В статье представлены результаты исследования пространственно-временной динамики концентраций приземного озона (O₃) в бассейне трансграничной реки Эль-Аси (Оронт) на территории Сирии за период 2018-2024 гг. с использованием данных дистанционного зондирования Sentinel-5P. Методология исследования включала обработку спутниковых данных на платформе Google Earth Engine с последующим геостатистическим анализом в ГИС-средах QGIS и ArcGIS. Установлено, что военные действия в регионе приводят к значительному увеличению концентраций озона (O₃) (до 450 моль/м² в декабре 2024 г.), что в 2-3 раза превышает фоновые значения. Выявлена четкая корреляция между эскалацией вооруженного конфликта в ноябре-декабре 2024 г. и резким ростом озонового загрязнения, особенно в северных районах (Идлиб, Алеппо). Полученные результаты демонстрируют критическое влияние военных действий на качество атмосферного воздуха.
Современный уровень развития предприятий требует применения HR-платформ, позволяющих повысить мотивацию и эффективность работы с персоналом. В статье рассмотрены инновационные HR-платформы управления персоналом, которые позволяют решить задачи мотивации персонала, стоящие перед каждой организацией. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в целях повышения эффективности персонала коммерческих предприятий необходимо использовать новые технологии, в том числе инновационные HR-платформы. Изменения на рынке труда, дефицит кадров, смена приоритетов работников, использование цифровых технологий во всех процессах управления персоналом обусловливают изменения подходов коммерческих предприятий к управлению мотивацией персонала и применения инновационных HR-платформ. В статье рассмотрены различные подходы к уточнению термина «мотивация персонала». В рамках исследования представлен обзор инновационных HR-платформ в сфере мотивации персонала и определены их основные возможности. Установлены положительные и отрицательные стороны внедрения инновационных HR-платформ. В статье представлен авторский подход к рискам внедрения инновационных HR-платформ для мотивации персонала коммерческих предприятий. Разработаны рекомендации по внедрению платформ для службы управления персоналом. Используя эти рекомендации, можно избежать некоторых проблем при использовании HR-платформ. Внедрение новых технологий мотивации должно основываться на глубоком анализе предлагаемых возможностей HR-платформ и внутренних изменениях на предприятии, изучении плюсов и минусов существующих HR-платформ. Грамотный выбор инновационной HR-платформы открывает возможности повышения мотивации и уровня удовлетворенности персонала, влияет на достижение успеха компанией.
ИДЕИ “ЕВРАЗИЙСТВА” В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРАДИЦИЯ И МЕТАМОРФОЗЫ
В рамках данной статьи исследуется проблема необходимости и целесообразности профильного обучения современного школьника, дается краткий анализ становления и развития профильного образования в России. В качестве анализа эффективности профильного обучения для выбора будущей профессии была определена работа в психолого-педагогических классах г. Смоленска и Смоленской области. Целью исследования выступает одно из направлений формирования представлений обучающихся о работе педагога: использование интерактивных образовательных технологий как средства формирования представлений о деятельности учителя. В основу исследования было положено предположение о том, что использование интерактивных технологий является важным фактором в формировании позитивных представлений о значимости педагогического труда, понимании педагога как личности.
Цель первого этапа - выявление представлений учащихся о профессии учителя на момент «вхождения» в психолого-педагогический профиль. Для этого учащимся 8, 9, 10 и 11 классов МБОУ «ЦО № 1 «Академия детства» (МБОУ «СШ «№ 40») г. Смоленска, 10 класса МБОУ «Печерская СШ» с. Печерск Смоленской области предлагались темы сочинений о труде учителя, его роли в жизни человека в целом и данного конкретного ученика в частности. На втором этапе использовались интерактивные образовательные технологии в процессе освоения разделов и тем курса «Основы педагогики»: дискуссия, деловая игра, кейс-технология, метод проектов и др., где оценка деятельности учителя в этом процессе занимала важное место. На третьем этапе обучающимся были предложены несколько тем для написания эссе (например, «Современный учитель, какой он?», «Проблемы современного учителя» и др.).
Полученные результаты позволяют утверждать, что у детей на заключительном этапе достаточно серьезно изменилось представление об учителе как человеке и профессионале.
Статья посвящена исследованию развития начального образования в Кавказском учебном округе во второй половине XIX - начале XX века. Новизна статьи заключается в комплексном подходе к изучению начального образования в Кавказском учебном округе во второй половине XIX - начале XX века. В работе впервые объединены статистические данные, проведен анализ типологии начальных школ и изменения образовательной стратегии. Это позволяет проследить не только количественное развитие школьной сети, но и её качественные преобразования в контексте социальной и культурной специфики региона. При проведении исследования особое внимание уделено выделению причин нестабильности образовательной структуры начального образования в Кавказском учебном округе. Это связано с зависимостью финансирования от общественных сумм с населения и дефицитом квалифицированных учителей. В статье выделяется важность деятельности общественных организаций и местных обществ, приводятся примеры инициатив сельских обществ, таких как выделение средств на строительство школ и оплату труда учителей. В статье приведен сравнительный анализ развития начальных училищ в Северо-Кавказском регионе и в Закавказье. Выяснено, что в Закавказье большое значение играл фактор мусульманского образования, поэтому светских училищ там было меньше. Выводы статьи подчёркивают необходимость взаимодействия местных обществ и государственных структур в развитии образовательной системы. Исторический опыт Кавказского учебного округа актуален для современной системы образования, которая акцентирует внимание на важности развития этнокультурного компонента.
Статья посвящена исследованию религиозной лексики в аксиологическом аспекте, что является актуальным направлением современной лингвистики. Религиозная лексика рассматривается как важный компонент языковой системы, отражающий ценностные ориентиры и мировоззренческие установки общества. В работе анализируются теоретико-методологические подходы к изучению аксиологической функции религиозной лексики, включая семантический, когнитивный и дискурсивный анализ. Особое внимание уделяется методам исследования, позволяющим выявить ценностные коннотации, закреплённые в религиозных единицах, и их роль в формировании коллективной и индивидуальной аксиосферы. В качестве исследовательского материала используются тексты религиозного, философского и художественного дискурса, что позволяет охватить различные аспекты функционирования религиозной лексики в коммуникации. Подчёркивается значимость религиозной лексики как средства трансляции культурных и нравственных ценностей, а также её роль в процессе формирования идентичности и духовного самоопределения. Статья адресована специалистам в области аксиологии языка, лингвокультурологии и семантики.
В статье на основании собственных исследований и краткого обзора научных сведений о водороде из смежных разделов науки показано, что молекулярный водород, проходя через почвенную среду, сдвигает в ней окислительно-востановительную обстановку в восстановительную область. Свидетелем этого является резкое снижение редокс-потенциала, что может вести к увеличению подвижности почвенных компонентов и господством процессов выноса их из почвы. Показано, что изучение действия потока молекулярного водорода, как фактора почвообразования, сопряжено с трудностями, связанными с изменчивостью активности его глубинных источников и высокой подвижностью и изменчивостью в различных средах.
ИСТОРИЯ АЛАН И ФЕОДАЛИЗМА В АЛАНИИ-ОСЕТИИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Б. В. СКИТСКОГО
В статье подробно рассматриваются исторические и организационные аспекты преобразования горской школы в реальное училище в Нальчикском округе Терской области в конце XIX - начале XX веков. Исследование акцентирует внимание на ключевых вызовах, с которыми столкнулась образовательная система региона, таких как многонациональный и поликонфессиональный состав учащихся, что требовало адаптации учебных программ и методик преподавания к местным условиям. В статье анализируются причины, по которым открытие реального училища в Нальчике произошло позже, чем в других регионах Кавказского учебного округа. Особое внимание уделено факторам, таким как финансовые ограничения, а также административные барьеры и необходимость согласования с имперскими властями, которые замедляли процесс преобразования. Кроме того, рассматриваются организационные решения местных властей и общественности, направленные на удовлетворение социальных и экономических потребностей региона, а также на обеспечение качественного образования в условиях культурного разнообразия. В исследовании подчеркивается роль общественной инициативы и местных сообществ, которые активно участвовали в процессе преобразования и способствовали созданию устойчивой образовательной инфраструктуры в Нальчикском округе. Используемые в статье разнообразные научные, нормативные и отчетные документы, а также архивные источники, включая ранее не опубликованные материалы, позволяют всесторонне рассмотреть процесс реформирования образовательных учреждений региона. Сделанные выводы способствуют лучшему пониманию процесса интеграции национальных окраин в единое образовательное пространство Российской империи и предоставляют ценные уроки для современных образовательных стратегий в многонациональных и культурно разнообразных регионах. Такие исторические исследования помогают выявить успешные практики и ошибки прошлого, что может быть полезным при разработке образовательных программ и политики, направленной на повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения.
Статья посвящена исследованию иранских периодических изданий, которые издавались эмигрантами за рубежом и играли важную роль в политическом и общественном развитии Ирана накануне революции 1905-1911 годов. В условиях роста общественного недовольства, вызванного экономическими трудностями, политической нестабильностью и иностранным влиянием, эти издания стали важными каналами для распространения революционных идей и критики власти. Зарубежная иранская пресса выполняла несколько функций: она информировала о политических и социальных проблемах, предлагала альтернативные взгляды на развитие страны, а также способствовала формированию национального самосознания. В статьях, памфлетах и очерках обсуждались идеи конституционализма, прав человека, защиты национальных интересов и ограничения власти монархии. Публикации таких изданий находили отклик в Иране, где их читали образованные и политически активные слои населения, несмотря на трудности с распространением и жесткую цензуру. Иранские издания за рубежом оказали значительное влияние на развитие общественного мнения в Иране, стимулируя политическую активность, создавая запрос на реформы и подогревая революционные настроения. Статья рассматривает, как через призмы зарубежного опыта и концепций западного просвещения эти газеты и журналы формировали стремление к модернизации и борьбе за гражданские права. Подчеркнуто, что их деятельность стала одним из факторов, подготовивших общество к конституционной революции, которая положила начало новому этапу в истории Ирана.
В 2024 г. в Катаре объявили о третьем значительном расширении национального производства сжиженного природного газа (СПГ), запланированном на ближайшие шесть лет. Хотя это решение и соответствует аналогичным тенденциям в других странах - производителях СПГ, таких как Соединенные Штаты, его обоснованность и целесообразность вызвали серьезные сомнения, связанные с возможными изменениями баланса на рынках сжиженного природного газа, особенно с точки зрения переизбытка предложения и негативного ценового давления. Для катарского производителя основные риски связаны именно с ожидаемым переизбытком предложения СПГ, который может создать трудности как для заключения долгосрочных контрактов, воспринимающихся правящей элитой эмирата как гарантия стабильных инвалютных поступлений в бюджет, так и для повторной долгосрочной контрактации дополнительных объемов СПГ, поставляющихся Дохой по контрактам, чей срок действия истечет в период 2025-2035 гг., когда будут введены в эксплуатацию новые производственные мощности СПГ в других странах. Вместе с тем проведенное исследование показало, что стратегия Катара является дальновидной и выходит за рамки ожидаемого кризиса избыточного предложения в конце 2020-х гг., охватывая период 2030-2050 годов. Прогнозируемый профицит может быть временным, и ближневосточный экспортер, по-видимому, имеет все возможности для адаптации к рыночным условиям. Этот проактивный подход «ва-банк» направлен на увеличение доли Катара на рынке СПГ. Арабский производитель сможет опередить конкурентов, как только переизбыток предложения будет устранен и ситуация стабилизируется. В то же время недавнее решение расширить инфраструктуру по производству СПГ окажет существенное влияние на отношения Катара с США, ЕС и Китаем, повысив роль последнего как потенциального партнера эмирата и ослабив его связи с ЕС.
Юридическая практика в России сталкивается с явлением активного внедрения англицизмов в профессиональный язык. Это явление вызвано процессами глобализации, интенсификацией международных контактов и необходимостью адаптации отечественной юриспруденции к мировым правовым стандартам. Англицизмы становятся неотъемлемой частью юридического языка, что требует анализа их роли и влияния на правовую систему и коммуникацию.
Целью настоящего исследования является анализ причин и последствий использования англицизмов в российской юридической практике. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: изучение лексических и стилистических особенностей англицизмов, исследование их влияния на юридическую терминологию и коммуникацию, а также определение их роли в международной правовой практике.
В исследовании используется комплексный подход, включающий лексико-семантический анализ, изучение профессиональной литературы и проведение опросов среди юристов. Такой подход позволяет всесторонне рассмотреть влияние англицизмов на юридический язык и выявить их значение в профессиональной коммуникации. В данной статье рассматривается вопрос о функционировании англицизмов в современном юридическом языке. Исследование включает анализ влияния англицизмов на юридическую терминологию, их роль в правоприменении и интерпретации норм права. Рассматриваются примеры использования англицизмов в различных юридических контекстах и их восприятие профессиональным сообществом. Статья демонстрирует растущее влияние англицизмов и обсуждает как положительные аспекты, так и потенциальные проблемы (неясность и неоднозначность), представляя интерес для юристов и лингвистов.