Введение. На основе обобщения подходов к определению понятия «социокультурный институт» и выделения присущих ему признаков делается попытка выявления статуса генеалогических исследований в России, интерес к которым захватывает все большее число людей. Основная цель и задача - определение перспектив развития генеалогических исследований в нашей стране и возможности трансформации их статуса до уровня социокультурного института. Методология и источники. Автор опирается на работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам институализации в культуре (М. Вебер, О. Конт, М. Ориу, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, А. А. Радугин, О. А. Радугина и др.), удовлетворения человеком ценностей (Г. В. Ф. Гегель и К. Маркс). Материалами исследования послужили статьи и авторефераты диссертаций по генеалогии с 2000 по 2024 гг., контент социальных сетей и подкастов: «ГЕН-ТОК», «История тебя & ГЕНТЕХ», «Живая книга» И. Бивол, электронный журнал «Генеалогия для всей семьи» и другие, видеоматериалы фестивалей «ГЕНТЕХ». Результаты и обсуждение. При рассмотрении основных признаков социокультурного института и проведения параллели с тем, на каком уровне востребованности находятся генеалогические исследования, автор фокусирует внимание на разнообразии смыслов в содержании деятельности, осуществляемой участниками этого процесса. В ходе обобщения функций, которые могли бы выполнять генеалогические исследования в формировании духовно-нравственных ценностей общества, проведена параллель с положениями Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Заключение. Результаты исследования позволили заключить, что генеалогические исследования в России являются в настоящее время скорее социокультурной деятельностью, о которой много слышали, но пока мало знают. Она не стала формой привычной, а следовательно, востребованной и понятной для большинства российских семей, но имеет все шансы стать не только фактором их сплочения и формирования исторической памяти, но и традиционной социокультурной деятельностью, являющейся в обществе нормой, а не исключением.
На основе сопоставления ориентиров в Стратегиях технологического развития страны с 2016 по 2024 гг. демонстрируется сформировавшееся противоречие в базовых установках по отношению к системе подготовки кадров. Авторы ставят цель представить социологический анализ создавшейся на сегодняшний день ситуации и имеющихся возможностей реализации задачи по обеспечению технологического суверенитета страны квалифицированными кадрами. Теоретико-методологическая основа исследования строится на обращении к классическим работам, представляющим общество: как систему Т. Парсонса, Э. Гидденса, самоорганизующуюся систему Н. Лумана; трудам, освещающим вопросы влияния научно-технологического потенциала на уровень конкурентоспособности; государственным программам и нормативным документам, а также статистическим и аналитическим материалам.
Результаты. Обобщение данных по программам подготовки в СПО, а также реализуемым федеральным программам по его поддержке позволило заключить, что на данный момент ситуация характеризуется постепенным улучшением, но количество выпускников недостаточно для обеспечения возрастающих потребностей производства. Причинами являются как некачественная подготовка по дисциплинам естественного цикла в школах и соответственно нехватка для решения данной задачи педагогических кадров, так и последствия демографической ямы 90-х гг., приведшая к сокращению потенциальных студентов. Авторы полагают, что решение проблемы обеспечения квалифицированными кадрами не столько в постоянном увеличении количества выпускников, сколько в пересмотре программ их подготовки как и технологий самого производства с целью замены этапов операций, которые могут выполнять неквалифицированные специалисты, технологическими разработками, основанными на искусственном интеллекте. Реализация комплексного подхода должна быть обеспечена пересмотром программ обучения в вузах и институтах, а также привлечением талантливых разработчиков к проблеме совершенствования производства.