Научный архив: статьи

КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (2024)

Исследование кризисов профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья, развивающейся в условиях сенсорной, эмоциональной и социальной депривации, имеет как теоретическую, так и ярко выраженную практическую значимость: его результаты позволяют разработать прикладные аспекты решения проблемы профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству данной категории людей. Целью исследования стала разработка и эмпирическое подтверждение теоретических основ системно-динамической концепции профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающих содержание кризисов при прохождении определенных стадий и этапов его становления. В исследовании приняли участие 305 человек с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими сохранный интеллект, в возрасте от 15 до 46 лет; из них 62 старших подростка, 106 студентов, 75 работающих и 62 безработных респондентов. В рамках системно-динамического подхода разработана динамическая модель профессионального самосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья, где определены три основные стадии ее становления: 1) первоначальное формирование, 2) трансформация и 3) поступательное развитие. Установлено, что переход от одной стадии к другой сопровождается переживанием определенных кризисов: кризиса профессионального будущего, обусловленного несовпадением прежних представлений о профессиональной составляющей жизнедеятельности личности с ограниченными возможностями здоровья с осознанием реальности окружающей среды; кризиса профессиональных ожиданий, проявляющегося в переживании сомнений по поводу правильности сделанного профессионального выбора; и кризиса профессиональных интересов, возникающего в ответ на трудности профессиональной адаптации и профессионализации.

В результате эмпирической проверки сконструированной динамической модели выявлено, что кризисы профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья не соотносятся с возрастными этапами их развития, что психологические закономерности переживания таких кризисов отражают особенности и специфику их профессионально-личностного развития, обусловленного действием сложной системы полидетерминационных механизмов.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (52) (2024)
Автор(ы): ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, БОНКАЛО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПАЦИЕНТАМИ У ВРАЧЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ (2025)

Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является поиск способов реализации пациент-центрированного подхода к оказанию медицинской помощи населению, что связано с необходимостью трансформации традиционной авторитарной модели взаимоотношений врача и пациента, перехода ее в сотрудническую и партнерскую. Целью исследования стало выявление особенностей отношения к пациентам и представлений о коммуникативном с ними взаимодействии современных врачей общей практики с разным стажем профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие 222 врача-терапевта и врача общей практики, которые были разделены на три равночисленные группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в медицинских организациях поликлинического профиля: по 74 врача со стажем до одного года, от 10 до 15 лет и более 20 лет. Исследование осуществлялось с помощью теста социальных ориентаций Т. Лири, ранжирования качеств личности пациентов по степени их приоритетности во взаимодействии с врачом, методики коммуникативной направленности С. Л. Братченко, методики «Способность к самоуправлению в общении» (Н. П. Фетискин и др.).

Выявлено, что в настоящее время система представлений об идеальной модели взаимодействия врача и пациента претерпевает незначительные изменения в сторону приоритетности партнерских отношений. Статистически достоверные различия были выявлены между молодыми и опытными врачами в восприятии пациента как послушного и исполнительного, сотрудничающего и имеющего свою точку зрения на процесс лечения своего заболевания. Однако такое восприятие даже в группе начинающих врачей не определяет его реализацию на практике в силу отсутствия у большинства из них коммуникативной гибкости и способности управлять своим коммуникативным поведением.

Сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ развития гибких коммуникативных навыков у современных врачей с целью достижения успешного внедрения в практику медицинской помощи партнерской модели взаимодействия врача и пациента.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (54) (2025)
Автор(ы): ШОМАХОВА АСИЯТ МУХАМЕДОВНА, БОНКАЛО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ (2024)

Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта.

Издание: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Автор(ы): БОНКАЛО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА, ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках