Введение. Совместная деятельность в детско-родительских отношениях содержит значительный и мало изученный ресурс развития личности младшего школьника. Неблагоприятные тенденции личностного развития младшего школьника на заключительном этапе начального общего образования, такие как снижение мотивации учения и самооценки, повышение тревожности, социальные дефициты, значимо влияют на академическую успешность, что обуславливает актуальность и востребованность решения данной проблемы. Цель статьи – представление результатов научно-теоретического обоснования и экспериментальной апробации программы психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником как фактора развития его личности.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 99 младших школьников 10-11 лет, обучающихся в четвертом классе (50 мальчиков и 49 девочек), а также их родители в возрасте от 29 до 53 лет (80 матерей и 19 отцов). В качестве диагностического инструментария использовались: методика исследования учебной мотивации М. В. Матюхиной (модификация Н. Ц. Бадмаевой); методика оценки школьной мотивации Н. Г. Лускановой; шкала личностной тревожности А. М. Прихожан (форма «А»); методика измерения самооценки Т. В. Дембо и С. В. Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан); методика социометрии Я. Морено (модификация В. Р. Шмидт); опросник изучения структуры субъектности Е. Н. Волковой и И. А. Серегиной (модификация М. А. Пыжьяновой).
Результаты исследования. Обобщены отечественные и зарубежные исследования по проблеме совместной деятельности в детско-родительских отношениях как фактора развития личности младшего школьника. Определены научно-теоретические основы, цели, задачи, содержание и этапы реализации программы психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско-родительских отношениях с младшим школьником. Получены результаты апробации авторской программы, свидетельствующие об оптимизации развития основных личностных сфер младшего школьника: мотивационной, эмоциональной, сферы самосознания и субъектности личности.
Обсуждение и заключения. В результате апробации программы были выявлены закономерности динамики показателей основных личностных сфер младшего школьника в условиях психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности в детско- родительских отношениях с младшим школьником. Проведенный анализ позволил раскрыть механизмы влияния родительского взаимодействия в процессе позитивной совместной деятельности с ребенком на развитие его личности.