Статья предлагает аналитический обзор возможных цивилизационных траекторий развития России в контексте постглобального мира. В статье исследуются три конкурирующих и потенциально взаимодополняющих цивилизационных сценария будущего России - имперский, технократический и неоевразийский. Обосновывается, что они представляют собой не просто политические стратегии, а комплексные мировоззренческие и институциональные проекты, апеллирующие к различным фрагментам исторической памяти, культурной идентичности и стратегического воображения. Анализируются их основания, внутренние противоречия и возможности интеграции в условиях трансформации мирового порядка.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
XXI в. все более отчетливо проявляется как век цивилизационных сдвигов, кризисов универсалий и глобального институционального дрейфа. Страны, ранее интегрированные в миропорядок модерности, оказываются перед выбором – следовать логике инерционной интеграции в разрушаемые глобальные цепочки или строить собственные цивилизационные контуры, основанные на альтернативных культурных, духовных, исторических основаниях.
Список литературы
1. Гавриленко О.В. 2023. Социальные технологии в эпоху “надзорного капитализма”: цифровизация и власть алгоритмов. - Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. Т. 29. № 3. С. 145-165. DOI: 10.24290/1029-3736-2023-29-3-145-165
2. Гумилев Л.Н. 2023. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс. 560 с.
3. Данилевский Н.Я. 2008. Россия и Европа. М.: Изд-во Института русской цивилизации. 816 с.
4. Дугин А.Г. 1997. Основы геополитики: геополитическое будущее России. М.: Арктогея. 608 с.
5. Дугин А.Г. 2024. Четвертый путь. Введение в четвертую политическую теорию. М.: Академический проект. 683 с.
6. Зубофф Ш. 2025. Надзорный капитализм или демократия? М.: Издательство Института Гайдара. 360 с.
7. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. 2020. Синергетика и прогнозы будущего. Кн. 2. Образование. Демография. Проблемы прогноза. М.: Ленанд. 384 с.
8. Кара-Мурза С.Г. 2008. Советская цивилизация. М.: Эксмо. 1200 с. EDN: QPJTOB
9. Орлик И.И. 2010. Евразийская идея: возникновение и эволюция. - Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Всеобщая история. № 4. С. 7-21.
10. Пантин В.И., Лапкин В.В. 2020. Переходная эпоха 2020-х - 2040-х гг.: циклы, сингулярность и альтернативы нежданного будущего. - История и современность. № 1(35). С. 66-93. EDN: MVLBLB
11. Проханов А.А. 2007. Пятый имперский проект. М.: Амфора. 624 с.
12. Радкевич К.В., Шабага А.В. 2021. Евразийство и геополитика: социальные мифологемы пространства. - Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология. Т. 21. № 1. С. 139-153.
13. Резник Ю.М. 2020. Два проекта цивилизационного будущего России: Хантингтон против Данилевского (опыт актуальной реконструкции). -Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 4. С. 10-22. EDN: CZUUVU
14. Тойнби А.Дж. 1991. Постижение истории: сборник. М.: Прогресс. 730 с.
15. Трубецкой Н.С. 1999. Наследие Чингисхана. М.: Аграф. 554 с.
16. Угрин И.М. 2017. Российская государственность и имперская парадигма: философский анализ. М.: Изд-во ИФ РАН. 106 с. EDN: YOWWGG
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы переформатирования институциональных основ власти, социальных элит и массовой ментальности в условиях сетевизации. В сетевой парадигме исследований новый принцип организации общества характеризуется процессами постоянного движения, прерывности связей и отношений. Сетевые элиты - киберэлиты и социокультурные сообщества - формируются не по принципу концентрации вокруг политического единого центра принятия решений, а по способности управления потоками коммуникации - обладания ценным знанием и сетью связей, распространяющих это знание по сети, вызывая широкий общественный резонанс. Власть традиционного типа впадает в зависимость от новых сетевых элит. Массовое сознание вынуждено подтягиваться к новым условиям, повышать уровень образованности и компетентности. Образование срединного пространства - нетосферы в глобальном масштабе становится важным условием перехода локальных социально-политических отношений на новый этап.
Статья посвящена пониманию природы гибридной войны, собирательный термин которой описывает ее как агрессию, находящуюся в серой зоне между войной и миром, сочетание военных и невоенных способов ведения войны с целью достижения определенных политических, экономических или иных целей. Автор утверждает, что избежать или преодолеть нормативные и стратегические дилеммы, которые несет с собой «война без границ», вряд ли возможно без пересмотра исторически сложившегося понимания войны. Поэтому фокус исследования смещается на рассмотрение традиционного понимания войны как симметричного и регулируемого на международном уровне противостояния двух противников, а также сложной взаимосвязи между историческим военным опытом и вытекающими из него идеями войны. Подводя итоги, автор отмечает, что гибридная сущность войны не поддается четкому концептуальному определению, но, тем не менее, может быть понята в своих разнородных элементах и характеристиках, являясь полезным средством для размышлений о прошлом, настоящем и будущем войны.
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
В статье выполняется анализ динамики развития среднего профессионального образования как важного фактора социально-экономического регионального роста. Автор рассматривает различные корреляции между СПО и сценариями регионального развития, описывает различные составляющие концепции развития СПО на примере Иркутской области. В статье показано, что система среднего профессионального образования может выступать и драйвером социально-экономической трансформации области, и возможным механизмом решения проблем, связанных с зависимостью от традиционного сырьевого сценария развития региона.
Актуальность статьи связана с изменениями государственной политики по приоритетам пространственного развития России в сторону малых городов и сельских поселений. Новые национальные проекты ставят перед ними трудные задачи в силу недостаточного числа профессиональных работников по реализации государственных политических вопросов. Авторы анализируют системные меры, принятые для решения поставленных проектами задач в Дальневосточном федеральном округе, в т. ч. ключевой проблемы - демографической, с чем связан продолжающийся миграционный процесс. Показаны социальные проблемы Приморского края, в частности в малых городах Спасск-Дальний и Большой Камень, потери населения из-за миграционных процессов, требующих наличия приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Авторы обращают внимание на значение и недостатки специально разработанного Индекса качества городской среды. В век технологий особо отмечается необходимость в регионах новой культуры управления, его эффективность, ответственность. Авторы выдвигают суждение об изменениях в молодежной политике, предлагают возможные решения проблем образования в малых городах и на селе. Результаты исследования могут быть рекомендованы управленческим структурам регионов.
Тема государственного регулирования регионального развития раскрывается с позиции теории и практики государственного управления, снижения социально-экономического неравенства отдельных регионов страны и достижения сбалансированного развития территорий. Автор обобщает теоретические основы оценки государственного регулирования регионального развития и выделяет семь направлений регулирования: формирование региональной политики, финансовую поддержку, инвестиционную политику, социальную политику, развитие инфраструктуры, экологическую политику, научно-техническое сотрудничество, мониторинг и контроль, а также соответствующую систему мер, включая выработку целей, задач государственного регулирования регионального развития, мероприятий по их достижению, формализованную в виде документов стратегического планирования, показателей оценки его эффективности. В статье выделяются цели и задачи, формы, методы и инструменты регулирования регионального развития на современном этапе. Значимой характеристикой государственного регулирования регионального развития в РФ в настоящее время является увеличение роли программно-целевого подхода, который, заменяя затратный подход, выступает элементом управления социально-экономическими процессами на уровне регионов, позволяя управлять целеполаганием, формировать ресурсное сопровождение, выстраивать дорожные карты и время работ по достижению целей, учитывать региональную специфику при управлении, адаптировать государственные стратегии к местному заделу. На примере отдельной региональной программы поддержки автор изучает порядок реализации программно-целевого подхода и его результативность, нормативно-правовое сопровождение, индикаторы оценки эффективности (результативности) государственного регулирования регионального развития.
В статье представлены результаты анализа коммуникативных приемов, тактик и стратегий формирования медийного дискурса как механизма политизации спорта (на примере санкций в отношении российского спорта). Эмпирическую базу исследования составили 545 публикаций шести авторитетных изданий, таких как Российская газета, Известия, The Washington Post, The New York Times, The Guardian и The Independent. Автор приходит к выводу, что в отечественных газетах преобладают стратегии самопрезентации (в выгодном свете) и дискредитации западных оппонентов, а в зарубежных - дискредитации России и манипуляции.
Статья посвящена опыту Советского Союза 1920-1940-х гг. в области преодоления спортивных санкций и спортивной изоляции. Оказавшись после Октябрьской революции в идеологической конфронтации с Западом, руководство СССР выдержало жесткий прессинг тогдашнего «международного сообщества» практически по всем направлениям своей деятельности, в т. ч. в сфере физкультуры и спорта. При этом СССР не только устоял в таком противоборстве, но и сумел выстроить уникальную модель органичного сочетания и взаимодополнения «большого спорта» и спорта массового. Кроме того, за счет игры на противоречиях капиталистических стран СССР периодически удавалось прорывать спортивную блокаду не только по линии Спортинтерна, но и по линии двустороннего сотрудничества с отдельными странами и территориями. В итоге международные официальные спортивные структуры (МОК и др.) были вынуждены не только интегрировать советских спортсменов в свои ряды, но и сделать это в инициативном порядке, да еще после выполнения жестких требований со стороны СССР.
В статье исследуется понятие «национальный бренд», введенное британским PR-специалистом С. Анхольтом в 1998 г. Автор анализирует различия между понятием «национальный бренд», «национальный имидж» и «образ страны». В статье анализируется роль национальных бренд-амбассадоров - категории для обозначения личностей или компаний, которые могут эффективно канализировать бренд-послания своей страны. Примеры Швеции и Южной Кореи позволяют выявить, как компания ИКЕА транслирует скандинавские ценности и стиль жизни, а K-pop айдолы способствуют формированию эмоциональной связи с корейской культурой.
Статья посвящена комплексному рассмотрению проблемы укрепления национальной идентичности России на основе исторически сложившихся духовных ценностей, при этом особое внимание уделяется роли ислама в условиях конфессионального многообразия и светского характера государства. Автор ставит цель - выявить институциональные механизмы и общественные практики, способствующие сохранению и защите русской культуры и традиций, а также анализирует потенциал и ограничения интеграции ислама в общенациональную идентичность. При этом подчеркивается важность системных мер государственного регулирования, образовательной и миграционной политики, а также информационного сопровождения с целью предотвращения радикализации и сохранения приоритета русских ценностей. Значимость темы объясняется тем, что, с одной стороны, Россия исторически отличается многонациональным и многоконфессиональным составом, где ислам традиционно занимает весомое место; с другой - растущая глобализация, миграционные процессы и риск экстремистских проявлений ставят перед российским обществом задачу эффективно оградить свою культурную и цивилизационную самобытность от возможного негативного влияния внешних факторов. В заключение обосновывается необходимость сбалансированного подхода, сочетающего поддержку исконных религиозных конфессий и защиту русских духовно-культурных ценностей, что позволит гармонично укреплять национальную идентичность России без чрезмерного влияния ислама на общественно-политические процессы и традиционный уклад страны.
С 2022 г. в России реализуется комплекс мер, направленных на укрепление суверенности национальной системы общего образования. Однако процесс суверенизации образовательной системы стал мишенью внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В статье авторы выделяют применяемые технологии внешнего информационного давления на суверенизацию системы общего образования в России и отмечают, что внешние сетевые акторы используют спектр манипулятивных технологий, которые подобраны в зависимости от целевой группы информационного воздействия. В статье отдельно рассматриваются визуальные технологии манипулятивного характера, такие как мемы, направленные на дискредитацию инструментов формирования суверенной системы образования.
Статья посвящена анализу интернет-мемов как инструмента формирования политических установок. Автор опирается на нейрофизиологические и бихевиористские исследования, объясняющие механизмы восприятия и закрепления информации; рассматривает, каким образом интернет-мемы способны вызывать у аудитории устойчивые ассоциации с определенными политическими нарративами. Особое внимание в работе уделяется роли повторения и социального подкрепления (лайки, репосты). Таким образом, на основании всех данных автор демонстрирует, что интернет-мемы не просто отражают общественные настроения, но и активно конструируют политическую реальность, оказывая влияние на общественные дискурсы и формируя идеологические предпочтения целевой аудитории.
В статье представлены результаты прикладного исследования социальных медиа как одного из источников ценностных установок российской молодежи. Анализ информационных потоков в социальных медиа позволил выделить два основных типа сообществ: прогосударственные, которые являются цифровым плацдармом для продвижения ценностей, соответствующих указу Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также оппозиционные сообщества, в т. ч. цифровые ресурсы ЛОМов и иноагентов, формирующие контрценностные потоки, базирующиеся на западных ценностях и нацеленные на вовлечение молодежи в них.
Цифровизация существенно изменила как методы работы специалистов с историческим материалом, так и методы интерпретации истории. В статье показано, что развитие цифровых технологий идет параллельно с усилением постмодернистской стилистики не только в истории, но и в культуре в целом. Цифровые технологии создают новые возможности для целенаправленного воздействия на историческое сознание. Автор обобщает смысловые результаты этого процесса и приводит конкретные примеры интернет-проектов на исторические темы, в которых при помощи специальных социально-технологических приемов формируются произвольные интерпретации событий прошлого. Сконструированные онлайн исторические мифы воспринимаются как реальность. В итоге тщательно срежиссированное историческое знание закрепляется в сознании пользователей.
Работа посвящена проблеме формирования технологического порядка в странах Центральной Азии (ЦА) при участии РФ и КНР. В статье приводится теоретическая основа анализа влияния РФ и КНР с точки зрения теорий структурного реализма и морального реализма. В работе рассматриваются факторы влияния РФ и КНР на страны региона, а также ключевые аспекты сотрудничества этих крупных держав с государствами ЦА в сфере развития высоких технологий, цифровизации и инновационной инфраструктуры на двухсторонней основе и в многостороннем формате в ЕАЭС и ШОС. Автор делает обзор взаимодействия как на межгосударственном уровне, так и по линии инвестиционной активности китайских и российских предприятий и транснациональных корпораций.
В статье исследуется проблема нейтрализации угроз информационной безопасности Российской Федерации в условиях специальной военной операции на Украине, военного положения, проведения контртеррористических операций в Белгородской, Брянской и Курской областях. Автор публикации предлагает комплекс мероприятий по оздоровлению массово-информационного пространства посредством медиагигиены.
Развитие технологий искусственного интеллекта ставит перед правовой системой новые вызовы, одним из которых является вопрос о его правосубъектности. В статье анализируются основные аспекты правосубъектности ИИ, включая его способность совершать юридически значимые действия и нести ответственность за их последствия. Автор рассматривает различные подходы к решению этой проблемы, включая правовые и этические аспекты, уделяя особое внимание перспективам признания ИИ в качестве субъекта права и возможным последствиям такого признания для правовой системы и общества в целом.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи технологических изменений и процессов глобализации. Показано, что технологические истоки глобализации способствуют преодолению человеком существующих ограничений, продвижению новых политических и социальных практик посредством обратной связи, а это, в свою очередь, укрепляет обоснованность последующих открытий. Уникальные технологии и передовые знания являются ключевым источником преимущества и власти. Уровень их сложности постоянно растет, поскольку это единственный способ сохранить позицию, дистанцию от конкурентов и влияние на функционирование общественной системы. Между государствами и корпорациями существует напряженность, обусловленная асимметрией доступа к знаниям и возможностям обустройства мира будущего. Автор делает вывод, что продолжающиеся технологические изменения открывают новые сферы конкуренции, конфликтов, политических и социальных изменений.
Издательство
- Издательство
- РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ВЛАСТЬ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121108, город Москва, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- Юр. адрес
- 121108, г. Москва, р-н Фили-Давыдково, ул. Пивченкова, д. 5, кв. 38
- ФИО
- Цыпляев Сергей Алексеевич (ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1255491