Статья посвящена анализу штрафа как вида уголовного наказания в российской правовой системе, выявляя противоречия между его формальным статусом «наиболее мягкого» наказания и фактическим применением в качестве репрессивного инструмента. Авторы исследуют диспропорции в санкциях, особенно в кратных штрафах за коррупционные преступления (ст. 291 УК РФ), где размер взыскания может многократно превышать сумму взятки, создавая несоразмерность наказания. Критикуется отсутствие единой методики замены штрафа на лишение свободы и непоследовательность законодателя в определении санкций. На основе анализа судебной практики и статистики предлагаются пути реформ: гармонизация санкций, введение критериев эквивалентности наказаний и защита имущественных прав осужденных. Особое внимание уделяется необходимости законодательного закрепления четких правил исчисления штрафов. Исследование подчеркивает необходимость системного подхода для восстановления баланса между карательной и воспитательной функциями штрафа.
Противостояние, в котором оказались Россия и Запад из-за конфликта на Украине, явило всему миру очередной, причем беспрецедентный пример политизации мировой энергетики. Политизация энергетики - важное явление в международных отношениях, которое пока не получило должной теоретической проработки.
Цель исследования - комплексное рассмотрение и типологизация основных международных проявлений политизации энергетики как в истории, так и в современных международных отношениях с особым фокусом на «энергетическом противостоянии» России и Запада, возникшем в ходе конфликта на Украине. Теоретически исследование опирается на существующую концептуальную проработку термина «политизация», а также видение международных отношений сторонниками социального конструктивизма и политического реализма. Применяются методы исторического, системного и сравнительного анализа, а также метод аналогии. Автор приходит к выводу, что политизация энергетики, будучи неотъемлемым атрибутом международных отношений за последние 50 лет, может быть скрытой или открытой, умеренной или крайней. Крайняя форма политизации, в отличие от умеренной, предполагает применение «энергетического оружия» в политических целях, что приравнивает ее к энергетической войне. Энергетические войны могут быть ограниченными или полномасштабными; односторонними (безответными), двусторонними или многосторонними. Конфликт на Украине спровоцировал открытую и крайнюю политизацию энергетики, которая после начала специальной военной операции (СВО) приобрела форму полномасштабной, двусторонней энергетической войны. США и их союзники, желая повлиять на российскую политику в отношении Украины, применили в полной мере свое «энергетическое оружие», и Россия ответила тем же, правда, в ограниченном масштабе.
Представленное исследование посвящено актуальным и принципиально важным аспектам, связанным с перспективами устойчивого развития российского бизнеса в условиях санкционных ограничений. В исследовательской работе достаточно подробно изложены направления и факторы технологической трансформации российского бизнеса, проанализированы составляющие технологической независимости малых и средних предприятий, основные направления государственной поддержки бизнеса. В исследовании авторов выделены проблемы развития некоторых отраслей экономики, таких как IT–отрасль, легкая промышленность, обозначены проблемы субъектов МСП. Приведены данные по оказанию помощи в проектной деятельности по видам деятельности и отраслям обрабатывающей промышленности фондом развития промышленности за 2024 год, что способствует реализации программы импортозамещения, научно–технологическому развитию бизнеса через систему научных фондов, центров компетенций, технологических платформ и повышения технологического суверенитета страны.
В статье рассматриваются и анализируются проблемы и динамика роста экономики в 2024 году под воздействием внешних и внутренних факторов и условий, динамики величины ключевой ставки и инфляции, пути сокращения волатильности российского рубля. Проанализированы введенные с 13 июня 2024 года новые правила расчета официального курса российского рубля к доллару и евро на основе данных кредитных организаций по результатам межбанковских конверсионных операций на внебиржевом валютном рынке и измененная в самом конце декабря 2024 года система расчета курса валют на основании объединенных данных биржевых и внебиржевых сегментов рынка для обеспечения более репрезентативного курса российского рубля. Приведены предложения и рекомендации для осуществления успешного функционирования экономики страны в условиях геополитической напряженности и санкционных ограничений.
Статья нацелена на поиск глубинных причин конфронтационной политики властей Евросоюза (ЕС) вместе с США и НАТО к России («атлантическая солидарность»). Учтены сдвиги в масштабах конкурентоспособности: выдвижение группы БРИКС и группы «5» (Китай, Индия, Малайзия, Индонезия, Вьетнам), относительная потеря США ключевых позиций в геоэкономике, структурная неконкурентоспособность учредителей ЕС (Франции, Германии, Италии). Отражены такие изменения в геополитическом потенциале Евросоюза (+ Великобритания), как милитаризация экономики, расхождение взглядов в вопросе оказания помощи Украине, реконфигурация политического ландшафта в Европе. Устойчивость ЕС расшатывается проявлениями сепаратизма, подавленным из-за санкций состоянием европейского бизнеса, рисками конфликта поколений. Рассмотрены истоки и последствия деиндустриализации ведущих экономик Европейского Союза, среди которых оказались Германия и Франция. Высказаны авторские прогнозы по украинскому кризису и конфронтации между Россией и НАТО, которая создает угрозу глобальной катастрофы. Разорительная гонка вооружений является ловушкой для ЕС и НАТО, шок для финансов и благосостояния населения континентальной Европы и Великобритании. Европу вновь ожидают волнения, связанные с недовольством населения и бизнеса в отношении усиления оборонной политики, проводимой Европейской Комиссией, в планах которой создание единого рынка вооружений и общего военного фонда. Стратеги НАТО обсуждают варианты развития событий на Украине, предлагая следующие сценарии: отторжение отдельный территорий Украины, восстановление суверенитета при условии использования ее ресурсов и активов в интересах ТНК G7, ползучая интеграция Украины в НАТО при декларациях о ее нейтралитете, то есть своего рода вассалитет под прикрытием.
Проанализировано современное состояние технологического развития свиноводства России. Рассмотрена техническая, технологическая и продуктовая импортозависимость отечественного свиноводства. Определены основные экспортеры и уровень самообеспеченности страны свининой. Предложены направления развития на основе технической и технологической модернизации отрасли
В работе рассматриваются ключевые вызовы, с которыми столкнулись ДНР и ЛНР в сфере обеспечения продовольственной безопасности, а также меры, предпринятые для восстановления и развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка. Особое внимание уделено интеграционным процессам с Российской Федерацией, которые стали важным фактором стабилизации продовольственной системы региона. В статье выделены три основных этапа трансформации продовольственной системы Донбасса: военный период (2014-2015 гг. и 2016-2021 гг.) и интеграционный этап (2022 г. - по настоящее время). Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями, включая разрушение инфраструктуры, дефицит трудовых ресурсов, восстановление сельского хозяйства и интеграцию в экономическое пространство России. Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания механизмов адаптации продовольственной системы в условиях политической нестабильности и экономических санкций. Результаты анализа могут быть полезны для разработки стратегий развития АПК в других регионах, сталкивающихся с аналогичными вызовами.
Данная статья посвящена анализу динамики развития малого и среднего предпринимательства в России в период с 2010 по 2024 год. Исследование показывает, что МСП играет важную роль в экономике страны, обеспечивая занятость и вклад в ВВП, хотя его доля остается относительно низкой по сравнению с развитыми странами. В течение рассматриваемого периода сектор МСП прошел через периоды роста и кризисов, связанных с геоэкономическими и экономическими, такими как санкции, пандемия COVID-19, обесценение национальной валюты и снижение внутреннего спроса. Основные тенденции, выявленные в рассматриваемый период, включают рост числа субъектов МСП, увеличение занятости и оборота, а также снижение коэффициента ликвидации предприятий. Анализ показывает, что в структуре российских МСП преобладают микропредприятия, а большая часть которых зарегистрирована в форме индивидуальных предпринимателей. Региональные различия в динамике развития МСП существенны: крупные города и развитые регионы демонстрируют более динамичный рост и меньшую число ликвидированных предприятий. Важными барьерами для развития МСП остаются регуляторные сложности, доступ к финансам, инфраструктурные ограничения, а также влияние внешних факторов. В целом, несмотря на кризисы, сектор МСП демонстрирует признаки адаптации и восстановления, что позволяет надеяться на дальнейший рост и укрепление роли этого сектора в российской экономике.
Изучение проблем рынка труда в условиях санкций представляет собой актуальную задачу, поскольку изменения в экономике неизбежно затрагивают занятость населения, уровень безработицы и требования к квалификации работников. Санкционные ограничения привели к трансформации множества отраслей, что отразилось как на кадровом спросе, так и на возможностях трудоустройства. Многие предприятия столкнулись с сокращением персонала из-за разрыва международных связей и снижения объема заказов. В то же время некоторые сферы, такие как производство, сельское хозяйство и IT, начали испытывать дефицит специалистов. Это повлекло за собой необходимость быстрой адаптации рынка труда к новым условиям, включая переобучение работников и развитие новых направлений профессиональной деятельности. В этой связи целью статьи является систематизация проблем рынка труда России и Санкт-Петербурга и его адаптации к санкционному давлению. Задачами исследования являются: выявить проблемы рынка труда, сложившиеся под воздействием санкций; систематизировать успешные практики адаптации к сложившимся новым условиям; спрогнозировать тренды развития регионального рынка труда. В качестве результатов исследования в статье систематизированы проблемы рынка труда России и Санкт-Петербурга в период с 2022 по 2024 год с анализом причин; на основе статистических данных классифицированы и систематизированы направления адаптации рынка к санкционному давлению от государственной поддержки до естественных рыночных реакций; определены долгосрочные тренды развития рынка труда и угрозы, формирующиеся под влиянием адаптационной политики. Анализ рынка труда проведен в отраслевом разрезе, с исследованием эффективных практик предприятий, успешно реализованных для нейтрализации проблем занятости.
Актуальность исследования обусловлена санкционным давлением на Россию с 2022 г., кардинально изменившим логистическую конфигурацию Евразии. Необходимость переориентации грузопотоков, форсированного развития альтернативных маршрутов и формирования новых институциональных механизмов управления международными транспортными коридорами требует комплексного научного осмысления. Авторами проведено исследование трансформации международных транспортных коридоров России в контексте структурных санкционных шоков (2022–2025 гг.). Посредством анализа выявлена реконфигурация логистических парадигм с акцентом на пространственный сдвиг грузопотоков в восточноазиатские сегменты. Особое внимание уделено диалектике ограничений (технологические эмбарго, финансовая десуверенизация) и адаптаций, включая импортозамещающие технологические платформы. Методология основана на ретроспективном анализе операционных данных РЖД и Росстата, дополненном верифицированным сценарным прогнозированием до 2035 г. Результаты работы демонстрируют возрастание роли международных транспортных коридоров как геоэкономических стабилизаторов, формирующих альтернативные транзитные реалии в Евразийском пространстве. Авторы приходят к выводу, что ускоренное развитие адаптационного потенциала российской транспортной системы в новых геоэкономических реалиях имеет критическое значение для обеспечения национальной экономической безопасности и позиционирования России в переформатируемой глобальной логистической архитектуре.
Вопросы научно-технического сотрудничества России и Китая являются предметом изучения как российских, так и китайских экономистов. Однако до сих пор незначительно число работ, посвященных систематизации ключевых индикаторов научнотехнического развития (НТР) указанных стран и влиянию на это развитие санкционного давления. Исследование направлено на восполнение данного пробела. Методология работы базируется на положениях макроэкономического анализа. Использовались методы ретроспективного и компаративного анализа, группировки и SWOT-анализа. Информационной базой послужили данные Росстата, Всемирного банка и Государственного статистического управления КНР. Определены факторы успеха НТР Китая и России, общим для обеих стран признан фактор высокого качества человеческого капитала. Проанализированы индикаторы НТР каждой страны за период 2010–2021 гг., такие как динамика доли расходов на НИОКР в ВВП, доли выданных патентов на изобретения к численности трудоспособного населения страны; доли экспорта и импорта высоких технологий в ВВП; международная публикационная активность и др., и выявлены национальные различия в их масштабах. Выполнен SWOT-анализ научно-технического сотрудничества России и Китая, показавший, что его основной угрозой является санкционное давление. Согласно заключению авторов, такое сотрудничество пока не способствует научно-техническому развитию РФ и, более того, может угрожать ее превращением в ресурсный придаток КНР. Полученные результаты могут быть полезны при разработке дорожных карт и стратегий реализации научно-технического сотрудничества КНР и РФ. Дальнейших исследований требует соответствующее взаимодействие в рамках ключевых высокотехнологичных отраслей
Геополитическая турбулентность и практика применения масштабных международных санкций обусловливают необходимость оценки степени готовности государств к длительному цивилизационному противостоянию. Статья посвящена построению и апробации нового аналитического инструмента – индекса антихрупкости национальной экономики. Методологической основой исследования послужила идея о наличии ряда отраслей, образующих функциональный фундамент национальной экономики и предопределяющих способность государства к автономному существованию в условиях разрыва международных торговых связей. Для реализации этой идеи предложен эвристический алгоритм построения индекса антихрупкости экономики, учитывающий приоритетное положение таких отраслей, как аграрный сектор, фармацевтика, производство средств труда и добыча полезных ископаемых. Проведены пилотные расчеты указанного индекса на основе национальной статистики восьми государств – США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии и России. Согласно полученным результатам, на временном интервале 2003–2020 гг. значение индекса антихрупкости повышалось только в России, тогда как в остальных семи странах это значение снижалось. Показано, что индекс антихрупкости позволяет улавливать особенности политических циклов и событийные шоки в мировой экономике. Получено эмпирическое подтверждение того, что смена страны-лидера помимо всего прочего связана с накоплением структурных диспропорций в экономике – ослаблением ее фундамента из жизненно важных отраслей и избыточным усложнением отраслевой надстройки в виде непроизводственной сферы. Предлагается масштабировать построенный индекс на более широкую выборку стран для выявления региональной диспозиции сил в мировом геополитическом пространстве