Статья посвящена анализу вклада ученых и одновременно преподавателей Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета в исследование комплекса различных видов аудиовизуальных документов. Основное внимание уделено работам основателей данного актуального исследовательского направления – профессоров А. А. Кузина, Л. М. Рошаля, В. М. Магидова. В то же время в статье представлено содержание новейших обобщающих трудов об аудиовизуальных документах и архивах, созданных в XXI веке учениками и последователями указанных авторов. Использованные историографические источники в форме монографий, статей, учебников систематизированы по хронологическому и тематическому принципу. Применение данного подхода дает возможность показать традиции и современные тенденции в изучении различных видов аудиовизуальных документов специалистами из Историко-архивного института, определить степень актуальности опубликованных исследований по данной теме. Основное внимание уделено работам, посвященным решению логически связанных проблем архивоведения и источниковедения. Их выбор для изучения определяется традицией развития научных исследований в Историко-архивном институте. В то же время в статье представлены результаты изучения актуальной темы создания и хранения изобразительных и аудиовизуальных документов в электронной среде. В связи с этим изложено содержание понятия технотронного документа, которое широко использовалось в научных исследованиях конца XX – начала XXI в.
Для цитирования: Закревская, Е. А. (2024). Шутки, слухи и (не)возможность перемен. Рец. на: Astapova, A. (2021). Humor and Rumor in the Post-Soviet Authoritarian State. London: Lexington Books. Фольклор и антропология города, VI(4), 146–151. DOI: 10.22394/2658-3895-2024-6-4-146-151.
Школьное образование как процесс формирования мировоззрения широких масс, выступающих движущими силами мегатрендов глобализации и демократизации, имеет потенциал повлиять на становление полицентричного мирового порядка. Будучи иерархичной структурой, миропорядок предполагает статусную дифференциацию государств в зависимости от степени их участия в экономической, правовой, военной и экологической подсистемах. При этом отмечается, что державе среднего уровня достаточно заметного участия в двух из них. Методом регрессии количественных данных в статье проводится анализ корреляции показателей школьного образования 48-и стран мира с упором на 20 стран мирового большинства из Глобального Юга с объективными метриками свойственными каждой из указанных подсистем. Делается вывод о статистически значимой положительной корреляции между качеством школьного образования и соответствующими государственными расходами в случае стран Глобального Юга, с одной стороны, и ростом ВВП и повышенной активностью в сфере прав человека, – с другой. Это дает основание полагать, что через расширение своей роли в двух из четырех рассмотренных подсистем укрепление школьного образования способно вывести развивающиеся страны на траекторию державы среднего уровня, что благоприятствует становлению полицентричного мирового порядка.
«Альтернатива для Германии» и её внутреннее развитие в контексте российско-немецких отношений
статья посвящена теоретическому осмыслению понятия шеринговой экономики. В ходе исследования рассматриваются взгляды российских и зарубежных ученых относительно данной концепции. В статье подтверждается тезис о наличии концептуальной путаницы касательно понятия шеринговой экономики. В работе приводятся факторы, влияющие на развитие шеринга, рассмотрены основные сегменты шеринговой экономики. В результате проведенного исследования теоретической базы авторы приводят специфику шеринговой экономики, также предлагается авторское определения понятия, в соответствии с которым шеринговая экономика представляет собой совокупность экономических и неэкономических отношений, в ходе которых удовлетворение потребностей осуществляется без права собственности со стороны потребителя или заключения иных долгосрочных договоренностей. В работе акцентируется внимание на том, что шеринговая экономика представляет собой этап движения к новому обществу, новому способу организации хозяйства. Авторы исследования ссылаются на концепцию ноономики Бодрунова С. Д. Одним из ключевых выводов работы является необходимость ориентироваться на нооценности в ходе дальнейшего развития шеринга, что позволит осуществить переход к ноономике, а также нивелирует имеющиеся противоречия и возможные риски шеринговой экономики.
в статье рассмотрены теоретические аспекты ноономики, ноопотребностей и шеринговых отношений. Авторами проведена взаимосвязь между ноономикой и шеринговыми отношениями. В статье представлены наиболее распространенные виды шеринговых отношений: каршеринг, кикшеринг и фудшеринг. По каждому из выделенных направлений шеринга рассмотрены основные показатели и проблемы, а также прогнозные значения. В результате исследования выявлены основные ограничения, которые затормаживают распространение ноономики через шеринговые отношения, а также представлены меры, которые будут способствовать развитию.
Российская Федерация как государство, находящееся в постоянном развитии, заинтересовано в получении качественного образования своими гражданами, совершенствовании системы интеллектуального и физического школьного воспитания. В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации в области спорта и увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, необходимо корректное функционирование школьных спортивных клубов, спортивных секций и спортивных школ.
16 мая 2022 года скончалась Татьяна Алексеевна Шрадер, кандидат исторических наук, человек, внесший большой вклад в скандинавистику, в изучение истории культурных и торговых связей между Россией и Скандинавскими странами, в дело укрепления дружбы между нашими народами. Особенно горько ощущать утрату автору этих строк, поскольку нашему знакомству более 65 лет.
concerning the 1906-1918 Norwegian-Russian relations in the Far North, including the 1906-1913 negotiations on exploiting the hydro resources of the Paz river and some aspects of the border relations during the WWI.
статья посвящена атрибуции двух пар церемониальных шпаг коронационных герольдов Российской империи из оружейного собрания Музеев Московского Кремля. на основании анализа ряда неопубликованных источников автор устанавливает точное время, место и обстоятельства их изготовления. автору удалось установить автора проекта шпаг коронационных герольдов, изготовленных к коронации 1856 г., автора проекта и предприятия-изготовителя шпаг герольдов для коронации 1896 г., а также установить использование первого комплекта на коронации 1883 г.
Работа посвящена двум шпалерам, записанным в документах Музеев Московского Кремля как итальянская работа конца XVII – начала XVIII в. прослеживается происхождение памятников и история их изучения. Для уточнения атрибуции рассматриваются вопросы о производстве шпалер в италии XVII–XVIII вв. и особенности производства французских гербовых портьер, их места и функции в интерьере дворцовых зданий и помещений официального назначения. анализ композиции и трактовки декоративных деталей шпалер позволяет провести параллели с творчеством французских мастеров и произведениями, хранящимися ныне в Музеях Московского Кремля. история герба знатного рода и история семьи тьеполо, одним из представителей которого был лоренцо тьеполо, посол при французском короле людовике XIV, позволяет сделать вывод, что шпалеры с гербом рода тьеполо были созданы во Франции, скорее всего, в париже. принимая во внимание их художественные и композиционные особенности, шпалеры могли быть выполнены в мастерской Жиля бако.
Актуальность исследования обусловлена активизацией интереса современных языковедов к истории становления российской грамматики, а также синтаксической типологии и методологии. Цель работы состоит в исследовании теоретического наследия А. А. Шахматова и оценке роли ученого в становлении российской и европейской лингвистики. Цель обусловила рассмотрение следующих проблем: вклад А. А. Шахматова в развитие классической и неклассической лингвистики, новаторское описание ученым синтаксического яруса языка, оригинальные идеи по изучению грамматических классов слов, учение о грамматической категории, анализ языковых фактов не только с синхронной, но и с диахронической точки зрения. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении важнейших положений теории А. А. Шахматова и их значимости для развития европейского языкознания. Практическая значимость связана с возможностью применения результатов исследования в преподавании синтаксиса, морфологии, лексикологии и лексикографии русского языка, а также дисциплин: «Общее языкознание», «История русского языка», «Методика преподавания русского языка».