Впервые рассмотрена история киноклуба «Сигма» в новосибирском Академгородке, получившего общесоюзную известность. Принципы организации и деятельности идентифицировали его как собственно клуб культурных активистов, а не просто кинолекторий. Деятельность «Сигмы» на основе использования ресурсов Госфильмофонда способствовала нивелированию культурного разрыва между столицей и сибирским регионом, созданию коммуницирующей среды творческой актуализации отечественного и мирового кинематографа с обсуждениями и дискуссиями. Обеспечивая циркуляцию информации и идей, расширявших представления о социальной действительности в стране и за рубежом, при отчетливой этической доминанте киноклубная субкультура вносила вклад в формирование микроскопических, но реальных анклавов плюралистического общества, косвенно способствуя разрушению идеологической оболочки позднего социализма.