ТРЕТИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ИСТФАК СТРАНЫ (2025)

Редакционная коллегия журнала в настоящей статье обращается к важному событию в истории Саратовского университета – 90-летию открытия исторического факультета, который стал третьим истфаком в РСФСР. Рассмотрены обстоятельства учреждения факультета, начало и основные этапы его деятельности. Показан вклад в подготовку специалистов с высшим историческим образованием, важнейшие научные достижения и роль ведущих ученых.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 25 № 2 (2025)
Автор(ы): Голуб Юрий Григорьевич, ДАНИЛОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК ИЗБРАННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ: САДОВНИЧИЙ В. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ / В. А. САДОВНИЧИЙ. - МОСКВА: ИЗД-ВО МОСК. УН-ТА, 2023. - 295 С.) (2024)

Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): РАХМАНИН В.С., Костин Владимир Алексеевич
Сохранить в закладках
СОХРАНЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАСЛЕДИЕ А. П. КИСЕЛЁВА: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)

А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Титоренко Светлана Алексеевна, Обуховский Валерий Владимирович, Корнев Сергей Викторович
Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2025)

Современное образование в России переживает эпоху масштабных изменений, вызванных стремительным развитием цифровых технологий. Цифровизация образования затрагивает все уровни образовательного процесса: от методов преподавания до взаимодействия педагогов и технологий, предъявляя новые требования к профессиональной компетентности учителя. В этих условиях дополнительное профессиональное образование учителя становится практически единственным источником повышения цифровой грамотности и адаптации к цифровой образовательной среде и современным цифровым образовательным технологиям. Актуальность темы обусловлена не только необходимостью технического освоения цифровых инструментов, но и необходимостью в осмыслении изменений в профессии учителя, сохранении гуманистических ценностей и профессиональной идентичности учителя. Рефлексивно-антропологический подход предлагает целостную методологию, ставящую в центр образовательного процесса человека и использующую рефлексию как средство профессионального роста. Цель научной статьи - раскрыть сущность рефлексивно-антропологического подхода и показать его роль в дополнительном профессиональном образовании учителя в условиях цифровизации образования. Цифровизация образования открывает новые возможности личностного и профессионального развития учителя, ставя перед ним ряд серьезных вызовов. С одной стороны, цифровые образовательные технологии предоставляют учителю доступ к огромному объему информации, интерактивным образовательным ресурсам и новым формам организации учебного процесса. Они позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, учитывать особенности и потребности каждого обучающегося, а также создавать мотивирующие учебные ситуации. С другой стороны, эра цифровизации в образовании требует от учителя новых цифровых компетенций и умений, таких как: владение цифровыми образовательными технологиями, умение критически оценивать цифровую информацию, создавать цифровой контент, организовывать дистанционное обучение и обеспечивать безопасность в цифровой образовательной среде. Решение этих проблем требует от учителя осознанного и рефлексивного подхода к использованию цифровых образовательных технологий, а также постоянного самообразования и самосовершенствования.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 14, № 2 (2025)
Автор(ы): Бударина Анна Олеговна, Алексеева Елена Евгеньевна
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ ДЕЛУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (2024)

ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЯЗЫК ИСКУССТВА - ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ (НА ОСНОВЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И РУССКОГО ИСКУССТВА) (2024)

В статье обосновывается роль и значение языка искусства для воспитания человеческой личности. Автор опирается на достижения русской философии, русской педагогической мысли, русской эстетики и искусствоведения, отраженные в трудах В. С. Соловьева, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Д. С. Лихачева. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому опыту, художественным открытиям и теоретическим работам В. В. Кандинского, К. Малевича, М. Шагала, Н. К. Рериха. Рассматриваются основные функции языка искусства - эстетическая, этическая и аксиологическая. Акцентируется необходимость их учета в преподавании гуманитарных дисциплин (философии, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории русской культуры и искусства) на русском языке с целью повышения культурного уровня современной молодежи, как русских, так и иностранных учащихся. Автор приходит к выводу, что более глубокое постижение русской культуры и русской истории и приобщение к основополагающим ценностям русского народа через личный эстетический опыт человека возможно именно на языке искусства. Более того, искусство способствует изменению мировоззрения человека и его личности в нравственном отношении, формированию его личных этических принципов и взращиванию в нем высоких идеалов Истины-Добра-Красоты в целом.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): ПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА
Сохранить в закладках
ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2024)

Преимущества и возможности, которые открывает цифровой мир, не избавляют высшие учебные заведения от проблем, требующих научного поиска. В современном мире быстро развивающиеся цифровые технологии уже охватили все области нашей жизнедеятельности, не исключение и область высшего образования. В связи с требованиями Четвертой промышленной революции вузам необходимо обеспечить готовность будущих специалистов к полноценному владению и готовности к постоянному совершенствованию навыков в области цифровых технологий. Современные профессии и требования к ним динамично трансформируются под влиянием развития цифровой экономики, генерируя будущие совершенно новые профессии. Важно с учетом драйверов цифровой трансформации и сквозных (универсальных) технологий определить надпрофессиональные и инновационные компетенции в разрезе трансформации и развития цифровой экономики. Образовательные программы должны адаптироваться для предоставления студентам цифровых компетенций, необходимых для построения более справедливого и продуктивного мира для общества. По нашему мнению, преподаватели вузов должны, опираясь на технологические драйверы, использовать цифровые технологии в обучении и понимать ускоренное развитие областей разноплановых знаний, способствовать продвижению и реализации цифровых компетенций у студентов в условиях цифровой трансформации. Авторами работы был проведен анализ данных проблем и представлены пути их решения. В работе описана новая образовательная парадигма, основанная на применении соответствующих цифровых компетенций и на необходимости совершенствования и повышения квалификации, переобучения и повторного обучения заинтересованных сторон.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Гуреева Елена Григорьевна, Ташкинов Алексей Григорьевич
Сохранить в закладках
Культурная работа как инструмент воспитания участников сионистского движения в Советской России (2025)

В рамках не затихающего палестино-израильского конфликта остро стоит так называемый еврейский вопрос как во всем мире, так и в нашей стране. Часто звучит термин «сионист» в негативном контексте. Кроме того, многие не разделяют евреев и сионистов, полагая, что это идентичные слова. Тем не менее существуют различия и нюансы при подходе к теме еврейского вопроса, а в частности культуры, традиций. В этой связи работа призвана уточнить ряд вопросов по теме и расширить ее историографию. При подготовке публикации были применены историко-генетический и историко-системный методы исследования. Новизна вопроса заключается в том, что трудов, посвященных культурной работе в сионистском движении, крайне мало, а введение в научный оборот документов, посвященных данному вопросу, расширит историографию сионистского движения. Отличительной чертой культурной работы сионистов в рамках воспитания участников движения было то, что она велась не только среди молодежи, но и среди взрослых сторонников течения. Изучение тенденций культурной работы с целью воспитания строителей будущего государства Израиль позволит вычленить основные направления этой деятельности, провести параллели между традиционным еврейским воспитанием и образованием и воспитанием и образованием в сионистской среде. Статья подготовлена на основе российских и зарубежных архивных документов, чье введение в научный оборот пополнит источниковую базу по истории сионистского движения в Советской России.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ: ПОЛИТОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Бережанская Ирина Ю.
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (2024)

Формулируются и теоретически обосновываются основные закономерности развития трудовых ресурсов в условиях цифровизации. Особое внимание уделено социальным и гуманитарным проблемам труда, развитию человека как творческой личности. Сделан вывод, что трансформационные изменения сферы труда и постоянное совершенствование материально-технических и организационных условий развития современного общества приводят к формированию работника широкого профиля, овладевшего смежными профессиями. При благоприятных производственных условиях это неизбежно генерирует трудовую активность работника, сообщает ей энергию ускоренного развития. Новые формы и методы организации трудового процесса в эпоху цифровизации требуют нового подхода к подготовке кадров, его личностному компоненту. Возрастает значение общеобразовательной подготовки как фундамента профессионализма. Показано, что инновационный характер современного развития актуализирует проблему ликвидации разрыва между новейшими достижениями цифровизации и квалификацией инженеров. Возникает настоятельная потребность сделать упор на опережающую подготовку инженерных кадров для перспективных научно-технических направлений, так как их дефицит способен стать серьезным тормозом развития цифрового общества как целостного образования. При этом учебу как вид творческого труда студента и инженера необходимо стимулировать и морально, и материально. Целесообразно вовлечение студентов в решение реальных практических задач в области развития новых цифровых технологий на возможно более ранней стадии обучения - в зависимости от индивидуальных особенностей. Результаты исследования позволили выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование сложившегося механизма государственного регулирования, а также определить перспективные направления повышения трудовой активности работников.

Издание: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): Золин Игорь Евгеньевич
Сохранить в закладках
ВЯЧЕСЛАВ ВИТАЛЬЕВИЧ ПОДКОЛЗИН - МАГИЧЕСКОЕ ИМЯ СРЕДИ ГЕОГРАФОВ, УЧЕНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИИ (2025)

5 января 2025 года на 86 году ушел из жизни видный деятель педагогического образования, ученый, географ, замечательный педагог, одаренный руководитель, общественный деятель - Вячеслав Витальевич Подколзин. В статье раскрыт жизненный путь В. В. Подколзина со школьной скамьи и до ректора Воронежского государственного педагогического университета.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГЕОГРАФИЯ. ГЕОЭКОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Проскурина Наталья Валентиновна
Сохранить в закладках
ВОСПИТАНИЕ ЖИВОПИСЬЮ: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ (2025)

В статье рассматривается роль русского изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании школьников в контексте современных вызовов и задач, определенных государственной политикой в области сохранения традиционных ценностей. Автор анализирует потенциал живописи как инструмента формирования духовно-нравственного фундамента личности, способного противостоять негативным тенденциям современности. Предлагается интеграция произведений русского искусства в различные школьные дисциплины (например, в историю, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России), смещая акцент с формального анализа к личностному восприятию и рефлексии. На примере конкретных картин русских художников (П. А. Федотова и современных художников О. Д. Савостьяновой, Ф. Иванова) для разных возрастных групп (начального общего, основного общего и среднего общего образования) демонстрируются методические подходы к использованию живописи для обсуждения нравственных понятий, исторической памяти и культурной идентичности. Особое внимание уделяется роли педагога как медиатора, осмысливающего и транслирующего ценностное содержание произведений искусства. Подчеркивается, что личная вовлеченность и искренность восприятия учителя является ключевым фактором эффективности воспитательного воздействия искусства. Обосновывается важность обращения к отечественной культуре как источнику национально-культурной идентичности и духовных идеалов.

Издание: КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (27) (2025)
Автор(ы): Киселева Наталья Витальевна
Сохранить в закладках
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ, ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И НАУКИ В РОССИИ (2025)

В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Симоненков Виктор Сергеевич
Сохранить в закладках