ПРОБЛЕМА СОВМЕЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ (2025)

В статье анализируются проблемы вторичной занятости студентов российских университетов с позиции интересов будущего страны. Авторы исходят из того, что мотивации и амбиции, побуждающие студентов выходить на рынок труда во время обучения по очной форме, формируются под влиянием ценностных ориентаций, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В результате теоретико-эмпирического исследования выявлено, что совмещение очной формы обучения в вузе и трудовой деятельности влечет за собой неоднозначные эффекты для профессионального становления будущих специалистов. Оптимизировать ситуацию, по мнению авторов, возможно на основе переосмысления концепции «работающих студентов» и создания продуманной системы мер по приобщению обучающихся старших курсов к работе по осваиваемой профессии.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ВИНОКУРОВА Н.А., Гайдар Карина Марленовна, ГУДОВИЧ И.С.
Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН ВЕРЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: РЕСУРС VS ДЕФИЦИТ (2025)

В статье обсуждается проблема такого психологического ресурса самоопределения в студенческом возрасте, как вера. Раскрывается сущность веры в ее психологическом смысле, многопредметность и многофункциональность веры как сложного личностного образования, пронизывающего сознание, деятельность, мотивационную и эмоционально-волевую сферы, описываются основные различия между религиозной и нерелигиозной верой. Определены некоторые направления воспитательной и психологической работы со студентами, испытывающими дефицит веры, что препятствует их эффективному самоопределению.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): АЗНАУРЬЯНЦ А.А.
Сохранить в закладках
РАБОТА ВУЗОВ В ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА (2025)

В год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Моисеев П. С., Чупандина Елена Евгеньевна, ФИЛОНЕНКО С.И.
Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)

Образование всегда было результатом фиксирования научных достижений. Передача знаний и опыта от старшего поколения младшему проходило со скоростью, меньшей или равной скорости появления новых научных теорий. Это позволяло методически подготавливать образовательный процесс большинства специалистов. Исключение состояло лишь в подготовке непосредственно научных кадров, где предметом опыта являлось не только освоение материала, но и сам процесс появления нового знания. В текущий момент технологии искусственного интеллекта развиваются со значительной скоростью, но с еще большей скоростью эти технологии применяются для решения прикладных и даже повседневных задач, в том числе и в обучении. Это создает для образовательного сообщества вызовы не только оптимального описания современных технологий, но и их непосредственного, причем эффективного, применения. А как известно, использовать не проверенные временем технологии намного труднее, поскольку это влечет за собой некоторые риски. Этой проблеме посвящена настоящая статья.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Костин Владимир Алексеевич
Сохранить в закладках
СЛУЖЕНИЕ КУЛЬТУРЕ КАК МИССИЯ (ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА Т. А. ДЬЯКОВОЙ) (2025)

Статья посвящена педагогу высшей школы, профессору кафедры истории философии и культуры Т. А. Дьяковой, одному из основателей культурологического направления в Воронежском госуниверситете. Статья состоит из воспоминаний коллег и студентов о многогранности таланта профессора Т. А. Дьяковой, ее уникальном педагогическом, исследовательском и просветительском даре. Авторы статьи отмечают вклад Т. А. Дьяковой в теоретическое осмысление вопросов культурологии и их практическое применение в подготовке специалистов высшей школы.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЯКУШКИНА Е. И., СЕРЕБРЯКОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
РЕКТОР, КОТОРЫЙ УМЕЛ СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД. ПАМЯТИ ИГОРЯ ЭДУАРДОВИЧА ЕСАУЛЕНКО - РЕКТОРА, УЧЕНОГО И ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ (2025)

Статья посвящена профессору Игорю Эдуардовичу Есауленко - выдающемуся ученому, руководителю и общественному деятелю. И. Э. Есауленко внес значительный вклад в развитие Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко. В течение 25 лет он руководил университетом, совершенствуя его инфраструктуру, учебный, научный и клинический потенциал. Под его руководством подготовлены тысячи высококвалифицированных специалистов в области медицины. И. Э. Есауленко активно занимался научной работой, публиковался в ведущих изданиях и участвовал в научных и общественных форумах. Он был награжден многочисленными государственными и профессиональными наградами. Его усилия способствовали развитию системы высшего медицинского образования и здравоохранения Российской Федерации. Важной частью деятельности было воспитание молодого поколения медицинских и научных кадров. Вклад И. Э. Есауленко отмечен признанием коллег и общественности, а его наследие продолжает оказывать влияние на развитие медицины и образования.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): БОЛОТСКИХ В. И., ЧЕРНЫХ А. В., Карпова А.В., МОРОЗОВ А. Н.
Сохранить в закладках
ПРОФЕССОР ФИЗИКИ ТРЁХ ИМПЕРАТОРСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ Б. В. СТАНКЕВИЧ: ВЕХИ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ И ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)

В статье рассматриваются основные этапы научной и педагогической деятельности одного из учеников великого русского физика А. Г. Столетова - профессора Бориса Вячеславовича Станкевича (1860-1924), в течение своей многолетней педагогической карьеры преподававшего в трех Императорских университетах России. Сообщается ряд малоизвестных фактов его биографии. Кратко описывается научно-исследовательская работа Б. В. Станкевича в Императорском Варшавском университете с указанием подготовленных им основных научных трудов. Дается его характеристика как талантливого физика-теоретика и рассказывается о его научной работе в областях геофизики и наблюдательной астрономии. Более подробно рассматривается педагогическая деятельность Б. В. Станкевича в трех Императорских университетах - Варшавском, Новороссийском и Московском. Особое внимание уделяется его службе в Московском университете в 1911-1917 гг., поскольку до настоящего момента этот вопрос мало освещен в историко-педагогических исследованиях. Изучается состояние физического образования в Московском университете в указанные годы, в том числе структура читавшегося тогда лекционного курса опытной физики, кадровое обеспечение учебного процесса, общая обстановка на кафедре физики университета. Дается оценка вклада Б. В. Станкевича в развитие преподавания физики в Императорском Московском университете в кризисный предреволюционный период.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Якута Алексей Александрович, Кочергина Елизавета Дмитриевна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ (2024)

Перед всеми предприятиями и вузами страны стоит одна задача - обеспечение кадрами для развития отраслей промышленности, способными развивать и внедрять инновационные технологии и идеи в реальный сектор экономики для обеспечения и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешних рынках. Подготовкой таких специалистов занимаются, как правило, технические вузы страны. Степень подготовки обучающихся к дальнейшей учебе по освоению программы инновационной направленности и формированию компетенций по решению профессиональных задач определяется через систему контроля остаточных знаний студентов. В данной статье представлены результаты анкетирования студентов по оценке их индивидуальной подготовки и анализ взаимосвязи этих результатов с итогами тестирования, проведенного на площадке Единого портала интернет-тестирования в сфере образования. Проведенные исследования показали, что для получения удовлетворительного результата интернет-тестирования необходимо решать вопрос, как добиться большей эффективности занятий при их ограниченном количестве, и что одновременно необходим дифференцированный подход при формировании тестовых испытаний по базовым дисциплинам для различных направлений специальности.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Хаертдинова Альфира Анасовна
Сохранить в закладках
О НАУЧНЫХ ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПО ПРИОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ (2024)

Статья посвящена проблеме определения теоретических оснований деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям, в качестве которых (оснований) выступают научные подходы к ее осуществлению. Обосновывается, что научный подход к организации деятельности преподавателя вуза по приобщению студентов к нравственным ценностям представляет собой совокупность методов, способов, средств, практических инструментов проектирования такой деятельности, обуславливая ее стратегию. Предлагаются критерии отбора нравственных ценностей, к которым приобщаются студенты - будущие специалисты технического профиля, в качестве которых (критериев) выступают виды отношений инженера: отношение к технике, отношение к коллегам, отношение к обществу. Выделяются этапы приобщения студентов к нравственным ценностям: 1) понимание, 2) интериоризация, 3) экстериоризация, в контексте которых выстраивается логика приобщения студентов к ценностям. Дается характеристика этапов понимания, интериоризации и экстериоризации и раскрывается их роль в отборе научных подходов. Обосновывается выбор герменевтического, аксиологического и контекстного подходов к организации деятельности преподавателя по приобщению студентов к нравственным ценностям и раскрывается назначение данных подходов в приобщении студентов технического вуза к нравственным ценностям.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Соболева Елена Ивановна
Сохранить в закладках
ПЛОЩАДЬ НАУКИ, ЗНАНИЙ, ТАЛАНТОВ (РЕЦЕНЗИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ: УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПЛОЩАДЬ. - ВОРОНЕЖ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВГУ, 2025. - № 12. - 292 С.) (2025)

Представлена рецензия на очередной выпуск художественно-публцистического альманаха «Университетская площадь». Автор рецензии подчеркивает тематическое разнообразие опубликованных материалов и их познавательное значение для молодых читателей. Отдельное внимание уделено основателям и вдохновителям журнала - супругам Т. А. Дьяковой и Д. С. Дьякову, их вкладу в поддержание духовно-нравственного климата не только в университете, но и в городе, и в регионе в целом.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ТАБАЧНИКОВ Б.Я.
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИКА ПАМЯТИ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ДЬЯКОВ Д. С. ЗВЁЗДНЫЕ ЗАЧЁТКИ. ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ВЫПУСКНИКИ ВГУ / Д. С. ДЬЯКОВ. - ВОРОНЕЖ: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВГУ, 2025. - 84 С.) (2025)

Представлена рецензия на книгу, посвященную выпускникам ВГУ, которые в годы Великой Отечественной войны явили примеры небывалой отваги и мужества, за что были удостоены высокого звания Гзроев Советского Союза. Раскрывая таким образом еще одну страницу истории университета, автор не только отдает должное героизму его выпускников, но и вносит весомый вклад в исторические исследования сквозь призму биографий отдельных личностей, что особенно своевременно в год 80-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): РАХМАНИН В.С.
Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (2024)

В статье раскрывается проблема воспитания студенческой молодежи, готовой к осуществлению здорового образа жизни. Обосновывается, что готовность студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни является личностным образованием, обладающим структурой и включающим когнитивный, аксиологический, эмоционально-волевой, деятельностный компоненты. Раскрывается содержание компонентов готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни: знание о человеке, о здоровье, о здоровом образе жизни и его составляющих (когнитивный компонент); ценности «здоровье», «здоровый образ жизни», «человек», «жизнь» и др. (аксиологический компонент); позитивные эмоции: «радость», «воодушевление», «умиротворение» и др. и волевые качества: «целеустремленность», «настойчивость», «инициативность» и др. (эмоционально-волевой компонент); действия и поступки студента по ведению здорового образа жизни: регулярная физическая активность, соблюдение правил личной гигиены и режима дня и др. (деятельностный компонент). Обосновывается, что педагогические условия формирования готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни представляют собой систему мер педагогического воздействия, направленных на освоение студентами знаний, приобщение к ценностям, развитие их эмоционально-волевой сферы, ориентацию на совершение действий и поступков, образующих (знания, ценности и др.) содержание соответствующих компонентов готовности, реализуемую (система мер) с опорой на возможности образовательной среды медицинского вуза, обеспечивающие здоровый образ жизни студентов. Определяются педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективное формирование готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни.

Издание: САМАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК
Выпуск: Том 13, № 1 (2024)
Автор(ы): Серпер Сергей Александрович
Сохранить в закладках