ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (2024)

Научно-технологическое и инновационное развитие в России становится все более значимым на государственно уровне. Целью исследования является дифференциация субъектов Российской Федерации для формирования подходов к реализации системной региональной научно-технологической и инновационной политики. гипотеза исследования заключается в том, что социально-экономические, пространственные и административно-исторические факторы должны учитываться при реализации научно-технологической и инновационной политики регионов России. В исследовании применены аксиоматический и дескриптивный методы, а также экономико-статистический анализ и картирование. В ходе исследования составлена система показателей для дифференциации регионов, состоящая из 3 блоков. Результаты дифференциации регионов Российской Федерации представлены в виде таблицы и карты. Они демонстрируют разнородности и общности регионов, которые позволяют формировать направления реализации региональной научно-технологической и инновационной политики. Анализ позволил распределить регионы на 23 группы по 4 типам - от наиболее до наименее научно-технологически и инновационно развитых регионов. Для успешного научно-технологического и инновационного развития сформированы рекомендации в зависимости от типов регионов. Передовому типу регионов необходимо реализовывать политику исследовательского лидерства и ориентира для других регионов, а также развития международного сотрудничества. Развитому типу регионов необходимо ориентироваться на лучшие практики передовых регионов, осуществлять развитие своих целевых направлений науки, организовывать межрегиональную исследовательскую кооперацию внутри групп для усиления своих конкурентных преимуществ. Типу регионов, имеющих потенциал к развитию, необходимо вовлечение в федеральную научно-технологическую повестку, что может стать мощным импульсом, в том числе и с точки зрения привлечения федерального финансирования. Типу регионов с низкой базой необходимо формирование кооперационных связей с более развитыми регионами, схожими с ними по структуре экономики и территориальному расположению, образуя сателлита такого региона. Представленная в исследовании дифференциация регионов Российской Федерации по ключевым характеристикам и параметрам подтверждает гипотезу, ориентируя региональную научно-технологическую и инновационную политику на системность и научную обоснованность в принятии решений.

Издание: ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
Выпуск: Т. 20 № 3 (2024)
Автор(ы): Бывшев Владимир Игоревич, Пантелеева Ирина Анатольевна, Писарев Иван Владимирович
Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2024)

Изучение вопросов инновационного развития сфер услуг представляет собой важное направление социально-экономического развития современного общества, современных процессов цифровых трансформаций. Все это связано с тем, что сегодня сфера услуг становится одной из отраслей их экономики. В связи с этим цель исследования заключается в изучении инновационных организаций развития сфер услуг в условиях цифровой трансформации. В исследованиях авторы рассматривают дополнительные работы в области изучения инновационного развития сферы услуг в условиях цифровой трансформации, на основе которых сделаны выводы о соблюдении принципов инновационного развития организаций сферы услуг от развития новых цифровых технологий и сервисов. Приведен статистический анализ информации инновационного развития сферы услуг, рассмотрена инновационная деятельность сферы услуг организаций, оценен объем затрат на инновационную деятельность, в том числе последовательно осуществление затрат на инновационную деятельность предприятий сферой услуг, определен характер инновационного развития сферы услуг России. В работе проводится сравнение инновационной активности организаций в России с разными лидерами в области развития инноваций. В результате авторы приходят к выводу, что процессы цифровых преобразований приводят к воздействию на развитие инноваций в организациях сферы услуг, что подтверждается проводимым анализом динамики анализа в развитии показателей инновационной активности, структуры национальных организаций, что приводит к затратному инновационному развитию организаций и формирует долю сферных услуг, реализующих инновации в цифровой среде.

Издание: ИНТЕЛЛЕКТ. ИННОВАЦИИ. ИНВЕСТИЦИИ
Выпуск: № 6 (2024)
Автор(ы): Бывшев Владимир Игоревич, Суслова Юлия Юрьевна, Волошин Андрей Владимирович, Писарев Иван Владимирович
Сохранить в закладках
Постпроектный мониторинг: опыт Красноярского краевого фонда науки (2024)

Исследование посвящено актуальным вопросам анализа развития научных и научно-технических проектов после оказания им мер государственной поддержки. Цель: анализ опыта краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» по проведению мониторинга востребованности проектов.
Методы: постпроектный мониторинг, сплошное анкетирование, статистические и графические методы, системный анализ. Результаты: анализ развития проектов, получивших государственную поддержку, проведенный с применением метода постпроектного мониторинга, показал, что 8% от общего числа опрошенных получателей грантов коммерциализировали результаты своих проектов, 37% - ввели полученные результаты в социально-экономический оборот в организациях, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края. Выводы: более трети всех проектов, поддержанных Краевым фондом науки, получили дальнейшее развитие или практическое применение в том или ином виде, что превышает среднестатистические данные, приводимые в других исследованиях. Несмотря на это, возникает необходимость повышения уровня коммерциализации результатов научных проектов. Для достижения этой цели в статье предложен ряд мер.

Издание: ЭКОНОМИКА НАУКИ
Выпуск: Том 10, № 2 (2024)
Автор(ы): Королева Светлана Александровна, Писарев Иван Владимирович, Бывшев Владимир Игоревич
Сохранить в закладках