Статья посвящена анализу восприятия курдского вопроса в период формирования подмандатного государства Ирак через обращение к личному архиву британской путешественницы и разведчицы Арабского бюро Гертруды Маргарет Белл (1868–1926). Интерес к трудам разведчицы приобретает особую актуальность в контексте критической интерпретации событий данного периода в курдском национальном дискурсе XXI в., лейтмотивом которого является «насильственное» включение провинции в состав Ирака. Так, необходимость присоединения Курдистана к иракскому государству Г. Белл видела в разобщенности курдских территорий как между центрами провинции, так и ввиду замкнутости «окраин», не принимавших участия в политической жизни. Помимо этого, Г. Белл акцентирует внимание на экономической взаимозависимости Курдистана и Ирака, что способствовало добровольному сотрудничеству части курдских территорий с Багдадом. Исходя из этого, в своих текстах Белл уравнивает курдские и арабские национальные интересы. В то же время письма Г. Белл демонстрируют отсутствие конкретики относительно «курдского будущего» не только в планах местных жителей, но и в стратегии Уайтхолла. Таким образом, письма и труды Гертруды Белл подчеркивают многофакторность курдского вопроса, а также демонстрируют невозможность рассмотрения курдов исключительно в роли «инертных» участников межэтнических отношений
В мае 1808 г., после жестокого подавления французами восстания в Мадриде вынужденных отречений Карла IV и Фердинанда VII от испанского престола, на Пиренеях начался длительный военный конфликт, получивший в испанской историографии наименование Войны за независимость Испании. Значительную роль в мобилизации испанского населения на борьбу против французского вторжения сыграла католическая церковь. Большинство священнослужителей и монахов оказались среди тех представителей образованных слоев населения страны, которые не поддержали планы Наполеона и его ставленника Хосе I по секуляризации и реформированию испанского общества в соответствии с французскими образцами. Священники выступали с кафедр церквей и храмов с обращениями и проповедями, призывая бороться с «Антихристом» Наполеоном и его армией, а настоятели монастырей воодушевляли монахов и послушников сражаться против захватчиков с оружием в руках. Более того, клирики обосновали необходимость и прямого участия духовенства в подобном «крестовом походе» против армии Наполеона, что имело своим следствием формирование корпусов «крестоносцев-герильерос», которые участвовали в партизанской войне против французской армии наравне с другими бойцами испанского сопротивления. Особенно активно в испанскую герилью оказались вовлечены представители монашеских орденов - капуцины, кармелиты и францисканцы, наиболее пострадавшие от религиозных реформ Хосе I, предполагавших, в частности, ликвидацию монастырей и монашеских и нищенствующих орденов на территории Пиренейского полуострова. Именно церковь стала элементом сплочения испанского населения перед лицом французского вторжения, обеспечив восставшим идеологическое обоснование их миссии по освобождению Испании.