Актуальность темы статьи обусловлена важностью физической культуры и спорта как значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Занятия физической культурой необходимы на всех этапах жизни: в детском и юношеском возрасте они способствуют гармоничному развитию организма, у взрослых людей укрепляют морфофункциональное состояние и повышают работоспособность, в пожилом возрасте также задерживают неблагоприятные возрастные изменения. Вести здоровый образ жизни невозможно без формирования мотивации и устойчивой привычки к занятиям физической культурой и спортом. Одной из задач высшей школы является выработка такой привычки и обеспечение собственной мотивации к поддержанию необходимого уровня физической активности у студентов. На сегодняшний день отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья и физического развития в различных возрастных группах, в том числе у молодежи 18-24 лет. Большая часть студентов ведет пассивный образ жизни, не придерживается системы правильного питания, не соблюдает режим учебного процесса и отдыха, имеет низкий уровень двигательной активности. Статья основана на результатах опроса, проведенного авторами среди студентов и посвященного выявлению их установок относительно значения физической культуры и спорта в их жизни. Авторы ставили перед собой задачи: оценить отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе; проанализировать, с чем связана низкая посещаемость занятий по физической культуре в вузе, а также оценить уровень информированности студентов о пользе и значении физических упражнений и двигательной активности для организма человека. В статье представлены полученные результаты, дана их оценка. По мнению авторов, результаты исследования свидетельствуют о низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо повысить заинтересованность студентов технического вуза в физкультурно-оздоровительной активности с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время у большинства людей очень много проблем, которые затрагивают все стороны человеческой жизни. Меняется политическая, экономическая, социальная ситуация, но при всем этом некоторые ценности всегда сохраняют свое значение; одна из таких ценностей – физическое здоровье, которое помогают поддерживать физическая культура и спорт [1, 2].
Список литературы
1. Зыкун Ж. А., Конон А. И. Значимость физической культуры для студентов в современном мире // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 412-415. EDN: VMLKWE
2. Сысоева Ю. В., Седнев А. В. Физическая культура в жизни студентов // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 419-420. EDN: YOFQDZ
3. Джуманиязова Т. А. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 287-289. EDN: GUCEDI
4. Педагогические принципы в формировании личности на занятиях физической культурой в вузе / О. В. Мухаметова, Е. В. Климова, А. А. Мазенков, Н. Ш. Мухаметов // Перспективы науки. 2021. № 6 (141). С. 129-132. EDN: XEBGHQ
5. Климова Е. В. Морфофункциональные показатели здоровья студентов, занимающихся физической культурой в основной и специальной медицинской группе // Резервы совершенствования профессионального образования в вузе: Материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2018. С. 73-75.
6. Беспалова Н. А. Интерактивные формы для студентов технического вуза по предмету “Физическая культура и спорт” // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сборник материалов Национальной научнопрактической конференции с международным участием. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2020. С. 6-11. EDN: FGSXQL
7. Ханевская Г. В., Наумов А. Г. Современные оздоровительные технологии физической культуры в условиях мировой пандемии // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Издательство Военной Академии материально-технического обеспечения, 2020. С. 111-115. EDN: VDGKYD
8. Андрющенко Л. Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий. Волгоград: Издательство Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, 2001. 164 с.
9. Лейфа А. В. Роль дисциплины “Физическая культура” в укреплении жизненных сил студентов высших учебных заведений // Подготовка кадров и образование в области физической культуры, спорта и туризма: материалы межрегиональной методической конференции. Хабаровск: Издательство Дальневосточной государственной академии физической культуры, 2001. С. 36-42.
10. Гладышев А. А., Гладышева А. А., Климова Е. В. Эффективные формы занятий по физической культуре с учетом современных тенденций в организации учебной деятельности и состоянии здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 7. С. 30-32. EDN: XTUZJJ
11. Климова Е. В., Мухаметова О. В. Роль элективных курсов по физической культуре в образовании и формировании мотивации студентов к физкультурно-спортивной активности // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (8). С. 55-59. EDN: EHOLFK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Автором проведен теоретический анализ различных подходов к определению понятия «лояльность персонала» и процессу управления лояльностью персонала в организации. Теоретический анализ позволил дополнить имеющиеся подходы к определению утверждением, что лояльность персонала определяет уровень приверженности сотрудников к организации, предполагающий одобрение целей и средств ведения бизнеса, корпоративной культуры, проявление открытости трудовых мотивов, а также сформировать авторский подход, представляющий собой механизм управления лояльностью персонала в организации.
В соответствии с предложенным механизмом управление лояльностью персонала должно начинаться с анализа стратегических целей развития организации; на втором этапе важно сформулировать цель управления лояльностью; на третьем этапе рекомендуется проводить исследование уровня лояльности персонала в организации; на четвертом этапе целесообразно выявить зоны развития уровня лояльности в организации; на пятом этапе производится разработка мероприятий по повышению уровня лояльности персонала. На шестом этапе реализуется внедрение разработанных мероприятий, при этом целесообразно проводить мониторинг уровня лояльности персонала и получать обратную связь от сотрудников, а также анализировать, насколько изменение уровня лояльности в данный момент помогает организации достигать стратегических целей в ее развитии.
Апробация данного подхода к управлению лояльностью была проведена на базе АО «Тандер». Цель исследования: оценить эффективность механизма управления лояльностью персонала, разработанного автором. Были использованы методы исследования: анализ документов организации, экспертный опрос в форме интервью, опрос в форме анкетирования. Проведенное исследование показало, что предлагаемый механизм вполне может реализовываться в отечественных организациях, он комплексный, понятный, выстроен в процессном подходе, что позволяет при его реализации в организации плавно переходить от одного этапа к другому.
В статье проанализированы подходы к изучению рисков HR-менеджеров в рамках ключевых современных трендов автоматизации и цифровизации. Трансформационные изменения в сфере управления организацией на сегодняшний день не могли не затронуть и сферу управления персоналом: автоматизируется большинство технологий и процедур, связанных с отбором и оценкой кандидатов, растущую роль играют технологии цифровизации в системе документооборота, внедряется программное обеспечение и другие цифровые технологии, позволяющие производить анализ и обработку больших объемов данных и информации. Технологии автоматизации становятся не только популярными во всем мире, но и необходимыми для продуктивной работы организации и ее конкурентоспособности на рынке труда. Большую популярность набирают онлайн-платформы, направленные на развитие и адаптацию сотрудников в организации. С популяризацией цифровых технологий возникает вопрос о необходимых компетенциях для нынешних специалистов по управлению персоналом на рынке труда и о возможности замены работы специалистов сферы HR технологиями автоматизации. Сможет ли робот заменить работу специалиста кадрового направления, какие возможности и ограничения имеют цифровые технологии и сам специалист по управлению персоналом, - это вопросы, которые затрагивает данная статья. Проведенное исследование позволило сделать выводы о перспективах использования информационных технологий в сфере управления человеческими ресурсами, конкурентоспособности специалистов на нынешнем рынке труда, значимости работы специалиста сферы управления персоналом в реальности, адаптирующейся к использованию в большинстве процессов и систем технологий автоматизации и цифровизации.
В статье рассмотрена проблема кадрового обеспечения образовательных организаций молодыми специалистами, по результатам анализа научных источников выявлены причины дефицита кадров. Определен механизм кадрового обеспечения молодыми специалистами образовательных организаций, включающий привлечение и закрепление персонала. Рассмотрены понятия «привлечение персонала» и «закрепление персонала» с учетом специфики образовательной отрасли. Приведены материалы Министерства образования Новосибирской области по проблеме кадрового обеспечения молодыми специалистами: определены главные источники привлечения персонала, описаны основные затруднения, которые испытывает молодой специалист при вхождении в профессиональную деятельность, проанализированы статистические данные, демонстрирующие снижение удельного веса учителей в возрасте до 35 лет в динамике за 3 года, которое происходит на фоне прироста числа детей школьного возраста и открытия новых образовательных организаций. Рассмотрены меры, предпринимаемые в Новосибирской области по привлечению и закреплению персонала. Среди мероприятий по привлечению молодых специалистов в сельскую местность высокий интерес у педагогических работников вызывает программа «Земский учитель», о чем свидетельствует высокий конкурс для зачисления в данную программу. Также для привлечения и закрепления молодых педагогов большое значение имеет работа «Ассоциации молодых педагогов Новосибирской области», целью которой является защита интересов молодых специалистов, содействие их профессиональному развитию. Показаны основные меры социальной поддержки молодых педагогов в Новосибирской области. Поскольку, несмотря на реализуемые мероприятия, проблема оттока молодых специалистов из образовательных организаций не решена, определены основные направления дальнейшей работы в сфере привлечения и закрепления молодых педагогов.
В статье содержится аналитический материал, подтверждающий созависимость демографического кризиса и проблем подготовки специалистов в высшей школе России с конца 1990-х годов и до настоящего времени. Авторы анализируют насущные проблемы развития и организации высшего образования, лежащие на поверхности и очевидные для многих представителей педагогического сообщества, а также причины снижения качества подготовки выпускников вузов в России, их слабой мотивированности к своей профессии. Снижение уровня квалификации выпускников отмечают как преподаватели высшей школы, так и работодатели. Кроме множества причин экономического, политического и финансового характера, влияющих на качество подготовки выпускников высшей школы в современной России, исследователи называют демографический кризис. Проведенная реформа вузов в связи с введением двухступенчатой системы подготовки кадров высшей квалификации «бакалавр - магистр» в условиях демографического кризиса не дала позитивных результатов, усугубив проблемы, связанные с остаточным принципом инвестирования в высшее образование. Замена академического принципа обучения студентов с опорой на фундаментальную науку компетентностью подходом в формировании основных образовательных программ также рассматривается в большинстве аналитических работ наряду с демографическим кризисом как фактор снижения качества подготовки выпускников в вузах РФ. По статистическим данным, касающимся числа выпускников российских школ в ближайшее десятилетие, рост потенциальных абитуриентов вузов России начнется только с 2025 по 2030 гг. Российская высшая школа должна быть готова принять новое поколение молодежи и обеспечить качественную подготовку специалистов, вернувшись к проверенным образовательным традициям на основе достижений российской фундаментальной науки.
Процессы перевозок являются неотъемлемой частью транспортного производства. Управление процессами перевозок (снабжением, закупками) тесно связано с принципами и правилами организации работы транспорта, знание и понимание которых не в последнюю очередь обеспечивается содержанием профессионального образования, а также набором моделей обучения будущих специалистов. Методы и приемы работы преподавателя, а также методики планирования и организации учебно-познавательной деятельности студентов по изучаемым предметам занимают важное место в образовательной деятельности любого транспортного вуза. Статья посвящена обобщению результатов исследовательской деятельности, связанной с поиском оптимальных форм проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания «Экономической географии транспорта» - дисциплины, во многом раскрывающей содержание подготовки по профилю «Транспортная логистика». Актуальность данной темы определяется научно-практической необходимостью совершенствования профессиональной подготовки по направлению «Технология транспортных процессов». В статье представлен и обобщен результат аналитической и практической деятельности преподавателей по разработке и созданию учебно-методических материалов по предмету. Показаны конкретные учебно-методические материалы, а также приведены сведения, отражающие успешность усвоения конкретной дисциплины студентами. Отмечено, что учебный процесс преподавания «Экономической географии транспорта» был построен на использовании приведенных дидактических материалов, имеющихся учебнометодических разработок. Подчеркнута роль «Экономической географии транспорта» как учебной дисциплины, генерирующей возможности обучаемого по приобретению новых знаний, умений и навыков, направленных на развитие транспортной сети России и реализации процесса перевозок, обеспечение взаимодействия различных видов транспорта и, что немаловажно, на расширение общечеловеческого кругозора в рамках профессиональных компетенций.
В статье рассматриваются технологии организации профориентации во внеурочной деятельности, требования к организации профессиональных проб и составлению плана профессиональной карьеры школьников. Автором описывается опыт учреждения дополнительного образования по активизации и сопровождению профессионального самоопределения подростков.
В основу статьи положена воспитательная профориентационная практика, реализуемая с 2016 г. Разработанный в МАОУ «Планирование карьеры» проект по внеурочной деятельности включает серию из пяти образовательных общеразвивающих программ и дополняется психолого-педагогическим сопровождением процессов ранней профилизации и активизации профессионального самоопределения подростков. Ежегодное участие в программах внеурочной деятельности обучающихся с 5 по 9 классы позволяет максимально полно погрузиться в интересующее профессиональное направление и сделать ответственный выбор профиля к 10 классу. Проведение профориентационного тестирования и консультирования, участие в очных и дистанционных профориентационных играх и квестах позволяет поэтапно фиксировать интересы школьников к тому или иному виду профессиональной деятельности и, таким образом, обеспечить максимально полный охват при реализации профессиональных проб, экскурсий и стажировок на предприятиях. Практический характер занятий дает возможность оценить свои знания и компетенции по каждой изучаемой профессии, а итоговый документ по плану карьеры помогает принять решение, оценив все особенности работы специалиста, препятствия и собственные ресурсы. Профессиональное просвещение, воспитание, диагностика профессиональной направленности и постоянная психолого-педагогическая поддержка ребенка способствуют активизации профессионального самоопределения в процессе предпрофильного обучения. Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, план карьеры
Современные реалии свидетельствуют о том, что не все гражданские служащие отвечают предъявляемым к ним требованиям, поэтому решение задач по повышению качества подготовки и переподготовки кадров для работы в государственных органах приобретает в настоящее время первостепенное значение. Решение данной задачи позволит повысить кадровый потенциал и, как следствие, эффективность работы органов управления. Реализация любого направления социальной деятельности связана с работой государственных органов, эффективность которой зависит от качественного подбора кадров, уровня их образования, способности принимать правильные решения. Одним из основополагающих принципов обеспечения эффективности является профессионализм; именно это понятие отражает удовлетворенность общества результатами какого-либо труда. В статье рассматривается профессионализм как комплексное и сложное явление, выступающее одним из основополагающих факторов повышения эффективности деятельности гражданских служащих. Исследованы квалификационные требования, предъявляемые к гражданским служащим, и основополагающие критерии, характеризующие содержательную сторону принципа профессионализма. Рассмотрены этапы формирования профессионализма, начиная с выбора профессии и заканчивая поступлением на гражданскую службу. Проанализирована совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, выступающих показателем профессионализма гражданского служащего и подтверждающих его профессиональную пригодность. Выявлены основные формы мотивации, влияющие на процесс развития профессиональных качеств гражданских служащих от побуждения к деятельности до достижения конечного высокого результата.
Целью статьи является определение причин и обстоятельств, оказывающих влияние на степень готовности транспортной отрасли к цифровой трансформации, ее слабых и сильных сторон и мотивирующей роли государственной политики в этом процессе. Исследование проводилось на данных сегмента пассажирского транспорта. Результаты продемонстрировали 80-процентное внедрение российскими предприятиями, предоставляющими транспортные услуги населению, новейших цифровых технологий.
Цифровую трансформацию следует понимать как инструмент, а не как цель развития пассажирского транспорта. Цифровизация отрасли способствует экономическому росту в стране. На сегодняшний день цифровая трансформация российских компаний, кроме базовой инфраструктуры, различается их стартовыми позициями. Острую проблему для всех предприятий представляет недостаток профессиональных кадровых ресурсов.
В статье большое значение придается ряду отраслевых платформ, выступающих катализатором ускорения процесса цифровой трансформации пассажирского транспорта. В числе таких платформ отмечены РЖД, Яндекс, Аэрофлот, BlablaCar и др.
С целью повышения качества транспортных услуг для населения в соответствии с отраслевой стратегией цифровой трансформации в России внедряются стратегические проекты «Беспилотники для пассажиров» и «Формирование зеленого цифрового коридора пассажира». Внедрение этих проектов базируется на отечественном программном обеспечении с использованием нейросетей. Начиная с перехода на удаленную деятельность во время пандемии коронавируса, цифровая трансформация различных отраслей приобрела значительное ускорение, обусловившее развитие таких технологий.
История России является неотъемлемой и органической частью мирового исторического процесса. Она богата фактами, как подтверждающими универсальные закономерности прогресса человеческого общества в целом, так и отражающими самобытный и неповторимый путь внутренней эволюции социума, именуемого в настоящее время российским, обладающего всеми цивилизационными признаками. При этом факт существования российской цивилизации как отдельного и самобытного исторического явления можно считать бесспорным: она самая обширная по территории, ее ядро - русский народ, один из крупнейших и развитых этносов в мире; ее отличают такие специфические черты, как полиэтничность, много-конфессиональность, срединность (евразийство как местоположение и менталитет народа). Но такого уровня этнос восточных праславян достиг не сразу. На развитие российской цивилизации постоянно влиял ряд природно-географических и климатических факторов, геополитические отношения с ближним и дальним окружением, а также собственные историко-политические события. Все вышеназванные факторы в равной мере влияли и на такую сферу деятельности государства, как торговлю, в первую очередь внешнюю, и на ее регулирование со стороны властей, придавая ей правовой характер и формируя отношения, которые в настоящее время именуются таможенными. В этой части представляется возможным руководствоваться принятой периодизацией генезиса российской государственности и цивилизации: первый этап - формирование древнерусской общности и государственности восточных славян, соответствующих периоду Древней (Киевской) Руси, ее распада, нашествия и зависимости от Орды; второй, продлившийся до создания Российской империи, охватывает время формирования русской общности периода Московской Руси, преодоления раздробленности, создания централизованного государства. В соответствии с этими этапами и их отдельными периодами развивалась и правовая система регулирования на государственном уровне торгово-пошлинных отношений, чему и посвящена статья.
В статье предпринята попытка рассмотреть древнегреческое понимание техники как более сложного явления, чем обычно представляют технику в традиционно узком, буквальном смысле: в качестве искусства («техне»), т. е. мастерства, умения, встречающегося во всякой деятельности человека. Высказано предположение, что потенциал «техне» в то время неявно, косвенно, но верно представлялся гораздо большим, чем позже, когда интерес к технике снизился. Тенденция к сужению сферы существования и возможностей техники распространилась среди инженеров и ученых и встречается еще сегодня. Вероятно, начиная с трагической поэзии Гомера в VIII в. до н. э., и особенно в классической период V-IV вв. до н. э., в философии софистов, Сократа, Платона и Аристотеля, «техне» представляло собой принцип их культуры, определяющий все ее проявления, как материальные, так и идеальные. Древние греки угадали действительную единую сущность техники и других культурных феноменов: она выступала объективной основой, без которой ни появиться, ни существовать не может ни одна вещь. Бытующее восприятие широкого понимания техники как неясного и неразвитого (синкретичного) поэтому не вполне верно. Техника для древних греков имела вид целого, а не части, сущности, а не только явления. При этом узкое понимание техники как мастерства, умения не отменяется, но выступает лишь ее стороной и проявлением. Интерес к технике как целому после античности ослабел и был заменен разработкой ее феноменов. Дробление техники привело к утрате осознания того, что она собой представляет как целое, вплоть до сегодняшнего дня. Возможно, стоит вернуться к анализу древнегреческого «техне» как принципа культуры и целого и его последующей замены идеей техники как явления и части культуры.
В статье представлена история формирования и развития факультета «Управление персоналом» Сибирского государственного университета путей сообщения. Рассматривается ключевые события истории развития кафедры «Социальная психология управления», на базе которой был создан факультет, и 20-летней истории факультета. Выделено три этапа становления факультета. Начальный этап был охарактеризован в предыдущей статье автора; данная статья посвящена периоду его дальнейшего развития. Автор анализирует изменения в структуре факультета на каждом этапе, обозначая появление новых специальностей и направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Исследуются количественные и качественные характеристики профессорско-преподавательского и студенческого состава. Представлены различные формы профориентационной работы на каждом этапе становления факультета, отражено взаимодействие факультета с образовательными и государственными структурами города по привлечению абитуриентов. Дается характеристика абсолютной и качественной успеваемости студентов. Подробно описана научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава над госбюджетными и хоздоговорными темами, публикационная активность и результаты научно-исследовательской работы со студентами. Продемонстрировано постепенное наращивание объема и спектра образовательных услуг, реализуемых факультетом в Институте перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров университета, а также взаимодействие факультета с организациями Новосибирска и железными дорогами Сибирского региона. Автор представляет систему воспитательной деятельности коллектива, которая реализуется как в учебном процессе, так и во внеаудиторной работе. Описано развитие организационной культуры факультета, в том числе сложившихся традиций: проведение общественно значимых акций, праздников будущих профессий, Дня матери и Форума достижений «Ника», ведение летописи факультета, выпуск печатных изданий факультетской газеты «УПэшка», защита PR-проектов, конкурсы ораторского мастерства, волонтерское движение. Уделено внимание художественному творчеству студентов. Описывается развитие материально-технической базы факультета.
В статье рассматривается вопрос о сроках военной службы рекрутов русской армии в первой половине XIX в. и новобранцев, первый набор которых состоялся осенью 1874 г. Первые шаги по сокращению срока службы нижних чинов были предприняты вскоре после окончания войны с Наполеоном, при императоре Александре I, но охватили эти изменения только тех военнослужащих, которые служили в российской гвардии. Более масштабные сокращения срока военной службы проходили в годы правления императоров Николая I и Александра II. Неудачные итоги Крымской войны заставили российское высшее военное командование задуматься над проблемой подготовки запаса людских ресурсов. Начался процесс создания резерва военных сил, который можно было использовать в случае крупных и продолжительных военных действий. В статье рассматривается вопрос о том, чем отличалась действительная военная служба от общей военной службы в российской армии. Отмечены различия сроков службы в разных родах вооруженных сил (пехота, казаки, моряки военного флота). Показано, каким образом и по каким причинам изменялись сроки службы нижних чинов в пехотных частях и в военно-морском флоте. Реформы, проводимые в военном ведомстве России, сопоставлены с изменениями, которые происходили в армиях некоторых европейских стран. Автор показывает, как в XIX в. у российских императоров менялись взгляды на привлечение на военную службу российских студентов. Так, если Александр I стремился приемом студентов улучшить офицерский состав армии, то Александр II и Александр III были заинтересованы в том, чтобы зачислением на солдатскую службу наказать провинившихся студентов.
Издательство
- Издательство
- СГУПС
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- Юр. адрес
- 630049, Новосибирская обл, г Новосибирск, Заельцовский р-н, ул Дуси Ковальчук, д 191
- ФИО
- Манаков Алексей Леонидович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@stu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://www.stu.ru/