Интеллектуальный капитал является приоритетным видом капитала. Управление интеллектуальным капиталом представлено как многоуровневая динамическая открытая система. Эта система включает человеческий, организационный и потребительский капиталы, которые следует рассматривать как подсистемы управления. Для исследования интеллектуального капитала предприятия использованы системный и программно-целевой подходы. В качестве критерия оптимальности достижения цели в процессе управления интеллектуальным капиталом предлагается аддитивная функция полезности. Разработан алгоритм и структурная схема управления интеллектуальным капиталом предприятия. Разработанный алгоритм управления интеллектуальным капиталом на базе его оценки с использованием функции полезности позволяет планировать, контролировать и регулировать состояние этой системы. Для оптимизации затрат ресурсов, связанных с достижением высокой эффективности интеллектуального капитала, осуществлена постановка задачи и предложена математическая модель «задача о рюкзаке». Предложенный подход к распределению средств на мероприятия, которые приближают реальное состояние системы управления интеллектуальным капиталом к плановому, дает возможность их оптимального использования.
В статье обсуждается необходимость системного подхода к формированию научно-исследовательской компетенции бакалавров-переводчиков. Анализ реализуемого в Национальном исследовательском университете «МЭИ» учебного плана по соответствующему профилю демонстрирует возможности развития у студентов методологической грамотности с самого начала их профессиональной подготовки. Актуальность исследования обусловлена потребностью поиска новых путей совершенствования обозначенной компетенции на основе интегративного подхода к обучению. Научная новизна исследования заключается в раскрытых возможностях системного подхода к реализации данной задачи через последовательное развитие у студентов методологической грамотности с опорой на приобретаемые практические навыки. Объект исследования - научно-исследовательская компетенция студента-переводчика как система знаний о методах научного исследования в области переводоведения, предмет исследования - способы формирования у обучающихся понятийного аппарата переводоведения в ходе интегративного обучения. Ключевые методы работы: наблюдение, опрос (беседы со студентами), анализ научных работ студентов, нацеленный на выявление основных трудностей осуществления научно-исследовательской деятельности. Цель статьи состоит в описании путей становления и развития методологической грамотности будущего переводчика на протяжении всей профессиональной подготовки с учетом взаимосвязи преподаваемых дисциплин. Материалом исследования послужил учебный план по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение», разработанный и реализуемый в Гуманитарно-прикладном институте Национального исследовательского университета «МЭИ». В заключение делается вывод о том, что интеграция знаний из разных областей, с одной стороны, и умение применять практические навыки, с другой стороны, оказывают решающее воздействие на создание у студентов понятийного аппарата в области переводоведения, а также подчеркивается важная роль педагога как посредника в становлении у обучающихся научного мировоззрения.
Статья посвящена исследованию жизнестойкости родителей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Системный подход к помощи семьям с детьми с РАС определяется общими принципами системного подхода в науке и системным подходом М. Селигмана, Р. Дарлинг в работе с семьями детей с нарушениями в развитии. Помощь психолога нужна родителям, чтобы сформировать совладающее поведение, позволяющее эффективно справляться с возникающими трудностями.
Цель статьи - представить результаты эмпирического исследования особенностей взаимосвязи жизнестойкости и копинг-стратегий совладающего поведения родителей детей с РАС по методикам Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона «Шкала психологического стресса PSM-25» (адаптация Н. Е. Водопьяновой); методика С. Мадди «Диагностика жизнестойкости» (адаптация Д. А. Леонтьева); методика М. И. Паркера, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, адаптированный вариант Т. А. Крюковой «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS»; опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман «Способы совладающего поведения» (адаптация Т. Л. Крюковой).
Выявлено, что существует взаимосвязь между показателями жизнестойкости и копинг-стратегиями у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Обнаружены отличия в показателях жизнестойкости, стратегиях совладания и уровне стресса от группы родителей нормотипичных детей. Установлено, что взаимосвязи между жизнестойкостью и копинг-стратегиями у родителей детей с аутизмом и у родителей детей без таких расстройств различаются. Разработана программа формирования жизнестойкости у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Программа способствует повышению адаптационных возможностей родителей детей с РАС, повышению их психологического ресурса, развитию критического мышления родителей и формированию системы адекватных ожиданий от будущего. В заключение раскрываются новизна и практическая значимость исследования, намечаются перспективы дальнейших разработок по данной теме.
В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обретение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика - единственного ребенка богатых родителей, - растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей.
Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы.
В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.
В статье общение позиционируется как системообразующий фактор профессиональной деятельности социального работника, важным компонентом которой являются представления о коммуникативных качествах клиента.
Целью исследования являлось изучение мнения социальных работников об особенностях коммуникации у лиц старшего возраста. Были опрошены 492 социальных работника Омска и Омской области; их возраст оказался в диапазоне от 24 до 65 лет.
Отмечается, что социальная работа (СР) с пожилыми людьми осложняется тем, что их образ в общественном сознании существенно стереотипизирован. Эти стереотипические представления в основном негативного характера, что становится существенным барьером для реализации субъектного подхода, на который ориентирована современная СР с пожилыми людьми. Результаты работы позволили отметить, что представления социальных работников о старом и пожилом человеке различные. Пожилой человек описывается еще положительными качествами, а старый - амбивалентно, с преобладанием негативных характеристик. Наиболее позитивно оценивают коммуникативные качества как пожилых, так и старых своих подопечных социальные работники с профессиональным стажем более 20 лет. Существенно ниже, чем другие, оценивают коммуникативные качества старого человека респонденты-женщины, проработавшие в данной сфере от 15 до19 лет.
Системный подход наиболее полно проявляет себя при составлении различного рода типологий и классификаций. В настоящей статье мы рассмотрим реализацию системного подхода в определении культурной дистанции в типологии Всемирного исследования ценностей (WVS). Рассмотрены итоги WVS по России за 2017-2022 гг. (7-я волна), которые представлены в открытом доступе[1]. Р. Инглхарт (куратор и автор Всемирного исследования ценностей) в своей диаграмме реализует системный подход в пространстве двух многокомпонентных факторов: традиционные/секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения.
Все социальное и культурное пространство делится для нас на Я и Другой. Данное деление осуществ ляется на видимых и невидимых признаках в сложном процессе идентификации/самоидентификации. Культурная дистанция в виде маркеров определяет уникальность и отличие одной культуры или субкультуры от другой. Диакритиками культурной дистанции могут выступать разные признаки, при этом базовыми признаются родной язык и религия. Большинство таких признаков значимы лишь в комплексе. Более того, они постоянно меняются.
Р. Инглхарт переосмыслил теорию модернизации, доказав, что с ростом экзистенциальной безопасности в современном обществе постматериалистические ценности неизбежно трансформируются в ценности светские и ценности самовыражения. Всемирное исследование ценностей 2017-2022 гг. проводилось по 290 тематическим вопросам. В результате было выявлено, что показатели отношений к другим расам, национальностям, носителям других языков тесно взаимосвязаны с религиозным фактором. В данной классификации религиозный фактор является базовым для определения культурной дистанции, что и доказывается результатами исследования по России. В российских условиях религиозн ый фактор становится еще более весомым в силу того, что большинство респондентов признают, что религия и рели гиозные институты играют либо значимую, либо важную роль в их жизни.
Цель исследования. Комплексное, междисциплинарное изучение взаимосвязи курортных и водных ресурсов на примере регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Методы исследования. Научное обобщение, абстрагирование, системный подход, морфологический метод Ф. Цвикки и корреляционно-регрессионный анализ.
Результаты исследования. В процессе проделанной работы сформулировано понятие «Курортные ресурсы», построена гипотетическая, абстрактная система элементов курортных ресурсов и наземной и подземной частей гидросферы. Данная система рассмотрена в соответствие с требованиями системного подхода. Составлена морфологическая таблица взаимосвязи компонентов гидросферы и элементов курортных ресурсов. Сформулированы выводы об обеспеченности субъектов Российской Федерации курортными ресурсами. Рассчитано уравнение множественной линейной регрессии как иллюстрации зависимости количества курортов от основных природных лечебных факторов.
Выводы. Взаимосвязь курортных и водных ресурсов может проявляться по-разному. Предложенный метод комплексного, интегрированного исследовании влияния компонентов гидросферы на курортные ресурсы может быть использован при выборе новых перспективных территорий для развития санаторно-курортного комплекса ФМБА России.
В статье рассмотрена категория «общественное мнение». Показаны некоторые причины семантической неоднозначности этой категории с позиций системного подхода. Проведен критический анализ механизма социологического опроса, подробно описанного K. Криппендорфом. С использованием системного подхода аргументировано выделен ряд существенных недостатков опроса как инструмента выявления общественного мнения. Сделан вывод о том, что опрос, в том виде, который предложен K. Криппендорфом, - как исследовательский инструмент- не является релевантным механизмом для выявления общественного мнения.
Национальный бренд влияет на развитие экономики страны, так как стимулирует или, наоборот, ограничивает готовность людей и организаций инвестировать различного рода ресурсы в рамках конкретной юрисдикции. При этом национальный бренд формируется на основе всех активностей организаций, функционирующих на территории страны. Статья посвящена развитию теоретического фундамента управления национальным брендом как системой. Методологической базой исследования послужила концепция национального брендинга и системный подход. Использован комплекс общенаучных методов, в том числе анализ, синтез, систематизация и обобщение. В результате определена и описана система управления национальным брендом, включающая вход (имеющееся восприятие страны), трансформационные процессы (создание образа) и выход (сформированный имидж). Значимость данной системы обусловлена способностью согласовывать интересы различных стейкхолдеров. Предложено видение реализации модели «7С» для национального бренда на основе понимания взаимосвязей, в результате которых формируется национальный бренд, а также представления о внешних и внутренних динамических процессах, меняющихся во времени и т. д. Исследование вносит вклад в представление о сущности управления национальным брендом с использованием принципов системного подхода, которая влияет на развитие экономики страны
В статье обоснован системный метод управления рисками в предпринимательских структурах, который позволяет выявить и оценить общий риск, который несет предпринимательская структура, а также определить стратегические цели для эффективного управления рисками. Выявлено, что системный метод управления рисками в предпринимательских структурах можно представить как формализованный подход к современному управлению рисками. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в обосновании рассматриваемого подхода, который основан на использовании системно-организованного метода анализа рисков и многокритериального метода поддержки принятия управленческих решений. Основные методы управления рисками, разработанные до настоящего времени, основаны на индивидуальном анализе и управлении рисками, а предлагаемый метод является расширением этих методов в направлении комплексного управления, сочетающего анализ и управление рисками и является признаком приверженности устойчивому развитию, разделяемой всеми подразделениями предпринимательской структуры.
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания построения гибридных моделей управления рисками организаций, обусловленные современными вызовами внешней и внутренней среды функционирования бизнеса. Обосновывается необходимость отказа от традиционных, статичных моделей управления рисками, не способных учитывать сложность, взаимозависимость и динамичность современных угроз. В рамках исследования уточняется понятие гибридного управления рисками, предлагается авторская трактовка гибридной модели как структурно иерархически выстроенной системы, объединяющей различные подходы - системный, процессный, риск-ориентированный и продуктивный. Определены ведущие методологические основания и инструменты построения гибридных моделей, среди которых уточнены: онтологическое моделирование, компонентное проектирование и цифровые аналитические платформы. Проведена классификация форм реализации гибридных моделей, выделены их преимущества и ограничения. Представлены рекомендации по проектированию и внедрению гибридных моделей, а также алгоритм их построения, предполагающий итеративное построение и формирование модульной структуры вкупе с применением механизмов обратной связи. Выделяется перспективность развития гибридных моделей в качестве изменяемых, масштабируемых и цифровых интегрированных систем управления рисками. Уточняются положения, связанные с необходимостью дальнейшей научной и прикладной проработки вопроса в условиях цифровой трансформации организаций.
В статье рассмотрены особенности холакратической структуры как одной из форм гибкого управления организацией. Цель работы – исследование возможностей внедрения данного инструмента в управленческую практику российских ИТ-компаний, а также анализ последствий такого внедрения. Автором были решены следующие задачи: обозначены основные черты холакратии в контексте философии Agile, сопоставлены особенности холакратической и традиционной иерархической структур с точки зрения системного подхода к управлению организациями, изучена статистика использования данной технологии в деятельности отечественных ИТ-компаний, приведены наиболее интересные результаты опыта внедрения последних лет, обоснованы доводы в пользу применения холакратии как инструмента организационного управления в ИТ-компаниях. На основе анализа научной литературы по вопросам проектного менеджмента и ряда интернет-источников выявлены признаки готовности, которыми должна обладать организация для успешного перехода к холактратической структуре; рассмотрены риски и трудности такого перехода с учетом достоинств и недостатков данного метода управления. Применение гибких методов управления, к числу которых относится холакратия, представляется наиболее целесообразным для тех российских участников ИТ-рынка, чья деятельность предполагает наличие кросс-функциональных команд и микросервисной архитектуры. В качестве вывода подчеркнута решающая роль личностного фактора в обеспечении должного уровня самоорганизации компании и ее готовности к холакратии, а также рекомендован компромиссный вариант использования холакратических принципов для российских ИТ-компаний