Статьи в выпуске: 4
Введение. Цифровизация как устойчивый тренд развития высшей школы определяет потребность в качественном и структурном изменении управленческих механизмов в вузах. Возникает необходимость адаптации профессорско-преподавательского состава к масштабной и интенсивной цифровизации всех элементов образовательной системы. Цель представленной статьи – раскрыть основные тенденции трансформации профессиональной деятельности преподавателей вузов в условиях цифровизации образования и выявить риски, возникающие в процессе происходящих изменений.
Материалы и методы. В исследовании применены такие методы, как сравнительный и сопоставительный анализ, синтез, индукция. Методологической базой являются статьи российских и зарубежных исследователей по тематике работы. Эмпирическая база – результаты социологических исследований, проведенных в рамках проекта ВШЭ «Мониторинг экономики образования», а также других опросов преподавателей вузов по проблемам изменения характера и содержания профессиональной деятельности в условиях цифровизации высшего образования.
Результаты исследования. В ходе исследования раскрыта динамика цифровых умений и навыков профессорско-преподавательского состава, необходимых в различных сферах профессиональной деятельности, дана оценка востребованности цифровых компетенций преподавателей по параметрам ценность/сложность. Выявлены основные риски цифровизации: риск чрезмерной «технологизации» профессиональной деятельности преподавателей, риск существенного повышения интенсивности труда преподавателей, риск, связанный с отсутствием эффективных механизмов мотивации и стимулирования преподавателей к повышению уровня цифровой компетентности, риск разрушения привычных форматов взаимодействия преподавателей со студентами, а также классической вузовской культуры.
Обсуждение и заключения. В исследовании раскрыты актуальные направления формирования адаптивных моделей деятельности преподавателей в условиях цифровизации образования. Выявленные особенности и риски цифровизации, определяющие динамику профессиональной деятельности преподавателей, имеют практическое значение для администрации вузов. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных внутривузовских механизмов организации и планирования труда профессорско-преподавательского состава, реализации мер поддержки и стимулирования преподавателей, активно участвующих в изменениях образовательного процесса, связанных с цифровизацией высшего образования.
Введение. Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия на учащихся с целью усвоения ими базовых смыслов культуры. Сделать человека носителем этих базовых культурных смыслов, транслировать ему культуру без языка невозможно. Отсутствие исследований языковой стороны педагогической деятельности объясняет существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагогов и отсутствием эффективного инструментария создания и анализа речи педагога. В статье предлагается решение обозначенной проблемы с позиций педагогической семиологии и когнитивной лингвистики. Цель данной работы – рассмотрение теоретических основ языкового педагогического воздействия в трансдисциплинарном ракурсе.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы контент-анализа, интерпретации и контекстуального анализа.
Результаты исследования. Базовой функцией образования является трансляция учащимся знаний о мире, в котором они живут и функционируют. В педагогическом общении это становится возможным благодаря уникальной роли языка. Совокупность знаний, мнений, ценностей и прочего формируется, прежде всего, в результате языкового воздействия на человека. Реализация языкового воздействия возможна благодаря биологической предрасположенности человека к усвоению языка. Тогда педагогическое воздействие можно рассматривать как языковое воздействие плюс восприимчивость, готовность к нему. Еще одно качество, без которого образование невозможно, – человеческая способность к подражанию.
Обсуждение и заключения. Понимая цель образования как трансляцию базовых культурных смыслов, а язык как основное средство для ее осуществления, мы считаем языковое воздействие главным воздействием в формировании человека как носителя собственно человеческих качеств. Сущность педагогического воздействия состоит в том, что с помощью языкового воздействия педагог должен донести до ученика базовые смыслы культуры, а с помощью присущего ученику подражания сделать так, чтобы он укоренился в культуре. Таким образом, в результате представленного исследования нам впервые удалось выработать понимание языкового педагогического воздействия и его сущности. Весь образовательный процесс основывается на языковом воздействии и подражании. Данная работа является частью семиологического исследования, посвященного осмыслению того, что источником содержания обучения и воспитания является культура; педагог является носителем культурных значений и смыслов, которые передаются им с помощью языка; педагогу принадлежит ключевая роль в обеспечении вхождения обучающихся в мир культуры.
Введение: Сфера креативных индустрий, являясь одним из направлений развития экономики общества, а именно креативной, охватывает процесс создания посредством интеллектуального труда востребованного творческого продукта в области цифрового и прикладного искусства, функционального творчества, влияющего на благосостояние людей. Одним из ключевых акторов, стимулирующих развитие данной сферы, является педагог, обеспечивающий профессиональную подготовку кадров для рынка труда в сфере креативных индустрий. Учитывая дефицитарный характер исследований, посвященных данной проблеме, в настоящей статье предлагается модель профессиональной подготовки профессионально-педагогических кадров для сфер креативной экономики.
Материалы и методы: Методологической основой исследования послужили компетентностный (И. А. Зимняя, A.-K. Koenen, F Dochy и др.), деятельностный (А. И. Иргалиева и др.), конвергентный (М. В. Деев, E. Fonseca, I. Molderez, J. Overberg и др.) и личностно-ориентированный (А. В. Петровский, И. С. Якиманская и др.) подходы. В качестве методов исследования были использованы анализ научных работ, нормативных документов и публикаций в СМИ (n=36), посвященных феномену креативных индустрий, а также опыту подготовки профессионально-педагогических кадров для данной отрасли креативной экономики, а также моделирование процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий.
Результаты исследования: Данная статья посвящена моделированию процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для сферы творческих (креативных) индустрий. В статье представлен исторический экскурс феномена творческих (креативных) индустрий, классификации направлений соответствующего сектора креативной экономики. В качестве научной новизны выступает образовательная модель подготовки педагогических кадров на уровне магистратуры, способных осуществлять качественную подготовку специалистов для различных творческих (креативных) индустрий, востребованность которых на рынке труда с каждым годом возрастает. Содержание модели определяют четыре блока: мотивационно-целевой, содержательно-логический, деятельностно-технологический и диагностический.
Обсуждение и заключения: Представленная модель профессиональной подготовки педагогов для сфер творческих (креативных) индустрий учитывает важные современные тенденции данных сфер: подготовку к профессиональной практике в условиях предпринимательства, реализация в формате смешанного обучения, активизация творческого начала в процессе реализации креативных практик и др. Опыт успешного внедрения в образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов для сфер творческих (креативных) индустрий посредством представленной модели будет способствовать росту высококвалифицированных творческих специалистов, востребованных на рынке труда сектора креативной экономики.
Введение. В статье рассматривается проблема проектирования исследовательской модели функционирования и развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как устойчивой системы, которая будет отражать закономерности общественного развития в условиях трансформации мирового порядка, опережая социально-экономические изменения в различных сферах нашего общества, предупреждая тем самым социальноэкономические риски. Исследовательская модель описывает функционирование и развитие системы ДПО, важным аспектом которого является понимание наличия тенденции к появлению новых отраслей и соответственно новых профессий, изменения спроса на ряд компетенций и набора технических и универсальных навыков сотрудников предприятий разных сфер общества, роста необходимости в квалификации работников.
Материалы и методы. Материалом для исследования стали научные труды отечественных исследователей. В работе использована методология структурно-функционального анализа, системный подход.
Результаты исследования. Исследованием зафиксированы характерные особенности системы ДПО, которые и обусловили принципы исследования функционирования и развития ДПО. Основная цель ‒ осмысление процесса функционирования и развития системы ДПО и создание инструментов такого осмысления. В ходе исследования было получено представление о целостности системы ДПО, выявлены различные типы связей между элементами ДПО, получено представление о его структуре, проведена характеристика по вертикали и горизонтали, установлены уровни системы, обозначены основы управления, решена проблема цели системы ДПО, установлены основы его преобразования, установлены основы решения проблемы соотношения функционирования и развития системы ДПО. Раскрыта роль внутренних и внешних регуляторов поведения человека в системе ДПО.
Обсуждение и заключения. Проанализировав работы отечественных исследователей, мы установили ключевые особенности системы ДПО и разработали модель её устойчивого функционирования и развития с характеристиками опережающего развития системы. Такая система способна, формируя основание для сфер общества, опережать изменения, происходящие в них. В качестве перспектив развития науки и практики была обозначена детальная разработка механизма соотношения функционирования и развития системы ДПО, было обозначено определение степени «коррелированности» социальных и экономических систем, которая побуждает постановку вопроса динамики развития системы ДПО в среднесрочной перспективе.