Предметом исследования является комплексный анализ геополитического проекта «Шиитский полумесяц», рассматриваемого как инструмент иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке. В центре внимания находится стремление Ирана, начиная с Исламской революции 1979 г., утвердиться в роли регионального лидера посредством создания шиитского альянса. Исследование охватывает исторические этапы развития проекта, начиная с 1979 г. до 2023 г., с особым акцентом на события 2010-х гг., включая «Арабскую весну», которые способствовали формированию и укреплению «Шиитского полумесяца». Цель исследования - выявить, как Иран использует религиозные и идеологические связи для укрепления своего влияния в регионе и противодействия внешнему давлению, в частности, со стороны Запада, Королевства Саудовской Аравии и Израиля. В рамках исследования рассматриваются ключевые события и их роль в усилении иранского присутствия в странах Ближнего Востока, таких как Ливан, Сирия, Ирак, Бахрейн и Йемен. Авторы также изучают использование Ираном религии как инструмента «мягкой силы» для создания линии сопротивления. Методология исследования включает в себя исторический и сравнительный анализ, что позволяет глубже понять стратегию Тегерана по распространению доктрины сопротивления и созданию сети союзников. Важной частью исследования является рассмотрение роли отдельных стран в формировании и поддержке иранской линии сопротивления. Научная новизна статьи заключается в детальном анализе геополитического проекта «Шиитский полумесяц» как ключевого инструмента иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке, что позволяет глубже понять стратегические цели Ирана в регионе. Статья представляет собой новое исследование, которое охватывает исторические этапы развития проекта от Исламской революции 1979 г. до 2023 г. и уделяет особое внимание событиям 2010-х гг., связанным с «Арабской весной», которые создали условия для формирования «Шиитского полумесяца». Выводы исследования показывают, что стратегия Ирана после Исламской революции направлена на распространение доктрины сопротивления, а проект «Шиитский полумесяц» служит в основном для отвлечения внимания и имеет второстепенное значение. Проект рассматривается как инструмент создания иранской линии сопротивления против западного влияния и как средство расширения прав и возможностей мусульман-шиитов.
В данной работе процесс конструирования шаблонов антропоморфного управления движением судна представлен решениями последовательности задач моделирования в пространстве состояний эргатической системы «судоводитель - судно» на примере судна типа Волго-Дон. В исходной математической модели управляемого объекта учтены параметрические интервальные неопределенности, влияющие на однозначность решения задачи оптимального управления в классической постановке. Факторами априорной неопределенности являются осадка судна и глубина судового хода. Численные решения задачи оптимального по быстродействию управления перемещением судна получены для концов интервалов значений параметров математической модели. Полученные решения использованы при конструировании шаблонов для описания и учета неопределенности распределения ресурсов управления по методологии планирования взаимодействия в эргатической системе. Шаблоны антропоморфного управления в системе «судоводитель - судно» представлены последовательностями номеров элементов множества нормальных систем обыкновенных дифференциальных уравнений, построенных в пятимерном пространстве состояний по преобразованной математической модели судна. Каждая нормальная система обыкновенных дифференциальных уравнений отображает в математической форме неполное, из-за существования неопределенностей, представление о действии виртуальных органов управления и соответствующем элементарном движении судна. Предложены процедуры построения различных вариантов распределения ресурсов антропоморфного управления и его соответствующих шаблонов, составленных по экспертным оценкам, на основе множества решений задачи оптимального управления. На конкретных примерах проиллюстрировано конструктивное свойство шаблонов антропоморфного управления: новые шаблоны могут быть построены с помощью стыковки в определенной последовательности типовых аналогов, а типовые шаблоны определены с применением сведений о выполненных движениях органов управления судном с учетом опыта судовождения. Тем самым показана возможность использования таких апостериорных сведений для управления эргатической системой «судоводитель - судно» рациональными способами, в том числе такими, которые не могут быть получены с помощью решения математических задач оптимального управления. Библиотека шаблонов антропоморфного управления представлена как составная часть базы знаний при использовании технологии экспертных систем в построении управляющего автомата с искусственным интеллектом.
Статья посвящена изучению языковых средств репрезентации фейкового образа исторического персонажа в пьесе Шекспира. Устанавливаются лексические единицы, обеспечивающие реализацию манипулятивной функции текста исторической хроники, а также способы формирования негативной оценочности. Выявляются лингвистические способы дискредитации и демонизации образа исторической личности ушедшей эпохи в соответствии с общественно-политическими установками современности.
Социальная утопия Современности воплотилась в виде базового либерального консенсуса в ценностно-институциональной системе модерного общества, но в ходе реализации обнаружила свои естественные пределы, связанные с завышенными ожиданиями бесконечного прогресса, расширения всеобщих прав, доступа к ресурсам и возможностей. В ситуации упадка капиталистической миросистемы и достижения многих пределов роста, выравнивания технологического и экономического развития обществ Запада и Востока, Юга и Севера, а также завершения западной гегемонии активизируется поисковое конструирование новейших версий Современности, объясняющих и легитимирующих происходящие в глобальном мире перемены. Российское общество заинтересовано в создании и масштабировании своей версии Современности, ориентированной на объяснение закономерностей, снятие накопленных конфликтов и инициацию назревших ценностно-институциональных трансформаций, входящих в фундаментальное противоречие с “расколдованной” идеологией западного мейнстрима, построенной на двойных стандартах. С позиций мейнстрима наблюдаемое усиление нерыночной и недемократической социальной регуляции, возрождение национальных суверенитетов могут описываться только как архаика, отклонение, патология и возврат в прошлое. Однако научный дискурс Запада все чаще сам предстает лишь исторической аналогией неубедительных моральных оправданий феодального порядка, который в свое время упразднили буржуазные революции. Новейшая версия российской Современности может стать соблазняющей и убедительной для глобального мира, если обеспечит нивелирование двойных стандартов и убедительные принципы нового общественного согласия внутри российского общества
Статья посвящена анализу потенциальных возможностей, которыми располагают Шанхайская организация cотрудничества (ШОС) и инициатива “Пояс и Путь” (ИПП) в плане содействия достижению стабильности в Афганистане и его экономическому развитию. Автор обосновывает перспективу взаимодополнения структур ШОС и ИПП как механизмов достижения мира и содействия хозяйственному подъему в этой стране. При этом на ШОС могут быть возложены задачи создания действенных систем обеспечения безопасности для реализации проектов ИПП, а последние будут способствовать превращению экономики Афганистана в органичную часть региональной экономики.
В центре внимания данной статьи - Шицзин, или «Книга песен» 《诗经》 (XIVI вв. до н. э.), древнекитайская поэтическая антология, один из самых ранних памятников не только китайской, но и всей мировой литературы. Несмотря на большое количество работ, посвященных антологии, отдельные аспекты её поэтики до сих пор остаются либо малоизученными, либо не изученными вовсе. К таким аспектам относятся вопросы жанров, представленных в антологии, и индивидуально-авторской поэзии, возводящей свои истоки в рамках китайской традиции именно к Шицзину. Важно уточнить: автор берёт за основу исследования мысль о том, что в Шицзине представлены в зачаточном виде практически все жанры классической китайской поэзии, а также первые образцы индивидуально-авторского творчества. В рамках данного исследования, будучи ограниченными допустимыми объёмами статьи, мы предлагаем сосредоточиться на жанре послания и творчестве Инь Цзифу 尹吉甫 - рассмотреть «Оду Шэньскому князю» 《崧高》 (Сун гао). Мы анализируем её как первое произведение жанра послания, как первый образец стихотворной разновидности жанра послания (赠 цзэн), как одно из первых авторских сочинений в истории китайской литературы, предварительно дав характеристику самому Шицзину, а также осветив те особенности и черты его поэтики, которые важны для правильного и полного понимания сути данного исследования. При его проведении задействуются первоисточники на китайском языке, а также теоретические, научно-исследовательские, справочные материалы отечественных, китайских, западных учёных. В качестве методологической базы исследования использованы широко известные общенаучные и частнонаучные методы. В результате проделанной работы, рассмотрения соответствующих аспектов Шицзина и анализа «Оды Шэньскому князю», нами извлекаются выводы относительно своеобразия прообраза самого первого стихотворного послания, одного из первых авторских сочинений в истории китайской литературы. Данная статья, будучи научно-исследовательской работой, тем не менее, написана таким образом, что она может быть интересна и понятна не только профессиональным филологам и китаеведам, но также и широкому кругу читателей.
В статье рассматривается становление и развитие отечественного школьного математического образования советского (XX в.) и российского (XX-XXI в.) периодов - различные подходы, существовавшие учебники, происходившие в нем реформы, среди которых: реформы первой половины XX в.; реформа А. Н. Колмогорова (1970-е гг.); реформа А. Н. Тихонова (1980-е гг.); дифференцированное обучение (1990-е гг.); введение ЕГЭ по математике (2001 г.); утверждение концепции развития математического образования в РФ (2013 г.): введение новых федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ (2022 г.); принятие решения о единых учебниках математики (2023 г.). Анализируются достижения и проблемы, которые имелись в эти периоды и которые имеются сегодня. Предлагаются меры по повышению качества школьного математического образования и усиления мотивации учащихся к выбору профессий, связанных с математикой, в том числе обновление концепции развития математического образования в Российской Федерации, обращается особое внимание на меры по ее реализации.
В статье рассматриваются попытки организации национальной школы в Ленинграде в 1930-е гг. Успехи и неудачи этих инициатив осмысляются в контексте меняющихся социальных и бытовых условий. Особое внимание уделено уточнению персонального состава инициативных групп.
В статье представлены результаты психометрического анализа шкалы воспринимаемого стресса для детей (Perceived Stress Scale for Children, PSS-C), разработанной Б. П. Уайт. Оригинальная шкала предназначена для оценки уровня воспринимаемого стресса детьми и разработана по аналогии со шкалами воспринимаемого стресса для взрослых. В связи с необходимостью диагностики переживания стресса детьми и активным использованием шкалы в исследованиях актуальным является проведение психометрического анализа. Исследование проведено на выборке из 635 детей, в возрасте от 6 до 8.3 лет (M=6.73; SD=0.38), посещающих дошкольные образовательные учреждения. Респондентам предлагались Шкала воспринимаемого стресса и тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Исследование проводилось индивидуально, с соблюдением этических требований. Структура методики была проверена факторным эксплораторным и конфирматорным анализом, которые позволили выделить две шкалы в методике — Дистресс и Общее благополучие. Выделенные шкалы демонстрируют достаточные показатели надежности (альфа Кронбаха): 0.74 для шкалы Дистресс и 0.61 для шкалы Общее благополучие. Шкалы методики Воспринимаемого стресса для детей описывают содержательно различные характеристики, что не позволяет объединить их в единый фактор, но позволяет определить производный показатель. Шкала Общего благополучия отрицательно коррелирует с показателем тревоги, а общий показатель воспринимаемого стресса положительно. В целом проведенный психометрический анализ Шкалы воспринимаемого стресса для детей позволяет использовать ее как инструмент для решения исследовательских задач.
Описана процедура адаптации «Шкалы реагирования на неопределенность» (Uncertainty Response Scale, URS), направленной на изучение способов взаимодействия подростков с ситуацией стресса неопределенности. Шкала содержит 25 пунктов и включает три субшкалы: «Эмоциональная реакция на неопределенность», «Когнитивная реакция на неопределенность» и «Готовность к переменам и неопределенности». На выборке подростков из разных регионов Российской Федерации (N=1718; возраст от 12 до 18 лет; средний возраст 14±1 лет; 53.8% женского пола) методика показала хорошую внутреннюю согласованность: альфа Кронбаха для шкал 0.85–0.93; CFI=0.93; TLI=0.92; RMSEA=0.060 [0.057; 0.062]; SRMR=0.06. Валидность методики подтверждается ожидаемыми корреляционными связями со шкалами методик «Шкала удовлетворенности жизнью» (ШУДЖИ) и «Многомерная шкала школьной вовлеченности». О валидности методики говорит и тот факт, что она позволяет дифференцировать респондентов в разных стрессовых ситуациях: если подросток попадает в максимально стрессогенную ситуацию, возрастают эмоциональные реакции на неопределенность, при этом когнитивные реакции на неопределенность достаточно стабильны, а готовность к переменам и неопределенности снижается. «Шкала реагирования на неопределенность» может быть использована для проведения масштабных, лонгитюдных исследований, исследований подростков разных, в том числе уязвимых, групп, а также индивидуальных исследований для выстраивания последующей практики психологической помощи.
В данной статье рассмотрена проблема содержательного внедрения процедуры медиации в образовательные учреждения страны в выполнении целеполагающих функций улучшения нравственно-морального климата в коллективах и параллельного получения обучающимися практик использования медиации как стартовой площадки с учетом вероятности столкновений выпускников с различного рода конфликтами в предстоящей жизнедеятельности. На основе результатов массового опроса среди школьников городов Батайска и Ростова-на-Дону в возрасте 14-17 лет (425 респондентов), из которых более 50% уже находятся или могут оказаться в конфликтной ситуации, сделан вывод о том, что медиация не получила должного развития в российской общеобразовательной практике, что определяет актуальность настоящей работы. Приведены некоторые данные из отчёта о работе КДНиЗП Администрации города Батайска по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2021 год. Проведено интервью с практикующим медиатором и рассмотрена работа в системе восстановительного правосудия. Новизна исследования состоит в рассмотрении особенностей восстановительной медиации как эффективного способа разрешения конфликтов и сохранения взаимоотношений между акторами общеобразовательного процесса.
Материалом для статьи явились неопубликованные учебные работы А. К. Глазунова, которые хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и в Научной музыкальной библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории. Их основной корпус появился в период обучения Глазунова у Н. А. Римского-Корсакова (декабрь 1879 - весна 1881 г.). Нотные автографы Глазунова отражают систему преподавания Римского-Корсакова, ставшего впоследствии главой петербургской композиторской школы. Комплект учебных рукописей, содержащий упражнения, типичные для консерваторского курса специальной теории, демонстрирует стремительный профессиональный рост Глазунова-композитора (вместо традиционных трех лет освоения гармонии, контрапункта и фуги обучение длилось немногим более трех семестров). Изучение рукописных материалов Глазунова позволяет определить круг материалов, относящихся к учебным работам по разным предметам, выявить методические принципы и специфику выполняемых заданий, уточнить датировку некоторых автографов.