В статье представлена концепция лингвокультурологического словарного описания лексикона современных молодежных субкультур. Лексикон субкультур изучается в лингвокультурологическом плане, но не получает полного и последовательного лексикографического описания. Цель исследования - разработать модель лингвокультурографической репрезентации субкультурного лексикона на примере сферы компьютерных игр (субкультуры геймеров). Материалом исследования выступают тексты интернет-СМИ и образцы коммуникации геймеров на порталах этих изданий. Разработке параметрических моделей словарных статей, репрезентирующих лексику и фразеологию геймеров, предшествовал структурно-семантический, этимологический и лингвокультурологический анализ материала, результаты которого отражены в словарных статьях, иллюстрирующих авторскую концепцию. В исследовании определены тематические группы лексикона геймеров: наименования игр, жанров, игровых предметов, игрового процесса и т. д. Рассмотрены способы пополнения языка субкультуры: заимствование с различными способами адаптации заимствований в русскоязычной среде, аффиксальное словообразование, аббревиация; с лингвокультурологической и лингвоаксиологической точек зрения проанализированы контексты употребления субкультурных лексических и фразеологических единиц. На примерах разработанных автором словарных статей показана комплексная репрезентация субкультурного содержания таких единиц: толкование заголовочного слова или фразеологизма культурологически ориентировано; этимологическая справка раскрывает его происхождение; лингвокультурологический комментарий демонстрирует различные детали игрового процесса, связанные с обозначаемым объектом; иллюстративные контексты расширяют понимание объекта номинации и передают его оценку говорящим. Предлагаемая модель словарного описания позволяет представить молодежную субкультуру как современный лингвокультурологический феномен. Результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике и при изучении динамики речи молодежи.
Изучаются пути и способы обновления лексикона молодежных арт-субкультур (граффити, диджитал-арт, фурри-арт). Цель исследования — показать отраженное в лексических инновациях развитие субкультурных идей, воплотившихся в новых жанрах, техниках и творческих акциях, выявить обусловленность этих динамических процессов широким социокультурным контекстом функционирования субкультур. Материал исследования отобран на интернет-сайтах субкультурных сообществ, в группах социальных сетей (2005—2025 годы). Использованы записи живой речи представителей арт-субкультур из архива авторов, а также опубликованные словарные материалы. Использованы методы этимологического и словообразовательного анализа, приемы компонентного и контекстуального анализа, которые позволили выявить мотивы и способы лексической номинации, уточнить семантическую структуру и аксиологическую направленность новых единиц субкультурного лексикона. Эти инновации представлены в их соотнесенности с тематическими доминантами субкультурного лексикона. Показаны траектории развития трех арт-субкультур, социокультурные факторы, которые обусловили специфику их обновленных жанров и субкультурных практик, получивших лексическое отображение. Подчеркивается, что наиболее широко лексическими инновациями представлены новые техники рисования — традиционного, цифрового и настенного, которые сформировались благодаря развитию IT-сферы и индустрии товаров для художника.