Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: на развитие науки в России оказывает влияние прежде всего государство и его научно-технологическая политика. Цель - поддержать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, предложенной председателем комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышевым.
Методологическая основа: системно-структурный, сравнительно-правовой методы научного познания, а также метод анализа.
Результаты: проанализированы цели, механизмы выработки, методы реализации и институционального оформления законодательства о науке на новом этапе его формирования. Исследованы вопросы формирования национальных интересов в науке и основные направления стимулирования эффективной научной кооперации.
Выводы: главное в процессе усовершенствования законодательства о науке - не повторять ошибок. Создать идеальный закон о науке не получится. Однако новая ступень развития законодательства о науке предусматривает теоретическое осмысление дискуссионных и нерешенных проблем, ведь только на таких принципах и может состояться совмещение идеального и реального.
Введение: в настоящее время одним из актуальных вопросов развития отечественной конституционно-правовой политики является развитие научного потенциала страны. В связи с этим возникает необходимость принятия федерального закона о науке и научно-техническом развитии. Прежде всего при его создании следует определиться с его основными понятиями и категориями, а также основными направлениями правового регулирования. Авторы данной статьи постарались определить круг субъектов научной деятельности и предложили разграничить их правовые статусы. Цель - выявить субъектов научной деятельности в Российской Федерации, определить сходство и различия между нами и выделить их категории, которые должны иметь различные правовые статусы.
Методологическая основа: системно-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.
Результаты: выявлено, что научную деятельность в России осуществляют работники научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских отделов вузов, профессорско-преподавательский состав вузов и научно-педагогические работники. Однако правовые статусы этих субъектов в законодательстве четко не прописаны.
Выводы: в российском законодательстве необходимо закрепить четыре правовых статуса субъектов, участвующих в осуществлении научной деятельности, установив их права и обязанности, а также гарантии научной деятельности.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.
Статья посвящена уникальному человеку, физику, ученому с мировым именем, незаурядному педагогу и основателю известной во всем мире научной школы Воронежского государственного университета профессору Эвелине Павловне Домашевской. Яркие и важные моменты биографии ученого и учителя приводятся наряду с оригинальными и особенными штрихами многогранной деятельности и достижений Эвелины Павловны для науки, образования и университета.
В данной статье впервые реконструируется неизвестная сторона в биографии видного советского ученого-микробиолога - академика медицины, профессора, доктора медицинских наук Зинаиды Виссарионовны Ермольевой (1898-1974), связанная с ее деятельностью по осуществлению редакционного руководства в издании сборников научных статей, периодических сборников переводов, обзоров и рефератов иностранной периодической литературы, а также научно-практического журнала «Антибиотики». Основной тематикой изданий, в которых З. В. Ермольева выступала в качестве научного редактора, была проблема антибиотиков (пенициллин, стрептомицин и ряд других) и интерферона. В качестве основных источников используются неопубликованные документы Государственного архива Российской Федерации и Российского государственного архива экономики, а также материалы сборников статей и периодических изданий, публиковавшихся в 1940-1970-е гг. под редакцией З. В. Ермольевой. В представленной публикации анализируется характер научных изданий и их тематическое наполнение. Характеризуется значение научно-практического журнала «Антибиотики» для науки и практики медицины, освещается характер его выпуска, публикации статей и география авторов и их учреждений, которые они представляли; рассматривается состав редакционной коллегии и редакционного совета, а также роль З. В. Ермольевой в руководстве журналом.
История любой науки - это во многом история развития научной школы. Принадлежность отдельного ученого к той или иной школе позволяет характеризовать те идеи, принципы и методологические установки фундаментальных и прикладных научных отраслей, которыми он руководствуется в своих исследованиях. В данной статье рассматривается роль известного советского ученого-микробиолога З. В. Ермольевой в создании и развитии научной медицинской школы по антибиотикам. Будучи первым советским ученым, получившим отечественный антибиотик пенициллин-крустозин, она стояла у истоков исследования антибиотиков с позиций микробиологии, фармакологии и медицины. Также она приняла участие в организации советской антибиотической промышленности. На протяжении тридцати лет научная биография ученой была связана с изучением, производством, совершенствованием и применением данных антибактериальных препаратов. На основе анализа документов федеральных архивов (Российского государственного архива экономики, Российского государственного архива научно-технической документации, Российского государственного архива в г. Самаре), а также авторефератов диссертаций учеников, сотрудников и последователей З. В. Ермольевой анализируются основные направления ее научной школы медиков по антибиотикам, а также рассматривается вклад отдельных ученых в экспериментальное и клиническое изучение антибиотиков.
Статья посвящена вопросам реализации гуманитарной политики в сфере образования и науки, анализу позиций России в глобальных рейтингах «мягкой силы», динамике изменений ключевых параметров ««мягкой силы» в период 2020-2023 годов и воздействующим на нее факторам. Представлен анализ перспективных направлений гуманитарной политики, которые оказывают значительное влияние на повышение привлекательности России в глобальном рейтинге «мягкой силы», особое внимание уделено политике в области высшего образования и науки.
Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к важному событию в истории Саратовского университета – 90-летию открытия исторического факультета, который стал третьим истфаком в РСФСР. Рассмотрены обстоятельства учреждения факультета, начало и основные этапы его деятельности. Показан вклад в подготовку специалистов с высшим историческим образованием, важнейшие научные достижения и роль ведущих ученых.
Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
Исследована тропологическая природа личностного языка. Личностный язык представляет собой то имплицитное содержание грамматических структур, которое выходит за рамки словарных значений употребляемых в речевой практике слов и выражений. На основе разработок представителей Харьковской лингвистической школы делается вывод о метафорическом характере личностного языка. Личностные смыслы, которыми субъект наделяет используемые им общезначимые понятия, могут рассматриваться как метафорические, переносные значения этих понятий, поскольку являются результатом соотнесения нового изучаемого явления действительности с наличным субъективным опытом и переноса значений с уже известного на познаваемое. Тропологический характер личностного языка проявляется как в художественном творчестве, так и в научном познании, что указывает на их глубинную связь. Иносказательное употребление научных терминов продемонстрировано на примере классификации живых организмов. При отнесении той или иной особи к определенному виду ученый-таксономист обнаруживает у нее признак, который он считает существенным для данного вида. Таким образом, характеристики конкретной таксономической группы применяются к наблюдаемому животному или растению, значения известных терминов переносятся на новый исследуемый объект. Описанный представителем Харьковской школы А. А. Потебней механизм возникновения нового слова в иносказательном значении позволяет объяснить и метафорическое употребление научных терминов. В основе любой классификации лежит «сдвиг» исходных смыслов используемых понятий, распространение их на новое явление. В процессе отнесения изучаемого объекта к некой категории выделяются его свойства, которые сопоставляются с отличительными особенностями данной категории объектов.