их творчеству со стороны мирового художественного сообщества.

Цель: выявить специфические стилистические черты, характерные для «женской субъективности» и феминистских практик в искусстве второй половины ХХ века.

Методы: использовались историографический метод и структурный метод, лежащие в основе современного искусствоведения. Также мы используем герменевтический метод, поскольку выявляем скрытые смыслы работ женщин-художников. Научная новизна заключается в том, что мы выявляем и описываем специфические новые стилистические черты, характерны для творчества женщин-художников второй половины ХХ века, которые не описывались ранее.

Результаты. Нами был проведен философско- культурологический сбор и анализ фактов из жизни женщин-художников: Берты Моризо, Ханны Хёх, Фриды Кало, Элис Нил, Луизы Буржуа, Сары Лукас, были выявлены общие черты, характерные для их творчества. Также нами проведен философско-культурологический анализ арт-феминизма как феномена современного искусства.

Выводы. Среди стилистических черт, объединяющих творчество женщин-художников второй половины ХХ века нами выделены следующие: обращение к чисто женским рукодельным техникам («искусство волокна»); предмет искусства - внутренний мир чувств и переживаний самой художницы, искусство часто рассматривается как своеобразная арт-терапия, способ пережить перенесенные травмы; у женщины-художника больше эмпатии к модели, к ее ментальному состоянию, чем у мужчин- художников; для женщин-художников характерно переосмысление отношения к телу, изображение тела неэстетизированным, ненормативным, неприукрашенным, ирония по отношению к телу; для женщинхудожников искусство часто становится способом борьбы за свои права, гендерное и расовое равенство.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 2 (100) (2024)
Автор(ы): Дядык Наталья Геннадьевна
Сохранить в закладках
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ (2024)

Введение. Цель исследования – осуществить социально-философский анализ научного наследия исследователей концепции «жизненного пути личности», систематизировать материал, а также создать фундамент для социально-философского осмысления данной категории.

Теоретический анализ. В статье выделены три измерения, посредством которых представлено изучаемое понятие: обыденный, художественный и научный. Определена их специфика, а также имеющиеся сложности в их взаимосвязи. Проанализированы основные концепции Ш. Бюлер, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева для выявления значимых элементов социально-философского понимания категории.

Заключение. В исследовании посредством потенциала социальной философии осмыслен опыт ученых, закрепивших концепцию жизненного пути в научном дискурсе, а также заложивших основу для дальнейшего ее понимания. Было выделено семь оснований: научное обоснование, целостность пути, динамика и последовательность, неоднородность направления, точки начала и конца, субъект пути, социально-исторический контекст. Выявленные элементы в авторских позициях позволяют говорить об избранном феномене с точки зрения системности. Полученные результаты дают возможность продолжить социально-философское исследование концепции жизненного пути личности, что может служить основой для обеспечения устойчивости личности бытия в условиях современности.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 1 (2024)
Автор(ы): ИВАНОВА ДИНА ДМИТРИЕВНА
Сохранить в закладках