Научный архив: статьи

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО МИРА (2025)

В рамках данного научного сообщения рассмотрены особенности детерминации преступности среди учащихся образовательных учреждений в эпоху новейших технологий и профилактической деятельности в сфере общеобразовательной системы, которая особо востребована в условиях цифрового общества. В статье дана объективно-критичная оценка влияния цифровизации на деструктивное поведение современного учащегося. В рамках целевых исследований выявлено, что цифровое пространство стало удобной площадкой для деструктивного воздействия на подрастающее поколение, которая обладает свойствами, делающими его уязвимым. По мнению авторов, основанному на результатах исследований, цифровой мир способствует негативным изменениям в духовной сфере. В нем происходит переориентация ценностей, стремление к освобождению от традиционных норм и правил. В цифровом обществе опасными остаются такие асоциальные явления, как вовлечение несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, азартные игры; безнадзорность и беспризорность; демонстрация великой мощи преступного мира. В этой связи основной идеей научного сообщения стала необходимость исследования детерминации деструктивного поведения в виртуальном мире и построения системы профилактики преступлений среди учащихся образовательных учреждений, отвечающей требованиям эпохи цифровых технологий. Она построена на гипотезе исследования, которая заключается в следующем: а) учащийся, получивший негативный набор ценностных ориентаций в виртуальном мире, будет открыто демонстрировать деструктивность, игнорируя социальные правила и нормы; б) в цифровом мире растет порог терпимости подростков к деструктивным проявлениям. На основе подтвержденной гипотезы в рамках исследования констатирована социальная необходимость совершенствования системы профилактики деструктивного поведения учащихся, учитывая обусловленность данного явления негативным влиянием распространенности цифровых парадигм. В таком аспекте обозначена цель исследования - поиск наиболее эффективных направлений профилактики преступлений среди учащихся образовательных учреждений в условиях цифрового мира. Достижение цели научного сообщения обеспечивается посредством использования научных методов сравнительного и системно-структурного анализа, а также обобщения результатов анкетирования и опроса среди учащихся и работников общеобразовательной системы.

Издание: ВЕСТНИК ЧЕЧЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. А. КАДЫРОВА
Выпуск: № 2 (58) (2025)
Автор(ы): Диева Майя Гамидовна, МАГОМЕДОВА ЗАРЕМА АЛИМСУЛТАНОВНА
Сохранить в закладках
Рынок труда в сфере электронной промышленности: вызовы и пути решения (2025)

В статье приводятся результаты мониторингового социологического исследования и анализируются современные кадровые проблемы предприятий электронной промышленности, способы их взаимодействия с учебными заведениями для решения проблемы дефицитов высококвалифицированных специалистов. Дается оценка потребностей рынка труда в специалистах, имеющих ученые степени, инженерах, а также IT-специалистах. Предложены варианты решения вопроса нехватки кадров и стабилизации ситуации на рынке труда. Эмпирическую базу мониторингового социологического исследования составил экспертный опрос с представителями ведущих российских компаний в сфере электронной промышленности, проведенный в ноябре 2024 г. в рамках международной выставки-форума «Электроника России». Результатом научной работы стало выделение взаимодействия компаний, реализующих деятельность в отрасли электронной промышленности, с учебными заведениями (вузами и ссузами) в качестве ключевого элемента кадровой стратегии компаний. сотрудничество должно осуществляться в форматах организации практики, целевых программ обучения и участия представителей организаций в Днях карьеры — очных встречах работодателей со студентами. В работе отмечаются влияние общеэкономических и общесоциальных трендов (отток специалистов за рубеж и более привлекательные отрасли), специфические особенности отрасли (уровень оплаты труда), недостатки системы образования (нехватка опыта и практических навыков у молодых специалистов, недостаточное количество учебных заведений, готовящих кадры для отрасли, морально устаревшая программа обучения), характерные для российского рынка труда в целом, что сдерживает развитие отрасли.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 2 (2025)
Автор(ы): Тюриков Александр Георгиевич, Данилова Милена Ровшановна
Сохранить в закладках
Развитие общественных пространств как объектов туристского притяжения (2025)

В статье рассматривается специфика развития общественных пространств современных городов как объектов туристского притяжения, анализируются ключевые проблемы и перспективы наращивания их потенциала. Роль общественных пространств в развитии внутреннего туризма определяется совокупностью факторов мотивации социальных субъектов при выборе туристских маршрутов прежде всего в контексте культурно-познавательного и событийного туризма. Наряду с когнитивно-рациональными факторами особую значимость представляет эмоционально-личностная мотивация туриста (потребность в сенсорном опыте, эмоциях, впечатлениях, визуальной привлекательности места). Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод о наличии ряда дисфункций в развитии общественных пространств современных городов, их недостаточной визуальной и функциональной привлекательности для потенциального туриста. Дефициты финансовых средств в местных бюджетах не позволяют в полной мере поддерживать высокий уровень благоустройства общественных пространств прежде всего в малых городах. Каждый пятый опрошенный респондент в ходе исследования отметил недостаточность мест для проведения досуга. Одной из современных проблем функционирования общественных пространств становится их «переход» из публичных городских территорий в коммерциализированную зону торгово-развлекательных центров. В статье выделяются функции общественных пространств: интеграционная, коммуникационная, досуговая, социокультурная (создание условий реализации культурно-духовных интересов личности, поддержание разнообразия в городской среде), имиджевая (формирование территориального бренда и имиджа). Сделан вывод о необходимости фокусировки усилий местных органов власти на развитии общественных пространств как объектов туристского притяжения, повышении их визуальной привлекательности, аутентичности, своеобразия, активизации событийной повестки.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
Автор(ы): ФРОЛОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА, Калинкин Анатолий Анатольевич
Сохранить в закладках
Роль инклюзивного дизайна в урбанистике: социологический аспект (2025)

В статье поднимаются актуальные вопросы создания инклюзивного дизайна городской среды как приоритетного принципа развития урбанизированных пространств. На основе анализа научных источников установлены особенности инклюзивного дизайна городской среды, его отличия от универсального подхода к проектированию городских пространств. В частности, отмечается дисфункциональность формального соблюдения стандартизированного подхода к дизайну городской среды, стигматизация темы инвалидности в общественном сознании и градостроительных практиках. Делается вывод, что принцип инклюзивности выражается в возможности индивида реализовать свое «право на город», вступая во взаимодействие с другими людьми и осуществляя коммуникации в пространстве городской среды. С использованием метода глубинного интервью был проведен анализ инклюзивного дизайна городской среды района Аэропорт. Установлено, что искажение идей инклюзивного дизайна в практиках городского проектирования приводит к возникновению состояния «исключенности» людей с особыми потребностями, снижению возможности их активного участия в жизни городского сообщества. Практики «потребления городской среды» для данной категории населения связаны с поиском альтернативных маршрутов, форм и средств передвижения; привлечением родственников для избегания негативного опыта; формированием «отлаженных» траекторий передвижения к месту учебы или традиционному месту отдыха. Анализ материалов глубинных интервью также позволил систематизировать объекты района Аэропорт по их адаптивности к потребностям маломобильных горожан. Нижние строчки инклюзивной адаптивности занимают общественные пространства городской среды (места общественного питания, коворкинги, деловые центры, офисы); со средней степенью инклюзивной адаптивности — общественный транспорт и сопутствующая дорожная инфраструктура (остановки, тротуары, станция метрополитена и пр.). Высокая степень инклюзивной адаптивности отмечается у библиотек и парковых зон отдыха. Рефлексия опыта повседневных практик информантов позволила составить карту инклюзивной адаптивности района Аэропорт.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 15, № 1 (2025)
Автор(ы): РОГАЧ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, Куртенкова Юлия Евгеньевна, Шахвалиева Алина Зурабовна, Мельникова Анастасия Ивановна
Сохранить в закладках
Анализ маркетинга фитнес-организаций Омска (2025)

В современных рыночных условиях для достижения требуемого уровня конкурентоспособности фитнес-организациям следует направлять усилия на активное применение маркетинга как концепции управления деятельностью, направленной на разнообразие продуктового портфеля и ценовой политики, обеспечивая их устойчивое функционирование и развитие, и позволяющей достигать максимально полного удовлетворения запросов и интересов всех групп целевой аудитории. Целью проведенных маркетинговых исследований является формирование необходимой информационно-аналитической базы, обеспечивающей принятие фитнес-организациями обоснованных маркетинговых решений, направленных на расширение клиентской базы и привлечение новых потребительских сегментов. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ целевой аудитории, построение многоугольника конкурентоспособности, АВС-анализ рынка фитнес-услуг, опрос руководителей фитнес-организаций и фитнес-тренеров. Проведено исследование Омского рынка фитнес-услуг, выявлены его ключевые особенности и тренды, определены количество и виды услуг фитнес-организаций, составлен портрет потребителя по ключевым характеристикам. Полученные результаты определяют необходимость проведения регулярного мониторинга особенностей и потребностей целевой аудитории для развития маркетинговой стратегии и изменения трендов на рынке фитнес-услуг. Авторами определены перспективы инновационного развития рынка фитнес-услуг, в числе которых в качестве одного из перспективных направлений, еще не нашедших достаточного применения в регионе, следует рассматривать внедрение в перечень услуг фитнес-организаций программ физической реабилитации для различных групп целевой аудитории, обеспечивающих восстановление здоровья после перенесенного заболевания и позволяющих вернуться к активной полноценной жизни. Это можно рассматривать в качестве ключевого конкурентного преимущества, обеспечивающего требуемый уровень удовлетворенности конкретного потребительского сегмента и повышение результативности деятельности организации в целом.

Издание: ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 1 (2025)
Автор(ы): ЦАЛКО ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА, ЛИПКИНА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА
Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ МИГРАЦИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (2024)

Наличие насущных проблем российского общества, таких как старение населения и сокращение трудовых ресурсов, актуализирует поиск инструментов государственной политики по их нивелированию. Цель исследования состоит в определении закономерностей миграционных процессов в России в период 2015–2021 гг., а также в формировании комплекса мер государственной политики по поддержанию миграционного прироста как инструмента достижения социально-экономического и демографического эффектов для национального хозяйства. Задачами исследования являются анализ миграционных процессов в период 2011–2021 гг., систематизация факторов, вызывающих нарушение сбалансированности миграционных процессов в России, обоснование мер по поддержанию миграционного прироста в России в условиях нарастания социально-экономической и политической нестабильности. Для проведения исследования были использованы метод экономического анализа, метод компаративного анализа, графический метод, метод систематизации, системный подход. В статье предоставлен комплексный анализ развития миграционных процессов в период 2011–2021 гг. в России, подчеркивающий значимость управления миграционными процессами для решения насущных проблем российского общества. Изучена динамика миграционного прироста населения России за десятилетний период, выделены точки максимального сокращения и раскрыты причины их существования. Исследованы особенности международной миграции, сделан вывод, что потенциал внешних миграционных потоков для восполнения недостающих трудовых ресурсов в России сокращается. Определены позитивные и негативные тренды внутрироссийского миграционного движения населения. Обоснованы векторы управления миграционными процессами для устранения сложившихся проблем в части демографии, функционирования рынка труда и роста социальной напряженности. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости поддержания миграционного прироста населения, особенно в период роста политической напряженности, а также привлечения квалифицированных специалистов в Россию для решения нарастающих проблем роста естественной убыли населения и восполнения дефицита рабочей силы.

Издание: ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Автор(ы): Пономарев Сергей Валерьевич, Лубова Татьяна Николаевна, Конищев Егор Валерьевич, Плеханова Елена Олеговна
Сохранить в закладках
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)

Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).

В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятельности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.

Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.

Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, - содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.

В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (49) (2024)
Автор(ы): РЫЧИХИНА ЭЛИНА НИКОЛАЕВНА, БЫКОВА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА
Сохранить в закладках
СИСТЕМНО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: РОССИЙСКИЕ И МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ (2025)

Одной из основных задач последовательного становления цивилизованного сообщества, его поступательного развития является совершенствование различных уровней системы непрерывного образования. Это развитие детерминируется социально-экономическими, политическими, социокультурными и другими факторами, запросами, потребностями и задачами эффективного развития конкретного общества и государства. В основу настоящего исследования, проведенного в 2024 г., был положен системный сравнительный контент-анализ результатов научно-исследовательской и научно-публикационной деятельности российских (кластер ученых МГПУ) и зарубежных исследователей сферы образования. В процессе анализа определялись ключевые термины, понятия, тематические клише, использованные учеными в названиях/заголовках научно-исследовательских работ (НИР), публикациях, докладах и т. п. Эти ключевые термины, понятия, тематические клише могли, с точки зрения исследователей, характеризовать как уровни образования, на которые были направлены конкретные исследования, так и проблемы образовательных отношений, взаимодействий, в которые вступали их акторы. Кроме того, они могли бы указать на происходящую сегодня трансформацию образовательной сферы, протекающих в ней процессов в масштабах государства, регионов, социальных сообществ. Цель настоящего исследования заключалась в определении новых, актуальных трендов в образовании для дальнейшего развития исследований в сфере столичного образования. Поставленная цель может быть в определенной степени достигнута на основе системного анализа и сопоставления позиций, презентованных в результатах научно-публикационной и научно-исследовательской деятельности российских и зарубежных ученых, изучающих проблемы образовательных отношений. По итогам проведенного исследования были сформулированы научно-практические выводы и рекомендации.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (54) (2025)
Автор(ы): РЕЗАКОВ МАКСИМ РАВИЛЬЕВИЧ, ВАСИЛЬЕВ ИГОРЬ АРКАДЬЕВИЧ, ЗЕМЧЕНКОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (2025)

В статье рассматривается проблема возникновения делинквентного поведения у подростков с точки зрения психологии, педагогики, социологии и юриспруденции. Обсуждаются особенности развития подросткового возраста. Подчеркивается, что на формирование делинквентного поведения влияют различные биологические, социально-психологические и психолого-педагогические факторы. Уточняется, что эти факторы представляют собой предпосылки, способствующие формированию делинквентного поведения, но не являются непосредственной причиной его реализации. Объясняется, что между факторами и собственно делинквентным поведением нет четкой динамической зависимости. Наличие таких факторов не всегда приводит к делинквентным проявлениям, но с увеличением их числа повышается вероятность возникновения отклонений в поведении. Исследуются причины, ведущие к делинквентному поведению среди подростков, включая особенности протекания психических процессов, личностные черты, социально-психологические трудности, недостаточное внимание со стороны взрослых и недостаток развития психоэмоциональной сферы. Сделаны выводы о том, что делинквентное поведение обычно проявляется как реакция на действия взрослых и сверстников. Обоснованы существенные критерии, позволяющие дифференцировать делинквентное поведение, а также обозначить те специфические черты поведения подростков, которые помогут отличать его от других типов отклонений и при необходимости оценить его наличие и изменения у конкретного индивидуума.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Чуносов Михаил Александрович
Сохранить в закладках
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (2025)

Статья посвещена рассмотрению ключевых тем, связанных с ассертивностью социальных сирот подросткового возраста. Первый раздел включает введение в ассертивность, её влияние на самооценку и уверенность в себе. Второй раздел посвящен социальным сиротам, их уникальным потребностям и вызовам, формируемым жизненными обстоятельствами, что требует особого подхода со стороны педагогов и социальных работников. Третий раздел охватывает педагогические методы, направленные на развитие ассертивности, включая упражнения и ролевые игры, с акцентом на моделирование педагогического процесса и успешные примеры реализации. Также обсуждается оценка эффективности программ по развитию ассертивности для понимания успешных подходов. В заключение рассматриваются перспективы дальнейших исследований, что поможет выявить новые направления для работы с социальными сиротами подросткового возраста.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Бойкова К. В.
Сохранить в закладках
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (2025)

В статье рассматриваются ключевые причины воспроизводства социальных отклонений, оказывающих влияние на поведение молодежи в условиях малых провинциальных российских городов; анализируются проблемы противодействия девиациям в молодежной среде современного динамично меняющегося социума. Обоснована значимость управления асоциальным поведением в молодежной среде в условиях кризиса межпоколенных коммуникаций, проявляющихся в разрыве между традиционными и современными ценностями. В рамках проведенного анализа прослеживается прямая корреляционная зависимость между различными формами девиантного поведения: курением, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, проституцией, суицидом. В связи с этим автором сделана попытка изучения причин и форм девиаций, получивших распространение на территории малых провинциальных городов и городских округов, на базе проведенного анализа статистических материалов Белгородской области по данной проблематик.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Тарасенко Галина Михайловна
Сохранить в закладках
ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА «ПРИОРИТЕТ-2030»: АНАЛИЗ ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (2025)

В статье рассматриваются ключевые положения реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и факторы, влияющие на её эффективность. Среди анализируемых элементов рассматриваются не только механизмы финансирования, но и активное взаимодействие с промышленным сектором, а также результативность адаптации инициатив к технологическому лидерству.

Цель исследования - представить основные направления и механизмы реализации программы, а также предложить рекомендации по её дальнейшему развитию с учетом требований достижения ключевых целей развития образования России, включая повышение конкурентоспособности вузов, интеграцию науки, образования и промышленного сектора, обеспечение технологического суверенитета страны. В качестве основы для анализа использованы публикации и исследования, посвященные стратегическому развитию высшего образования в России, интервью ректоров вузов-участников программы, а также статистические данные и отчеты о реализации программы. Особое внимание уделено трансформации университетов в условиях цифровизации и необходимости интеграции образовательных процессов с потребностями рынка труда и реального сектора экономики. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей и команд развития университетов.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: Том 11 (77). № 3 (2025)
Автор(ы): Крылов Никита Евгеньевич
Сохранить в закладках