В статье рассматривается генезис концепции экосистемы, прослеживается ее эволюция от биологических основ до современных интерпретаций в экономике, инновациях и цифровой среде. Анализируются различные подходы к определению экосистемы, выявляются ключевые характеристики и этапы развития. Предложено авторское определение экосистемы, учитывающее современные тенденции и критические замечания. Показана практическая значимость понимания эволюции экосистем для управления инновациями, развития бизнеса и стимулирования экономического роста.
Переживание собственной деструктивности приобретает все большее значение в жизненном контексте современного человека. Вопреки интенсивному росту исследовательского интереса к проблематике деструктивного поведения и деструктивности, остается не проясненным вопрос о роли целостной системы личности в реализации разрушительной активности. В статье проводится теоретико-методологической анализ соотношения и взаимосвязи понятий деструктивности и целостности личности. Традиционное для научного дискурса понимание деструктивности предполагает определение данного феномена в качестве «негативного» и отрицательного свойства «дезинтегрированной» личности, а также акцент на обусловленности деструктивного поведения психическими расстройствами и нарушениями эмоционально-волевой регуляции. В то же время феноменологический анализ переживаний собственной деструктивности позволяет обнаружить активность и вовлеченность субъекта, произвольную инициацию и реализацию разрушительных действий и поступков. Деструкция и целостность лишь на первый взгляд кажутся оппозициями, посредством которых можно описать внутреннюю конфликтность личности и амбивалентные тенденции во внутриличностной динамике. Процессуальный подход к исследованию личности позволяет рассматривать бинарные оппозиции с точки зрения принципа комплементарности, согласно которому противоположные личностные тенденции являются взаимодополняющими. В связи с этим переживание личностью собственной деструктивности включает также интегративные процессы и обусловлено не только нарушением функционирования целостной системы личности, но и её последующим восстановлением, реконструкцией и самоорганизацией. Обзор психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные теоретические подходы к изучению деструктивности человека основаны на имлицитных или эксплицитных представлениях авторов о личности как о целостной или дифференцированной сущности. По результатам исследования предложено описание интеграционных и дезинтеграционных аспектов переживания личностной деструктивности. Доминирующей тенденцией является поддержание целостности и устойчивости, поскольку деятельность переживания направлена на интеграцию подсистем личности с целью преодоления трудной жизненной ситуации, а также на интеграцию жизненного опыта.
В центре внимания авторов – реляционистские и системные концепции власти. Реляционистские концепции («власть над») рассматривают само явление и присущие ему отношения как открывающие возможность для одного индивида/группы изменять поведение другого индивида или группы. Системные концепции или концепции, основанные на идее «власть для», позиционируют само явление власти как особое безличное свойство политической системы, как присущий этой системе функционал, не принадлежащий индивиду или группе индивидов. Авторы высказывают ряд соображений относительно применения системных концепций для анализа властных отношений западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени. Основные элементы выводимой авторами схемы: 1) Власть как субстанциональное явление; 2) Провластный дискурс; 3) Контрвластный дискурс; 4) Властные практики, являющиеся генерализацией исходных дискурсов, иными словами, власть как процесс
Статья призвана выявить причины зарождения, интеллектуальные истоки и эволюцию системного подхода в советской науке о международных отношениях 1970-х–1980-х гг. Обращение к этому опыту теоретизирования востребовано в связи с интенсификацией дискуссий относительно отечественных подходов к научному осмыслению межгосударственных взаимодействий. Системный подход возник как ответ на аномалии, с которыми сталкивался марксизм-ленинизм в объяснении международной обстановки. Наибольшую опасность для его доминирующего положения создавали ослабление межимпериалистической борьбы после Второй мировой войны, сохранение капитализма и нарастание противоречий внутри социалистического лагеря. В результате даже закрепление господствующей парадигмы в качестве идеологической догмы оказалось неспособно предотвратить научную революцию. Вместе с тем она осуществлялась скрыто, а коренная ревизия маскировалась под косметическую реинтерпретацию учения. Внедрение системного подхода подготавливалось тремя путями: манипуляциями наследием основоположников марксизма-ленинизма, освоением буржуазной литературы, внедрением терминологии общей теории систем. В его становлении ведущую роль сыграли Э. А. Поздняков и М. А. Хрусталёв. Теоретики задали широкие рамки анализа на высоком уровне абстракции, с тем чтобы избежать обвинений в идейном ренегатстве. При этом они разработали оригинальную схему анализа, в ряде отношений опередив представителей буржуазной науки, с которыми находились в заочной дискуссии. Тот факт, что эти построения не всегда оказывались востребованы в прикладных исследованиях и официальном дискурсе советского руководства в 1980-х гг. также свидетельствует о нетривиальности полученных результатов. Они приводили к логически обоснованным, но политически неудобным следствиям. Обращение к опыту разработки системного подхода в СССР даёт значимые уроки для дальнейшего развития теоретической мысли в России. Он формирует интеллектуальную альтернативу ряду более обсуждаемых в отечественной науке подходов.
Статья посвящена анализу деятельности И. Г. Тюлина как организатора научных исследований в МГИМО по теоретико-методологическим проблемам, а также его работам по изучению политической мысли Франции и становлению международных исследований в Советском Союзе и затем в России. Отмечается, что внимание к теоретическим вопросам в СССР изначально было минимальным, однако затем стало формироваться понимание необходимости развития теоретических знаний. Этому способствовали исследования, проводимые в институтах Академии наук СССР, а также в МГИМО. Показано, что в конце 1980-х – 1990-х гг. интерес к концептуальным исследованиям международных отношений стали проявлять представители Министерства иностранных дел СССР. В условиях возрастающего интереса к теоретическому и концептуальному осмыслению международных отношениях в 1976 г. в МГИМО была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория системного анализа международных отношений. Вскоре её возглавил И. Г. Тюлин, который сначала как заведующий Проблемной лабораторией, а затем в качестве проректора по науке стал одним из наиболее ярких организаторов исследований в области международных отношений в СССР/ России. Автор выделяет и анализирует пять основных и взаимосвязанных областей, где И. Г. Тюлин проявил себя как организатор науки, а также исследователь международных отношений: 1) системный анализ в международных отношениях и междисциплинарные исследования; 2) методы изучения международных отношений; 3) международные исследования в СССР/России; 4) теоретическая мысль Франции; 5) конфликты и переговоры в международных отношениях. В статье делается заключение, что И. Г. Тюлин дал начало целому ряду направлений развития отечественных (и не только отечественных) международных исследований. В конце 1980-х – 1990-х гг. им были инициированы работы по системному анализу международных отношений, междисциплинарности, методам исследования, а также международным конфликтам и переговорам на базе количественных методов и моделирования. При этом им проводилась чёткая линия на поиск подходов к прикладным исследованиям, но на качественной методологической и методической базе. Эти направления сегодня развиваются как в МГИМО, так и в целом в России.
Рассмотрены вопросы актуальности кооперационно-интеграционных формирований в реальном секторе экономики в контексте опережающего развития. Для решения поставленной задачи определена сущность базовых понятий «кооперация» и «автономизация», «интеграция» и «дифференциация» как противоположных по процессам. Выделены предпосылки формирования кооперационных взаимодействий. Так, кооперация обусловлена возможностью получения синергетического эффекта путем объединения совместных усилий. Процессы кооперации характеризуются открытостью, добровольностью, общественной значимостью, взаимовыручкой и доверием. В работе использованы закономерности историзма, эволюционного подхода к развитию сложных организационных формирований, представлена авторская трактовка генезиса кооперационных систем. Показано, что первый этап развития кооперации (первая половина XVIII в. - середина XIX в.) носит классовый характер, ориентированный на социалистические преобразования, «рациональное общество» и преимущественно относился к сельскохозяйственной отрасли, при этом большинство утопических идей так и не было реализовано. На втором этапе развития кооперационных структур (первая половина XIX в. - третья четверть XX в.) кооператоры договаривались о совместном существовании и взаимодействии уже на основе экономической целесообразности, что кардинально изменило отношения и полученные результаты. Нами обоснован третий современный этап развития кооперации, который в настоящее время претерпел кардинальные трансформации. Обосновано использование в теории и на практике развитие сложных нелинейных высокоинтегрированных структур (конец XX в. - н. в.) кооперационно-интеграционных формирований (холдингов, финансово-промышленных групп, концернов, различных по видам деятельности кооперативов, кластеров, альянсов, сетей, виртуальных организаций и пр.) на основе процессов кооперации и интеграции. Более того, показано, что саморазвивающиеся системы функционируют благодаря усилению синергетического эффекта, использованию принципов субъектности в саморазвивающихся полисубъектных средах. Предложены аргументы о необходимости рассматривать понятия кооперации и автономизации в отношенческом аспекте, а интеграцию и дифференциацию рассматривать в организационно-правовом аспекте. Исследован термин «опережающее развитие». Выдвинута гипотеза о том, что опережающее развитие предполагает нетиповой динамический процесс более высоких темпов развития представителей лучшей практики и сопровождается трансформацией организационной культурой и бизнес-процессов. Предложены авторское определение и графическая схема «кооперационно-интеграционных формирований» с учетом количественно-качественного перехода инвариантов (параметров порядка) опережающего развития с учетом анализа терминов кооперация (отношенческий аспект) и интеграция (организационно-правовой аспект).
Актуальность изучения методологических подходов к исследованию генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. обусловлена необходимостью усовершенствования научного аппарата историко-педагогических исследований, сложность которых заключается в их дуализме – сочетании элементов научного поиска в области педагогики и истории. В настоящее время одним из наиболее востребованных является технологическое образование, значение которого переосмыслено в свете обновления требований к выпускнику общеобразовательного учреждения, который должен не только обладать способностью к преобразованию материала (информации), но быть готовым к устойчивому саморазвитию в условиях преобразования техногенной среды. В этой связи особую важность приобретает изучение опыта технологического / трудового обучения школьников в ХХ в., и особенно в период СССР как государства, в котором человек труда являлся смыслообразующим фактором государственной системы. Однако данное исследование должно строиться на обоснованном подборе методологических подходов, которые позволят осуществить комплексное исследование и получить валидные выводы.
Цель: выявить и теоретически обосновать комплекс методологических подходов, позволяющих осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Предположительно выявленные методологические основы позволяют осуществить многовекторное исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. и на научной основе совершенствовать процесс технологического образования школьников на современном этапе. Методы (инструменты): теоретический анализ историко-педагогических исследований и нормативно-правовых актов, анализ результатов исследования выбранного исторического периода. Основные результаты: расширено научное представление о гносеологических возможностях культурологического, аксиологического, системного, исторического подходов в исследовании генезиса системы технологического / трудового образования школьников. Представлено авторское видение системы технологического / трудового образования школьников как педагогического явления.
Выводы: выявленный и теоретически обоснованный комплекс методологических подходов позволяет осуществить всестороннее исследование генезиса системы технологического / трудового образования школьников в ХХ в. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны в процессе разработки современной концепции системы технологического образования, обновления содержания технологического образования.
В статье предложены некоторые направления совершенствования правового регулирования отношений в области энергетической безопасности Российской Федерации на основе системного анализа уровней и видов энергетической безопасности, а также взаимосвязей таких уровней и видов энергетической безопасности, взаимосвязей энергетической безопасности и других областей национальной безопасности. Правовое регулирование отношений в области обеспечения энергетической безопасности предлагается совершенствовать в следующих значимых направлениях: развитие международного регионального энергетического сотрудничества; достижение приоритетов научно-технологического развития в сфере энергетики; дифференциация организационной структуры субъектов, обеспечивающих реализацию требований энергетической безопасности на уровне органов местного самоуправления и субъектов энергетического бизнеса; обеспечение энергетической безопасности в новых субъектах Российской Федерации; конвергенция уровней и видов энергетической безопасности, энергетической безопасности и других видов национальный безопасности, учитывающая экономические интересы субъектов энергетики и потребителей энергоресурсов в условиях рыночной модели энергетических отношений.
Введение. В статье проводится анализ психологического состояния современного якутского общества как части российского социума с помощью композитного индекса. Возможности композитных индексов, разрабатываемых в рамках макропсихологии, на сегодняшний день раскрыты недостаточно.
Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть композитный индекс психологического состояния общества с точки зрения системного подхода. Основанием для этого служит понимание отдельных субъектов как части российского макрообщества. В основу анализа легли официальные статистические данные субъектов Российской Федерации.
Эмпирический анализ. Результаты показывают, что динамика показателей российского общества в целом имеет более стабильный характер, по сравнению с динамикой показателей якутского общества. Первичные индексы современного якутского общества имеют свое уникальное объяснение, которое не совпадает с общепринятыми трактовками.
Заключение. Выявлено, что при интерпретации значения композитного индекса следует учитывать, как актуальные внешние факторы, влияющие на него, так и его обусловленность традиционной культурой и условиями проживания. Установлено, что композитный индекс макрообщества как индекс более высокого уровня обладает большим обобщающим потенциалом.
Введение. В одной из своих ролей политическая философия может выступать как теоретико-методологический уровень политической науки, и в этом смысле является необходимой для полноценного развития последней. В статье представлен философскокритический анализ проблем, порождаемых упрощённым пониманием системного подхода в политических исследованиях на примере изучения систем правления. Теоретический анализ. Выявлены три основные проблемы. Во-первых, логическая неясность понятия «система правления». Во-вторых, нарушение принципа историзма. В-третьих, нарушение правил построения классификаций. Основание всех трёх проблем усматривается в неверном применении системного подхода при проведении исследований.
Заключение. Применение и развитие системного подхода в политических исследованиях требует параллельного развития самого языка системного описания. Последнее оказывается невозможным без обращения к философской рефлексии и применения принципа «двойного знания».
Развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях требует выработки новых подходов. Инструменты организационно-экономического механизма управления социальной инфраструктурой сельских территорий должны быть дифференцированы по типам территории в зависимости от сложившихся природно-климатических, социально-экономических и пространственных особенностей. Кроме того, инструменты управления инфраструктурой сельских территорий должны соответствовать сложившейся или реализуемой в регионе пространственной иерархии. Изучение социальной инфраструктуры сельских территорий с позиции системного подхода предполагает выделение элементов системы, в частности структуры, цели, задач, объектов, субъектов, принципов её функционирования, функций, ресурсов, качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и координацию внешних связей с другими системами.
Проблема и цель. Разработка научного, инженерно-технического и методического обеспечения задач планирования водопользования в оросительных системах с использованием информационных технологий. Цель - разработка концепции создания средств информационно-технологической поддержки планирования водопользования в оросительных системах.
Методология. Средства информационно-технологической поддержки призваны решать конкретные технические и производственные задачи на мелиоративных системах. Это определяет как перечень функций и задач, которые они должны выполнять, так и ряд тех особенностей, которые могут проявляться и должны учитываться при их реализации. Эти особенности применения средств информационно-технологической поддержки на мелиоративных системах можно подразделить по следующим признакам: по особенностям самого объекта или процесса, на котором они используются; по особенностям устройств и сооружений, обеспечивающих управление объектом или процессом; по их месту в структуре эксплуатации объекта; по составу решаемых ими задач; по особенностям принятия решений, связанных с ограничениями на использование водных и других ресурсов.
Результаты. По результатам исследований, проведённых в 2022-2023 годах на Самур-Дер-бентской оросительной системе Республики Дагестан в рамках Государственного контракта № 164/20-ГК на выполнение прикладных научных исследований был разработан и внедрен «Информационно-вычислительный комплекс планирования водопользования при эксплуатации мелиоративно-водохозяйственных систем». Он обеспечивает расчёт значений суммарных объёмов и расходов воды для каждого из элементов системы, а также сравнивает эти значения со значениями пропускных способностей и уведомляет пользователя о превышении пропускной способности выбранного элемента.
Заключение. Программный комплекс обеспечивает повышение оперативности и качества нормирования орошения и планирования водопользования за счет применения автоматизированной системы проектных и оперативных расчетов планов водопользования на оросительных системах, что создаёт условия для рационального использования водных и энергетических ресурсов.