Введение. Феномен развития цифровых технологий способствует изменению и различных научных отраслей, в том числе и педагогических, вследствие этого в образовательной среде появляется новое направление - цифровая дидактика. Цель исследования: проанализировать деятельность учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика» в реализации учебных и научно-исследовательских задач. Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические методы (анализ и обобщение теоретических материалов и практического опыта по теме исследования); материалами для анализа являются отчетные документы о деятельности лаборатории, Положение о деятельности учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика». Результаты исследования, обсуждения: образовательная задача: за период действия лаборатории проведено 218 занятий, 19 открытых мероприятий для различных образовательных организаций, реализовано 3 дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста и для студентов высших учебных заведений, а также 2 дополнительные профессиональные программы повышения квалификации; научная задача: результаты деятельности лаборатории отражены в 8 публикациях: 3 - в журналах, рекомендованных ВАК, 4 публикации, индексированные в РИНЦ, 1 публикация - в коллективной монографии, также лаборатория являлась площадкой для проведения 10 научных мероприятий различного уровня; учебно-исследовательская задача: на базе лаборатории ведутся исследования в области цифровой педагогики: 4 диссертационных исследования, 23 исследования в рамках магистерских диссертаций, 2 исследования в рамках выпускных квалификационных работ бакалавров. В лаборатории представлено разнообразное оборудование для работы с детьми и взрослыми, с помощью которого можно разрабатывать уникальные и занимательные занятия (ПАК «Колибри. ЛАБ», интерактивный пол FlooriumAdaptive, интерактивная студия I-Theatre, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», интерактивная стена «Попадалкин», ПАК iSandBOX Small, конструкторы «Мални» и «СтартБлок» и пр.).
Заключение. Проанализировав результаты деятельности учебно-исследовательской лаборатории «Цифровая дидактика» за год, можно сделать вывод о том, что она решает поставленные задачи, является площадкой для приобретения и отработки знаний, а также оказывает консалтинговые услуги по применению цифрового оборудования в образовательной среде.
Профессиональное развитие будущих педагогов - проблема, которая рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых с нескольких позиций: с точки зрения преобразования внутренних качеств личности, «своего внутреннего мира», через призму понятий «успешность» и «готовность», как приобретение новых профессионально важных характеристик и др. Бесспорно, профессиональное развитие будущих педагогов актуально для ученых, но важно ли это для самих студентов? С целью выявления доминирующих мотивов учебной деятельности студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и обозначения возможностей разработанного цифрового помощника в стимулировании каждого мотива нами проведено исследование по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А. А. Реан, В. А. Якунин). По результатам исследования самыми значимыми мотивами учебной деятельности среди педагогических направлений подготовки являются: «стать высококвалифицированным специалистом» (65,07 %), «получить диплом» (60,27 %), «приобрести глубокие и прочные знания» (57,53 %), «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (53,42 %) и «постоянно получать стипендию» (52,05 %), что свидетельствует о заинтересованности студентов в профессиональном развитии. С целью профессионального развития будущих педагогов нами разработан и внедрен в процесс подготовки будущих педагогов цифровой помощник, направленный на оказание помощи в учебной, научной, самостоятельной деятельности студентов, организации их дня, контроле выполнения различных задач и др. Отметим, что ранее проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что студенты заинтересованы в появлении данного помощника, а также полученные данные позволили выделить 4 наиболее значимых для студентов раздела и определить его структуру: учебная деятельность, научно-исследовательская, календарь, чат.