Создание корпоративных цифровых платформ и экосистем является перспективным направлением трансформации бизнес-моделей функционирования современных компаний. В качестве первопроходцев, опробовавших этот формат, выступили крупные российские и международные банки, но их опыт оказался достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать представителей крупного и среднего бизнеса из различных отраслей. Данный сегмент цифрового рынка формируется на наших глазах, и теоретико-методологический аппарат для его исследования развивается параллельно с возникновением новых форм самоорганизации бизнес-субъектов в реальной экономике. Авторы этой статьи поставили себе задачу изучить имеющиеся подходы к классификации цифровых экосистем и систематизировать их, составив единую, комплексную типологию. Результаты данного исследования представляют собой необходимый рабочий инструмент для выбора оптимальной стратегии развития компаниями, которые находятся на начальном этапе создания цифровых экосистем.
Технологическая трансформация финансового сектора характеризуется двумя встречными тенденциями, которые оказывают значительное влияние на развитие сложившейся финансовой системы: массовое распространение цифровых валют и внедрение технологий открытого банкинга. Цель данного исследования - рассмотреть варианты взаимодействия этих двух факторов и спрогнозировать, что может произойти в результате их резонанса. Автором проработано несколько вероятных сценариев будущего развития мировой финансовой системы и сделаны выводы о том, что оба фактора имеют потенциал для дальнейшего роста и трансформации финансового ландшафта, однако реальное состояние финансового рынка в будущем определяется способностью современных компаний адаптироваться к изменениям, внедрять инновации и обеспечивать высокое качество сервиса. В выборе оптимального сценария развития финансовой системы страны ключевую роль играют конкуренция, сотрудничество и государственное вмешательство.
В настоящее время становится всё более актуальным вопрос создания корпоративных цифровых экосистем, так как именно этот формат обеспечивает бизнесу необходимую конкурентоспособность в условиях цифровой трансформации финансового сектора и экономики в целом. Большинство исследований сфокусировано на опыте крупных банков и компаний из отрасли информационных технологий и телекоммуникаций, поскольку как раз они активно развивают свои цифровые экосистемы, лидируя по размеру и темпам роста. Цель данной статьи - систематизация теоретических подходов и имеющегося практического опыта создания цифровых экосистем компаниями среднего размера из банковского сектора и других отраслей. Цифровые экосистемы до сих пор в основном создаются на материале компаний - цифровых гигантов - или других субъектов крупного бизнеса. При этом многие компании среднего бизнеса испытывают острую необходимость переформатировать свои бизнес-модели в цифровые экосистемы, и во многих отраслях уже имеется подобный опыт. Наблюдение этого опыта, осмысление и поиск закономерностей позволят компаниям из разных отраслей сформировать стратегию цифровой трансформации. Для эффективного переформатирования банковской системы необходимо как осознание преимуществ создания цифровых корпоративных экосистем, так и понимание спектра возможных направлений дальнейшего развития.