В статье рассматривается содержание инновационных способностей фирмы как современной экономической категории, определяются их элементный состав, вопросы управления развитием и подходы к оценке. Целью статьи является развитие научного знания об инновационной деятельности фирмы в направлении определения ее ресурсного, процессного и результативного содержания. Цель предопределяет необходимость сочетания комплексного подхода с монографическим методом исследования и инструментарием качественного и количественного анализа. В результате исследования определено содержание инновационных способностей фирмы как категории, присущей экономике знаний. Описан круг составляющих инновационные способности фирмы: финансовой, кадровой, технологической, информационной и организационной. Высказаны предположения о составе качественных и количественных показателей, необходимых для изучения состояния и динамики инновационных способностей фирмы. Вопросы управления развитием представлены в виде авторской гипотезы о построении дорожной карты, в которой предусмотрены мероприятия, направленные на стимулирование развития инновационных способностей фирмы в условиях цифровизации экономики. В качестве информационной базы исследования использованы опубликованные за последние пять лет работы российских ученых по вопросу развития инновационных способностей фирм в условиях цифровизации, а также статистические данные из открытых источников и собственные наблюдения авторов. Предполагается, что статья будет полезна специалистам по менеджменту, фокусирующимся на вопросах управления инновационным развитием и ресурсным потенциалом фирмы.
Необходимость адаптации национальной экономики к многочисленным санкциям со стороны недружественных стран способствовала активизации инновационной деятельности российских промышленных предприятий, выполняющих задачи импортозамещения. В этих условиях повышается значимость объективной оценки инновационных проектов, обеспечивающий ускоренный рост экономики. Вместе с тем существующая методическая база оценки инноваций не в полной мере учитывает появившиеся новые факторы внешней среды, в которой функционируют и реализуют свои инновационные проекты российские промышленные предприятия, работающие в условиях санкционного давления со стороны стран Запада.В связи с этим авторы данной статьи дали характеристику указанных факторов и обосновали, что их существенное влияние на реализацию инновационных проектов российскими предприятиями требует отражения в методической базе их оценки и нуждается в дальнейшей разработке российских ученых.
Появление и активное развитие цифровых экосистем определяет новый объект изучения менеджмента, интегрирующий в себе управление знаниями, управление инновациями, управление операциями, цепями поставок и организационных изменений. В условиях конкуренции и рыночных барьеров экономические субъекты активно используют цифровые экосистемы как ключевой фактор успеха. Сами цифровые экосистемы являются особым, сложным объектом управления, свойства которого меняются по мере прохождения им различных этапов жизненного цикла. При этом жизненные циклы цифровых экосистем находятся под влиянием функционирующих в их контуре объектов и субъектов и связанных с ними экономических систем. На основании наблюдения за экономическими системами и влиянием на них различных факторов авторами были определены этапы жизненного цикла цифровых экосистем. Базируясь на результатах анализа специфики поведения цифровых экосистем на этапах их жизненных циклов, авторами были сделаны выводы о наиболее значимых особенностях управления ими.