На основе сопоставления ориентиров в Стратегиях технологического развития страны с 2016 по 2024 гг. демонстрируется сформировавшееся противоречие в базовых установках по отношению к системе подготовки кадров. Авторы ставят цель представить социологический анализ создавшейся на сегодняшний день ситуации и имеющихся возможностей реализации задачи по обеспечению технологического суверенитета страны квалифицированными кадрами. Теоретико-методологическая основа исследования строится на обращении к классическим работам, представляющим общество: как систему Т. Парсонса, Э. Гидденса, самоорганизующуюся систему Н. Лумана; трудам, освещающим вопросы влияния научно-технологического потенциала на уровень конкурентоспособности; государственным программам и нормативным документам, а также статистическим и аналитическим материалам.
Результаты. Обобщение данных по программам подготовки в СПО, а также реализуемым федеральным программам по его поддержке позволило заключить, что на данный момент ситуация характеризуется постепенным улучшением, но количество выпускников недостаточно для обеспечения возрастающих потребностей производства. Причинами являются как некачественная подготовка по дисциплинам естественного цикла в школах и соответственно нехватка для решения данной задачи педагогических кадров, так и последствия демографической ямы 90-х гг., приведшая к сокращению потенциальных студентов. Авторы полагают, что решение проблемы обеспечения квалифицированными кадрами не столько в постоянном увеличении количества выпускников, сколько в пересмотре программ их подготовки как и технологий самого производства с целью замены этапов операций, которые могут выполнять неквалифицированные специалисты, технологическими разработками, основанными на искусственном интеллекте. Реализация комплексного подхода должна быть обеспечена пересмотром программ обучения в вузах и институтах, а также привлечением талантливых разработчиков к проблеме совершенствования производства.
Идентификаторы и классификаторы
Обострившаяся международная ситуация способствовала постановке в подписанной 28 февраля 2024 Стратегии научно-технологического развития страны (Указ № 145) задачи о необходимости обеспечения технологического суверенитета страны. Ориентир на технологическое развитие присутствовал и в более раннем тексте Стратегии 2016 г. (Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642), а также в его отредактированной версии 2021 г. (Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143). Можно было бы предположить, что реализация поставленных задач изначально должна быть обеспечена подготовкой профессиональных кадров соответствующего уровня. Но если мы вчитаемся более внимательно, то увидим существенную разницу между акцентами в Стратегиях разных лет, повлиявшую не только на систему профессионального образования
Список литературы
1. Андреева О.В. Технологический и финансовый суверенитет Российской Федерации: проблемы, противоречия, механизм обеспечения // Journal of Economic Regulation. 2014. Т. 5. № 4. С. 126-135. EDN: THKKNF
2. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 9. С. 2377-2394. EDN: KEKJUR
3. Ахмедьянова Г.Ф., Пищухин А.М. Онтологический анализ проекта передовой инженерной школы // Онтология проектирования. 2022. Т. 12. № 3(45). С. 299-309. DOI: 10.18287/2223-9537-2022-12-3-299-309 EDN: FMIHYN
4. Бедарева Л.Ю., Блинова Т.Н., Ломтева Е.В., Федотов А.В. Кадры технологического суверенитета и задачи трансформации системы СПО: опыт комплексного анализа // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 3. С. 6-25. DOI: 10.52944/PORT.2023.54.3.001 EDN: JRVRME
5. Блинова Т.Н., Федотов А.В., Коваленко А.А., Полушкина Е.А. Соответствие структуры подготовки кадров с высшим образованием отраслевой структуре экономики России. М.: Издательский дом “Дело” РАНХиГС. 2021.
6. Блинова Т.Н., Коваленко А.А., Федотов А.В. Сопоставительный анализ соответствия структуры и объемов подготовки кадров с высшим образованием потребностям развития экономики - региональный аспект. М.: Дело, 2021.
7. Блинова Т.Н., Коваленко А.А., Семионова Е.А., Федотов А.В., Шевцов Е.С. Кадры технологического суверенитета России - прежние проблемы и назревшие решения // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 4. С. 37-55. DOI: 10.15826/umpa.2022.04.029 EDN: UFKZDO
8. Бриллиантова В.В., Власова В.В., Фурсов К.С. Технологическое разнообразие и самообеспеченность производства передовыми производственными технологиями в российских регионах // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 4. С. 1224-1238. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-15 EDN: GFVOYC
9. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник. НИУ ВШЭ, М., 2019.
10. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2022: статистический сборник. НИУ ВШЭ, М., 2022.
11. Гудяева Л.А., Прыгунова М.И. Передовые инженерные школы как инструмент достижения национального технологического суверенитета в контексте региональной социально-экономической повестки // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 1(62). С. 13-19. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.62.504 EDN: XLMSBM
12. Ефимов А.В., Тихоновскова С.А. Технологический суверенитет России в контексте стратегических целей развития региональной экономики // Друкеровский вестник. 2022. № 4 (48). С. 165-172. EDN: WUGRQO
13. Индикаторы инновационной деятельности: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: НИУ ВШЭ, 2020.
14. Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 5. С. 12-22. EDN: VEETIV
15. Ленчук Е.Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 4. С. 72-91. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5 EDN: DAVRDY
16. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 2. С. 10-42. EDN: VFPICX
17. О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ: постановление Правительства РФ от 08.04.2022 г. № 619. https://clck.ru/3DDP5r.
18. Петров М.Н., Филиппов Я.С. Технологический суверенитет: эволюция Российских и зарубежных экономических моделей // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. № 5-1. С. 328-338. EDN: KPLJZF
19. Пинчук А.Ю. Формирование отечественной инженерной школы как формы эффективного ответа российского общества на большие вызовы // ЦИТИСЭ. 2021. № 1(27). С. 425-435. EDN: ZKIHBK
20. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. № 4. С. 88-96. EDN: BJFQTC
21. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад / Ф.Ф. Дудырев, К.В. Анисимова, И.А. Артемьев и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. М.: НИУ ВШЭ, 2022. EDN: IZTOEH
22. Шкаратан О.И. Общество как социальная система // Социологический журнал. 2011. №4. С. 117-143. EDN: PWIOJB
23. Шкодинский С.В., Кушнир А.М., Продченко И.А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. 2022. № 2. С. 75-96. DOI: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96 EDN: GYKHTL
24. Ćudić B., Alešnik P., Hazemali D. Factors impacting university - industry collaboration in European countries // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2022. No. 11(1). Pp. 1-24. DOI: 10.1186/s13731-022-00226-3 EDN: RBSSAM
25. Paap J. Mapping the Technological Landscape to Accelerate Innovation“ // Foresight and STI Governance. 2021. vol. 14. no 3, Pp. 41-54. DOI: 10.17323/25002597.2020.3.41.54
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сегодняшние вызовы, с которыми сталкивается современное общество, обуславливают необходимость использования международного языка для решения задач экономического, политического, научного, академического, социокультурного характера. Авторы рассматривают важность знания иностранного языка, подчеркивая присущие ему дополнительные ресурсы для профессионального становления будущих специалистов. Предметом рассмотрения данной статьи является процесс обучения иностранному языку в контексте проблемно-информационного подхода в ходе профессиональной подготовки студентов вуза. Авторами рассматривается процесс овладения иностранным языком на разных ступенях обучения и анализируются компоненты рабочих программ дисциплин: «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Иностранный язык в сфере научной коммуникации». Теоретическая значимость статьи заключается в рассмотрении основных понятий проблемного обучения и его важности не только для успешного овладения иностранным языком, но и успешной подготовки будущих специалистов, отвечающих всем требованиям современного рынка труда. Авторами также обоснована актуальность иноязычной подготовки студентов в контексте проблемно-информационного подхода, а также представлена специфика его реализации. Практической значимостью работы является предложенная авторами серия проблемных заданий, ориентированных на разные модели проблемных ситуаций, для обучения рецептивных видов речевой деятельности - иноязычному чтению и аудированию. Согласно исследователям, задания такого типа позволяют не только формировать и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, но способствуют формированию и развитию профессиональных качеств будущих специалистов, обладающих творческим мышлением и умеющих справляться с проблемами в различных нестандартных ситуациях в разных сферах деятельности человека.
Высокие требования со стороны государства и общества к современному сотруднику российской полиции актуализируют вопросы его профессионализации, которая первоначально осуществляется в образовательных организациях высшего образования МВД России. Профессионализация курсантов рассматривается как взаимосвязь адаптации к службе в органах внутренних дел и самореализации в ней. В статье затронут аспект адаптации. Целью исследования являлась описание профессиональной адаптации курсантов на различных этапах обучения в контексте процесса профессионализации, а анализ литературы по проблеме, диагностика уровня профессиональной адаптированности обучающихся и сравнение результатов с выводами других авторов - задачами исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе одной из образовательных организаций высшего образования МВД России с привлечением 219 обучающихся. В качестве методов исследования использовались анкетирование и тестирование уровня профессиональной адаптированности. В результате проведенной диагностики был обнаружен более высокий уровень профессиональной адаптированности у курсантов 1 и 5 курсов по отношению к уровню обучающихся 3 курса. В работах других исследователей тенденция нашла свое подтверждение, более того, прослеживается связь профессиональной адаптации с мотивацией, потенциалом личности курсантов, их профессиональной идентичности и степени вовлеченности в учебную и служебную деятельность. Полученные данные необходимы для проектирования организационных и педагогических условий для успешной профессионализации курсантов. Такое исследование в МВД России проводилось впервые. Однако чтобы полностью раскрыть сущность и структуру профессионализации курсантов на каждом отдельном этапе обучения приведенной в статье характеристики профессиональной адаптации недостаточно и требуются дальнейшие исследования.
В статье представлен материал, посвященный организации внеучебной деятельности по физической культуре в высшем учебном заведении. Актуальность данной темы обусловлена структурными и содержательными изменениями в образовательных программах бакалавриата и рабочих программах по физической культуре, которые привели к возрастанию роли внеучебной деятельности в формировании физкультурной компетентности студента. Данное обстоятельство требует рассмотрения вопросов планирования, организации и методического обеспечения названного вида педагогической деятельности. Цель исследования состоит в выявлении организационных и воспитательных аспектов студенческих мероприятий спортивной и оздоровительной направленности, проводимых в свободное от учебных занятий в вузе время. В качестве примера по организации внеучебной работы, осуществляемой преподавателями кафедры физической культуры и спорта, предложен ряд физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в Омском государственном аграрном университете имени П. А. Столыпина. Анализ и обобщение педагогического опыта в системе высшего образования, данных литературных источников по проблемам физического воспитания студенческой молодежи позволили сделать практические рекомендации по основам планирования, целеполагания и организационных особенностей внеучебной деятельности по физической культуре. Подчеркнута возможность повышения эффективности этой деятельности за счет равномерного распределения мероприятий на протяжении учебного года, привлечения к участию студентов с разным уровнем физической, спортивно-технической подготовленности и мотивации в сфере физической культуры и спорта. В дополнение к календарному плану организаторы для каждого мероприятия должны определить цель, разработать программу, создать праздничную атмосферу, обеспечить безопасность зрителей и участников, создать условия для информационного освещения запланированного события.
Статья посвящена изучению представлений современной молодежи о семейных ценностях. Проблема семейных ценностей вновь становится актуальной и востребованной в условиях провозглашения приоритета воспитания, реализации рабочих программ воспитания на всех уровнях образования, имеющих единые концептуально-ценностные основания к организации воспитательного процесса, в том числе на основе аксиологического подхода. Проводится анализ содержания понятия «семейные ценности» в контексте изучения нормативной правовой документации, регламентирующей деятельность образовательных организаций высшего образования в сфере воспитания, и иных источников на основе междисциплинарного подхода к пониманию рассматриваемых категорий «ценность», «семейные ценности». Дано теоретическое обоснование эссе как метода изучения представлений студентов о семье и семейных ценностях, приведены структура анализа и интерпретация результатов. Выводы изучения представлений студентов о семейных ценностях позволят сформировать образ семьи, выделить семейные ценности, их место и роль в жизненных ценностях молодежи, выявить тенденции в развитии представлений молодежи о семейных ценностях, определить перспективы в воспитательной работе со студентами в формировании у них традиционных национальных ценностей.
Актуальность исследования обусловлена использованием полипарадигмального подхода к рассмотрению языковой личности переводчика, включающего когнитивный, культурологический, синергетический, компетентностный аспекты. Когнитивный аспект основан на изучении языкового сознания личности, синергетический - на достижении гармоничного переводческого мировоззрения, культурологический аспект - на необходимости взаимосвязанного изучения языков и культур, компетентностный - на формировании личностной межкультурной компетентности. Цель проводимого исследования состоит в обосновании полипарадигмального подхода к изучению языковой личности студента-иностранца - будущего переводчика. В результате исследования установлено, что в цифровую эпоху в связи с внедрением искусственного интеллекта возникают новые тенденции в формировании профессионального билингвизма переводчика-человека, взаимодействующего с искусственным интеллектом. В основу данного исследования положены результаты накопленного педагогического опыта и теоретических положений в данной сфере, объединяющей образовательное пространство двух университетов (ПНИПУ, Россия и КРУ им. А. Байтұрсынұлы, Казахстан), полученные результаты могут быть использованы как в процессе подготовки студентов-билингвов, так и при разработке учебных программ для университетов.
В статье рассматривается роль студенческих стартапов в целом и их внедрение в учебную программу в качестве дипломных проектов в частности. В статье представлен обзор и краткая история студенческого стартапа как концепции и термина. Подчеркивается, что, с одной стороны, существует современный запрос на поощрение студенческого предпринимательства, наращивание социального капитала студентов и сотрудничество университета с профессиональным сообществом, но проблематичность реализации подобных проектов, с другой. Авторы утверждают, что внедрение практики стартапов является наиболее сложной задачей для преподавателей и для студентов академических программ, не связанных с бизнесом, и требует определенных изменений, как в стратегиях преподавания, так и в учебных планах. В статье рассматривается существующий опыт студенческих стартапов, созданных студентами неэкономического направления и подчеркивается, что в таких условиях преподавание и организация дополнительных мероприятий становятся основным инструментом продвижения предпринимательских идей и проектов среди студентов. Авторы утверждают, что подобный подход может принести пользу в подготовке обучающихся, а трансдисциплинарные проекты могут послужить практико-ориентированной основой для студенческих стартапов. Авторы описывают этапы реализации стартапа как ВКР и показывают, как определенный студенческий проект может позже привести к созданию полноценного нового предприятия.
В статье предложен анализ подходов и успешных практик подготовки воспитателей для кадетских классов. В ходе исследования были использованы различные группы методов, включая метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, правовых документов; анализ, систематизация и обобщение полученных данных; комплексный анализ, классификация и структуризация информационных и статистических данных; метод моделирования; обобщение результатов исследования. В результате разработаны и теоретически обоснованы системные решения подготовки воспитателей кадетских классов. Следует отметить, что одной из концептуальных идей подготовки воспитателей для кадетских классов является идея непрерывности и индивидуализации профессионального развития педагогов в сфере воспитания и социализации обучающихся. Непрерывное профессиональное развитие педагогов, в том числе воспитателей кадетских классов, осуществляется через интеграцию формального и неформального образования, а также посредством самообразования и саморазвития. Воспитатели кадетских классов должны обладать компетенциями, необходимыми для полноценной реализации профессиональных функций в организации воспитания и социализации обучающихся, так как воспитатель кадетского класса работает не только с обучающимися, но и с семьями кадет, акцентируя внимание на вопросах социальной защиты, воспитания, формирования здорового общественного мнения и настроения. В задачи воспитателя учебного курса входит изучение настроения, запросов и нужд детско-родительских отношений в семьях кадет и систематическое информирование руководство и специалистов различных служб о назревших задачах работы с родителями кадет. Подготовка воспитателей кадетских классов ориентирована на формирование у воспитателей ряда умений: производить анализ успеваемости и включенности обучающихся в воспитательный процесс, выстраивать эффективную коммуникацию, организовывать деятельность по профилактике негативных проявлений и правонарушений.
В статье рассматриваются актуальные и наиболее значимые положения относительно проблемы интеграции воспитательного аспекта в процессе профессиональной подготовки выпускников технического университета. Авторы исследуют теоретические и эмпирические аспекты организации воспитательных мероприятий, какие методы могут способствовать развитию как профессиональных, так и личностно-значимых качеств, способствующих повышению профессиональной эффективности, что оказывает своё влияние на профессиональную успешность и качество жизни человека. Особое внимание уделяется тому, как воспитательный процесс может способствовать формированию у студентов навыков критического мышления, самостоятельности, ответственности и готовности к непрерывному обучению. Особое влияние в работе уделяется теоретическому анализу взаимосвязи между качеством образовательного процесса и воспитательной работой, а также их влиянию на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и способности к командной работе среди студентов. В своей работе автор подчеркивает значимость и важность воспитательного аспекта в процессе профессиональной подготовки, основываясь на исследованиях и положениях, прописанных другими специалистами, научный интерес которых лежит в плоскости организации воспитательного процесса в ходе организации профессиональной подготовки студентов технического университета. Авторы подчеркивают роль междисциплинарного подхода в воспитательном процессе, который позволяет студентам не только углубленно изучать специализированные технические дисциплины, но и развивать социальные и гуманитарные компетенции. Также обсуждаются практические рекомендации по интеграции воспитательных элементов в учебный процесс, направленные на повышение эффективности подготовки квалифицированных специалистов в технических дисциплинах.
В условиях увеличения средней продолжительности жизни, снижения рождаемости, увеличения миграции и других демографических изменений, метод Форсайт может помочь семьям и обществу готовиться к новым вызовам и возможностям. Например, предвидение увеличения числа пожилых людей может побудить государство разработать программу поддержки для этой категории населения, а прогнозирование увеличения миграционного потока может способствовать разработке интеграционных программ для новых иммигрантов. Метод Форсайт является актуальным в контексте демографических изменений, так как он позволяет предсказать возможные сценарии будущего развития семьи и общества на основе анализа текущих данных и тенденций. Что позволит принять более осознанные решения и разработать государству новые инструменты по улучшению демографической ситуации в стране. Метод Форсайт также имеет большую актуальность в образовании, особенно в контексте технологических инноваций. Так, целью статьи является изучение студентами демографической ситуации РФ методом Форсайта на занятиях по социологии. Авторы полагают, что интерес к методу Форсайт заключается в том, что он позволит студентам факультета экономики и управления ВолгГТУ развить навыки стратегического мышления и планирования, что позволит применять эти навыки не только в области изучения демографии, но и в сфере своей будущей профессиональной деятельности экономиста. В статье представлены результаты опроса студентов первого курса Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) по отношению к демографической ситуации в стране. Рассматриваются позитивные и негативные факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Предложены некоторые меры по улучшению демографии РФ. Предлагаемый метод Форсайт в образовательном процессе может представлять интерес для преподавателей и методистов высшей школы, занимающихся разработкой новых подходов в обучении студентов.
Издательство
- Издательство
- НВГУ
- Регион
- Россия, Нижневартовск
- Почтовый адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- Юр. адрес
- 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, д. 56.
- ФИО
- Горлов Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- nvsu@nvsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (346) 6443950
- Сайт
- https://nvsu.ru/