Актуальность темы статьи обусловлена важностью физической культуры и спорта как значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Занятия физической культурой необходимы на всех этапах жизни: в детском и юношеском возрасте они способствуют гармоничному развитию организма, у взрослых людей укрепляют морфофункциональное состояние и повышают работоспособность, в пожилом возрасте также задерживают неблагоприятные возрастные изменения. Вести здоровый образ жизни невозможно без формирования мотивации и устойчивой привычки к занятиям физической культурой и спортом. Одной из задач высшей школы является выработка такой привычки и обеспечение собственной мотивации к поддержанию необходимого уровня физической активности у студентов. На сегодняшний день отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья и физического развития в различных возрастных группах, в том числе у молодежи 18-24 лет. Большая часть студентов ведет пассивный образ жизни, не придерживается системы правильного питания, не соблюдает режим учебного процесса и отдыха, имеет низкий уровень двигательной активности. Статья основана на результатах опроса, проведенного авторами среди студентов и посвященного выявлению их установок относительно значения физической культуры и спорта в их жизни. Авторы ставили перед собой задачи: оценить отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе; проанализировать, с чем связана низкая посещаемость занятий по физической культуре в вузе, а также оценить уровень информированности студентов о пользе и значении физических упражнений и двигательной активности для организма человека. В статье представлены полученные результаты, дана их оценка. По мнению авторов, результаты исследования свидетельствуют о низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо повысить заинтересованность студентов технического вуза в физкультурно-оздоровительной активности с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.
Обоснована роль культурных традиций и спорта в подготовке будущих сотрудников правосудия. Дана конкретизация основных понятий исследования -«культура», «физическая культура», «спорт», «культурная идентичность», «культурные традиции». Представлены перечень культурных спортивных традиций различных регионов России и результаты опроса студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы по проблемам культурной идентичности и роли спорта в профессиональном развитии личности.
Проведен анализ основных направлений оздоровительной гимнастики: гигиенической, ритмической, стретчинга. Показана динамики физических показателей студентов первого курса экспериментальной и контрольной групп на основе результатов сдачи экзамена по дисциплине «Общая физическая подготовка». В экспериментальном порядке обоснована эффективность применения методов гигиенической и ритмической гимнастик, а также стретчинга.
Предложены пути организации методического взаимосодействия преподавателей института на примере подбора изданий и журналов ВАК для публикаций статей. Определены проблемы методического характера в работе преподавателей, выполнен поиск, анализ, обзор издательств, публикующих статьи по педагогике и смежным отраслям науки.
Рассматривается модернизированный подход и организация физкультурно-спортивных мероприятий в высших образовательных и средних профессиональных образовательных учебных заведениях (ВО, СПО) Республики Саха (Якутия); эффективное применение физической культуры и спорта, национальных видов спорта Республики Саха (Якутия), направленных на физическое воспитание и формирование здоровья студенческой молодёжи; применение информационных коммуникационных технологий, дистанционного обучения на занятиях физической культурой в высших и средних специальных учебных заведениях. Представлены материалы занимающихся физической культурой и спортом с использованием национальных видов спорта Республики Саха (Якутия) в период с 2020 по 2022 г.
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов бакалавриата третьего курса НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (n = 326) с применением методики М. Рокича «Ценностные ориентации», в адаптации Д. А. Леонтьева. В исследуемой выборке преобладает патерналистский тип мотивации - ориентация на здоровье, безопасность, социальную защищенность и связанные с ними инструментальные ценности. Полученная иерархия ценностных ориентаций может быть следствием недостаточного осознания и принятия ценностей академического сообщества, частью которого являются студенты.
В работе представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление факторов мотивации студентов к занятиям физической культурой в вузе, а также проанализированы возможные формы занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» с применением средств йоги и их влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся.
Автором рассмотрен результат экспертного опроса по теме ключевых психологических качеств, навыков и умений специалистов физической культуры. Теория вопроса соотнесена с понятием soft skills. Опираясь на результаты опроса, было произведено ранжирование психологически важных качеств для административного и педагогического направления в сфере физической культуры и спорта. Наиболее приоритетные soft skills были включены в проект рабочей программы дисциплины «Психологически важные качества специалиста в сфере физической культуры и спорта».
В статье анализируются вопросы организации спортивных соревнований, проведения розыгрышей, товарищеских встреч, первенств по настольному теннису. Особое внимание уделено проблемам развития этого вида спорта в СССР. Интерес представляет дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала «Красный спорт» о пользе пинг-понга для советской физкультуры. Политика военизации сферы физической культуры и спорта, отсутствие материально-технической базы, спортивных залов, нехватка специалистов в начале 1930-х гг. значительно замедлили распространение и развитие настольного тенниса в стране.
Статья посвящена обзору публикаций по фитнес-аэробике и её эффективности в работе с различными группами занимающихся. Дается характеристика фитнес-аэробики как вида спорта. Раскрывается значение фирнес-аэробики в укреплении здоровья занимающихся.
Статья посвящена социальной ответственности профессионального спортсмена на примере семикратного чемпиона мира в классе «Формула 1» Льюиса Хэмилтона. Авторами исследована деятельность спортсмена за пределами автодромов, приведены конкретные факты биографии, свидетельствующие о том, что, добившись большого успеха в спорте, человек не забывает об окружающих его актуальных проблемах и дорожит своей профессиональной репутацией.
Спортивно-массовые мероприятия и проекты по продвижению ценностей здорового образа жизни являются значимыми для любого современного государства, заботящегося о своих гражданах. Статья посвящена комплексному исследованию спортивно-массовых мероприятий в четырёх странах: России, США, Китае и ОАЭ. Источниками для сбора и анализа информации послужили официальные сайты министерств, средства массовой информации и социальные сети проектов в заявленных странах. Определены значимые спортивно-массовые мероприятия и приведена сравнительная характеристика о количестве участников с начала реализации проекта и по итогам 2023 г. Материалы исследования подтверждают, что проведение спортивно-массовых мероприятий по продвижению ценностей здорового образа жизни имеет важное значение для поколений Y, Z, так как поддержка единомышленников имеет огромное влияние. Люди мотивируются на занятия спортом, увлекаются бегом, правильным питанием и в целом активным образом жизни. Приведённые в исследовании российские и международные практики возможно адаптировать в любом государстве мира.