Эффективное управление интеллектуальным капиталом региона возможно только при наличии четко выстроенной его структуры, где все элементы взаимоувязаны и учтены региональные особенности. Исследование, проведенное в данной работе, преследует единую цель, связанную с построением механизма формирования интеллектуального капитала региона. В качестве предмета исследования выступает интеллектуальный капитал региона. Для достижения цели в работе рассмотрены различные интерпретации понятия «интеллектуальный капитал» с указанием компонентов интеллектуального капитала. Выявлено влияние интеллектуального капитала на устойчивое развитие экономических субъектов. В работе обозначены приоритетные направления поддержки развития регионального интеллектуального капитала: базовые компоненты и компоненты инфраструктурного капитала. Выбран перечень предприятий Псковской области, образующих интеллектуальный капитал региона, который рассматривается как ведущий фактор производства. Представлена динамика показателей компонентов интеллектуального капитала по Псковской области. Применены теоретические и статические методы обработки данных исследования. Анализ подходов ученых к формированию интеллектуального капитала региона позволил выявить неоднозначность их взглядов. Авторами предложен механизм формирования интеллектуального капитала региона, представленный в виде замкнутого процесса эффективного взаимодействия элементов структуры капитала, где важная роль отведена региональной инфраструктуре. Акцентируется внимание на необходимости разработки инновационных подходов к развитию интеллектуального капитала. Проведено сравнение понятий «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный капитал региона». Отмечено, что данное понятие не является однозначным, поскольку не определяет, какое количество компонентов интеллектуального капитала, помимо базовых, должно учитываться. Неоднозначность понятия предопределила различия в механизмах формирования интеллектуального капитала. Предложенный авторами механизм формирования интеллектуального капитала четко показывает взаимосвязь всех его элементов, учитывая региональные особенности.
Проблема эффективного и рационального формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов сегодня становится всё более актуальной. Исследование процессов формирования бюджетов внебюджетных фондов имеет своей целью обеспечение роста доходов, оптимизацию расходов, повышение их эффективности и прозрачности. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) создаются органами исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации. На территориальные фонды возлагается задача реализации государственной политики в области медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Целью анализа процесса формирования бюджета ТФОМС Тверской области является оценка возможностей фонда для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Тверской области. На основании проведённого анализа формирования бюджета ТФОМС Тверской области в 2021-2023 гг. можно сделать вывод, что финансовые средства, доступные фонду, позволили: финансировать оказанную населению медицинскими организациями Тверской области медицинскую помощь; покрывать расходы медицинских организаций Тверской области за счёт средств ОМС; своевременно и в полном объёме производить оплату медицинской помощи страховыми медицинскими организациями.