КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИНАМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭКОСИСТЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ (2025)

В условиях турбулентности внешней среды особую роль приобретает динамический подход к анализу и оценке эффективности функционирования экономических систем. Динамический подход к исследованиям акцентирует внимание на развитии и временных изменениях систем, обусловленных непостоянством и изменчивостью экзогенных факторов среды. В этой связи оценка интенсивности конкуренции, как одного из ключевых параметров привлекательности рынков, на основе динамического подхода приобретает критическое значение для стратегического планирования и принятия эффективных управленческих решений менеджментом организаций. Традиционные подходы, опирающиеся на статические показатели, часто оказываются недостаточно информативными и не отражают динамику рыночной среды. Предложенная в исследовании концептуальная модель динамического анализа экосистемы конкуренции позволяет преодолеть указанные ограничения.

Цель исследования состоит в разработке концептуальной модели динамического анализа экосистемы конкуренции, учитывающей взаимодействия широкого спектра факторов, влияющих на рыночную среду. Специфика модели заключается в идентификации всех участников цепочки создания ценности в конкурентной экосистеме, от производителей товаров и их прямых конкурентов до поставщиков и потребителей, отслеживании динамики и активности их взаимодействия, а также в динамической оценке влияния макроэкономических, политических, технологических и социальных факторов.

Методология исследования включает алгоритм проведения оценки и анализа интенсивности конкуренции, построение динамической карты конкуренции, визуализирующей изменения в рыночной среде в реальном времени, с последующим расчетом разветвленного индекса интенсивности конкуренции: на основе динамики взаимодействия и влияния внешних факторов, а также на основе влияния участников конкурентной экосистемы. Предложенная концептуальная модель предоставляет возможность более глубокого понимания рыночной динамики, прогнозирования возможных сценариев развития и принятия обоснованных стратегических бизнес-решений.

Издание: ЭТАП: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, АНАЛИЗ, ПРАКТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Нигай Евгения Антоновна
Сохранить в закладках