Формирование профессиональной идентичности и мотивации у будущих учителей начальных классов в процессе учебной практики (2024)

Введение. В статье исследуется проблема формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов в процессе освоения ими дисциплины «Учебная практика (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))». Современный этап профессиональной подготовки будущих педагогов ориентирован на овладение ими способов интеграции учебных предметов для организации развивающей исследовательской деятельности, что отражено в «Ядре высшего педагогического образования». Цель статьи состоит в обосновании пути формирования профессиональной идентичности и мотивации будущих учителей в процессе учебной практики (научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы))».

Материалы и методы. Теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий опросник профессиональной идентичности студентов (У. С. Родыгиной), диагностирующий внутреннюю позицию студентов по отношению к будущей профессии, компонентами которой являются характеристики профессиональной идентичности студентов «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность»; методику на определение мотивации профессионального обучения (В. Г. Каташев), позволяющую изучить и проанализировать уровень мотивации обучающихся в контексте их профессионального образования; методы математической статистики.

Результаты исследования. Тестирование студентов – будущих учителей начальных классов – в процессе учебной практики по получению первичных навыков научно-исследовательской работы позволило сделать вывод о нормальном уровне сформированности мотивации будущих учителей начальных классов. В результате исследования было выявлено, что по опроснику «Профессиональная идентичность студентов» (У. С. Родыгина) наибольший средний балл отмечен по шкале «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в профессии», наименьший средний балл соответствует шкале «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии». Полученные результаты по диагностике «Методика на определение мотивации профессионального обучения» показали, что наибольший средний балл соответствует нормальному уровню мотивации, наименьший – среднему уровню мотивации.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты исследования обосновывают актуальность проблемы формирования профессиональной идентичности и мотивации у студентов факультета подготовки учителей начальных классов в процессе учебной практики. Реализуемая на факультете учебная практика играет ключевую роль в формировании первичных навыков научно-исследовательской работы у студентов. Особенности реализации данного вида практики заключаются в том, что процесс обучения будущих педагогов состоит из трех модулей: методологические основы научного познания; методы психолого-педагогического исследования; оформление результатов научной работы. Каждый модуль направлен на достижение цели практики: получение первичных навыков научно-исследовательской работы по организации и проведению психолого-педагогического исследования в образовании, обработке и представлению его результатов. Задания модулей направлены на выполнение студентами ряда практических действий: изучение основ научного метода; выбор темы и вопроса исследования; обзор литературы; сбор и анализ данных; интерпретация результатов; написание научной статьи или отчета; подготовка презентации; практика публичных выступлений; сотрудничество с научным руководителем; публикация и обратная связь. Авторами подчеркивается эффективность заданий, использованных в процессе формирования научно-исследовательских навыков у обучающихся.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 3 (2024)
Автор(ы): Кудинов Владимир Валерьевич, Фортыгина Светлана Николаевна
Сохранить в закладках