КАКИЕ ЦЕННОСТИ ЗАЩИЩАЛ ДЕКАРТ В СПОРЕ С ВОЭЦИЕМ? (2024)

Впервые в отечественной философии предпринимается попытка эксплицировать политические и моральные ценности Декарта из его не переведенного на русский язык трактата «Epistola ad Voetium» (1643). В современных отечественной философии эта работа рассматривается как теологическая, поскольку сам Декарт признавал, что причиной, побудившей его написать «Epistola ad Voetium», был теологический спор с Гисбертом Воэцием (1589-1676). При интерпретации политических и моральных ценностей Декарта автор учитывает не только дискурсивный контекст, но и исторический фон. Данный подход частично основан на методе Кембриджской школы интеллектуальной истории как эвристическом инструменте анализа авторского замысла. Политические ценности Декарта становится очевидными, когда Декарт разоблачает лжеученость Воэция, разрушает его политический и моральный авторитет и указывает условия формирования подлинного (политического) авторитета общественного деятеля: особый тип учености - eruditio - и особые личностные характеристики - смирение и свобода воли. Моральные ценности Декарта показаны в развитии (подход Ж. Роди-Левис). Компаративный анализ картезианских трактатов «Epistola ad Voetium» (1643) и «Страсти души» (1649) позволяет раскрыть причины замены Декартом понятия «великодушие» в «Epistola ad Voetium» на понятие «щедрость » в «Страстях души». Автор статьи убежден, что переход от перечисления поступков Воэция к утверждению, что личные и социальные взаимодействия между людьми определяются эмоциями (страстями) позволяет Декарту открыть множество измерений философского анализа власти.

Издание: СОЦИУМ И ВЛАСТЬ
Выпуск: № 4 (102) (2024)
Автор(ы): Игнатова Нина Юрьевна
Сохранить в закладках