Научный архив: статьи

БЛОКНОТЫ Е. И. ЗАМЯТИНА - НЕИЗУЧЕННЫЙ ПЛАСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ (2025)

Уникальный аспект творчества Е. И. Замятина составляют его блокноты 1914 - 1928 гг. и 1931-1936 гг., хранящиеся в Бахметевском архиве при Колумбийском университете. В 1980-х гг. они частично были опубликованы в трех выпусках «Нового журнала» (Нью-Йорк), однако до сих пор нет серьезных исследований, касающихся анализа этих материалов.

Читая блокноты Е. И. Замятина этих лет, видим, что он, возможно, глубже многих других знал и понимал, что творится в послереволюционной России, какова цена, заплаченная за преобразования в ней. Помимо трагических страниц, есть в блокнотах писателя и другие записи, напоминающие анекдоты, источником которых стала сама жизнь.

В большинстве блокнотных записей отразилась проявившаяся в полной мере и в художественной прозе Е. И. Замятина важная особенность - сочетание авторской иронии и трагизмом мироощущения. Е. И. Замятин великолепно переплетает трагическое и комическое, пробуждая в читателе неоднозначное восприятие записанных им небольших историй.

У блокнотных записей Е. И. Замятина богатая география: человек здесь перемещается из страны в страну, из города в город. Возникают образы Москвы, Нижнего Новгорода, Харькова, Ессентуков, Киева, Берлина, Парижа… Однако это не очерки с натуры, а своего рода заготовки, не только для рассказов, но и для более крупных эпических форм, некоторые из которых могли бы стать не только основой для рассказов, но даже средней и крупной прозы.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): БОДРОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2025)

Статья посвящена проблеме литературной кинематографичности в контексте изучения текстов художественной литературы путем анализа кинематографических приемов построения произведения, что очень важно с точки зрения постижения авторского замысла и его реализации.

В работе представлена характеристика основных приемов литературной кинематографичности, применяемых в произведениях художественной литературы, таких как смена планов, монтаж, флэшбэк, других, помогающих более емко воспринимать художественный текст. Подчеркивается, что понятие «литературная кинематографичность» имеет значительные допуски. Важно понимать вторичную по сравнению с литературой форму кинематографа, то, что именно своеобразие литературной основы любого фильма - базис, дающий возможность режиссеру конструировать сцены, эпизод, кадр.

В заключение статьи предлагается авторская трактовка понятия «литературная кинематографичность». Это моделирование динамической ситуации наблюдения посредством комплекса приемов, используемых в кинематографическом искусстве, в том числе композиционных, визуальных и акустических, позволяющих читателю во всей полноте представить картину, описываемую автором художественного произведения, способствующих вовлечению читателя в конкретный кадр, эпизод, сцену.

Подобный подход к вопросу литературной кинематографичности не только имеет право на существование, но и, с одной стороны, позволяет более точно определить границы проблемы, с другой, - значительно расширяет возможности интерпретации литературных текстов.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): БОДРОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
КРИТИКА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ 1950-1960-Х ГОДОВ О «ЛИЦАХ» Е. И. ЗАМЯТИНА (2025)

Интерес к творческому наследию Е. И. Замятина со стороны современных литературоведов остается достаточно устойчивым. При этом аспектами большинства исследований традиционно являются роман-антиутопия «Мы», специфика орнаментальной прозы писателя, некоторые иные. О самом сборнике писателя «Лица», включившем литературные портреты современников Е. Замятина и его статьи о литературе, работ крайне мало. Выйдя впервые в 1955 году в Нью-Йоркском издательстве имени Чехова, книга сразу же обратила на себя внимание ведущих литературные критиков Русского зарубежья, получила благожелательные отзывы. Однако год спустя Г. Ада-мович призвал на примере «Лиц» пересмотреть то, что ранее принималось без проверки. Ранее, в 1920-х критик отмечал «блестящую литературную форму» замятинских очерков, их особую стилистику, указал, одним из первых, на главную их особенность - воссоздание психологического образа героя. Теперь, в 1956-м г., анализируя «Лица» с позиций культурного поля современности, Г. Адамович был резок и беспощаден в своих заключениях и шел вразрез с традиционным взглядом на замятинскую публицистику. В 1967-м г. «Лица» будут переизданы, затем войдут в мюнхенское собрание сочинений Е. Замятина. К очеркам, лекциям, статьям писателя станут активно обращаться журналы Русского зарубежья. Все это подтверждает несомненную значимость публицистического наследия Е. Замятина. Однако хотелось бы вспомнить Г. Адамовича, попытавшегося, хотя и не очень удачно, отойти от испытанных, привычных оценок наследия русской классики ХХ века, в частности, замятинского творчества, освоить некие новые ориентиры постижения литературы.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): БОДРОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках