ТЕОРИЯ ПОЛЯ Б. ХАЙМА, ПРИМЕНЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ, КВАНТОВЫЙ ПОДХОД, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Актуальность представленного исследования определяется тем, что в современных условиях постиндустриальной эпохи существенные изменения претерпела практика менеджмента, требующая адекватного модельного описания. Целью представленной работы является модельное описание развития современного менеджмента, отвечающего реалиям управления социально-экономическими системами в постиндустриальную эпоху. Научная новизна полученных результатов заключается в том, что на основе исследования сущности и содержания моделей поколений М1.0, М2.0 и М3.0, сформированных в XX веке, в результате выявления значимых признаков обоснована модель менеджмента М4.0, адекватно отражающая процессы управления в современных условиях постиндустриального развития как минимум в трех направлениях: цели деятельности в рыночной среде; характер принятия управленческих решений; развитие организационных структур. Показано, что в части целей деятельности в рыночной среде в модели М4.0 необходимо не только продолжение конкурентной борьбы компании на уже существующих рынках, но и с создание сегментов новых, ранее не существовавших рынков, при возрастающем рыночном спросе. В части принятия управленческих решений в модели М4.0 делается акцент на заинтересованность компаний в поиске, удержании и развитии талантливых сотрудников, способных принимать управленческие решения в возникающих нестандартных ситуациях развития, когда автоматизированные системы не способны вырабатывать управленческие решения. В части развития организационных структур в модели М4.0 рассматривается комбинация холакратического менеджмента для сегментов новых рынков при сохранении общей централизация управления основными ресурсами. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для дальнейшего описания моделей развития менеджмента, отражающих реалии развития экономики в постиндустриальную эпоху.
Введение. Актуальность представленного исследования определяется тем, что ускорение климатических изменений на планете оказывает существенное влияние практически на все сферы экономической и социальной жизни человечества, что предъявляет новые требования как к информации, предоставляемой гидрометеослужбами, так и к кадровому составу руководителей и специалистов ее обеспечивающих.
Постановка задачи. Цель исследования – обобщение мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб в интересах формирования системы требований к кадровому обеспечению и подготовке кадров руководящих работников и специалистов гидрометеослужб системы Росгидромета.
Методика и методология исследования. Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные перспективным требованиям к навыкам и компетенциям руководящих работников и специалистов гидрометеослужбы.
Результаты. Новизна полученных результатов состоит в том, что на основе обобщения мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных гидрометеослужб установлено, что при формировании стратегий управления персоналом, с одной стороны, выдвигаются требования к широкому спектру компетенций персонала, владеющего как традиционными технологиями, так и инновационными технологиями обработки и интерпретации информации на базе IT. С другой стороны, гидрометеослужбы предъявляют повышенные требования и к себе, что проявляется в стратегических устремлениях сформировать для своих сотрудников цельную систему мотивации, охватывающую все уровни человеческих потребностей согласно содержательным теориям мотивации: от экономической конкурентоспособности до возможностей обучения, развития и самовыражения.
Выводы. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования мирового опыта развития перспективных требований к навыкам и компетентности руководящих работников и специалистов национальных метеослужб при формировании стратегий управления персоналом гидрометеоструктур системы Росгидромета.
Представлены результаты анализа базовых положений эволюционной теории стратегического развития Р. Нельсона и С. Уинтера, представляющей собой одну из ветвей школы обучения стратегического менеджмента Ч. Линблома. Продемонстрировано, почему Р. Нельсон и С. Уинтер пришли к пониманию того, что стратегические изменения в организации в большей степени следствие взаимодействий, нежели влияние менеджмента как такового.
Даны пояснения основных постулатов эволюционной теории стратегического развития Р. Нельсона и С. Уинтера с точки зрения современной постиндустриальной экономики, включая интерпретацию: изменений в организации как результат кумулятивного взаимодействия ее основных рабочих подсистем (подразделений); взаимодействия в организации между установившимися рутинными и новыми ситуациями как важного источника обучения; взаимосвязанности рутинных действий в организации, когда изменения в одном их ряду влияют на другой, приводя в итоге к цепной реакции; ориентации менеджмента организации преимущественно на бенчмаркинг.
Продемонстрировано, что предложенное Р. Нельсоном и С. Уинтером управление стратегическим развитием организации эволюционным путем на основе осуществления изменений посредством внедрения имитационных инноваций, полученных в результате бенчмаркинга, действительно является одним из самых надежных путей стратегического развития, что подтверждает опыт стратегического развития подобным путем передовых стран Юго-Восточной Азии (Японии, Южной Кореи, Китая, Индии и др.).
Актуальность представленного исследования определяется объективной необходимостью рассмотрения с теоретико-методологических позиций кризиса Великой депрессии 1920-х гг. как базы для сравнительного анализа с современным мировым экономическим кризисом 2020-х гг. Целью представленных исследований является выявление предпосылок формирования и последствий прохождения кризиса Великой депрессии в 1920-е гг. как базы для сравнительного анализа с современным мировым экономическим кризисом. Новизна полученных результатов заключается в выделении основной предпосылки формирования кризиса Великой депрессии 1920-1930-х гг., вынужденного перехода американской экономики с высокорентабельных «рельсов» производства и продажи вооружения и военной техники (и сопутствующей продукции) после окончания Первой мировой войны в гораздо менее рентабельные сектора экономики. В качестве же основного последствия кризиса Великой депрессии 1920-1930-х гг. выделены усилия США по смещению в свою сторону центра принятия решений в системе международных отношений в рамках созданной Версальско-Вашингтонской системы. К важным последствиям следует также отнести действия по формированию в Европе нового сильного агрессора посредством реализации планов Дауэса и Юнга в интересах развязывания Второй мировой войны на европейском континенте, ослабления ее участников и усиления тем самым позиций США путем перенаправления туда потоков финансового и человеческого капитала по аналогии с Первой мировой войной. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования для анализа динамики и ожидаемых последствий протекания мирового экономического кризиса 2020-х гг.