Научный архив: статьи

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ ПОДРОСТКОВ: СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)

В последние годы использование социальных сетей подростками и молодыми людьми значительно расширилось, и это привело к значительному росту проблем с психическим здоровьем и благополучием среди подростков и молодых взрослых. Несмотря на то что социальные сети обвиняют в росте проблем с психическим здоровьем среди подростков и молодых взрослых, они по-прежнему вызывают споры. В этом обзоре предпринята попытка обобщить имеющуюся информацию о связи между (1) интенсивным и проблемным использованием социальных сетей, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей. Обзор литературы проводится и публикуется в соответствии с рекомендациями по предпочтительным статьям отчетности для систематических обзоров и мета- анализа (PRISMA). Систематический поиск публикаций осуществляется в шести базах данных в период с 2017 по 2022 год. Включение статей ограничено взаимосвязью между следующими типами использования социальных сетей: (1) интенсивным и проблем ным использованием, (2) активным и пассивным использованием и (3) социальным сравнением и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет и рецензируемая публикация на английском языке. Поиск выявил 13 статей, в том числе 11 поперечных исследований, 1 лонгитюдное исследование и 1 экспериментальное исследование. Интенсивное использование социальных сетей по-прежнему не оказывает негативного влияния на психическое здоровье и благополучие подростков, однако проблемное использование социальных сетей негативно сказывается на психическом здоровье и благополучии подростков. Основной переменной в отрицательной связи между активным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков было время, проведенное в социальных сетях. Что касается связи между пассивным использованием социальных сетей и психическим здоровьем подростков и молодых людей, то обнаружено сдерживающее воздействие первоначального настроения и оптимизма и опосредующий эффект зависти, вызванной социальными сетями. Благодаря тому, что социальное сравнение является посредником между тенденцией к социальному сравнению и восходящим социальным сравнением, а также модератором результатов социального сравнения и самоэффективности, социальное сравнение является важнейшим механизмом пассивного использования социальных сетей, а также обеспечения благополучия подростков и их психического здоровья. Связь между использованием социальных сетей и психическим здоровьем и благополучием подростков и молодых людей весьма сложна. На эти взаимосвязи влияют индивидуальные особенности человека, воздействие окружающей среды и другие сопутствующие факторы.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Автор(ы): ЯКУБ МУХАММАД ДАНИШ, УИЛЬЯМ ЧО, САЛИМ КИРАН, АНДЖУМ КАЙНАТ, ДОУ МЭНСЮЭ, СИЮ ФЭН, ЧАТТХА ХАДЖРА
Сохранить в закладках
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРОЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА (2025)

Статья посвящена теоретическому исследованию особенностей эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра и роли интегративной психотерапии в их коррекции. Во введении рассматривается значимость изучения особенностей и нарушений эмоционально-личностной сферы у подростков с расстройствами шизофренического спектра, подчеркивается их прогностическая роль для социальной адаптации и общего качества жизни, поднимается вопрос целесообразности рассмотрения диагностики и терапии с позиций дименсионального подхода. Далее подробно анализируется специфика нарушений эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, в том числе в контексте их влияния на социальное функционирование. В следующем разделе раскрываются возможности интегративной психотерапии при работе с исследуемой целевой группой, описываются преимущества и ограничения конкретных методов, обосновывается необходимость корректного комбинирования методов для достижения наилучших терапевтических результатов, подчеркивается, что комплексное применение интегративных методов позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни подростков с заболеваниями шизофренического спектра. Наконец, обсуждаются преимущества и ограничения психотерапевтической работы с подростками с заболеваниями шизофренического спектра в условиях психиатрического стационара, предлагаются стратегии минимизации указанных ограничений. В заключение рассматриваются возможные перспективные направления исследования эмоционально-личностной сферы подростков с заболеваниями шизофренического спектра, которые сосредоточены на создании комплексной, научно обоснованной системы долгосрочной реабилитации, учитывающей возрастную специфику эмоционально-личностных нарушений при расстройствах шизофренического спектра у подростков.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (54) (2025)
Автор(ы): Коваль-Зайцев Алексей Анатольевич, БРИТОВА ВИКТОРИЯ СЕРГЕЕВНА
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (2025)

В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Чуносов Михаил Александрович
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (2025)

Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Бойкова К. В.
Сохранить в закладках
Взаимосвязь между использованием социальных сетей и влиянием на психическое здоровье подростков (2025)

Цель. Исследовать взаимосвязь между использованием различных социальных сетей и психическим здоровьем подростков, а также разработать рекомендации по снижению влияния данных факторов психологического стресса. Выявить оптимальные показатели для использования социальных сетей и поддержанием психологического равновесия.

Процедура и методы. Проведено комплексное исследование с использованием смешанных методов, включающее систематический обзор литературы, мета-анализ, количественный опрос (n=1500, возраст 13–19 лет) и полуструктурированные интервью (n=50). Использованы стандартизированные методики: Шкала интенсивности использования социальных сетей (SMUIS), Шкала самооценки Розенберга, Опросник здоровья пациента (PHQ-9) и Шкала генерализованного тревожного расстройства (GAD-7).

Результаты. Выявлена значимая отрицательная корреляция между интенсивностью использования социальных сетей и самооценкой (r = -0.31, p <0.001), а также положительная корреляция с уровнем тревожности (r = 0.33, p <0.001) и депрессии (r = 0.28, p <0.001). Обнаружена криволинейная зависимость между использованием социальных сетей и психологическим благополучием, где умеренное использование связано с наиболее позитивными результатами. Выявлены значимые гендерные различия: девушки демонстрируют большую уязвимость к негативным эффектам социальных сетей (t (1498) = 7.42, p <0.001).

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения подтверждают, что помощь и участие родителей в освоении онлайн-сферы, возможность поговорить о ней открыто помогают более лёгкой адаптации молодёжи на социальных платформах. Сведения показывают, что при помощи социальных платформ можно воздействовать на психику и самооценку молодых людей. Данное влияние имеет нелинейные показатели и формируется разными аспектами, содержащими различный гендер, возрастную категорию и особенности характера. Подобные данные являются особенно важными на практике, потому что показывают необходимость частичного ограничения социальных платформ в жизни молодёжи. Подростки женского пола показывают наибольшие риски при отрицательных воздействиях социальных платформ на самооценку, что объясняется значимостью сравнения и оцениванием внешних параметров в рамках данной категории.

Издание: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Усик Дмитрий Андреевич
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ (2025)

Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 1 (2025)
Автор(ы): Андреев Вячеслав Сергеевич
Сохранить в закладках
Сенсорная регуляция в начальном обучении плаванию: протокол «Тихая вода» для тревожных детей 3–5 лет (2025)

В статье анализируются исследовательские данные по сенсорной регуляции у детей 3–5 лет, выделяются основные затруднения при адаптации к воде у тревожных детей. Представлен научно обоснованный протокол «Тихая вода», учитывающий особенности восприятия и регуляции сенсорных стимулов тревожными детьми в учебном процессе начального плавания. Описаны цели, структура и этапы протокола, особенности сенсорного сопровождения и педагогической поддержки в создании среды минимального стресса. Представлены данные пилотных исследований: показатели тревожности, успехов в освоении базовых навыков плавания и поведенческие маркеры сенсорной регуляции. Показано, что применение протокола «Тихая вода» повышает мотивацию, снижает уровень тревожности и способствует более успешному освоению элементов начального плавания.

Автор(ы): Касаткина Диана Александровна
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ VUCA-МИРА (2025)

В статье исследуется проблема экономической социализации детей, подростков и молодежи в условиях современного VUCA-мира. Актуальность исследования обусловлена трансформацией экономических отношений, цифровизацией общества и изменением моделей трудовой деятельности, что создает новые вызовы для формирования экономического сознания молодого поколения. Цель исследования - систематизировать представления о траекториях экономической социализации различных возрастных групп и выявить ключевые факторы, влияющие на их формирование. В работе проведен анализ теоретических подходов к экономической социализации, рассмотрены особенности формирования экономических представлений у детей (6-11 лет), подростков (12-17 лет) и молодежи (18-25 лет). Методология исследования включает анализ научно-практической литературы, обобщение эмпирических данных и систематизацию результатов исследований по проблеме экономической социализации. Особое внимание уделяется изучению влияния цифровых технологий, социокультурного контекста и институциональных условий на процесс экономической социализации. Результаты исследования показывают, что современная экономическая социализация характеризуется выходом за рамки традиционных институтов, активным вовлечением цифрового пространства и формированием новых паттернов экономического поведения. Выявлены ключевые проблемы каждой возрастной группы и определены факторы, требующие особого внимания при разработке программ экономической социализации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов для разработки эффективных программ экономической адаптации молодых поколений, совершенствования образовательных практик и формирования государственной политики в сфере экономической социализации различных возрастных групп.

Издание: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Выпуск: Том 1 № 9 (2025)
Автор(ы): Литвина Кристина Яковлевна, Трапицын Сергей Юрьевич, Яковлева Тамара Владимировна, Гущина Ирина Александровна
Сохранить в закладках
Социальное самочувствие как фактор образовательной успешности подростков в условиях информационного общества (2025)

Современное общество переживает трансформацию, обусловленную цифровизацией и глобализацией коммуникаций. Подростки, как наиболее восприимчивая к изменениям социальная группа, сталкиваются с новыми вызовами: кибербуллингом, информационной перегрузкой, формированием цифровой идентичности. Эти факторы напрямую влияют на их социальное самочувствие — комплексное состояние, включающее эмоциональное благополучие, чувство принадлежности к группе и удовлетворённость межличностными отношениями. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания, как социальное самочувствие подростков, формирующееся в условиях информационного общества, коррелирует с их образовательной успешностью.

Автор(ы): Голудин Иван Андреевич, Новичкова Анфиса Алексеевна
Сохранить в закладках
Социальная политика в сфере детства (1919–1945 гг.) как проявление общественного договора (2024)

Статья посвящена вопросам реализации социальной политики в сфере детства в период политических, экономических и социальных преобразований российского общества с 1919 до 1945 г. В ходе анализа рассмотрены два временных периода – с 1919 по 1929 г. и с 1930 по 1945 г. Основные группы детей, на которых была направлена социальная политика государства в рассматриваемый период, включала беспризорников, сирот, детей, лишенных возможности учиться в школе, детей-беженцев, т. е. так называемые депривированные группы. Показано, какие решения советской власти имели решающее значение для поддержки наиболее социально незащищенных групп.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Колосова Елена Андреевна
Сохранить в закладках
Гендерные различия проявления факторов буллинга у подростков (2025)

Недостаточная изученность влияния гендерных различий на поведение всех участников буллингструктуры (агрессоров, их жертв, сторонних наблюдателей) сдерживает разработку профилактических мер, призванных оказать помощь подросткам в условиях буллинга, предупредить насилие и травлю в системе образования. Цель — определение гендерных различий проявления факторов буллинга у подростков в общеобразовательной организации, в условиях малого города. Материалы и методы. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования (адаптированная методика «Школьный климат») и тестирования (Единая методика социально-психологического тестирования). Результаты и обсуждение. В подростковом возрасте юноши и девушки одинаково склонны к проявлению агрессии, однако содержательные характеристики такого поведения (вид агрессии, степень выраженности факторов буллинга) проявляются по-разному. Девочки с позитивными установками в отношении буллинга ориентированы в большей степени на соперничество, применяя вербальную агрессию, воздействие через виртуальную среду. Юноши с позитивными установками в отношении буллинга предпочитают физическую агрессию, видят результативность профилактики буллинга в ужесточении контроля со стороны администрации. Выводы. Для юношей фактором риска чаще является склонность к риску, фактором защиты от буллинга — социальная активность. Для девушек факторами риска возникновения буллинга выступают импульсивность и тревожность; факторами защиты от буллинга — принятие родителями и принятие одноклассниками, что расширяет представление о специфике и гендерных различиях выраженности факторов буллинга в старшем подростковом возрасте. Результаты опытно-поисковой деятельности позволяют выработать стратегии первичной профилактики с учетом гендерных различий: к работе с девушками важно подключать родителей, а для юношей необходимо организовать возможность их участия в общественно полезных делах.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Автор(ы): Галагузова Юлия Николаевна, Цыреньщикова Ольга Николаевна, Югова Елена Анатольевна, Братчикова Юлия Владимировна
Сохранить в закладках
Формирование личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов в условиях современной образовательной среды (2024)

Введение. Дан анализ теоретических подходов к изучению сопротивляемости личности, который позволил определить важность создания специально организованной образовательной среды для ее развития. Представлена программа по формированию сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, исходя из авторской концепции психологической структуры сопротивляемости, и ее реализация в образовательной среде школы, вуза. Проведен анализ динамики результатов исследования важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру сопротивляемости личности подростков, старшеклассников, студентов по итогам формирующей программы.

Материалы и методы. Выборка: 623 человека, из них 196 студентов, 427 школьников. Программа формирующего эксперимента. По завершении формирующей программы был проведен контрольный срез по изучению компонентов психологической структуры сопротивляемости. При проведении контрольного среза был использован тот же психодиагностический инструментарий: опросник С. С. Гончаровой «Способы преодоления негативных ситуаций», Тест на незаконченные предложения (Дж. Сакс и С. Леви), методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на избегание неудач (Т. Элерс), опросник аффилиации А. Мехрабиан, методика «Копингповедение в стрессовых ситуациях» («Coping Inventory for Stressful Situations», Н. С. Эндлер в соавторстве с Д. А. Паркер), опросник толерантность к неопределенности (М. Маклейн), тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ), компьютерная программа STATISTIKA (версия 10.0).

Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы увеличилось число стратегий, связанных с социальной поддержкой в трудной жизненной ситуации среди всех возрастных групп, наблюдается положительная динамика и ускорение по освоению стратегии способов преодоления негативных ситуаций через переключение на различные виды активности во всех возрастных группах; значительно снизилось количество среди подростков, студентов, выбирающих уход, а не решение проблемы; среди старшеклассников и студентов наблюдается положительная динамика снижения выбора стратегии поиска виноватых; наблюдается динамика повышения позитивного отношения к себе среди всех возрастных групп; сократилось количество во всех возрастных группах с низким уровнем мотивации к успеху; отметился рост выборов проблемно-ориентировочного поведения; рост числа обучающихся, показавших высокий уровень принятия в сложной, неопределенной ситуации во всех возрастных группах; наметилась положительная динамика вовлеченности в происходящее, заинтересованности в деятельности во всех возрастных группах; положительная динамика показателя общей жизнестойкости среди респондентов всех возрастных групп.

Обсуждение и заключения. Можно заключить, что полученные данные свидетельствуют в пользу эффективности предложенной программы. Следует отметить положительное влияние формирующей программы, способствующей ускоренному и целенаправленному формированию важнейших личностных образований, составляющих психологическую структуру авторского понимания сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 4 (2024)
Автор(ы): Дунаева Наталья Ивановна
Сохранить в закладках