ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛКСМ: КРИЗИС, ДЕМОНТАЖ И САМОРОСПУСК (2024)

В статье рассматриваются кризисные события завершающего периода деятельности ВЛКСМ и самороспуска организации в сентябре 1991 г. На уровне постановки проблемы анализируются некоторые факты и условия деструктивных явлений в комсомоле как части политической системы советского общества в контексте системного кризиса, затронувшего в тот период все партийно-государственные и общественные институты. Показано, что ВЛКСМ объективно стал жертвой институционального кризиса СССР, переросшего вследствие неудачных реформ в кризис системный. Комсомол, призванный быть неотделимой частью партократии, «помощником и резервом партии», утратил свой смысл после деформации партийного государства и юридического запрета КПСС в России.

В части историографического рассмотрения проблемы сделана попытка конструктивно-критического анализа немногочисленных публикаций постсоветского периода о распаде комсомола. Констатируется отсутствие серьезного научного анализа проблемы кризиса молодежного Союза и во время подготовки и празднования 100-летия ВЛКСМ, когда усилилось внимание в обществе и молодежной среде к вопросам истории комсомола. В статье подтверждается сделанный ранее вывод о недостаточной научной разработке заключительного периода деятельности, причин и условий демонтажа и самороспуска уникальной самобытной молодежной организации в однопартийном социалистическом государстве. Актуализирована проблема субъектности комсомольско-молодежных трансформаций второй половины 80-х - начала 90-х годов прошлого века, в том числе в жанре исторической персоналистики. Значительная часть руководства комсомола на завершающем этапе его истории демонстрировала нежелание бороться за сохранение или реконструкцию организации, приняв ее демонтаж за объективную необходимость.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): Горин Сергей Григорьевич
Сохранить в закладках
Трансформация «превращенных форм» российской образовательной реальности в ходе модернизации высшего образования (2024)

Введение. В статье рассматривается динамика преобразований в современном российском высшем образовании в контексте трансформации его «превращенных форм». Актуализирована проблема некорректного использования некоторых инокультурных образовательных образцов и отечественного деструктивного опыта с учетом специфики региональных сибирских вузов.

Постановка задачи. Авторы предлагают остановиться на таких фрагментах, как отрицательное влияние компетентностно-ориентированной образовательной модели на методический контент образовательного процесса и некоторые «псевдонаучные» тенденции вузовской науки. Все это, на наш взгляд, можно отнести к элементам «превращенных форм» современной отечественной образовательной реальности.

Методика и методология исследования. В работе применялись традиционные методы социологического исследования (контент-анализ, анкетирование, интервью), системный и структурно-функциональный подходы, сравнительный и ретроспективный анализ и др. В качестве эмпирической базы использованы данные социологического опроса преподавателей гуманитарных дисциплин и юридических специальностей четырех новосибирских вузов, а также результаты их интервьюирования, выявляющие объективные экспертные оценки.

Результаты. В статье на основании последних экспертных источников и выступлений отечественных методологов и стратегов образования (регулятора) уточняются прогнозы использования компетентностно-ориентированной образовательной модели в условиях отказа от болонской системы. Определяются внутренние противоречия системы, связанные прежде всего с инверсиями, существенным образом влияющими на формирование ее превращенных форм. Показано, что в таком виде, каком она существует сейчас, компетентностная модель образования излишне формализована, методологически уязвима и поэтому токсична для современного качественного образовательного процесса. При рассмотрении вузовской науки на примерах показана ее излишняя бюрократизация и формализация, особенно в рамках дисциплин гуманитарного цикла, засилье псевдонаучных конференций и, соответственно, «мусорных» сборников статей и других публикаций, оформленных исключительно для отчетности, которые не могут интересовать специалистов, так как не имеют ничего общего с научной разработкой актуальных социальных проблем.

Выводы. Анализируя лишь некоторые элементы «превращенных форм» в современном российском высшем образовании, можно констатировать, что образовательная реальность, по мнению экспертного сообщества (а нами опрошено 120 преподавателей сибирских вузов), ставит вопросов значительно больше, чем дает ответов на них. Каждая проблема становится предметом оживленных дискуссий, в ходе которых уточняются и экспертные позиции, и деятельность регулятора, влияющие на тенденции развития конкретных направлений реформирования отечественного образования.

Издание: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Автор(ы): Горин Сергей Григорьевич, Чельцов Михаил Владимирович, Чельцова Марина Геннадьевна
Сохранить в закладках