Введение. Адресует читателя к психолого-педагогической поддержке процессов профессионального самоопределения воспитанников как одной из ключевых задач кадетских образовательных организаций. Приведены краткие выводы из анализа процессов разработки проблемы профессионального самоопределения воспитанников в педагогике и психологии, дана качественная характеристика состояния теории.
Материалы и методы. Характеризуется метод проблематизации, обоснованы условия и процедуры ее применения в рамках решения конкретной научной задачи. Проблематизация выполняется по результатам лонгитюдного исследования процессов реализации образовательной политики в области кадетского образования в 10 регионах Сибирского Федерального округа. Обобщены результаты более 3000 монографических исследований процессов профессионального самоопределения воспитанников; проанализирован педагогический опыт 16 кадетских образовательных организаций, выполнен контент-анализ диссертаций и монографий, посвященных кадетскому образованию и выполненных в период с 2000 г. по настоящее время.
Результаты исследования. Дана качественная характеристика состояния теоретической базы по проблеме профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведено соотношение общего, частного и особенного психологического знания. Через проблемы педагогической практики проиллюстрированы пробелы психологического знания. Получает общую характеристику диапазон «выходов» монографических историй за рамки имеющихся сегодня концепций профессионального самоопределения обучающихся. Выполнен анализ социокультурной ситуации, отражающейся на процессах профессионального самоопределения и практиках их педагогической поддержки. Обоснованы аргументы в пользу нового концептуального оформления профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций в психологии.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимость разработки психологической концепции профессионального самоопределения воспитанников кадетских образовательных организаций, приведены аргументы в пользу этой научной задачи.
В статье рассматриваются особенности формирования профессионального мировоззрения офицеров в военно-педагогических школах с середины XVII в. по настоящее время. Важность исследования подчеркивается оптимизацией воспитательных систем в военных вузах с учетом требований современных вооруженных сил. Формирования качеств личности, установленных федеральными образовательными стандартами, недостаточно, чтобы сформировать систему взглядов офицера на свою военно-профессиональную деятельность. Основная идея исследования заключается в установлении приоритета мировоззрения в процессе профессионального воспитания в образовательных организациях Министерства обороны. Проведен анализ военно-педагогических подходов Петра I, А.В. Суворова, М.И. Драгомирова, а также концепций советского и постсоветского становления армии в целом. Проблемно-хронологический метод использовался для сопоставления особенностей исторической действительности каждого периода с предложенной представителем этого периода концепцией профессионального воспитания офицера. Анализ содержания воспитательных систем каждой из рассмотренных военно-педагогических школ позволил выделить формирование мировоззрения военнослужащего как часть самостоятельной педагогической традиции и основную направленность всех военно-педагогических систем. Сохраняя принцип приоритета формирования мировоззрения над остальными целями воспитания, российские военно-педагогические школы в каждый исторический период создают собственные ценностные и идеологические системы. Несмотря на кардинальные исторические перемены и разнообразие взглядов представителей конкретных военных педагогических школ России, прослеживается линия исторической преемственности. Результаты исследования позволяют говорить о необходимости оптимизации системы профессионального воспитания офицеров в процессе их подготовки в военных образовательных организациях в пользу целенаправленного формирования профессионального мировоззрения.