Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается вопрос о профессиональном становлении начинающего педагога и его закреплении в образовательных организациях. Отмечается проблема формирования педагогического коллектива и повышения профессионального уровня педагогов. Несмотря на рост требований к профессиональному мастерству педагогов, уровень их квалификации остается недостаточным. Педагогический корпус нуждается в обновлении с момента вхождения в профессию. Наблюдается низкая мотивация педагогических работников к совместной деятельности, направленной на их профессиональное развитие. Ставится цель представить результаты апробации технологии наставничества как одного из организационно-педагогических условий обеспечения качественного профессионального сопровождения молодых педагогов. Проводится обзор научных исследований, позволяющий установить значимость применения технологии наставничества в работе с педагогическим корпусом. Учитывается необходимость реализации в полном объеме государственной политики в сфере образования и поиском эффективной модели управления со стороны организации. Анализируются публикации, посвященные вопросу организации формального и информального образования учителей. Методологической основой исследования выступают положения системного и компетентного подходов. В них рассматривается становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога. Проведен анализ нормативных документов с целью определения показателей уровня профессионального мастерства педагога. Описание результатов связывается с описанием модели наставнической деятельности, которая представлена авторской Программой наставничества. Программа включает перечень мероприятий по подбору основного педагога-наставника для молодого учителя, по определению наставнических групп с целью определения профессиональной траектории развития начинающего специалиста с учетом его профессиональных возможностей. В статье описан опыт внедрения Программы наставничества. Практическая значимость представленных результатов заключается в возможности их применения при принятии управленческих решений с целью создания условий для профессионального развития педагогов-наставников и закрепления в профессии наставляемых. Обсуждается диагностический инструментарий с целью выявления профессиональных возможностей и дефицитов молодых педагогов.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Наставничество в России, как правило, относят к сфере методической поддержки молодых педагогов и их адаптации. Анализ международного и отечественного опыта развития наставничества в организациях показал, что условием их максимально инновационного развития выступает вовлечение как можно большего числа работников в наставническую деятельность. При этом один наставляемый может взаимодействовать сразу с несколькими наставниками: классическим наставником, тьютором, коучем, ментором, куратором. Один и тот же работник может для одного коллеги выступать в роли наставника, а по отношению к другому - в роли наставляемого. Такая разветвленная система наставничества приобретает характер многофункциональной, комплексной. В Самарской области разработана региональная программа многофункционального наставничества, в которой наставничество предлагается всем педагогам, ориентированным на преодоление своих профессиональных затруднений. При этом предусмотрена возможность иметь несколько наставников для решения разных задач (подготовки к конкурсам, сопровождения индивидуального образовательного маршрута и т. д.), но и у наставника может быть несколько наставляемых (двое, трое, подгруппа). Цель исследования: выявить особенности и обобщить региональные практики наставничества в образовательных организациях Самарской области. Методология (материалы и методы). Для достижения цели исследования применялся комплекс методов: контент-анализ, анкетирование и «изучение и обобщение передового педагогического опыта». Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа документов по организации наставничества и анкетирования в автоматизированной информационной системе «Кадры в образовании. Самарская область» выявлены особенности региональных практик наставничества в системе образования Самарской области.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность исследования связывается с поиском продуктивных подходов к обеспечению непрерывного профессионального развития учителя общеобразовательной организации. Отмечаются преимущества таких способов организации педагогической практики, которые основаны на совершенствовании индивидуального стиля педагогической деятельности. Подчеркивается, что в условиях многозадачности общеобразовательной практики важно обеспечить содействие учителю в становлении индивидуального стиля осуществления профессиональных функций. Перспективными для этого представляются решения, касающиеся определениях регламентов и исходных положений применения ресурсов формального и неформального повышения квалификации. Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании системы педагогических принципов, обеспечивающих содействие учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности. Методология (материалы и методы). Методологию исследования образуют положения деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева) о взаимосвязи сознания и деятельности, развитии личности в системе общественных отношений, единстве динамичности и аутентичности личности. Результаты исследования. Научно обоснованы педагогические принципы содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности: вовлеченности в инновационные образовательные проекты, обращения к цифровым ресурсам коммуникативной направленности, преодоления психологических барьеров активными методами обучения, организации реверсивного наставничества, привлечения к участию в конкурсах профессионального мастерства. Научная новизна заключается в разработке принципов педагогического содействия учителю в становлении индивидуального стиля педагогической деятельности, которые соотносятся с образовательными инновациями и классическими научными исследованиями. Практическая значимость работы выражается в возможности применения авторского подхода для повышения эффективности формального и неформального повышения квалификации учителей общеобразовательных организаций.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье обсуждается значимость внедрения инноваций в образовательный процесс. Отмечается, что в ряде школ снижается качество образования в результате неготовности коллективов осваивать новые технологии и методы педагогической работы. Утверждается, что вовлечение педагогов в процесс обмена знаниями позволит уменьшить данную проблему. Актуализируется невысокое стремление педагогов к профессиональному сотрудничеству, затрудняющему обмен знаниями и реализацию инноваций. Ставится цель исследования, предполагающая поиск оснований повышения результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации и обоснование роли обмена знаниями между педагогами для решения данной задачи. Анализ научной литературы способствует пониманию острой необходимости реализации инновационных процессов в современной общеобразовательной организации. Констатируется необходимость установления партнерских отношений в данном процессе. Выявляется роль обмена знаниями в повышении интеллектуального потенциала организации, указываются проблемы и способы их решения при интенсификации процесса обмена знаниями в школе. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения синергического подхода, согласно которому командная работа дает значительно больший эффект нежели индивидуальные способы решения педагогических проблем. Результат исследования выражается в обосновании влияния обмена знаниями между педагогами на повышение результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Указываются элементы процесса обмена знаниями. Охарактеризованы наиболее перспективные для реализации педагогических инноваций формы, методы, средства и продукты процесса обмена знаниями. Представлены индивидуальные и командные способы реализации инновационной деятельности. Показаны применяемые для этого формы обмена знаниями между педагогами, используемые как внутри школьного коллектива, так и за его пределами, а также средства обмена знаниями и другие элементы этого процесса. Обозначены результаты инновационной деятельности, основанной на обмене знаниями между педагогами, среди которых научные публикации, новые проекты, методические разработки педагогов, их активность на цифровых платформах. Научная новизна исследования состоит в описании перспективных для реализации инноваций педагогических процессов. Обоснована роль обмена знаниями между педагогами в повышении результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования выражена в возможности обогащения представленных в научной литературе форм, методов и средств, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие педагогов. Практическая значимость публикации состоит в том, что описанные элементы обмена знаниями могут внедряться в системы внутриорганизационного обучения школьных коллективов, учреждения дополнительного образования педагогов, центры непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается проблема организации дополнительного профессионального образования и методической работы как факторов развития профессиональных навыков педагогических кадров. На основе ряда источников рассмотрено понятие методическое сопровождение педагогов и применение его в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Цель исследования. Выявить воздействие управленческих решений, принятых по результатам самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», на развитие профессиональных навыков педагогов общеобразовательной организации. Методология (материалы и методы). Выявлены и описаны на основе самодиагностики дефициты, влияющие на качество профессиональных навыков педагогов. Разработаны, представлены и приняты управленческие решения, позволившие, устранить причины недостаточной работы по развитию профессиональных навыков педагогических работников общеобразовательной организации. Результаты. В данной статье рассматриваются этапы работы педагогического коллектива на основе результатов самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России» по устранению выявленных дефицитов в рамках ключевого условия «Учитель. Школьная команда». Представлена работа проектных групп от момента выявления дефицита до отражения работы в Программе развития и выхода на более высокий уровень по результатам последующих самодиагностик. Научная новизна исследования заключается в разработке универсальных мер, мероприятий и управленческих решений, направленных на устранение выявленных дефицитов и подтвержденных результатами последующей самодиагностики в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», что позволит широко применять их в практической деятельности всех общеобразовательных учреждений.
В статье анализируется внутренняя жизнь духовных учебных заведений России 1830–1850-х гг., в центре внимания — влияние педагогов на формирование личностей воспитанников. Цель статьи — продемонстрировать неполноту картины, представленной в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского, показать на материалах Тверской епархии положительные примеры наставников и выдающихся выпускников. Актуальность темы обусловлена сходством по ряду аспектов дореволюционных и современных духовных школ, наличием кризисных явлений в Русской православной церкви обоих периодов из-за кадровой проблемы. Информация для сопоставительного анализа черпается в источниках личного происхождения и публицистических сочинениях В. Ф. Владиславлева, И. С. Белюстина, И. М. Малеина, в материалах по истории Тверской духовной семинарии В. И. Колосова. Сравнение названных источников с «Очерками бурсы» показывает сходство проблем; при этом некоторые ректоры тверских духовных школ являли собой крайне негативные образцы, оказывая деструктивное влияние на учеников. Позитивное наследие оставили после себя ректоры Афанасий (Соколов) и Серафим (Протопопов), большое влияние оказали на юношей труды Иннокентия (Борисова). Многие преподаватели занимались исследовательской работой, что говорит об их кругозоре и интеллекте. Среди выпускников тверских школ — целый ряд людей, получивших общероссийскую известность, что было бы невозможно без хороших наставников и качественной базовой подготовки. Однако разрозненные «лучи света» без деятельной поддержки властей не могли обеспечить доминирование новых тенденций в духовных школах, и в отсутствии реформ это грозило империи крахом
Цель. Целью данного исследования является выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения, проводимого в рамках Всероссийской олимпиады школьников по искусственному интеллекту.
Методология и методы. В ходе работы были использованы интегративный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный методологические подходы. Материалом для анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы стали материалы, представленные в научных статьях электронных баз данных (каталог Российской государственной библиотеки, Elibrary, Web of Science, Scopus). Основными методами, используемыми в исследовании, стали методы анализа литературных источников, изучения и анализа образовательной практики, контент-анализа, сравнительного анализа, систематизации и обобщения полученных теоретических и практических результатов.
Результаты. Результатами исследования стало выявление и описание основных направлений, а также форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта. Была установлена роль института наставничества и менторства в подготовке участников олимпиады по искусственному интеллекту на различных этапах её проведения. Определено значение ученических, родительских и профессиональных сообществ, выявлены области их пересечений, возникающие взаимосвязи и влияние на поддержку и развитие олимпиадного движения, в том числе через формирование в открытом образовательном пространстве специальной образовательной среды для изучения искусственного интеллекта.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют сформировать основные подходы к совершенствованию основных направлений и форм поддержки и развития олимпиадного движения в области искусственного интеллекта.
Выводы. В ходе исследования были выявлено, что основные направления, формы поддержки и развития олимпиадного движения по искусственному интеллекту в значительной степени обусловлены уникальными особенностями интеллектуальных состязаний в этой области и являются комплементарными. Установлено, что различные формы наставничества и менторства, используемые при подготовке школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту, наиболее эффективны при наличии выстроенных взаимосвязей в ученических, профессиональных и родительских сообществах, поддержке социальных партнёров проводимых интеллектуальных состязаний в данной области, что существенно влияет на формирование и развитие специальной образовательной среды в открытом образовательном пространстве.
Статья посвящена проблеме организации лингвистического наставничества в вузе. Подробно рассматриваются критерии определения иноязычного репертуара студентов в условиях осуществления лингвистического наставничества. Актуальность исследования связана с распространением мультиязычной культуры, а также потребностью обучающихся в овладении минимум двумя иностранными языками для сохранения конкурентоспособности каждой отдельной личности в профессиональном мире и мире личностного развития. Цель и задачи работы состоят в анализе условий организации наставничества в полилингвальной среде вуза, продвижении идеи о лингвистическом наставничестве как процессе осуществления педагогом помощи и поддержки студента в овладении несколькими иностранными языками на профессиональном уровне. Новизна заключается в систематизации знаний по вопросу организации наставничества, в формировании понятия о лингвистическом наставничестве в вузе. В статье отмечаются труды таких ученых, как О. А. Абдуллина, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин. Кроме того, была выдвинута гипотеза о том, что лингвистическое наставничество способно повлиять на выбор студентами языка для дальнейшего изучения, сделать процесс выбора более осознанным, повысить качество владения иностранными языками. Итогом проведенной работы стало формирование термина «лингвистическое наставничество» в результате анализа научных исследований. В заключении определена роль педагога-наставника в процессе осуществления лингвообразовательной деятельности. Концепция лингвистического наставничества объединяет в себе лингвистический, социокультурный, коммуникативный компоненты. Кроме того, лингвистическое наставничество предполагает не только концентрацию на различных аспектах выбора того или иного языка, но и учет психофизиологических особенностей обучающихся, овладевающих несколькими языками.
В статье рассматривается этическая проблема сепарации ученика от наставника, возникающая в процессе трансляции социокультурного опыта. Актуальность данного исследования заключается в том, что особенности наставнических отношений в контексте современной префигуративной культуры претерпевают изменения, так как традиционные механизмы передачи опыта утрачивают свою значимость. Особое внимание уделяется двум концепциям наставничества - стратегической и коммуникативной, - основанным на теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Показано, что эффективное наставничество в современных условиях возможно только при синтезе обоих подходов. Исследуются исторические и философские аспекты проблемы, включая анализ взглядов античных философов, христианских мыслителей и представителей современной философской мысли. Обосновывается необходимость реализации коммуникативного действия в наставнической деятельности для установления диалога между субъектами, способствующего смыслотворчеству и самостоятельной совместной деятельности.
В статье отражены вопросы разработки новых инструментов и технологий дистанционного наставничества в сфере обучения вождению, а именно программы дистанционного наставничества на основе персонализированного подхода. Определена необходимость его использования для проектирования программы дистанционного наставничества на основе моделей педагогического дизайна СМАРТ и 4C/ID, обоснованы условия успешной реализации программы, представлены результаты разработки авторского содержания программы как средства оптимизации процесса наставничества при организации дистанционного формата. Разработана программа дистанционного наставничества выпускников автошкол, которая поможет поддержать выпускников автошкол, повысить уровень навыков вождения и степень готовности к самостоятельному вождению.
В статье предлагается модель реализации наставничества в среде обучающихся. В современном педагогическом пространстве актуализация системы наставничества станет эффективным ресурсом для оптимизации образовательного процесса и решения ряда стратегических задач в системе образования и формирования личности молодого поколения.
Статья посвящена необходимости использования института наставничества молодых педагогов в образовательной системе. Выполнен анализ основных понятий исследования, обоснована значимость наставничества в профессиональном становлении молодого педагога общеобразовательных организаций, виды основных функций наставничества, признаки и положительные аспекты данного процесса, методы и этапы методической поддержки молодых педагогов. Проведено эмпирическое исследование, касающееся основных причин, влияющих на эффективность профессионального становления молодых педагогов, выявлены виды индивидуальной и коллективной методической поддержки педагогов.