Современная траектория развития российского вузовского образования предполагает создание взаимосвязанной системы «образовательное учреждение - научный центр - практическая деятельность».
В контексте этой системы авторы анализируют перспективы развития современного юридического образования, причем за основу взята подготовка специалиста по дисциплине «криминалистика».
Отмечен не только высокий потенциал развития системы преподавания криминалистики, но и наличие перспективных методик, включающих применение искусственного интеллекта.
Современные тенденции и ориентации в образовании, в становлении обучающегося как профессионала, развития его личности в аспекте индивидуальных предпочтений предполагают наличие развитых универсальных навыков, способствующих эффективному самоуправлению и самореализации в разных сферах, умению оперативно и осознанно выполнять разные функции. Целью данного исследования является конкретизация понятия «функциональная грамотность», и выявление соотношения между понятиями «функциональная грамотность» и «компетентность самоменеджмента». В результате исследования раскрыта сущность понятия «компетентность самоменеджмента» как интегративное, динамическое качество личности, ориентированной на саморазвитие, определяющее способность и готовность специалиста к самоорганизации, управлению собственными ресурсами для достижения успехов в образовательной, профессиональной и личной жизни; показана многоаспектность этого феномена. Обосновано, что компетентность самоменеджмента является одним из видов функциональной компетентности современного человека. В исследовании использовались теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по теме, сравнительно-сопоставительный анализ обобщенного и личного педагогического опыта в формировании компетентности самоменеджмента как вида функциональной грамотности); эмпирические (формирующий эксперимент, диагностические методы); статистические.
Формирование профессионально-значимых качеств будущих юристов в учебном процессе вуза обеспечивается погружением в различные виды деятельности, которые моделируют, имитируют или реализуют элементы трудовых функций в ситуациях практики. Юридическая деятельность предполагает широкой коммуникативный контекст проявления профессиональной ментальности и профессиональной идентичности в различных ситуациях общественной жизни. В этой связи в вузовскую подготовку будущих юристов интегрируются различные внеучебные практики из событийности юридической работы, социальной и общественной жизни. В педагогическом дискурсе понятия «общественная практика» и «социальная практика» трактуются неоднозначно. Терминологическая неопределенность открывает возможность сопоставления вариантов дефиниции и их критического анализа. Общественные и социальные практики в ряде случаев используют как синонимы, в то же время между ними обнаруживаются и различия. Классификация видов общественных и социальных практик конкретизирует их роль в профессиональном становлении будущего юриста. Основаниями классификации могут стать такие критерии как профессиональная и образовательная значимость, границы и субъекты коммуникации, открытость и рефлексивность, способ варьирования и другие. В опыте юридической подготовки известны профессионально-ориентированные, профессионально-нейтральные, профессионально-рискованные и профессионально-деструктивные общественные практики. Наибольшее значение для педагогического процесса юридического вуза имеет установление профессиональной и образовательной роли той или иной практики. Педагогическое исследования роли общественных и социальных практик позволяют выявить наиболее значимые и продуктивные, определить необходимость и риск вовлечения будущего юриста в практику, найти оптимальную степень включенности студента, а также установить заинтересованность вуза в развитии общественных и социальных практик как части педагогического процесса юридического образования.
Растущий дефицит кадров в настоящее время в экономике стал фактором взаимодействия профессионального образования и промышленности. Федеральный проект «Профессионалитет» реализует интенсивные программы подготовки кадров в образовательно-производственных центрах (ОПЦ) «колледжи - техникумы - отраслевые работодатели». Деятельность педагогов ОПЦ требует освоения умений создания программных продуктов нового типа. Опыт ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» выявил необходимость разработки специализированного методического обеспечения для среднего профессионального образования. Разработанная нами структура адресного учебно-методического пособия отвечает принципам Федерального проекта «Профессионализм», раскрывая инновационные цели, задачи, ключевые особенности, принципы и характеристики деятельности педагогического СПО, инвариантные направления подготовки. Апробация учебно-методического пособия выявила необходимость включения в его структуру вариативной части и комплекта приложений. Вариативная часть представляет собой особую разработку интенсивной образовательной программы для обучения профессии. Конкретизация позволяет педагогам сопоставить профессиональные компоненты компетентности обучающегося и содержание комплекта оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена, установить направления взаимодействия с работодателями и наставниками, уточнить состав и подготовленность ее экспертов и разработчиков, определить специфику собственной методической, учебной и воспитательной деятельности. Дидактическая роль комплекта приложений в представленных инструкциях, моделях, шаблонах оформления и заполнения документов, табличных формах и других примерах разработки элементов интенсивных программ ОПЦ. Критериальная оценка дополненной версии пособия выявила достаточный уровень качества методического продукта и его востребованность в реализации федерального проекта «Профессионалитет».
6 февраля 2024 г. состоялась конференция «Балканы, Малая Азия, Кавказ: исторические, культурные и языковые связи». Конференция проходила в смешанном формате: очно, в Институте славяноведения, и на платформе ZOOM. В работе конференции принимали участие ученые из самых разных научных учреждений России и зарубежья: Института славяноведения РАН, Института языкознания РАН, Института востоковедения РАН, Стамбульского университета, МГУ имени М. В. Ломоносова и т. д. В рамках конференции обсуждался широкий круг вопросов: история стран и народов Юго-Восточной Европы, Малой Азии и Кавказа ― от Средневековья до начала XXI в., культурные и языковые традиции этих народов. Участники конференции в своих выступлениях затрагивали проблемы духовной культуры разных народов, имагологии, межконфессиональных и международных отношений, а также вопросы переселения народов, сохранения и изменения их традиций на новой почве. Отдельное внимание в докладах уделялось тем параллелям, которые существовали и существуют между различными культурами Балкан, Малой Азии и Кавказа, и взаимному влиянию этих культур. Большинство докладов вызвали интерес аудитории, а также желание подискутировать. В ходе обсуждения докладов высказывались не только участники конференции, но и сотрудники, а также гости Института славяноведения РАН. Таким образом, проведенная конференция стала хорошей площадкой для обмена опытом специалистов разных ученых дисциплин и для установления более тесных связей между различными научными учреждениями. Видеозапись конференции доступна на сайте Института славяноведения РАН.
Обзор посвящен юбилею главного научного сотрудника Института славяноведения РАН, д. ф. н. А. А. Плотниковой, сербокроатиста, филолога-слависта, балканиста, специалиста в области этнолингвистики, лингвогеографии, славянской диалектологии, лексикологии, лексикографии. Научный путь юбиляра связан с Институтом славяноведения РАН, сотрудничать с которым она начала, еще обучаясь в МГУ им. М. В. Ломоносова. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации на тему «Этнолингвистический словарь как лингвистический, этнографический и фольклорный источник (на материале славянских языков и традиций)» (1990) была зачислена в Институт на должность младшего научного сотрудника и прошла путь до главного научного сотрудника в отделе этнолингвистики и фольклора. А. А. Плотникова активно развивает ареальное направление этнолингвистики. В 2005 г. защитила докторскую диссертацию «Этнолингвистическая география Южной Славии». Опубликовала шесть книг; является авторов более 500 научных работ, членом авторского коллектива словарей «Славянские древности» и «Славянская мифология», ответственным редактором сериальных изданий и монографий коллег, организатором науки. С 2007 г. руководила коллективной работой отдела этнолингвистики и фольклора по созданию электронной базы данных Полесского архива; в разное время была руководителем и участником ряда грантов, поддержанных российскими научными фондами. Входит в состав Национального комитета славистов, участвует в работе нескольких комиссий при Международном комитете славистов: по балканскому языкознанию, по этнолингвистике, по изучению старообрядчества. Постоянно сотрудничает с высшей школой, руководит работой аспирантов, в том числе иностранных, вовлекает молодежь в научную деятельность.
Статья посвящена знаменательной дате ― 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-филолога, участника Великой Отечественной войны Валерия Васильевича Иванова, чья научная деятельность оказала значительное влияние на развитие отечественной филологии. В статье представлен обзор научных трудов ученого, внесших огромный вклад в изучение истории, диалектологии русского языка, в исследование современного русского литературного языка и лексикографии. В. В. Иванов является автором более 400 научных и учебных трудов по истории и диалектологии русского языка, по современному русскому языку, по проблемам изучения русского языка как иностранного и как средства межнационального общения. Указывается на значимость созданного В. В. Ивановым первого университетского учебника по исторической грамматике русского языка и впервые осуществленного описания фонологической системы древнерусского языка. Отмечается активное участие В. В. Иванова как автора значительных разделов и редактора в коллективных академических изданиях монографий по истории русского языка, в публикациях вузовских учебников по современному русскому языку. В. В. Иванов был одним из редакторов «Русской грамматики» 1980 г., коллектив создателей которой был удостоен Государственной премии СССР. Освещена деятельность В. В. Иванова как блестящего организатора науки, как ученого, имевшего колоссальный международный научный авторитет. Подчеркнута важная роль В. В. Иванова как главного редактора журнала «Русская речь» и члена редколлегии журнала «Филологические науки» в деле филологического просветительства. Труды этого выдающегося ученого продолжают вдохновлять и направлять новое поколение ученых по пути дальнейших исследований и открытий.
Настоящая статья посвящена анализу истории термина «новое религиозное движение». С 1830-х гг. до настоящего времени выделяется три основных этапа его становления. Для каждого этапа анализируется специфика смыслового наполнения и контекст употребления термина в научном, общественном и богословском дискурсе. Особое внимание уделяется анализу позитивных, нейтральных и негативных значений, с которыми термин использовался в печатных СМИ. Приводятся альтернативные термины, описывающие сектантские сообщества. Вскрывается «японское» и «африканское» влияния на развитие термина. Выявляются причины выделения термина из множества альтернативных вариантов и факторы, повлиявшие на увеличение его популярности. Анализируется степень его научной обоснованности.
В статье рассматриваются ключевые аспекты процесса собирания доказательств на первоначальном этапе уголовного судопроизводства. Автор анализирует правовую природу данной стадии, ее значение для успешного расследования, а также выявляет существующие проблемы, возникающие при собирании доказательственной базы. В работе уделено внимание законодательным пробелам и практическим трудностям, связанным с обеспечением процессуальных прав сторон. В заключение предложены возможные пути решения данных проблем, направленные на повышение эффективности работы следственных органов и усиление защиты прав участников процесса.
В статье выявляется ряд коллизий и иных недостатков законодательства, которые могут выступать коррупциогенными факторами при отсутствии надлежащего ограничения субъективного усмотрения лиц, участвующих в решении вопроса о досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного (судей, сотрудников учреждения или органа, исполняющего наказание, и пр.). Автором акцентируется внимание на отсутствии единых подходов к определению оснований освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного, порядку признания у него тяжелого заболевания, процедуре возбуждения производства по рассматриваемому вопросу в стадии исполнения приговора и т. п.
В статье анализируется кибербуллинг как социально опасное явление, требующее криминализации в уголовно-правовой системе Российской Федерации. Рассмотрен международный опыт правового регулирования противодействия кибербуллингу, проанализировано текущее состояние российского законодательства в указанной сфере. На основе анализа особенностей и форм проявления кибербуллинга, его общественной опасности автором предложено ввести русскоязычный термин, обозначающий указанное явление, в Уголовный кодекс Российской Федерации, а также обоснована необходимость его криминализации.
В статье анализируется значение различных оснований введения режима особых условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В результате дается их классификация с выделением трех групп: а) которые можно применять непосредственно для введения режима особых условий в исправительных учреждениях; б) двухэтапные, т. е. которые реализуются только после введения режимов ограничительных мероприятий (карантина) или чрезвычайного положения; в) трехэтапные, т. е. как причины чрезвычайной ситуации, на основе которой может быть объявлено чрезвычайное положение как основание введения режима особых условий в исправительных учреждениях.