В статье раскрываются общие представления о содержании и функциях гуманитарных технологий в образовании, которые могут быть направлены как на применение методов развития человека, так и на внедрение способов управления его поведением. Предлагается авторская концептуализация гуманитарных технологий в образовательной сфере, выделяются ключевые характеристики данной категории на современном этапе. Исходя из обзора научных публикаций автор выделяет приемы обучения для достижения поставленной цели и техники воздействия для совершения нужных действий. Статья исследует переход гуманитарных технологий в образовании от традиционных методов к цифровым инструментам антропоцентрических практик. В статье также предлагается сравнительный анализ традиционных средств обучения и новых образовательных практик, внедряемых на основе гуманитарных технологий, преимущественно цифровой природы. Автор отмечает, что гуманитарные технологии преодолевают технократическую парадигму, формируя «экосистемы соразвития», где технологии активируют приращение человеческого потенциала. В статье предложены ключевые направления развития концепции гуманитарных технологий в сфере образования, содержащиеся в современном академическом дискурсе.
Статья посвящена исследованию динамики эмиграционных настроений среди российских граждан в период с 2020 по 2025 г. На основе анализа данных ВЦИОМа, Левада-Центра, Института Гэллапа авторы выявляют тенденции снижения эмиграционного потенциала на фоне значимых внешнеполитических и внутренних событий. Особое внимание уделяется влиянию факторов пандемии коронавируса, проведения специальной военной операции, внутренней мобилизации и повестки дня на общественные установки. Результаты показывают, что, вопреки классическим моделям push-pull миграции, эмиграционные намерения граждан России достигли исторического минимума. Объяснение видится в усилении патриотических настроений, консолидации общества и переоценке ценности гражданства в условиях мировой конфронтации.
Статья предлагает аналитический обзор возможных цивилизационных траекторий развития России в контексте постглобального мира. В статье исследуются три конкурирующих и потенциально взаимодополняющих цивилизационных сценария будущего России - имперский, технократический и неоевразийский. Обосновывается, что они представляют собой не просто политические стратегии, а комплексные мировоззренческие и институциональные проекты, апеллирующие к различным фрагментам исторической памяти, культурной идентичности и стратегического воображения. Анализируются их основания, внутренние противоречия и возможности интеграции в условиях трансформации мирового порядка.
В статье рассматриваются идеологические аспекты создания военно-политического блока НАТО, которые раскрываются в официальных документах и публичных выступлениях. Автор анализирует ключевые положения фултонской речи У. Черчилля, доктрины Трумэна, Вашингтонского договора, плана «Дропшоп», ноты СССР о создании системы коллективной безопасности, Варшавского договора. Автор приходит к заключению об агрессивном характере блока НАТО, созданного не столько для реализации политики сдерживания, сколько для установления политики мирового доминирования США.
В статье рассматривается дискурс гуманитарных технологий в современных зарубежных исследованиях, раскрывается категория «гуманитарные технологии», описываются ее ключевые характеристики, приводится сравнение отечественного и зарубежного подходов к пониманию гуманитарных технологий. Авторы считают, что в зарубежных и российских исследованиях понимание гуманитарных технологий существенно разнится. В зарубежных исследованиях дискурс состоит в анализе внедрения цифровых технологий в сферу гуманитарной помощи людям, оказавшимся по различным причинам в бедственном положении. В российских исследованиях дискурс включает множество аспектов влияния на сознание человека посредством коммуникации в различных сферах жизни.