В данной статье рассмотрены социально-экономические аспекты развития одного из субъектов Российской Федерации - Калужской области. Связь социальной экономики с экономикой региона и социальной сферой осуществляется через такой круг показателей, как: имеющиеся ресурсы, степень их использования, состояние качества и уровня жизни людей. Эффективным механизмом привлечения инвестиций для реализации проектов федерального, а также регионального и муниципального уровней является государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество органов публичной власти и частного хозяйствующего субъекта с распределением и разграничением между ними планируемых издержек и доходов, юридически оформленное и обеспечивающее приоритет публичных интересов. С учетом сегодняшних приоритетов развития, государственно-частное партнерство может стать главным инструментом цифровой трансформации Калужской области, обеспечивая финансирование, внедрение и масштабирование цифровых решений в социальной, экономической и управленческой сферах.
В статье анализируется жизнь и деятельность Н. М. Пржевальского (1839-1888) в эпоху развитии русской географической науки. В связи с деятельностью ученого рассматривается значительный объем документов, до сих пор не введенный в научный оборот, «каноническая» же биография не может рассматриваться как подлинно научная. Источником работы является книга М. К. Басханова об Н. М. Пржевальском. Книга вводит в научный оборот 281 документ, а также дает возможность реконструировать контекст, в котором Пржевальский формировался как ученый.
В статье рассматриваются основные концепции и инициативы Китая в области глобального управления океаном. Отмечается, что в настоящее время идея глобального управления занимает ключевое место во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики и ее позиционировании себя на мировой арене. Политика Китая отражает его ответственный подход к решению мировых проблем и стремление к лидерству на рынке глобальных общественных благ. В этом процессе важное место занимает реализация идеи глобального управления океаном. Ее суть заключается в призыве КНР к сплочению различных стран для решения глобальных проблем Мирового океана. В статье рассматриваются основные концепции, связанные с глобальным управлением океаном: морское сообщество единой судьбы, морская экологическая цивилизация, а также важные проекты по сотрудничеству на море - Морской Шелковый путь и голубое партнерство. Соответственно, цель исследования заключается в анализе концепций и инициатив Китая в области глобального управления океаном. По результатам анализа эмпирического материала в статье дается оценка вклада Китая в мировое развитие.
В статье проведен анализ двух важнейших учений в мировой религиозно-философской и общественно-политической мысли — гуманизма и консерватизма. Подчеркивается, что учение гуманизма, возникшее в XIV–XVI вв. изначально противостояло традиционным религиозно-философским учениям европейских народов, прежде всего христианству. Как религиозная философия, гуманизма служил орудием разрушения традиционных обществ и традиционных религий и одновременно выполнял роль методологической основы создания идеального общества всеобщей справедливости. В XVI–XIX вв. религиозно-философские установки гуманизма стали методологической базой всех основных религиозных, философских, этических, политических, экономических, эстетических учений западноевропейской цивилизации. Гуманистические установки в этих учениях принимали разные формы — от самых радикальных (марксизм, анархизм) до либеральных и охранительных (гегельянство). Однако в XX — начале XXI в. гуманизм превратился в орудие ведущих, так называемых, “цивилизованных” государств, с помощью которого они разрушают неугодные для себя государственный режимы и традиционные ценности народов, не вписывающихся во вновь создаваемый “мировой порядок”. В свою очередь, русская мыслительная традиция изначально была традиционалистской и консервативной, более того, русские религиозно-философские учения заметно отличались от учений западноевропейских. В статье показана история рождения и развития русской традиционалистско-консервативной традиции с XI по XXI вв. Делается вывод о том, что в работах современных отечественных исследователей в начале XXI в. были сформулированы основные принципы традиционалистско-консервативной методологии в новых исторических условиях, в которых существует нынешнее человеческое сообщество. Для обозначения подобного рода методологии в современной отечественной социо-гуманитарных науках предложен термин “русское хранительство”. Новое понимание традиционалистско-консервативного подхода к анализу исторического развития человека и общества позволяет отразить и показать цивилизационную специфику России, сложность, многоаспектность и взаимозависимость тех социальных, духовных, религиозных, политических и экономических процессов, которые обусловили российскую государственность, а также предложить альтернативный, и, что самое важное, — перспективный взгляд на современное состояние и будущее нашего государства и народа.
Изучены статистические зависимости фондовых индексов РТС и двух крупных компаний металлургического сектора российского фондового рынка от динамики индикаторов ресурсного сектора глобального фондового рынка. Поведены экспериментальные расчеты и выявлены основные факторы, влиявшие на динамику этих зависимостей в периоды кризисных явления в 2020-2022 гг. (во время пандемии), в 2022-2024 гг. (в связи с ведением санкционной войны с Россией) и в первой половине 2025 г., когда США начали вводить высокие таможенные пошлины для государств-экспортеров. Расчеты сделаны по динамике индекса РТС и котировок акций ПАО «Северсталь» и ПАО «Горно-металлургический комбинат «Норильский никель»». Показано, что в отличие от некоторых других секторов фондового рынка пандемия COVID-19 не оказала ощутимого влияния на тесноту и направление статистической связи между динамикой курса акций этих компаний и индикатором ресурсного сектора глобального фондового рынка, тогда как массированные антироссийские санкции 2022-2024 гг. резко ослабили эту связь до малозначимой. Таможенная война, объявленная США в 2025 г., пока не коснулась России, но для черной металлургии конъюнктура улучшилась, вследствие чего исследуемая статистическая зависимость в отношении ПАО «Северсталь» немного укрепилась, но не достигла значимого уровня.
Введение. Статья затрагивает проблему повсеместного использования студентами технологий разговорного искусственного интеллекта в целях подмены собственных высказываний и умозаключений текстами, сгенерированными искусственно. Для языкового образования данная проблема играет исключительно важную роль в силу специфики условий обучения и формируемых компетенций. Целью исследования является попытка систематизации и обоснования способов устранения негативных последствий в условиях распространения искусственной речевой деятельности. Материалы и методы. Для достижения цели привлекаются разные методы научного познания: анализ и синтез работ ученых по проблемам взаимодействия студентов и преподавателей с инструментами искусственного интеллекта, вопросам регулирования и контроля в отношении использования таких инструментов изучающими иностранные языки на разных уровнях образования; обобщение точек уязвимости подобного взаимодействия в отношении языкового образования; моделирование учебно-образовательного процесса по иностранному языку с учетом компенсации выделенных узких мест педагогическими средствами; педагогический эксперимент.
Методологию исследования составили работы российских и зарубежных ученых в области проблем и перспектив искусственного интеллекта в образовании (К. М. Беликова, П. Г. Былевский, П. В. Сысоев, Н. В. Тихонова, А. В. Федоров и другие).
Результаты исследования. Анализ и синтез научных работ в области особенностей применения искусственного интеллекта в образовании позволил выделить пять точек уязвимости такого процесса: неактуальность (запаздывание) данных, на основе которых генерируется текст; фальсификация данных; отсутствие глубины и поверхностность в генерируемых нейросетями ответах («вода»); необходимость развернутого промпта; предвзятость и необъективность. Выделенные пункты позволили наметить конкретные направления на пути решения проблемы плагиата в лингвистическом образовании: отказ от сплошных текстов в пользу речевых продуктов «новой природы»; опора на сознательно формируемые стратегии иноязычной речевой деятельности, так чтобы процесс создания речевого продукта стал важнее его результата; формирование критического мышления и усиление культурного компонента в содержании обучения иностранным языкам на основе методов сопоставления, контрастивного анализа; пошаговая рефлексия не только результатов, но и самого процесса познавательной деятельности; усиление когнитивной составляющей в ходе обучения языку в целом.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования могут быть экстраполированы на другие предметные области высшего образования. Ставится вопрос о продолжении научного поиска эффективных способов решения проблемы студенческого плагиата. Авторы призывают ученых: психологов, философов, культурологов – включиться в научную дискуссию по рассматриваемой проблеме с точки зрения этики, норм морали, внутренней мотивации и иных способов сдерживания негативных эффектов распространения новых технологий в сферу образования.
Введение. Проблема формирования гибких социальных навыков как основы кроссфункциональных компетенций всегда находилась в фокусе внимания педагогов, однако современные изменения в обществе и экономике придали этому вопросу особую актуальность. Целью данного исследования является определение ключевых аспектов развития гибких социальных навыков, обеспечивающих формирование кроссфункциональных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях.
Материалы и методы. В статье представлен анализ отечественной и зарубежной литературы, посвящённой вопросам гибких социальных навыков и их роли в формировании кросс-функциональных компетенций. Основу исследования составили труды педагогов и психологов, рассматривающие теоретические аспекты и ключевые положения в области гибких социальных навыков. Для обработки полученных данных были применены методы систематизации и классификации, а также общенаучные методы анализа, обобщения и синтеза.
Результаты исследования. Проведен анализ подходов к таксономии социальной компетентности с точки зрения формирования социальных гибких навыков в условиях глобальных преобразований, происходящих в современном социуме. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования социальных гибких навыков как основы кросс-функциональных компетенций, включая интерпретацию понятия «гибкие навыки», характеристику гибких навыков, описание подходов к трактовке компонентного состава социальных гибких навыков.
Обсуждение и заключения. Применение общенаучных методов анализа, обобщения и интеграции позволило составить целостную картину взаимосвязей между гибкими социальными навыками и кросс-функциональными компетенциями. Особое внимание было уделено рассмотрению подходов к интерпретации составляющих гибких социальных навыков. Такой подход имеет принципиальное значение для определения направления дальнейших исследований и разработки практических рекомендаций для образовательных организаций. Результаты исследования имеют прикладное значение для применения в образовательной практике, позволяя разработать эффективные методы и приемы, направленные на формирование и развитие гибких социальных навыков обучающихся.
Спектакль Юрия Бутусова «Бег» идет в Театре им. Евг. Вахтангова 9 лет с неизменными аншлагами и стоячими овациями. Редкий успех для пьесы о кровавых событиях Гражданской войны и катастрофе эмиграции. Стоит сказать и об усложняющем смыслы новаторстве Булгакова, который оформил историю в восемь разрозненных мучительных снов и упразднил привычный нарратив и жанровое единство. Тем интереснее сегодня, находясь в значительном отдалении от премьерного ажиотажа, попытаться этот успех проанализировать.
Исследуется процесс медийного переосмысления наследия Махатмы Ганди в индийской рекламе XX–XXI вв. На материале 37 кейсов демонстрируется, как трансверсальные ценности философа (ахимса, сварадж) замещаются коммерческими нарративами, что приводит к редукции его идей до утилитарных лозунгов. В итоге иконография Ганди в популярной культуре превращает философа в бренд, обслуживающий интересы потребительского общества, рекламные практики нивелируют его политическую философию, акцентируя поверхностные символы (одежда, очки) в контексте гетерономных предпочтений. В современном цифровом мире трансверсальные ценности Ганди находятся под угрозой. Этот процесс отражает глобальный тренд коммодификации исторических фигур, где глубина подменяется сомнительной полезностью. Методологическая основа включает визуальный анализ рекламных образов и дискурс-анализ их взаимодействия с оригинальными текстами Ганди, его мировоззрением, образом праведника, наставника-мудреца. Исследование вносит вклад в дискуссию о конфликте между культурной памятью и логикой медиарынков.
Цель. Проанализировать актуальность мер, предпринимаемых государственными органами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях, и юридические основания этих мер.
Процедура и методы. Исследованы совершенные в последнее время кибератаки и иные мошеннические действия со стороны злоумышленников, а также вызовы, возникшие в 2022–2024 гг., в связи с ухудшением отношений России и стран западного мира. Использованы методы системного анализа и экспресс-анализа. В качестве источников привлекаются документы с официальных сайтов: Центрального банка, Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации, президента РФ, иные источники.
Результаты. Проведён анализ, касающийся кибератак, ориентированных на государственные структуры и ведомства, а также ключевые коммерческие структуры, оценён уровень несанкционированного оттока денежных средств граждан Российской Федерации. Систематизированы ключевые вызовы, перед которыми оказались российское государство и население страны. Выявлены государственные механизмы решения проблем, дан первичный анализ их эффективности. Рассмотрена актуальность нормативно-правовых документов с точки зрения современных вызовов, а также вызовов будущего, смысл которых пока ещё до конца не ясен.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе затрагиваются вопросы, касающиеся смены вектора приложения усилий со стороны государственных органов Российской Федерации, ориентированных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в условиях проведения СВО на Украине. Материалы исследования могут быть полезны для уточнения государственной политики в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в современных условиях.
Статья посвящена анализу деятельности германских политических фондов в Белоруссии в период 2014—2020 гг. на примере Фонда имени Ф. Эберта и Фонда имени К. Аденауэра. Исследование основано на неоклассическом реализме и рассматривает фонды как акторов, действующих автономно, но в русле внешней политики Германии. Проанализированы мероприятия и аналитические документы фондов, их контакты с белорусским обществом и властью в контексте приближения к политическому кризису 2020 г. Фонд Эберта делал акцент на социально-экономических реформах, подчеркивая «устарелость» белорусской экономической модели, что создавало почву для запроса на западную поддержку. Фонд Аденауэра фокусировался на вопросах безопасности. Сделан вывод, что лишь часть усилий фондов была направлена на внутреннюю трансформацию белорусского режима. На практике на первый план вышла геополитическая логика действий фондов в стремлении повлиять на региональный порядок, добившись через пропаганду «нейтралитета» Белоруссии ослабления военно-политических позиций России в Балтийском регионе, в том числе в контексте Калининградского эксклава. Исследование не выявило достаточных публичных признаков решающего воздействия фондов на развитие внутрибелорусских оппозиционных организационных центров в контексте кризиса 2020 г. Вместо этого приоритет зачастую отдавался формированию транснациональных экспертных сетей, нацеленных на продвижение прозападных геополитических нарративов в Белоруссии. Полученный вывод ставит под вопрос распространенное мнение о немецких политических фондах как акторах «демократизации», отягощенных идеологическими шаблонами, представляя их как подвижных и прагматичных операторов, действующих в геополитической логике.
В статье рассматриваются различные англоязычные и русскоязычные гиды по книгам (среди которых как художественные, так и научно-популярные произведения), выявляется общее и различное в их структуре и содержании. Анализируется опыт разработки гидов по книгам и приводится перечень умений, на развитие которых направлена деятельность студентов педагогической магистратуры. Они разрабатывают собственные гиды по книгам в соответствии с предложенной моделью.